О слегачах и люденах

(Полемические заметки)

"Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!"
Пьер-Жан де Беранже

"Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей…"
Федор Иванович Тютчев

"Ключи от подземелий подсознанья
Звенят опять на поясе моем."
Новелла Матвеева

«Дорогой читатель, Вам нравятся слегачи? Хотели бы Вы стать одним из них? – Фу, какая гадость, как можно такое спрашивать!.. А люденом? – Это же совсем другое дело!»
 
Думаю, что именно так ответили бы все или почти все читатели произведений Аркадия и Бориса Стругацких. Я и сам придерживался такого взгляда, в очередной раз перечитывая «Хищные вещи века» и «Волны гасят ветер». До тех пор, пока странные совпадения в этих произведениях не перестали казаться случайными и не заставили задуматься о загадке, которую, возможно, оставили нам мудрые братья-писатели АБС. Давайте разберемся?

Повесть «Хищные вещи века» была задумана и написана в 1963-1964 годах, опубликована после ряда мытарств с цензурой и с издательством в 1965-м. В этой повести описан фантастический электронный наркотик «слег» и жертвы электронной наркомании «слегачи». Технически слег представляет собой маленькую радиодеталь, «вакуумный тубусоид ФХ-92-У», блестящую металлическую трубочку «длиной не больше дюйма и толщиной в миллиметр». Штатно он используется в «фонорах» – придуманных АБС бытовых приборах, которые излучают запахи. Например, запах моря или леса при просмотре телефильма или просто для создания приятной атмосферы в комнате перед сном. Но если вставить эту деталь в обычный радиоприемник вместо гетеродина, приемник начинает излучать электромагнитные волны, которые удивительным образом воздействуют на человеческий мозг. Возбуждаются какие-то неведомые ранее области мозга, и человек, лежа в ванне с горячей водой, переживает «иллюзорное бытие, яркостью и неожиданностью своей значительно превышающее бытие реальное». Главный герой повести Иван Жилин, попробовав слег, так анализирует свои ощущения: «Иллюзорное бытие… Нет, это не наркотик, куда там наркотикам… Да, это не царство теней, это именно бытие, настоящее, без скидок, без грезовой путаницы… Слег надвигается на мир, и этот мир будет не прочь покориться слегу». Попробовав слег, человек полностью теряет интерес к жизни реальной, которая кажется ему теперь серой и примитивной, он постоянно стремится вновь погрузится в свой иллюзорный мир. Он не может никому рассказать о своих переживаниях, которые в обычной жизни считаются запретными и постыдными. Быстро наступает страшное нервное истощение, личность деградирует, теряются моральные принципы, и наступает смерть. В повести нет даже намека на возможный мистический исход вроде того, что слегач действительно переселяется в другие миры, оставив свой мертвый кокон – труп лежать в остывающей ванне под хрип и завывания радиоприемника...

Интересно, что перед самым началом работы над черновым текстом повести в январе 1964 года, Борис Натанович в письме брату еще характеризует слег как «разновидность наркотика» и «электронный онанизм», но в окончательном варианте текста настойчиво повторяется, что это не простой наркотик. Все стало гораздо серьезнее, и слег превратился в самую страшную угрозу человечеству. Жилин мысленно спорит со своим коллегой-разведчиком Римайером, который стал слегачом – и предателем: «Римайер, сказал я. Я боюсь за человечество. Это же конец. Это конец взаимодействию человека с природой, это конец взаимодействию личности с обществом, это конец связям между личностями, это конец прогресса, Римайер. Все миллиарды людей в ваннах погружены в горячую воду и в себя. Только в себя…».

Согласно хронологии мира раннего «Полудня» Стругацких, действие повести происходит в 20-х – 30-х годах 21-го века. То есть в наше время. Читатель, если захочет, может сам найти множество аналогий между слегом и компьютерными играми, социальными сетями и прочими виртуальными реальностями Интернета, которые действуют на некоторых наших современников подобно наркотикам. Не будем отвлекаться на этот очевидный и непродуктивный путь. Поговорим лучше о Люденах.

Людены (от Homo Ludens – Человек Играющий), они же Метагомы, появляются в последнем завершенном сочинении АБС из цикла «Мир Полудня», - романе (или повести?) «Волны гасят ветер», опубликованном в 1984 году. Действие здесь происходит примерно двести лет спустя по отношению к «Хищным вещам», в самом конце 22-го и начале 23-го веков. Встреча в «Доме Леонида» у Горбовского, на которой людены объявили о себе людям, состоялась в 2199 году. Тойво Глумов ушел в миры люденов в 2202 году. Максим Каммерер написал свой мемуар в 2225-2226 годах, когда Большое Откровение стало уже историей. О существовании люденов сообщает в романе заместитель директора Харьковского филиала Института метапсихических исследований (Института Чудаков) Даниил Александрович Логовенко, сам люден. «Мы появились потому, что человечество достигло определенного уровня социотехнологической организации. Открыть в человеческом организме третью импульсную систему могли бы и сотню лет назад, но инициировать ее оказалось возможным только в начале нашего века, а удержать людена на спирали психофизиологического развития, провести его от уровня к уровню до самого конца… то есть, в ваших понятиях, воспитать людена – это стало возможным совсем недавно…». Коротко говоря, Логовенко утверждает, что людены – это новая раса разумных существ; они рождаются как люди, но после соответствующего «воспитания» становятся невообразимо могущественными и бессмертными сущностями, которые обитают в недоступных людям мирах. Только один человек из примерно ста тысяч, у которого обнаруживается «так называемый зубец «Т» ментограммы, он же «импульс Логовенко»», имеет шанс стать люденом, а возможно и войти в сверхцивилизацию «Странников», стать одним из них. Обнаружить этот «зубец» и инициировать «третью импульсную» в человеке можно только с помощью специальной аппаратуры, имеющейся в Институте Чудаков.

