История рода красиковых по линии дедушки красикова

Фамилия Красиков в архивных документах XIX века часто варьируется как Красюков. Это можно объяснить двумя возможными основными причинами:
; неточность воспроизведения фамилии должностными лицами в полицейских и государственных органах;
; сознательное изменение фамилии самими старообрядцами с целью избе-жать двойного подушного налогообложения или «зашифроваться» в случаях преследования, например, в ситуации насильственного присоединения к единоверию.
Вместе с тем контент-анализ архивных документов подтверждает, что фамилии Красиков и Красюков принадлежат одним и тем же лицам, проживавших в XIX веке в Полоцком и Городокском уездах Витебской губернии. Также следует иметь в виду то, что значительная часть земель нынешнего Шумилинского района ранее входила в состав Полоцкого уезда.
Активная позиция староверов Красиковых в противостоянии царскому ре-жиму способствовала закреплению их деятельности в официальных документах, что позволило идентифицировать их данные и продлить родословную ещё на два поколения вглубь, включая первую половину XVIII века.
Следует подчеркнуть, что значительная часть Красиковых в XIX веке относилась к купцам 3-й гильдии.
Центром проживания династии Красиковых являлась деревня Жарцы Полоцкого уезда. По вероисповеданию все они были старообрядцами Древлеправославной поморской церкви беспоповского согласия. Здесь Красиковы поселились после того как покинули Новгородскую землю и Поморье из-за гонений и преследований в период раскола. И в дальнейшем, вплоть до 30 – 40-х годов ХХ века, большинство их компактно проживало в этой лесной местности на краю большого болота – урочище Лонно, в том числе в деревнях Смоляги и Городище, которые находились в 2,5 километрах от Жарцев. Сами Жарцы расположены на старой дороге Полоцк – Невель в 15 километрах от Полоцка. В настоящее время деревни Смоляги и Городище не существуют. По дороге от Полоцка, не доезжая до Жарцев около 1 км, по правой стороне в лесу находится большое старообрядческое кладбище. На нём похоронены многие Красиковы и их родственники.
Застройка деревни Жарцы ещё в первой половине XIX века имела прогрессивный линейный или уличный тип в отличие от распространённого тогда гнездового типа. В 1840 году в д. Жарцы проживало 207 старообрядцев.
Крестьяне Жарцев прославили себя во время войны 1812 года. Об этом напоминает скромный обелиск у дороги. В сентябре 1812 года жители деревни оказались между французским корпусом Н. Удзино и русским корпусом П. Витгенштейна. Они объединились в партизанский отряд. 21 сентября 1812 года русский генерал-майор Властов написал рапорт генералу П.Х. Витгенштейну об от-ваге крестьян д. Жарцы. В рапорте, в частности, отмечалось, что французский генерал Легран производил рекогносцировку местности от реки Полота до Двины через свои аванпосты с одним батальоном пехоты и эскадроном кавалерии. Французы 8 сентября хотели пройти через деревню Жарцы, но не смогли. Мест-ные мужики, взяв ружья, косы и вилы организовали засаду и смело бросились на врага. Враг стал отступать. Тогда храбрые крестьяне пустились вслед за ним и беспрестанно тревожили его, убив и ранив несколько французов. Командовал ими отставной солдат, житель Жарцев Максим Марков.  В октябре жители дерев-ни дважды принимали участие в битвах за Полоцк. После войны 22 крестьянина были награждены крестами на шапки и серебряными медалями на голубых лентах. В 1819 году царское правительство вновь вспомнило о заслугах жителей Жарцев и приняло решение выкупить за 20 тысяч рублей у местного помещика крестьян вместе с землями в вольные люди. Это был редкий и почётнейший пре-цедент. Жители Жарцев стали свободными на 42 года раньше, чем официальная отмена крепостного права в 1861 году.
