Не прикасайся ко мне...

РАЗМЫШЛЯЯ НАД СЛОВОМ

Ольга РОЛИЧ/ЗАРЯ

«Не прикасайся ко мне...»

Однажды (было это, когда я работала редактором "Епархиальных Ведомостей" и часто ездила с правящим епископом на богослужения в разные приходы епархии) на стене одного из сельских храмов я увидела икону, поражающую своими размерами (на высоту всей стены) и сюжетом: женщина, падающая на колени и протягивающая руки к Христу, получает как бы отталкивающий жест-предупреждение: «Не прикасайся ко мне...».

          Этот известный евангельский сюжет, который писали на своих полотнах величайшие художники всех времен (на фото - картина художника Александра Иванова "Явление Христа Марии Магдалине после воскресения", 1835 г.), повествует о встрече воскресшего Спасителя с Марией Магдалиной.
          Но как понять, почему Христос, явившийся ей первой(!) после своего Воскресения, Христос, который не гнушался исцелять прокаженных (ничего греховное к Нему же не прилипало. Как писал апостол Павел в своем послании к Титу: «Для чистых всё чисто...«), и вдруг не разрешает, как бывало ранее не раз, коснуться Его ног?.. Неужели Христос стал «стерильным» от греха, а Мария своим прикосновением могла заразить Его и таким образом лишить человечество спасения? (Где-то слышала такое – бред,  конечно!..)
          Но, с другой стороны, Он же не сказал «Не подходи...» – тогда это было бы точно отталкивание и пренебрежение. А глагол «не прикасайся», как мне кажется, имеет все-таки какие-то временные рамки...
          К тому же библейский текст – текст духовный, следовательно – многослойный, символический.
          Дословно речь Христа звучит так: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».
          В толкованиях у святых отцов и известных богословов сказано, что «Иисус Христос удерживает ее от такого обращения с Ним, как было прежде, потому что тело Его уже стало Божественным...» (Григорий Палама). И должно пройти время, в данном случае – сорок дней, до Вознесения Христа, чтобы Мария Магдалина обнимала не плоть, а Дух. Иисус знает, что после крещения Духом Святым она обретет эту возможность: общение в Духе. Не зря же он делает ее Апостолом для своих апостолов, посылая сказать им о своем вознесении: «Иди же ко братии Моей, и рцы им...».
          Следовательно, Христос сказал слова «Не прикасайся ко мне...» из величайшей любви к Марии, и они действительно имеют временные рамки.



© Научно-просветительский журнал "Духовно-нравственное воспитание",
№4, 2022 г. /Москва/


Рецензии
Какие сложности воплощены в картине...
А где та икона географически, Оля, что ты увидела?!

Сергей Белый   08.09.2022 11:22     Заявить о нарушении
Здравствуй, Сергей! ...то, что я увидела, назвать иконой, неверное, неправильно...хотя изображение (маслом на стене) освящено... это был известный евангельский сюжет, который изображен на картине Иванова (на фото)...

Ольга Ролич   28.11.2022 11:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.