Естественно, что у читателя фантастики, особенно молодого, загадочный образ всемогущего людена-странника должен вызывать симпатию, желание стать таким же или хотя бы подражать ему. Что-то вроде интеллектуального варианта супергероев из комиксов и голливудских фильмов. АБС действительно могли бы изобразить своих люденов супергероями и надеждой человечества, но почему-то конкретные образы люденов в романе, скажем так… малосимпатичны. Да, цели сверхцивилизации должны выглядеть малопонятными и пугающими для людей; эту мысль АБС повторяли во многих своих произведениях. Однако при этом они мастерски создавали художественные образы многих непонятных сущностей и существ, которые были симпатичны читателям. Так почему же, например, страшноватые мокрецы из «Гадких Лебедей» («Хромой Судьбы») вызывают у нас сочувствие и уважение, а румяный и самоуверенный Даниил Логовенко ничего, кроме раздражения, не вызывает? Почему людены постоянно врут? Какие результаты их деятельности в романе доказывают существование у них сверхразума и сверхспособностей? Что такое «третья импульсная»?

Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим факты, исследование которых вывело Максима Каммерера на след люденов. Они приведены в романе в изобилии, подчеркнуто в виде «сырого» документального материала – официальных отчетов, рапортов, писем, инструкций и т.п. По-видимому, АБС хотели, чтобы читатели вместе с героями романа размышляли над этими фактами, пытаясь найти логические объяснения чрезвычайным происшествиям (ЧП). Что же, последуем приглашению…

1. Уже во Введении описано происшествие на планете Тисса в мае 93-го года. Трем членам исследовательской партии вдруг почудилось, что все человечество погибло, и они – последние из людей. Двое ушли умирать в пустыню, но командир партии «стиснул зубы и заставил себя жить – как если бы не погибло Человечество, а просто сам он попал в аварию и отрезан навсегда от родной планеты.» На четырнадцатый день «к нему явился некто в белом и объявил, что он, командир, с честью прошел первый тур испытаний и принят кандидатом в сообщество Странников». На пятнадцатый день прибыли спасатели, всех спасли, все закончилось хорошо. Но Максим Каммерер обратился к своему начальнику Атосу-Сидорову, который утвердил тему «Визит старой дамы» и разрешил организовать для ее разработки специальную группу в КОМКОНе-2.