В 1905-1907 годах в Полоцке действовала социал-демократическая организация. В феврале 1905 года она распространила воззвание «К крестьянам». Это воззвание было выявлено полицией 4 апреля и в д. Жарцы.
В 1886 году в Жарцах насчитывалось 19 дворов, 58 мужчин и 65 женщин.
Трагические события Второй мировой войны докатились и до этих мест. В октябре 1941 года фашисты сожгли деревни Смоляги и Городище из-за оказанного сопротивления местными староверами. В марте и мае 1943 года во время карательных операций Жарцы были полностью уничтожены в количестве 55 дворов. Из 226 жителей – убиты 198. В их числе гитлеровцы расстреляли и затем сожгли слепого 80-летнего староверского священника Кириллова Астафия Семёновича. Сожгли каратели и староверскую церковь.
Рядом с Жарцами расположена д. Сухой Бор. Там также жило много старо-обрядцев. Жительница этой деревни Татьяна Савельевна Мариненка в годы войны была разведчицей и связной партизанской бригады «Неуловимые». В августе 1942 года гитлеровцы её арестовали и затем расстреляли вместе с 14-летним бра-том Лавреном. В 1965 году ей было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Похоронена на том же самом лесном кладбище возле Жарцев.   
В период царствования Николая I (1825-1855) реакционное давление на ста-рообрядчество значительно усилилось. Стали не признаваться старообрядческие браки (жёны староверов в официальных документах именовались «сожительни-цами»), их дети считались незаконнорождёнными и поэтому не имели права на наследство и фамилию отца. Также запрещалось вести метрические книги. Ранее выписки из них заменяли паспорт и являлись юридическим документом. В 1840 году царь запретил перезвон на колокольнях старообрядческих часовен. При нарушении запрета колокола снимались и передавались православным  или еди-новерческим церквям. 9 апреля 1844 года Министерство внутренних дел напра-вило в Витебскую и Могилёвскую губернии циркуляр с грифом «секретно» «О воспрещении именовать раскольников старообрядцами, а их молитвенные здания – церквями». Таким образом, царские власти хотели упразднить термин «цер-ковь» из официальной терминологии в отношении старообрядцев, заменив его понятиями «молельня» и «часовня». В этой связи следует заметить, что впервые термин «старообрядчество» был использован царскими чиновниками в офици-альном документе в 1785 году.
В связи с тем, что старообрядческие молельни в Полоцке до середины XIX века были закрыты, то многие староверы-беспоповцы на богослужения приезжали в Жарцы. Обычно богослужения отправлялись в домах купцов Красиковых и Гуковых.
Духовные наставники и начётчики староверов-беспоповцев подвергались особенно большим преследованиям, за ними была устроена настоящая охота со стороны карательных органов власти. При этом максимально была задействована система доносов в среде православных крестьян.
В деревне Жарцы духовными наставниками являлись полоцкий мещанин Андрей Карашов и житель д. Давыдово Себежского уезда Семён Чикунов. Помощником у Карашова и Чикунова был купец Клим Сильвестров Гуков, одно-временно являвшийся старостой общины. В доме Гукова хранились иконы, книги. Приёмом и размещением прибывавших староверов занимался купец Евстафий Карпович Красиков. Помощь наставнику Семёну Чикунову в организации богослужений оказывали купец Фёдор Карпович Красиков, крестьянин Иванов, вольный хлебопашец д. Зимники на берегу озера Яковское (ныне не существует) Прокофий Кондратьев, житель д. Смоляны Андрей Амвросиев Кононов .
Мать с большой теплотой часто вспоминала д. Зимники и тех староверов-родственников, к которым она неоднократно приезжала из д. Смоляги вместе с родителями.
Духовные наставники Жарцев поддерживали тесную связь с наставниками в г. Полоцке: Наум Рогозин, Данила Парфенёнок, Семён Кащов, Гавриила Попов, Мелетий Кузьмёнок.
