Притча о разбитых кувшинах

На полке в мастерской гончара стояли двенадцать расписных кувшинов необыкновенной красоты.  Здешний хозяин был даровит и при этом имел крутой нрав, бывал вспыльчив и даже мог наброситься с кулаками на того, кто перечил ему. Приходя в состояние гнева, гончар яростно бил кувшины. Но как только один кувшин оказывался разбитым, ярость его остывала.

Глядя на черепки, он уже чувствовал, что уничтожил часть своей души, нечто ценное и невозвратное, и утрата тяготила его. Он сваливал черепки в угол и уходил из дома на несколько дней, шлялся по кабакам, заливал тоску чем попало, ночевал под мостом вместе с бродягами. Но переболев этим недугом, возвращался в мастерскую.

Переступив порог, он с опаской смотрел в угол, где обычно оставлял черепки, и всякой раз угол был пуст. Облегченно вздохнув, гончар возвращался к привычной работе. Прежде чем сделать новый кувшин, он подходил к полке, рассматривал старые и пересчитывал их. Опять двенадцать. Гончар точно знал, что так быть не может - ведь совсем недавно он собственными руками разбил один кувшин.

А его подмастерье точно знал, что не может быть иначе - нельзя допустить, чтобы творения рук мастера погибли безвозвратно. Как только разгневанный гончар покидал мастерскую, тихий подмастерье бережно собирал черепки и склеивал их особым клеем, а едва заметные трещины закрашивал так искусно, что отличить этот кувшин от целого никто не мог.

Подмастерье полагал, что его способности в гончарном деле никогда не сравняются с талантом мастера. Но сохранять красоту разве менее достойно, чем её создавать, думал он и делал свое дело. И еще он был уверен, что целый кувшин лучше разбитого. Так никто и не узнал, остались ли на той самой полке   нетронутые кувшины.


Рецензии
Здравствуйте, Ирина! Так и вспомнилось мне, прочтя вашу притчу, о сутях творения, сохранения и разрушения. Они все важны, без них не будет ничего. Гневливый гончар сочетал в себе сути творения и разрушения, а его подмастерье - суть сохранения. Тут главное, чтобы ни одно из сутей не перетягивало "одеяло" на себя. Сугубый консерватизм (сохранение) тоже вреден, если он слишком сильный.
С почтением

Владимир Радимиров   19.03.2022 07:42     Заявить о нарушении
Вы совершенно правы, Владимир, когда говорите о желательном/необходимом поддержании равновесия между силами творения, разрушения, сохранения. Если рассуждать в масштабе глобальном, все так. А в простенькой истории о разбитых кувшинах подмастерье, по-моему, не тянет на «сугубого консерватора». И самое главное в этом персонаже то, что он сознает уровень собственных возможностей и делает свое дело наилучшим образом, заботясь о репутации мастера и его творениях. У него свой масштаб - двенадцать кувшинов - часть мира, в которой он может что-то изменить. На большее подмастерье не претендует. А поскольку он так преданно оберегает - пусть крохотную - частицу красоты, то можно надеяться, что в мире все-таки останется что-то гармоничное. Хотя бы в виде расписного кувшина. Или в виде отношений между людьми.
Благодарю Вас, Владимир, за тонкие и глубокие замечания, которые побуждают меня еще раз прожить эту историю и переосмыслить однажды написанное.

Ирина Дмитриевна Кузнецова   19.03.2022 20:16   Заявить о нарушении