Имя России

Происхождение термина «Русь» не имеет однозначного объяснения. Большинство исследователей склоняется к варяжскому (шведскому) происхождению и отмечает изначально собирательный характер данного этнонима (как и морфологически тождественные ему чудь, весь, сумь, емь и др. славянизированные наименования финно-угорских групп). Этноним «русь» (рось, русы) (1)   – название варяжского (скандинавского) племени, перенесенное на союз славянских племен, согласно «Повести временных лет» принявших в 862 году решение пригласить на княжение варяжского конунга Рюрика, ставшего основателем первой русской династии (2)  . В ходе этнического синтеза произошла славянизация варягов (а не норманнизация славян), но гармоничное, в целом, слияние культур положило начало интеграционному характеру дальнейшего развития русской нации, имевшей преимущественно славянские, но также и скандинавские, балтийские, финские и тюркские истоки.

Русь (русы, россы) упоминаются в византийских, арабских и персидских  источниках с VIII века (3)   и чаще всего отождествляются со скифами (4)  . Большинство авторов этого времени еще различают русов от славян. При князьях Рюрике, Олеге и Игоре «русь» и «дружина» являются взаимозаменяемыми словами (то есть «русь» – ближний круг правителя – еще несколько инороден остальным подданным и в социальном, и в этническом отношении), но постепенно этот национально-социальный характер этнонима упраздняется. Уже в IX – X вв. русью именуются не только варяги, но и новгородские словене, и киевские поляне. К началу XII века этноним «русь» и ойконимы Русь, Руская земля – общенациональные термины, независимые от племенной принадлежности.

Государствообразующим народом Руси-Русии-России является русский народ. Его основу составили три группы племен: северная - кривичи и словене;  средняя -  дреговичи, радимичи и вятичи; и южная -  поляне, уличи, тиверцы, дулебы (бужане, волыняне), хорваты, древляне и северяне. Также в формировании русского народа приняли участие и первоносители этнонима «русь» варяги, и балтийские, и финно-угорские, и тюркские племена (5)  . Но ядро русского народа, безусловно, и генетически, и цивилизационно, и культурно - славянское.

Складывание русской нации прошло несколько этапов. Плавность этого процесса не позволяет установить чёткие границы каждого периода, однако, можно указать на кульминационные моменты, символизирующие суть каждого этапа.

Сначала шло созревание осознания необходимости единства славянских племен для прекращения взаимоослабляющей вражды между ними, упорядочения их внутренней жизни и совместного противостояния внешним угрозам. Это стремление нашло воплощение в 862 году в призвании Рюрика, положившего начало общерусской государственности.

Молодое Русское государство еще не обладало политическими механизмами, экономическими ресурсами и инфраструктурой для поддержания целостности, основанной на централизации власти, и его неизбежно ожидал удельный период. Но оно породило идею общенационального единства, то есть как раз Русского Мiра, который существует независимо от того, как и где пролегли политические границы.

Характерно, что именно после того, как удельная раздробленность получает правовое оформление (6)  , из летописей исчезают упоминания племен. Отныне классификация населения происходит не по племенному, а по государственному принципу, по названиям политических центров удельных княжеств: Киевского, Черниговского, Смоленского, Новгородского, Ростово-Суздальского, Северского, Переяславского, Волынского, Галицкого, Полоцкого, Турово-Пинского, Муромо-Рязанского.

Понятия «Руси» и «русские» связываются, прежде всего, с политическими центрами – сначала с  Киевским Княжеством (7)  , затем с Ростово-Суздальским (Владимирским) (8)  . Но это не означает, что общего русского самосознания не существовало во всех удельных княжествах. И если в своем сопротивлении централизаторской политике сначала Киевских, а потом Владимирских великих князей население некоторых уделов как будто бы дистанцировалось от «Русской области», подчеркивая свою принадлежность другому удельному центру, то в отношении к внешнему миру все восточные славяне именуют себя «русью».

С другой стороны, Киевское княжество, несмотря на потерю им в XII веке значения общерусского политического и культурного центра, и другие западно-русские земли не утратили русской самоидентификации. Они продолжают именоваться Русью, а их население – русским (росским) народом или родом, причем не только во времена суверенитета и высоких собственных геополитических претензий, но и в тот период, когда оказываются в составе других – нерусских - государственных образований.