В силу объективных и субъективных причин Жарцы становились одним из ведущих духовных центров старообрядцев-беспоповцев Полоцкого уезда и Витебской губернии в целом. Подтверждением этого может служить высказывание архиепископа Полоцкого и Витебского Василия в 1853 году в отношении полоцких староверов-беспоповцев: «Все они придерживаются своей веры очень настойчиво, особенно в д. Жарцы. Эти раскольники достаточно зажиточные, в высшей степени храбрые, своим влияние поддерживают раскол, давая всем при-ют» .
В 1836 году была закрыта молельня в д. Жарцы, которая находилась в доме купца 3-й гильдии Карпа Афанасьевича Красикова (Красюкова) . Данная запись в документе, находящемся в Национальном историческом архиве Республики Беларусь является весьма значимой, так как позволяет установить первое зафиксированное лицо в родословной Красиковых – Афанасий. Рождение Афанасия от-носится к первой половине XVIII века.
Карп Афанасьевич Красиков является вторым зафиксированным лицом и проживал в д. Жарцы.
В 1852 году 11 ноября архиепископ Полоцкий и Витебский Василий в письме генерал-губернатору Витебскому, Могилёвскому и Смоленскому писал, что раскольники д. Жарцы настойчиво придерживаются традиций бывшего полоцкого духовного наставника Андрея Красикова. Видимо это наш предок. Однако от-сутствие отчества пока не даёт возможности отнести его к конкретному месту в династии.
У Карпа Афанасьевича Красикова было шесть детей:
• Пахом Карпович Красиков (1809-1889);
• Фёдор Карпович Красиков;
• Евстафий Карпович Красиков;
• Василий Карпович Красиков;
• Ипефан Карпович Красиков;
• Марья Карповна Красикова.
Сын Карпа Афанасьевича Красикова Евстафий Карпович являлся полоцким купцом 3-й гильдии . Он, как уже отмечалось, занимался в д. Жарцы приёмом и размещением прибывавших из г. Полоцка староверов на богослужение.
Сын Карпа Афанасьевича Красикова – Фёдор проживал в д. Жарцы, являлся купцом и занимал активную гражданскую позицию, за что подвергался полицей-скому аресту и содержанию под стражей.
Сын Карпа Афанасьевича Красикова Пахом (в обиходе Пахомий) Карпович Красиков (1809-1889) впервые упоминается в именном списке раскольников беспоповщинской секты, проживавших в Городокском уезде, которые при проверке переписи не предъявляли удостоверений о подаче ими ревизских сказок за 1854 год. В соответствии с этим документом Пахом Карпович являлся купцом 3-й гильдии и проживал в имении Ровное помещика Розенбаума в деревне Рассолай на арендуемой земле.
В этом же документе в графе «Сколько у кого семейства» записаны братья Пахома – Василий, Ипефан, сестра Марья. Также к нему здесь приписаны: его племянник Пётр Игнатов с сожительницей (женой) Анной Фектиповой (состоят в ревизии под №348) .
Пахом Карпович Красиков (1809-1889) имел пять детей: 
• Сисой Пахомович Красиков (1849-1932) – отец дедушки;
• Иван Пахомович Красиков (1850-1935) – приёмный отец дедушки;
• Иван Пахомович Красиков (второй Иван);
• Матвей Пахомович Красиков;
• Ксенефонт (Ксенофонт) Пахомович Красиков.
В домашнем архиве Красиковых указано, что Матвей Пахомович и Ксене-фонт Пахомович были богаче и жили в д. Юрово нынешнего Шумилинского района Витебской области, где от их домов остались только фундаменты. В 30-е годы ХХ века Матвей и Ксенефонт переехали в Москву и тем самым избежали раскулачивания и репрессий. Их потомки живут в Москве. Одна из их ветвей но-сит фамилию Селезнёвы.