2. Конец 94-го года по календарю Стругацких (2194 год н.э. по Хронологии): Тойво Глумов поступает в «КОМКОН-2», чтобы искать доказательства прогрессорской деятельности Странников на Земле. Он отказывается признавать связь между Странниками и темой «Рип Ван Винкль» – о внезапных исчезновениях людей и их необъяснимых возвращениях в 70-х – 80-х годах. Рип Ван Винкль – заглавный персонаж рассказа американского писателя Вашингтона Ирвинга (1819), который уснул в горах, выпив волшебного напитка призраков, а проснулся и вернулся в свою деревню спустя 20 лет. В романе «Волны гасят ветер» темой «Рип Ван Винкль» продолжил заниматься инспектор Сандро Мтбевари, и через несколько лет собранные им факты заставили Глумова изменить свое мнение. В конце 90-х Сандро встретился, или попытался встретиться, с некоторыми из когда-то исчезавших личностей. В одном случае (Ф.Леер) состоялся обычный разговор, причем Леер (вероятно, люден) утверждал, что ничего не помнит о своем исчезновении и постарался поскорее отделаться от посетителя. В трех случаях (А.О. Тууль, М.А. Багратиони и М. Чжан) встретиться не удалось, так как по контрольным адресам они отсутствовали. Правда, Тууль регулярно писал письма матери, многократно пользовался нуль-Т, выходил на связь с приятелями и коллегами, посещал Курорт (планету Пандора). Комконовец Сандро сделал вывод, что А. Тууль – человек «с низким уровнем социальной ответственности» (знали бы АБС, к кому будут применять такое определение в 20-х годах 21-го века!). М.Чжана недавно видел сосед: «М.Чжан на его глазах прибыл в свой сад на глайдере и, не заходя в дом, принялся этот глайдер демонтировать». В пятом случае люден С. Окигбо любезно принял Сандро по контрольному адресу, но затем с озабоченным видом удалился «куда-то в глубину дома» и не вернулся. Сандро осмотрел дом, следов не обнаружил, но в одной из комнат, предположительно в мастерской, окна были «зашторены металлическими жалюзи и было нестерпимо холодно (возможно, ниже минус пяти, вода в аквариуме покрылась корочкой льда). При этом – никаких следов рефрижерирующего устройства». Наиболее интересен последний, шестой случай: при попытке встретиться с люденом Эмилем Фар-Але, Сандро испытал «приступ дурноты с бредовыми видениями». Видения состояли в том, что он, испытывая дурноту и звон в ушах, спускался по тропе к дому Фар-Але, «мимо глайдера с откинутым капотом и развороченным (словно из него вынимали целые блоки) двигателем» и мимо молодого голована, которого Сандро поначалу принял за большую собаку. Фар-Але, стоя возле стола, заваленного непонятными предметами, взглянул на Сандро с досадой и сказал, что тот «некстати», после чего Сандро очнулся, весь облитый потом, сидя на валуне метрах в семидесяти от дома и отметил, что с момента начала спуска прошло около 15-ти секунд. Затем Сандро вновь шел вниз по тропе, заметил второй глайдер «немного в глубине, и тоже с поднятым капотом», услышал от людена притворно-грозное «Некстати! Брысь отсюда!» и вновь очнулся у начала тропы, сидя на траве рядом с валуном. Прошло около минуты. В третий раз Сандро даже не успел начать спуск. Он увидел, как внизу вышел на тропинку Фар-Але, у его ног встал голован, и оба они стали смотреть на Сандро, после чего тот потерял сознание и очнулся уже в пяти километрах от места события возле нуль-кабины в курортном городке, откуда он утром отправился пешком на встречу с люденом. Прошло около сорока минут, то есть обратный путь до городка Сандро проделал, скорее всего, быстрым шагом или бегом, но в бессознательном состоянии. У Сандро, опытного инспектора КОМКОНа, был с собой регистратор, на котором никаких записей не сохранилось – он оказался не включен. При этом Сандро твердо помнил, что «перезарядил его и включил перед выходом».
 
Итак, расследование по теме «Рип Ван Винкль» показало следующее.
(а) Людены обладают способностью исчезать из поля зрения людей, подчинять себе психику людей и, возможно, других высших животных, наводить галлюцинации (похожей способностью обладают голованы – вспомним, как голован Щекн разогнал огромную стаю собак на планете Надежда в повести «Жук в муравейнике»).
(б) Вероятно, они могут также влиять на регистрирующие приборы, отключая их и стирая информацию; впрочем, последнее неочевидно, ведь отключив сознание всех присутствующих, можно спокойно воздействовать на регистрирующий прибор вполне физическими методами – разбить его, выключить, облучить микроволнами и т.д., – никто этого не заметит. Почему-то АБС не рассмотрели очевидной возможности прямой трансляции с регистрирующего прибора на удаленную принимающую станцию (на сервер или в облако, как сказали бы сегодня).
(в) Исчезая бесследно из замкнутого помещения, людены вызывают резкое понижение температуры. Это напоминает, в миниатюре, переход в подпространство сверхсветового звездолета из «Попытки к бегству»: «Четкий черный конус "Корабля" становится зыбким, медленно тает, и вдруг исчезает совсем, а на его месте вспыхивает на солнце огромное облако твердого воздуха. Температура на сто километров вокруг резко падает на пять-десять градусов…». При этом экипаж звездолета испытывает примерно те же ощущения, что и Сандро Мтбевари – тошноту, резкое потовыделение, спутанность сознания. Вероятно, людены могут перемещать через подпространство на небольшие расстояния не только себя, но и других людей и предметы, - ведь за 15 секунд вряд ли можно спуститься пешком по тропинке и вернуться назад на расстояние 70 метров. Точно указанный АБС интервал времени в секундах намекает, видимо, на то, что при этом время замедляется, если не поворачивает вспять (идея петли времени занимала Стругацких, они даже планировали сделать такой эпизод в сценарии «Сталкера»). Эффект резкого падения температуры было бы любопытно рассмотреть с технической точки зрения (АБС не случайно его так подробно описывают!), но давайте сделаем это в Приложении, чтобы сейчас не отвлекаться.
(г) Кроме того, людены очень любят разбирать моторы глайдеров!
Закончив с «Рипом Ван Винклем», продолжим разбор ЧП.

3. Первое «серьезное» дело Т. Глумова, – расследование необъяснимых помешательств и убийств на острове Матуку в южной части Тихого океана. Причиной оказалось биополе обитавшего там монстра – гигантского силурийского спрута, которое (биополе) оказывало угнетающее действие на психику высших животных. Живой интерес АБС к головоногим хорошо известен, здесь прозвучал, по-видимому, сюжет одного из ненаписанных ими рассказов. Как бы то ни было, это дело Глумова «закончилось ничем». Заметим, однако, что речь опять идет о воздействии некоего «биополя» на человеческий мозг.