В ходе дальнейшего исторического развития формируются три ветви русского народа.  К XIX веку каждая из них достигает статуса народа как этно-культурной общности, а вместе они составили ядро Русской (Всероссийской) нации, как более высокой и развитой цивилизационной духовной, политической, экономической и социо-культурной общности.

Великорусский народ начал складываться на землях, при родо-племенном строе населенных кривичами, вятичами, новгородскими славянами, финно-угорскими племенами – чудью, мерей, весью, муромой, черемисами и др и приволжскими тюркскими племенами. Единодержавная политика Ростово-Суздальских – Владимирских великих князей, начатая св. Андреем Боголюбским, пронесенная его преемниками через годы раздробленности, монголо-татарского завоевания и утраты суверенитета, получила поддержку большей части подвластного населения. Продолжатели этой политики – князья Московской линии дома Рюриковичей – сумели собрать вокруг своего владения большинство русских земель (9)  , объединив их в Великую Русь, а их жителей – в великорусскую народность. Финно-угорские и тюркские народности при этом не вытеснялись, а состояли в добрососедских отношениях и частично естественным образом интегрировались.

Прародителями малороссийского народа были западно-русские хорваты, уличи, тиверцы, поляне, южная ветвь древлян и дулебы (бужане или волыняне), и жившие по левому берегу Днепра северяне, поляне и граничившие с ними тюрки – печенеги, половцы, берендеи, торки, узы, черные клобуки.

На западной части будущей Малой Руси – в Червонной Руси – выросло Галицко-Волынское княжество, ставшее наиболее могущественным государственным образованием в данном регионе бывшей единой Руси. Оно достигло расцвета при князе Романе Мстиславиче (1199-1205), но после его смерти внешние нападения и внутренние смуты стали подтачивать силы этого государства. Тем не менее, правнук Романа Мстиславича  Юрий Львович (1301-1308) носил титул «rex Russiae», то есть «король Руссии», а его сыновья Андрей и Лев, поделившие территорию королевства, звались каждый «Dei gratia dux Russiae» - «Божиею Милостию князь Руси».  Угасание в 1323 г. галицко-волынской линии Мономашичей (10)   в мужском поколении привело к воцарению потомка Романа Мстиславича по женской линии польского мазовецкого князя Болеслава Тройденовича. Он принял имя Юрия II и титул «Dux totius Russiae Minoris» - князь всея Малыя Руссии. Таким образом, в акте 1335 года впервые встречается ойконим, давший впоследствии имя малороссийскому народу.

После гибели Юрия II в 1340 г. ему наследовал его шурин литовский князь Любарт Гедиминович. Началась борьба за раздел Галицко-Волынской Руси между русским Великим Княжеством Литовским, Польшей и Венгрией. В 1349 г. польский король Казимир III Великий оккупировал всю Малую Русь, кроме Луцка. Затем великим князьям Литовским удалось вернуть под свою власть Волынь. Галиция осталась за Польшей и подвергалась полонизации. После кончины Казимира III в 1379 г. она отошла к Венгрии, которая приступила к мадьяризации. Но венгерский наместник назывался «старостой Русской земли».

Брак Великого Князя Литовского Ягайло с польской королевой Ядвигой создал в 1385 г. объединенную Польско-Литовскую державу. В 1387 г. Галиция была отнята у Венгрии и вместе с западной Волынью объявлена неотъемлемой частью Польско-Литовского королевства и оставалась таковою до первого раздела Речи Посполитой в 1772 г.

На юге бывшей единой Руси образовались Черниговское и Переяславское Княжества. Они, как и Киевское Княжество, и другие русские земли по левому берегу Днепра находились в сложных взаимоотношениях с половцами и другими тюркскими племенами, воюя с ними, заключая временные союзы и смешиваясь этнически. В XIV веке, в результате завоеваний великого князя Ольгерда (1345-1377), эти территории – Чернигов, Новгород-Северск, Подолье, Киевское и Переяславское Княжества - вошли в состав Литовского Великого Княжества.

Это государство было многонациональным, но преимущественно русским – с преобладанием православной веры, с государственным русским языком, с русской правовой, административной и финансово-налоговой системой. Династия Гедиминовичей состояла в тесных родственных связях с династией Рюриковичей.