В официальных документах сведений о Матвее Пахомовиче Красикове не найдено. В официальных документах Ксенофонт (Ксенефонт) Пахомович Краси-ков являлся совладельцем имения староверов Гусаковых в д. Фёдоровка Городокского уезда на 1889 год. Также в списке лиц, имевших право участия в выбо-рах в Государственную Думу на съезде уездных землевладельцев по Полоцкому уезду за 1907 год указано, что Красиков (Красюков) Ксенофонт Пахомович, ме-щанин имеет владение: фольварк Гусаково и имение Тересполь в Ловожской во-лости Полоцкого уезда .
В списке лиц, имевших право участия в выборах в Государственную Думу по 2 съезду городских избирателей г. Полоцка за 1907 год указано, что местом жительства Красикова Ксенефонта Пахомовича является местечко Сиротино .
Сын Ксенефонта Пахомовича – Дмитрий Ксенефонтович Красиков родился в 1879 году в д. Юрово Сиротинского района Витебской области. Незаконченное начальное образование, крестьянин, личное хозяйство в д. Юрово. Арестован 30.02.1924. Осуждён «тройкой» за антисоветскую агитацию согласно статьям 72, 76, 84 УК БССР к ВМН (высшей мере наказания). Дело пересматривалось прокуратурой Витебской области. Про исполнение ВМН сведений нет. Архив УК ГБ Витебской области.   
Иван Пахомович Красиков (второй Иван) владел имением Островляны Петропавловской волости Полоцкого уезда (1907 год) . Местом его жительства являлось местечко Сиротино Ловожской волости. В списках плательщиков налогов и лиц, имеющих торговые предприятия, содержится Красикова (Красюкова) Татьяна Ивановна, полоцкий купец 2-й гильдии. Следует считать её дочерью Ивана Пахомовича Красикова (второго Ивана). Татьяна Ивановна имела мануфактурную лавку в местечке Сиротино с годовым оборотом 10000 рублей и прибылью 700 рублей . Также имеется запись о том, что она является сиротинской мещан-кой.
При жизни Пахомия два его сына Сисой и Иван (1850-1935) – приёмный отец дедушки жили в Жарцах. Когда в деревне построили новую церковь, братья выкупили старую большую деревянную молельню староверов и перевезли её в д. Смоляги. Молельню перестроили под большой дом, в котором проживало две или три семьи. Таким образом, Сисой Пахомович и Иван Пахомович (1850-1935) переехали жить в д. Смоляги. Новая церковь в Жарцах простояла до 1943 года. В д. Смоляги Артейковской волости Иван и Сисой имели 33 десятины земли.
Сисой Пахомович Красиков женился на Екатерине Григорьевне (1851-1917) и они тоже стали жить в Смолягах. Их могилы, в том числе и Пахомия, находятся на лесном кладбище возле д. Жарцы.
У Сисоя Пахомовича и Екатерины Григорьевны родилось шесть детей: два сына и четыре дочери:
• Парфений Сисоевич Красиков (1886-1943);
• Василий Сисоевич Красиков (1890-1981) – дедушка Сухарева А.А.;
• Минодора Сисоевна Красикова;
• Марина Сисоевна Красикова (1871-1976);
• Фотиния Сисоевна Красикова;
• Евдокия Сисоевна Красикова (1892-1967).
Позже Василия Сисоевича усыновил родной дядя Иван Пахомович Краси-ков. Он был одиноким, а у Василия было мало земли. По тем временам, чтобы передать свою землю племяннику, он должен был его усыновить. Поэтому в био-графии Василия Сисоевича встречается разночтение в отчестве: Сисоевич и Иванович.
Все дочери вышли замуж и жили довольно состоятельно.
Братья Василий и Парфений были очень дружны и поддерживали самые тесные отношения.
Дедушка Красиков Василий Сисоевич был женат на Гусаковой Анне Купреевне (1893-1964). У них были три дочери: Анна (1922-1997), Евдокия (1923-2008) – моя мать, Надежда (1925-2003).