4. Середина 98-го года: начало обработки материалов по массовым фобиям. Это, как выясняется позже, несомненный результат деятельности люденов.
4.1. Космофобия, или «синдром пингвина». Примерно у каждого третьего из 4512-ти землян, совершавших в первой половине 80-х годов (по календарю АБС) космические перелеты «через подпространственный сектор входа 41/02», появились кошмары. Им снилось, что они висят в безвоздушном пространстве, абсолютно беспомощные и бессильные, одинокие и всеми забытые… Но у нескольких человек, не менее трех, обнаружилась положительная инверсия этого синдрома: видя себя во сне плывущим в безвоздушном пространстве вдали от планет и звезд, они испытывали удовольствие, неизъяснимый восторг и предвкушение чего-то очень интересного и приятного.

4.2. Фукамифобия наблюдалась также в первой половине 80-х и закончилась принятием в 85-м году поправки к «Закону о биоблокаде». В романе с точностью медицинского протокола описывается процедура фукамизации, которая в течение 150-ти лет, вплоть до 85-го года, применялась в обязательном порядке ко всем новорожденным землянам. Процедура включает два этапа: прививку «бактерии жизни», которая кардинально увеличивает сопротивляемость организма ко всем инфекциям и ядам, и растормаживание гипоталамуса микроволновыми излучениями, что многократно повышает способность противостоять радиации, отравляющим газам и высокой температуре, расширяет диапазон видимого человеком спектра, а также повышает способность организма регенерировать органы, способность к психотерапии и т.д. Фукамифобия проявилась в массовом паническом страхе и категорическом отказе беременных женщин от фукамизации, без убедительного объяснения причин отказа. После принятия поправки фукамизация стала необязательной, а случаи отказа от нее вновь стали чрезвычайно редкими.

4.3. Панику в поселке Малая Пеша, которая произошла в 99 году, можно назвать, пожалуй, острой ксенофобией. Приятным майским вечером в поселке появились непонятные существа, похожие на больших слизняков с глазами, которые направлялись к людям, лезли в окна коттеджей… Это вызвало дикий страх почти у всех обитателей поселка, кроме двух персонажей – мальчика 12-ти лет и престарелой дамы, бывшей балерины. В то время, как остальные в панике искали способ убраться как можно дальше (кто на глайдерах, кто через кабину нуль-Т), эти двое испытывали к чудищам симпатию и сострадание (еще один случайный персонаж, космолетчик Панкратов, не испугался, но и симпатии к непонятным существам не почувствовал). Наутро «чудища» исчезли почти бесследно, не считая какой-то непонятной слизи и чешуи на кустах и траве, но мало ли от чего могла появиться чешуя в поселке, жители которого рыбачат и ловят «крабораков»…
Имеем следующий «сухой остаток» по фобиям: во всех случаях было оказано воздействие на психику людей, вызвавшее ужас или эйфорию; материальных свидетельств практически не осталось, но в некоторых случаях был нанесен серьезный вред психическому здоровью людей. Цель всех этих вмешательств состояла в выявлении и отборе потенциальных люденов среди людей.

5. Странности визита Колдуна в Институт Чудаков. Любителям творчества АБС не нужно объяснять, кто такой Колдун с планеты Саракш. Это удивительный мутант, обладающий невероятно мощным интеллектом и экстрасенсорными способностями, в том числе способностью разговаривать, не открывая рта, то есть телепатически передавать свои мысли, - при этом окружающим кажется, что они слышат его голос. Когда Мак Сим встретил его в радиоактивных джунглях Голубой Змеи, Колдуну было около 20-ти лет, то есть они ровесники с Максимом Каммерером, а в год посещения Колдуном Земли (2199) им обоим слегка за шестьдесят. А еще Колдун «психократ», то есть существо, способное «подчинять себе чужую психику». Прибыв в Институт Чудаков, он «стал чернее тучи», а затем резко повернулся, вышел, молча направился на космодром и покинул Землю. Это произошло в тот момент, когда ему представляли «ясновидящего» Сусуму Хироту, который позже дал такое объяснение происшедшему: «Ему, видимо, стало страшно, что я сейчас узнаю о нем нечто сокровенное, и тогда он обратился в бегство». Объяснение смешное и нелепое, если вспомнить тот ужас, в котором живет Колдун и его народ на Саракше. Как обычно, АБС оставляют простор для читательской фантазии и предоставляют нам самим догадываться о скрытых причинах происходящего. Попробуем предложить версию, на наш взгляд, наиболее вероятную. Вспомним, что мутанты обитают на окраине Страны Неизвестных Отцов. Эта страна управлялась с помощью психотропного излучения; оно вызывало эйфорию у большей части населения, но причиняло страшные муки меньшей части, в том числе мутантам, которые от этого излучения просто умирали. Попав на Саракш случайно, Максим Каммерер сначала пытался взрывать излучающие башни-ретрансляторы, а затем героическими усилиями уничтожил Центр, из которого исходило излучение… Теперь Колдун прилетел на родную планету Мака Сима – и что же он видит? Какие-то чудаки из Харькова с помощью специальной аппаратуры облучают мозги людей, вызывая в них необратимые изменения. Поведение Колдуна предстает теперь совсем в другом свете. Это не каприз, не испуг и не вредный характер. У Колдуна есть очень серьезные основания ненавидеть подобные манипуляции с мозгами. Неизвестные Отцы на Саракше тоже ведь строили свои башни с самыми лучшими намерениями, не так ли?  Но встретить то же самое на Земле???  «…А не видит ничего, что под носом у него»!

