Клинкер Часть первая Глава 7

      Глава 7   Успех
   
       Прибыв со всеми на завод, я отложил запланированное свое знакомство с главным технологом завода до окончания совещания. Совещание проводилось  председателем комиссии, начальника ПТО Главцемент Пиотровского, надменный, зычный голос которого приводил некоторых присутствующих в легкое оцепенение.
       - А почему Вы решили, что приводило иных в оцепенение? – спросил меня Платонов. - Пиотровский мужик нормальный, ни чем не отличается от других.
       - Вы хотите сказать, от других москвичей? – вырвалось у меня неожиданно, и я тут же попросил прощения, сказав, что я это сделал не намеренно.
Видя мое состояние отчаяния, Виктор Степанович поспешил успокоить меня:
       - Ладно, уж – сказал он усмехнувшись. – А теперь скажите уже намеренно, почему у Вас вырвалась эта фраза? - спросил он. - Только, честно, пожалуйста.
               Возможно он, как москвич, ожидал услышать от меня что то в свой адрес, но я его не упомянул. Я робко поделился с ним, что в народе, даже среди ленинградцев, известно о самомнении москвичей, которые считают, что они, москвичи, – патриции, а остальные – плебеи.
       - Вы тоже так считаете? - спросил он, испытующе глядя на меня.
       - Я тоже из столицы, Виктор Степанович – ответил я, улыбаясь, - но не из Москвы.
Похоже, ему понравилось, как я схитрил, потому что он, уже добродушным тоном, предложил мне продолжить свой рассказ.
       - Три дня я ждал «своего часа», когда будет поднят вопрос охлаждения отходящих газов – продолжил я. – За это время я получил исчерпывающую информацию от моих коллег из НИПИОТстрома и из Гипроцемента. Их горячий спор между собой о том, чья система охлаждения эффективнее, выдал мне все слабые места и недостатки их предложений. Они оппонировали друг к другу с тщательным разбором предмета своего оспаривания, вовлекая,  и меня в свои споры.
       А я, между тем, познакомился с главным технологом завода, и рассказал ему о необычном способе охлаждения, в который он не хотел верить. Но мои заверения о том, что этот способ успешно действует на Спасском цементном заводе, заинтриговал его. Он спросил меня:
       - Вы это чудо можете показать здесь, на заводе?
       -  Да – ответил я, - если вы  обеспечите мне давление воды в двадцать атмосфер.
         С начальником котельной завода, где стояли два насоса ВД, один из которых резервный, он попросил на день уступить для науки. Начальник согласился, при условии возможности включения этого насоса в работу в случае выхода из строя рабочего насоса. К вечеру было все готово к испытанию. Главному технологу не терпелось увидеть чудо, в которое он все еще не верил до конца, пока мы не начали испытание. Да я и мне самому, не видевшему эффекта от работы пресловутой головки, не терпелось скорее увидеть.
       Появление тумана из форсунок головки меня буквально заворожило не меньше, чем главного технолога. Ведь я, как и он, видел это впервые. Туман, окруживший нас, настолько был легким, что увлекался даже слабым движением руки, да еще с завихрением; Фантастический эффект распыления воды.
Утром четвертого дня вопрос охлаждения отходящих газов рассматривался в конце заседания, и как бы поспешно. Я понял, что этой теме здесь не уделяют должного внимания, и насторожился, чтоб не упустить момента.. И не зря насторожился, - так как по теме охлаждения газов Пиотровский спросил:
       - Гипроцемент и НИПИОТстром, вы разобрались между собой о готовности  предложения способа охлаждения отходящих газов? – затем произнес: - Давайте, выкладывайте по очереди. Гипроцемент прошу начать первым.
Каждый институт изложил свой способ охлаждения, упирая на его преимущество перед предлагаемым оппонентом.. Когда они закончили, и ставился вопрос о выборе, я понял, что могу «пролететь», если сейчас же не вмешаюсь, и громко произнес с места:
       - Порошу внимания! Есть предложение - сказал я, и поднялся.
Пиотровский, взглянув на меня пренебрежительным взглядом, грубо спросил:
       - Откуда Вы, и что Вам тут надо?