Все они похоронены на старообрядческом кладбище в Витебске в районе Юрьевой Горки.
Бабушка Красикова (Гусакова) Анна Купреевна (Куприяновна) имеет происхождение из зажиточной старообрядческой семьи. Разночтение в отчестве ба-бушки объясняется тем, что в официальных документах её отец записан как Куприян, а в жизни его звали Купрей. Это одно и то же лицо.
Первым зафиксированным лицом в династии Гусаковых является Исак Гуса-ков. Он упоминается в общей ревизской сказке 1850 года под №43. Исак Гусаков имел двое детей (те, что установлены):
• Иван Исакович Гусаков;
• Татьяна Исаковна Гусакова.
Иван Исакович Гусаков упоминается в списке чиновника Смяровского 9-й народной переписи как Городецкий (Городокский) 3-й гильдии купец с женой Авдотьей Ивановной. У Авдотьи Ивановны был брат – вольный хлебопашец Кондратий Иванович Шалай. Таким образом, девичья фамилия Авдотьи Иванов-ны – Шалай. Установлено трое детей Ивана Исаковича Гусакова:
• Дмитрий Иванович Гусаков;
• Купрей Иванович Гусаков (1861-1923);
• Федосья Ивановна Гусакова .
По сведениям из домашнего архива Красиковых Исак и Иван Гусаковы были довольно состоятельными людьми. Они имели много земли, деревни, леса, озёра, магазины, в том числе ювелирные, в г. Полоцке. Позже один из наследников мно-гое прогулял – цыгане, шампанское и т.д.
Родители бабушки Купрей (Куприян) Иванович Гусаков (1861-1923) и Пелагея Гусакова (1864-1923) проживали в имении Фёдоровка, которое располага-лось на стыке трёх нынешних районов: Полоцкого, Городокского и Шумилинского. Рядом протекала живописная река «Свина». Географически это место можно описать, как переходное от обширных Обольских болот к песчаным хвойным лесам в сторону Псковской области России.
В общем списке землевладельцев по Городокскому уезду Витебской губернии за 1889 год указано:
№80 д. Фёдоровка, владелец: мещане Дмитрий и Куприян Гусаковы и Ксенофонт Красиков; садов 4 десятины, оценка 160 руб.; земли пахотной супеси: 60 десятин, оценка 1500 руб.; земли сенокосной заливной: 4 десятины, оценка 120 руб.; земли сенокосной по суходолу: 5 десятин, оценка 150 руб.; земли сенокос-ной мокрой: 3 десятины, оценка 60 руб.; земли пастбищной по лесной заросли: 6 десятин, оценка 18 руб.
Всего по новым сведениям: 82 десятины, оценка 2008 руб.
Всего по своду 1888 года: 81 дес. – 600 руб.
Леса дровяного: 100 дес., оценка 1000 руб.; леса смешанного – 50 дес., оценка 50 руб.; лес кустарник – 30 дес., оценка 90 руб.
Всего по новым сведениям – 180 дес., оценка 1590 руб.
Всего по смете 1888 года – 180 дес.; рыбных вод 4/1200; 180 руб. по сведениям податных инспекторов.
Всего подлежит обложению 266/1200; 3598/180/3778.
По окладу в 5/16 коп. с рубля оценки сумма сбора 11/81 – 3598 руб.
Оклад налога 1888 год: 13/93.
Неудобных мест по новым сведениям 182/1200.
Неудобных мест по сводам 1888 год: 192.
Всей земли в имении по новым сведениям – 449.
Всей земли в имении по сводам 1888 год: 453/600 .
(Десятина – 1,45 га).
Выписка из книги под редакцией А.П. Сапунова «Список населённых мест Витебской губернии. Витебск, 1906».
Мещане Гусаковы.
Владимирская волость Городокского уезда.