6. Наконец, собеседование людена Даниила Логовенко с членами Всемирного Совета Леонидом Горбовским и Геннадием Комовым в «Доме Леонида» 14 мая 99 года. На этой встрече Логовенко обещает ответить на все вопросы о люденах, однако обманывает и выборочно стирает не только запись регистратора, но и память Горбовского и Комова. Допуская, что «лакуны» на самых интересных местах сознательно использованы АБС как литературный прием (оставить загадку для читателя, ведь никакое объяснение не будет обладать таким очарованием, как неразгаданная тайна), попробуем все же проанализировать те фрагменты записи, которые нам дозволено прочесть…

Вначале Горбовский просит «продемонстрировать» какой-нибудь другой, нечеловеческий уровень людена. В ответ Логовенко показывает какой-то фокус (по впечатлению Комова), а свое объяснение стирает с регистратора и из памяти присутствующих. Неубедительно как-то, несолидно для сверхцивилизации. Он мог бы, например, сотворить и подарить Горбовскому кусочек «янтарита» – материала Странников, или сообщить решение какой-нибудь мучающей человечество проблемы, или напеть незабываемую нечеловеческую мелодию, да мало ли что… квадратную дыру в облаках мог бы пробить. Хоть какое-то материальное доказательство своих слов оставить! Ни-че-го. На записи переливчатый свист, звон разбитого стекла, Горбовский говорит «вы меня убедили», - но ведь потом он ничего не помнит! Разумеется, недосказанность – один из любимых литературных приемов АБС. Из «офлайн-интервью» Бориса Стругацкого: «Нам всегда казалось более правильным заинтриговать читателя, нежели предложить его вниманию какой-нибудь конкретный, пусть даже тщательно продуманный фокус-покус. Недосказанность – замечательная штука. Как известно, эмоция есть реакция организма именно на нехватку информации, а в литературе эмоциональное важнее рационального.» Впрочем, на вопрос особенно настырного читателя о том, что же за фокусы показывал Логовенко, БС ответил: «В общих чертах это было авторам известно. Ничего особенного: обыкновенная комнатная нуль-транспортировка без применения технических средств.»

Затем Логовенко подтверждает, что все ЧП устроили людены, а также сообщает это самоназвание людям. «У нас еще нет общепринятого самоназвания. Большинство пользуется термином «метагом» - так сказать, «за-человек». Кое-кто называет себя «мизитом». Я предпочитаю называть нас люденами.» Фаны АБС подхватили название «людены», даже группа исследователей творчества Стругацких так само-назвалась. Менее популярно название «метагом», видимо, из-за ассоциаций с суперменом. Название «мизит» любители творчества АБС совсем не заметили (если у читателя есть иные сведения, поправьте меня, пожалуйста) и полностью его игнорируют. А зря. Эта проговорка Логовенко красноречива. Античные корни, как и в «метагоме», здесь легко прочитываются. Мизит (;;;;;;;, misit;s) – ненавистный, внушающий ненависть, злобу, отвращение. Из более обиходных близко слово мизантроп – человеконенавистник (;;;;;;;;;;; – «ненавидящий людей», от ;;;;; «ненавидеть» + ;;;;;;;; «человек»). Общий корень здесь ;;;; – mis; – «ненавидеть». Итак, некоторые людены называют себя «тот, кого ненавидят»…

