Источники представлений и образы в реальности

02.10.2014. Я не уверен, что видел сокола наяву, но много знаю о нем, и все мои знания - из вложенной в меня культуры. А культура может далеко отходить от реальности, формируя собственные образы. Удивила лисица, когда однажды увидел ее в лесу, - представлял совсем по-другому, - по шикарным шубам, воротникам из чернобурки и детским сказкам. А увидел маленькую собачонку. Впрочем, давно это было, осталось только впечатление - удивление, а описать уже не смогу, она опять стала такой, как в сказке. Когда же увидел аиста (довольно редкая у нас птица), сразу узнал по картинкам из детских книжек, аист оказался похожим на себя.

Вот так - во всем, все наши знания когда-то были собраны, упакованы, преобразованы и представлены. Реальность далека, она существует сама по себе, мы мало что о ней знаем. И если наше представление окажется не очень похожим на нее, мы не будем спешить с заменой, представление сильнее. Наш национальный сборник предметов, сюжетов, понятий ("толковый словарь") отличается от такового других стран, потому понимание не всегда возможно, а полного взаимопонимания не будет никогда. Для этого надо жить одной жизнью, с детства читать одни и те же книги, говорить на одном языке, смотреть одни и те же фильмы. Судя по тому, куда идет процесс, в конце концов, на всей Земле будут жить одни американцы. Американская культура наступает. Европа повержена, Россия делает вид, что сопротивляется. Сопротивление бесполезно, Голливуд, Макдональдс и чипсы победят.

Из этих (культурных) оснований вырастает моя "теория поколений". В 30-е, 60-е, 90-е годы дети нашей страны читали разные книги, смотрели разные фильмы и странно, что разные поколения вообще друг друга понимают, но это только потому, что было у них и что-то одинаковое. В итоге, был бы у меня взгляд, исполненный пессимизма, поскольку плохо отношусь к "американскому" и помню, что в 90-е годы было не до подбора книжек, да и собственное сознание теряло тогда опору. Но вижу молодых людей, удивляюсь и радуюсь, - умные, образованные, целеустремленные. Значит, есть еще нечто помимо того, что они видят по телевизору, читают в журналах и книгах. Собственно, школа во все времена дает примерно одно и то же, только усваивается по-разному, с разными приоритетами. И я уже затрудняюсь сказать, что же во всем этом играет определяющую роль. Я часто говорю о том, что содержание книги определяет читатель. В этом смысле, народ, который существует в данном государстве, определяет государство (не наоборот). Потому что человек широк и в социальной жизни участвуют те его стороны, которые в данный момент востребованы. Я когда-то удивлялся кровожадным нацистским преступникам, превратившихся после войны в добропорядочных бюргеров. Удивление контраста остается, но понимание есть. И склоняюсь к тому, что нельзя судить или поощрять людей за социально значимые поступки, в социальной реальности мы все статисты..


Рецензии