Количество земли (лес) Жителей
Удобн. Неудобн. Леса Дворов Мужчин Женщин
Имение Фёдоровка р.Свина 87 183 180 3 15 16
Пос. Фёдоровка р.Свина - - - 1 3 7
Пос. Свино р.Свина - - - 1 4 6
Фольварк Заречье оз.Лососно 2 2 10 1 4 3
Фольварк Ляды р.Свина 80 5 15 1 7 8
Также в списке лиц, имевших право участия в выборах в Государственную Думу в 1907 году записаны мещане Гусаков Дмитрий Иванович и Гусаков Куп-рей Иванович, которые владеют: имение Краснолуки Ловожской волости, 35 де-сятин земли.
Купрей Иванович Гусаков и Пелагея Гусакова имели пятеро детей:
• Иван Купреевич Гусаков;
• Василий Купреевич Гусаков;
• Василий Купреевич Гусаков (1891);
• Мария Купреевна Гусакова;
• Анна Купреевна Гусакова (наша бабушка).
 Оба Василия жили в Фёдоровке в хорошем доме на две половины. Один Василий был женат на Ксении Соколовой и у них было двое детей: Фома и Матрёна.
У Фомы Васильевича Гусакова родилась дочь Александра Фоминична Гусакова, которая вышла замуж за Якова Захаровича Балбатунова. Я.З. Балбатунов закончил Витебский ветеринарный институт и работал в г. Полоцке главным ветеринарным врачом.   
Другой Василий также был женат и у него было трое детей.
По воспоминаниям матери Красиковой Евдокии Васильевны у них было много скота, большой сад, кузня, водяная мельница. Дом стоял над речкой Сви-на. В реке было много рыбы, которую ребятишки даже могли поймать руками.
По официальным сведениям, один из Василиев – Гусаков Василий Куприянович, который родился в 1891 году в д. Фёдоровка арестован 21 июля 1932 года и выслан вместе с семьёй в Казахстан. Реабилитирован в 1989 году.
Родители бабушки Купрей Иванович и Пелагея умерли в один день в конце 1923 года и были похоронены на старообрядческом кладбище в д. Глушица Шумилинского района. Это кладбище занимает одно из самых высоких мест в округе и хорошо видно с шоссе Шумилино-Суровни. По расположению кладбища и по останкам каменно-бетонной ограды вокруг кладбища, можно утверждать, что оно носило некий элитный характер. На кладбище сохранилось немало памятников из камня. Но многие надписи прочитать трудно. На западной части кладбища разместилась большая братская могила советских воинов, погибших при освобождении этих мест во время операции «Багратион» (1944). В настоящее время захоронения на кладбище не ведутся. За два посещения Глушицы мне не удалось найти старожилов, которые могли бы рассказать о кладбище.
За Глушицей находится д. Горелая Гряда. За её околицей в лесу расположено большое ухоженное кладбище. Здесь происходят захоронения из всех окрестных мест. Это кладбище состоит из двух частей – старое и новое. Беглое исследование старого кладбища могил Гусаковых не выявило.
О самой Глушице известно, что в 1906 году было зарегистрировано имение Глушица Городокского повета Козьянской волости. Хозяином являлся некто Шнип. Рядом с фольварком, в котором жил Шнип, сохранился колодец, которому более ста лет. Перед войной в фольварке жил Шнипов Иван Иванович, видимо наследник того первого Шнипа. Вполне возможно, что Шнип было прозвище, а реальная его фамилия – Шнипов. В нашей родне были Шниповы, в частности, Шнипова Татьяна Афанасьевна, которая до войны проживала в д. Шилы недалеко от посёлка Должа, а затем переехала жить в пригород Вильнюса – Повильнюс. В Глушице также до начала XXI века проживала Гусакова Устинья Ермолаевна, староверка. Возможно она родственница наших Гусаковых.