Окончание собеседования выглядит откровенно издевательским. На вопрос Комова «А что же все-таки такое – метагом? Каковы его цели, Даниил Александрович? Стимулы? Интересы? Или это секрет?» Логовенко отвечает: «Никаких секретов». … И все дальнейшее необратимо стерто. В своем «офлайн» интервью Б.Н. Стругацкий дает объяснения этому: «По замыслу авторов людены выбросили из записи те места, которые после соответствующего анализа хомо сапиенсы могли бы «осмыслить» специфическим образом – во вред люденам и себе самим. Разумеется, сами авторы не знали, что это за информация. Им только ясно было, что такая информация обязательно должна была быть и что людены обязательно ее изымут. … Что же касается «задач, которые ставят перед собою людены», то представить их себе и описать авторы так же не в состоянии, как десятилетний парнишка не способен представить себе и описать занятия академика Ландау. И если бы он (парнишка) попытался бы это сделать, то у него получилось бы в лучшем случае смешно и в любом случае – примитивно.» Но это объяснение не отменяет того факта, что Логовенко ведет себя по-хамски. Если людены смотрят на людей как на маленьких детей, то такое поведение соответствует тому, что взрослый жлоб дает ребенку муляж конфеты – пустой фантик или фантик с какой-нибудь дрянью внутри. Помните маленького Сережу из повести Веры Пановой: «Дядя Петя – ты дурак?». Нормальный взрослый просто не даст ребенку то, что нельзя, а не будет давать и отбирать, тем более – говорить и насильно заставлять забыть сказанное. Даниил Логовенко дурачит не детей, а любимейших героев Стругацких – великолепного Горбовского и «Капитана» Комова. Если АБС действительно хотели показать люденов передовым отрядом человечества, представителями людей в сверхцивилизации Странников, зачем же они сделали все, чтобы у читателя не возникло симпатии к этим персонажам?

Итак, мы сталкиваемся с очевидным противоречием. С одной стороны, АБС представляют люденов как новую расу разумных существ, порожденную (в прямом и переносном смыслах) людьми. Об этом свидетельствуют весьма определенные высказывания, например, в «офлайн» интервью Бориса Натановича: «Что же касается люденов, то они не просто сверхчеловеки, – это Странники, вклад Земли в ту самую «расу Странников», о которой мы так часто писали, и которая состоит из представителей самых разных рас и народов Вселенной, достигших определенного уровня социальной и биологической эволюции.» С другой стороны, людены не оставляют никаких реальных следов своей деятельности. Это отличает их от Странников, которые изрядно «наследили» в произведениях АБС: оставили города из «янтарита» на разных планетах, создали «инкубатор» с тринадцатью «подкидышами», переместили куда-то все население планеты Надежда, оставили сторожевой спутник на орбите планеты Ковчег и т.д. Людены, напротив, живут в каких-то своих «мирах» и от людей стараются отделаться всеми честными и нечестными способами. Как хотите, но такое поведение роднит их не со Странниками, а со слегачами! Добавим к этому поведение Тойво Глумова на стадии превращения в людена. Как он постоянно назначает встречи, обещает, что вот на этот раз он точно придет и все объяснит, - и не приходит. Типичное поведение начинающего наркомана, который верит, что в любой момент может остановиться, ну еще разок – последний… и не понимает, что наркотик уже изменил его метаболизм, уже контролирует его подсознание, определяет его поступки. Так ведут себя не Странники, так ведут себя слегачи.

А как быть с удивительными способностями люденов воздействовать на психику людей, исчезать из поля зрения и мгновенно перемещать предметы? Относительно воздействия на сознание других людей вспомним произведение, с которым АБС несомненно были знакомы, и которое, на мой взгляд, оказало влияние на их творчество. Рассказ «Земляне» из «Марсианских хроник» Рэя Бредбери. Космический корабль с тремя землянами прилетает на Марс. Марсианский городок удивительно напоминает «одноэтажную Америку», а марсиане, хотя и отличаются внешне от людей, прекрасно говорят на английском и совсем не удивлены прибытию землян. Вскоре выясняется, что марсиане не говорят, а телепатически передают свои мысли. Более того, они обладают способностью передавать другим свои ощущения, образы. Эта способность сохраняется и у психически больных, которые передают другим свои бредовые образы и фантазии. Поэтому марсиане принимают землян за обычных психов, точнее, за одного психа – капитана, а двух других членов экипажа – за индуцируемые им галлюцинации. Помыкавшись по разным адресам, земляне наконец оказываются в психушке, где встречают «представителей» самых разных планет, включая и Землю, – все они душевнобольные. Вспомним начало приключений Максима Каммерера на Саракше! Но если на Саракше «бредовые» образы считывали из сознания Максима с помощью ментоскопов и использовали для телепередач, то марсиане у Бредбери сами генерируют образы, которые видят и чувствуют все окружающие. «В углу на корточках сидел мужчина. Уста его изрыгали синеватое пламя, которое постепенно принимало округлые формы и превратилось в миниатюрную фигурку обнаженной женщины. Увеличиваясь, она поплыла в воздухе в ореоле синего тумана, что-то шепча и горестно вздыхая. Капитан молча указал на противоположный угол. Там стояла женщина, с которой на их глазах начали происходить неожиданные и странные вещи. Вдруг она очутилась внутри прозрачной стеклянной колонны, затем колонна исчезла, и женщина обратилась в золотую статую, потом в деревянный, гладко отполированный посох и наконец снова стала сама собой. … Они передают нам свои бредовые видения, и мы видим то же, что и они. Телепатическая связь. Самовнушение.» Уж не подобные ли фокусы показывал Логовенко в Доме Леонида? Ведь в Институте Чудаков занимались инициированием у избранных людей «третьей импульсной» сигнальной системы, а «третьей сигнальной» чаще всего называют именно телепатию. У Бредбери закончилось все плохо (не буду спойлить); неужели и АБС допускали возможность того, что людены – это всего лишь технически продвинутые слегачи, способные передавать свои видения окружающим?