Сын великого князя Ольгерда Ягайло (1377-1392) был призван на престол Польши, принял католичество и вступил в брак с королевой Ядвигой, положив начало дому Ягеллонов. На литовском престоле ему наследовал его кузен Витовт Кейстутович. Династическая уния поставила Великое Княжество Литовское в подчиненное положение и способствовала насильственной полонизации его населения и насаждению католичества.

Ойконим «Великая Русь» впервые зафиксирован в XIV веке, как в самих русских источниках, так и в актах международного права – «Хрисовуле» о восстановлении Киевской и всея Руси митрополии императора Иоанна Кантакузена (11)   и в его посланиях митрополиту Русской церкви Феогносту.

Эллинизированная форма ойконима «Россия» (от греческого корня ;;;) впервые зафиксирована в 1517 году, хотя и до этого встречается корень «Рос» (например, «Правда росьская»). С XVI в. в официальных актах входит в употребление латинизированное написание Русия (от Russia, Ruscia, Ruzzia). Титул «Государь, Царь и Великiй Князь всеа Русiи» (12)   носят русские монархи начиная с Ивана IV (с 1547 г.) до Михаила I (1613-1645). Второй царь дома Романовых Алексей Михайлович также вступил на престол с этим титулом, но впоследствии расширил его и изменил написание страны на «всеа Великиа, и Малыя, и Белыя Росiи».

Петр I до 1721 года использует традиционный титул, а также титул «царь и самодержец всеросийский».  21 октября по юлианскому календарю 1721 г. он принял титул «император и самодержец всеросийский». Вскоре это слово стало постоянно писаться с двумя «с» - всероссийский (соответственно, страна – Россия, государство – Российская империя), и в таком виде оставалось до революции 1917 года.

Примечания:

  (1) Возводится к древнеисландскому Ro/osmenn – гребец, мореплаватель. Иные теории этимологии менее убедительны или вовсе фантастичны.

  (2) Ничего уникального или оскорбляющего национальное достоинство в таком перенесении этнонима нет. В истории Европы мы находим целый ряд перенесения названий пришлых народов и даже прямых завоевателей на коренное население: франки во Франции (Галлии), норманны в Нормандии (части Галлии), лангобарды в Ломбардии (часть Италии), булгары в Болгарии (Фракии, до прихода тюрков-булгар заселенной славянами).

  (3) Самый ранний из обнаруженных на сей день исторических источников, где появляется  этноним «народ рос» - Бертинские анналы, составленные в IX веке во французском Сен-Бертенском монастыре. Но в еще более ранних источниках из контекста понятно, что «скифами» называют именно тот народ, который потом стал именоваться русью или росами.

  (4) В действительности скифы – народы северного Причерноморья северо-иранской языковой группы, растворившиеся среди других племен во время Великого переселения народов в IV—VII веках.

  (5) Они оказали и генетическое влияние благодаря скрещиванию, и определенное цивилизационное воздействие. Например, тюркский титул «каган»  использовался славянскими князьями еще при родоплеменном строе, а в целом просуществовал в употреблении до конца XII века. В Бертинских анналах  в записи за 839 г. есть упоминание о «росах», управляемых каганом.  Это может признаваться свидетельством наличия цивилизационных связей славян с варягами, с одной стороны, и с тюрками, с другой, существовавших еще до официальной даты основания Русского государства в 862 году.


  (6) Разделение земель между сыновьями Ярослава Мудрого после его кончины в 1054 г.; «лествичное право», регламентирующее престолонаследие в рамках династии Рюриковичей.

  (7) Например, в Ипатьевской и Троицкой летописях Киевские (Русские) князья противопоставляются другим князьям (в частности, Черниговским).

  (8) С XIII века.

  (9) Вокруг Москвы постепенно в нач. XIV – XVI вв. объединились Переяславский, Можайский, Коломенский, Суздальский, Рязанский, Муромский, Костромской, Галичский, Калужский, Дмитровский, Владимирский, Нижегородский, Ярославский, Тверской уделы, Новгородская и Псковская феодальные республики, Вятка.

  10) Потомков великого князя Киевского Владимира II Мономаха

  (11) http://www.sedmitza.ru/lib/text/438231/


  (12) А не «всеа Руси», как ранее


Рецензии