Около 2000 года я впервые с А.М. Дорофеевым побывал в д. Фёдоровка. Дома, где жили Василии, конечно уже не было. На его месте заброшенное поле. В расположенной недалеко деревне Владимировка от местной жительницы мы узнали, что о Гусаковых сохранилась хорошая память. В сезон уборки урожая они приглашали на помощь работников. Но никогда их не спаивали, хорошо платили, кормили и угощали фруктами из своего сада.
Также нам рассказали, что в д. Фёдоровка в одном из домов есть печь, кото-рая облицована красивыми изразцами из дома Гусаковых. Мы подъехали в Фёдоровку, но посмотреть изразцы нас не впустили.
Позже я дважды привозил мать на эти места. Фотографировал. На одном фото она по пояс в бурьяне стоит на месте бывшего дома, на другом – на мосту над красивой речкой Свина. Она вспомнила, что рядом располагались деревни: Коты, Дюдьки, Векши, Стадолище (сохранилась). На обратном пути мать пыталась купить у местных жителей в д. Владимировка и Стадолище домашних куриных яиц, сала. Но никто не продал. Изменилось время. В деревнях остались только старики и продукты от небольших хозяйств они держали для внуков.
Третий брат бабушки Иван жил в д. Шмано Ловожской волости. Его жена Екатерина Ипатьевна была родом из Полоцка и у них было трое детей. В д. Шмано жил богатый мещанин Максим, который был женат на Ирине – родной тёте Екатерины Ипатьевны. Видимо они способствовали женитьбе Ивана Гусакова и помогли им построить дом.
Сестра бабушки Мария Купреевна по характеру была доброй и грамотной (окончила 4 класса). Мария Купреевна удачно вышла замуж за Ивана Хохлова. Они поселились в д. Ситенец, недалеко от д. Юровичи Полоцкого района. В 2004 году я побывал там вместе с матерью.  В Ситенце мы случайно обратились к женщине, которая сидела на лавочке около своего дома. Она оказалась для мате-ри прекрасным собеседником. Воистину не знаешь, где ждёт тебя удача. Мать проговорила с этой замечательной женщиной очень долго. Тогда я ещё не пони-мал, что в той поездке эта случайная встреча была для матери самой лучшей. Женщина к этому времени стала уже совершенно слепой. Но память её была совершенна. Она хорошо помнила семью Марии Купреевны. Вместе с мужем они построили хороший дом, хозяйственные постройки и родили двоих детей. Их дом стоял в стороне от деревни. Чтобы попасть к нему, надо при подъезде к Си-тенцу повернуть вправо и около километра идти или ехать по узкой дорожке по обе стороны густо заросшей кустарником. На путника сразу набрасываются сот-ни комаров и оводов. Дом стоит под высокой горой с соснами, которая надёжно защищает дом от суровых северных ветров. Поэтому возле жилища рос прекрас-ный сад и хорошо вызревали различные овощные культуры. Через некоторое время муж умер. Позже Мария Купреевна взяла в примаки мужчину из соседней деревни Максименко Александра, и у них родилось трое детей. Но этот брак был менее удачным.
По воспоминаниям матери бабушка Анна Купреевна была красавицей: голубоглазая, хорошая фигура, рост не менее 165 см. По характеру она была очень доброй, отзывчивой и гостеприимной.
В домашнем архиве Красиковых записано, что Анну Купреевну очень лю-била её бабушка Ирина, которая являлась женой Ивана Исаковича Гусакова. Та-ким образом, по официальным документам, женой Ивана Исаковича Гусакова являлась Авдотья Ивановна, а исходя из домашнего архива – Ирина. Возможно это вторая жена Ивана Исаковича Гусакова. В приданое для своей внучки Анны Купреевны Ирина дала часы золотые с крышкой на длинной золотой цепи, золотой браслет с драгоценными камнями, 8 золотых колец, много шерстяных отрезов. Потом Анна Купреевна сама шила себе платья.


Рецензии