Что же касается реальных исчезновений и перемещений люденов, то исчезновение людена из поля зрения не должно казаться чем-то необъяснимым людям, для которых кабины мгновенной нуль-транспортировки и корабли «средней дальности» в 17 парсеков являются обыденностью. И случайно ли в романе настойчиво упоминается некая «специальная аппаратура» и раскуроченные моторы глайдеров?
Подведем итог. Историю «Мира полудня», светлой коммунистической утопии, придуманной Стругацкими в разгар хрущевской оттепели, авторы закончили во времена брежневско-андроповского развитого социализма на очень грустной ноте. Человечество породило новую «сверх-разумную» расу существ, но почему-то это не вызывает у нас ни гордости за человечество, ни ликования. Людены ушли, не оставив никаких материальных доказательств своего физического, духовного или интеллектуального могущества. Вся деятельность их свелась к тому, что они тайно вторгались в сознание людей, зачастую причиняя психические травмы, а иногда и физический ущерб здоровью (отказ от прививок), и всячески уклонялись от прямого общения. Когда же Максим Каммерер их вычислил, и состоялось прямое объяснение, то людены навсегда покинули Землю и прекратили контакты с людьми. Вряд ли такой исход радовал самих писателей. По-видимому, позиция АБС сформулирована на последней странице романа в письме еще одного их любимого персонажа «Атоса»-Сидорова, адресованном «Капитану»-Комову: «Они уходят, мой Капитан. Они уходят несчастные и оставляя за собой несчастных. Человечность. Это серьезно. … И теперь, мой Капитан, когда они ушли и не вернуться больше, мы все теперь вздохнули с облегчением. Или с сожалением? Я не знаю. А ты?»

Бессмысленно сегодня спрашивать, почему АБС привели мир Полудня именно к такому итогу. Надеюсь, что будущие исследователи творчества АБС найдут убедительный ответ. Но позвольте автору в заключение высказать мнение, не претендующее ни на полноту, ни на достоверность, – просто я так чувствую.  Как известно из воспоминаний и интервью Б. Стругацкого, в начале 1980-х АБС окончательно пришли к выводу, что общество коммунистической утопии, прототип которого был показан в романе И.А. Ефремова «Туманность Андромеды», а полнокровный образ создан Стругацкими как Мир Полудня, не может быть построено для вида homo sapiens. АБС планировали более определенно высказать это в задуманном ими, но так и не написанном романе о приключениях Каммерера в Островной Империи. Оставался другой путь – изменить природу человека, породить новый разумный вид. Из воспоминаний Б. Стругацкого: «…идея человечества, нечувствительно и постепенно порождающего внутри себя Человека Нового (хомо супер, хомо новус, хомо луденс), волновала и привлекала нас издавна, еще со времен «Гадких лебедей»». Эта идея не нова. Дм.Л. Быков указывает на связь с романом «Машина времени» Г. Уэллса, в котором будущее человечество разделяется на два биологических вида. Неизвестно, были ли АБС знакомы с романами А. Кларка «Конец детства», где человечество заканчивает свое существование, превращаясь в нечто космически-светозарное, и О. Степлдона «Последние и первые люди», в котором описаны аж 18 биологических видов людей будущего. Но вообще-то люди с доисторических времен мечтают о превращении в некую бессмертную сущность. Верующие в бессмертие души и жизнь после смерти христиане, мусульмане, индуисты, буддисты, даосисты, пантеисты (далее – везде) мнят себя немножко Люденами. Как сказано в одной очень старой книге, «Человек, постигший Бога, Более не привязан к ощущениям внешнего мира, Он обнаружил в самом себе Источник непреходящего счастья»… Но мне кажется, что исторические материалисты Стругацкие не хотели окончательно расставаться с миром «Полудня», в котором правильно воспитанные люди творчески трудятся сообща, в реальном объединенном обществе, а не уходят поодиночке в свои персональные вселенные, какими бы ярким не были эти их внутренние миры. Разделение людей на классы, нации, расы, виды неизбежно ведет в миры антиутопии, и Стругацкие не хотели идти дальше по этому пути!

Путь этот прошли в своих романах нынешние писатели, причем лучшие из них: Виктор Пелевин, Владимир Сорокин… Возможно, что их прогнозы более реалистичны чем прекрасный, но неосуществимый мир Полудня. Возможно, людей ждет будущее, предсказанное этими писателями. Вот только хотелось бы Вам, читатель, жить в описываемых ими «трансгуманных» мирах будущего? Впрочем, это совсем другая история.

Цитируемые источники
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, Собрание сочинений в 12-ти томах. Москва, «Текст», 1991-1994.
Борис Стругацкий, Комментарии к пройденному. «Амфора», Санкт-Петербург, 2003.
OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким. http://www.rusf.ru/abs/int0106.htm; http://www.rusf.ru/abs/int_t01.htm и др.
Р. Бредбери, «Марсианские хроники». (1950 – США; 1965 – издание на русском в СССР).
«Бхагавад-гита», перевод Б. Гребенщикова. Издательство «АСТ», 2020.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Итак, почему же внепространственные перемещения Люденов вызывают падение температуры окружающего воздуха? Дело, по-видимому, в законе сохранения энергии, который должен выполняться даже в самой захватывающей научной фантастике, чтобы она не превратилась в сказку или в фэнтези с джиннами и бабами-ягами. Любое материальное тело на поверхности Земли обладает отрицательной потенциальной энергией по сравнению с тем же телом, находящимся в межзвездном пространстве, вдали от притяжения Земли и Солнца. Например, энергия человека весом 80 кг составляет огромную величину, больше миллиарда калорий, и эту энергию надо где-то найти и потратить, чтобы перенести человека с Земли в далекий космос, полностью убрав его из земного поля притяжения (спутники на орбите остаются в поле тяжести Земли, поэтому для них такая энергия не требуется). Космолеты Стругацких умели собирать энергию отовсюду из окружающей среды, поэтому на месте стартовавшего Корабля возникало облако твердого воздуха, а температура падала на сто километров вокруг. Люденам для сбора энергии, похоже, требовались какие-то устройства, которые они выковыривали из глайдеров. Люден С. Окигбо, исчезая из дома, произвел лишь небольшое охлаждение в комнате – видимо, он не удалился из Солнечной системы, а остался где-то поблизости, на Земле. Отметим еще одну причину охлаждения: исчезая мгновенно, люден оставляет на своем месте пустоту, в которой даже воздуха нет, то есть вакуумный пузырь. Окружающий воздух заполняет пустоту, при этом сам расширяется и охлаждается. Этот эффект намного слабее гравитационного, но охлаждение воздуха на десяток-другой градусов в небольшом объеме он обеспечит. Толковый старшеклассник или студент сможет легко произвести соответствующие несложные вычисления (или дать свое объяснение, например, учесть изменение энтропии). Возможно, АБС и расставили соответствующие «маячки» в тексте для этой части читателей, на которую они всегда смотрели с симпатией, уважением и надеждой.


Рецензии
ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ АБЗАЦ: «4.3. Панику в поселке Малая Пеша, которая произошла в 99 году, можно назвать, пожалуй, острой ксенофобией. Приятным майским вечером в поселке появились непонятные существа, похожие на больших слизняков с глазами, которые направлялись к людям, лезли в окна коттеджей… Это вызвало дикий страх почти у всех обитателей поселка… Наутро «чудища» исчезли почти бесследно, не считая какой-то непонятной слизи и чешуи на кустах и траве…»

История братьев Стругацких началась на лет на 20-25 позднее… Гигантские испанские слизни - буроватые, с полосами на спине проникли в СНТ Нечерноземья и грозились внедриться в условиях потепления климата в биоту СНТ Заполярья вдоль реки Пеши. Но их нашествие за ночь однажды остановил простой русский парень из Подмосковья, наутро чудища исчезли:
http://yandex.ru/video/preview/5648433178766109443

Мара Рушева   23.10.2023 21:53     Заявить о нарушении
Николай Качалин,простой русский парень, ведущий борьбу с испанскими слизнями, - весьма популярный в стране и грамотный ведущий своего видео-канала по садоводству и огородничеству. Но... в секции литературоведения дело в нём, а в истоках творчества Стругацких, в частности – истории абзаца 4.3. Наверняка, братья фантасты имели информацию об испанских слизнях, каковой толком ещё не водилось в советских СМИ. Упоминание престарелой балерины, мальчика и летчика Панкратове… откуда они взялись – пока непонятно…
Благодарю за находку истока текста о слизнях-пришельцах! – Погуглила и нашла статью об этом ужасе…Тут не до смайлов…

Главный вредитель Европы. Что нужно знать об испанских слизнях?
Изредка в русскоязычных СМИ появляются сообщения о том, как в разных регионах России люди вынуждены бороться с внезапно расплодившимися крупными рыжими слизняками, поедающими растения и внушающими своим видом и количеством не самые положительные эмоции. Тем временем в других странах нашествие этих слизней уже приобрело характер экологического бедствия. Размножающийся сотнями, не имеющий естественных врагов в природе, переносящий паразитов и смертельные заболевания, моллюск освоил огромные территории и в буквальном смысле подбирается к домам жителей стран Центральной Европы, Прибалтики и Скандинавии.
ДАЛЕЕ: http://dzen.ru/a/Xyp1CeffgUZYlrXv

Мара Рушева   24.10.2023 18:28   Заявить о нарушении
мстейк, читать: в секции литературоведения дело НЕ в нём

Мара Рушева   24.10.2023 18:29   Заявить о нарушении
Видимо, Галина Уланова упоминалась в Комарово, куда съезжались братья писать свои книги...

Мара Рушева   24.10.2023 19:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.