       - Я здесь представляю Спасское отделение Оргпроектцемент по вопросу охлаждения отходящих газов печи.
       - Мы Оргпроектцемент не приглашали, - угрюмо произнес он, - к тому же здесь есть кому заняться этим вопросом..
       Но меня не сломать. Мне же «море по колено» - сказал я себе, а вслух произнес:
       - Я прошу выслушать меня. С пустячным делом я не ехал бы в такую даль. То, что я здесь предложу, должно заинтересовать технологов.
Председатель посоветовался со своими коллегами о чем то, и спросил меня:
       - Вы обращались с Вашим предложением к кому то из специалистов? – спросил Пиотровский.
       - Да – ответил я. – Главный технолог завода может подтвердить эффективность моего предложения.
       - Вы подтверждаете целесообразность рассмотрения предлагаемого варианта? – обратился Пиотрвский к главному технологу.
       - Да – ответил он. – Это предложение эффективное, и требует внимания.
       - Расскажите, что Вы хотите предложить нам – обратился ко мне Пиотровский
Я не стал излагать сразу свой способ охлаждения, а начал с неэффективности применения уже предложенных способов, сказав:
       - Трубка Вентури, предложенная Гипроцементом, обеспечит снижение температуры отходящих газов, но какой ценой. Во первых, в установку дополнительно  встраивается вентилятор, который не эффективно измельчает подаваемую водную струю, образуя брызги внутри газохода, которые с потоком пыли образуют нарост на стенках газохода, а еще хуже на рабочем колесе дымососа, а особенно на его лопатках, провоцируя дисбаланс, биение колеса. В газоходе, после дымососов, оставшиеся брызги не испаренной воды доносятся потоком и до фильтров, налипая с избытком на электродах фильтров. На них тоже образуются наросты, что выводит из строя  весь фильтр. Уменьшение же подачи струйной воды в газоход не обеспечивает необходимое снижение температуры отходящих газов.
       - Второй же вариант - продолжал я бичевать способы именитых специалистов, - предложенный НИПИОТстромом и вовсе без дробления воды, а каплями подается в газоход. Капля, увлекаемая потоком газов, возымеет еще сильнее отрицательный эффект, чем брызги воды, предлагаемые Гипроцементом.
Способ же, предлагаемый мною, исключает образования наростов и в газоходе, и в дымососе, и в фильтрах. Это достигается созданием внутри газохода тумана из воды, который снижает температуру отходящих газов до требуемого уровня. Этот туман легко взаимодействует с горячим потоком отходящего газа и его взвесями, сам же при этом исчезает. К тому же, мизерный остаток  влаги тумана после дымососа, который желательно оставлять путем подбора режима подачи воды, эффективно сказывается на осаждении пыли на электродах фильтров.
       - Вы решили развлечь нас сказкой? – ворчливо пробормотал Пиотровский. -  Над этим работают здесь специалисты авторитетных институтов, и по этой теме у них вполне реальные предложения, а Вашу фантастику, ваши воображения оставьте при себе.
       Но я сдаваться не собирался. Громко, и даже чуть нагловато, я чуть ли не зарычал:
       - У нас, на Спасском цементном заводе, такой способ охлаждения газов быль, а не сказка. И здесь, на этом заводе, вчера главный технолог завода, воочию, убедился в реальности моего предложения.
       Склонившись к председательствующему,  заседатели за столом о чем то посовещались, кивая головой в мою сторону.  Затем Пиотровский обратился к  залу:
       - Прошу высказать свое мнение специалистов Гипроцемент и НИПИОТстрома.
Инженер из НИПИОТстрома выразил восхищение такой системой охлаждения газов. А специалист из Гипроцемента Горбунов не сдержался от восхищения, сказав, что такой способ, если он реальный, то это лучший вариант. Но мы все равно предлагаем свой, проверенный нами способ – посредством применения трубки Вентури.
       Председатель еще раз  посовещался с коллегами, сидящими за столом, и объявил:
       - принимается решение применения системы охлаждения двух вариантов: основной вариант -  предложенный специалистом из Оргпроектцемента, резервный вариант – предложенный специалистом института Гипроцемент. При выходе печи в рабочий режим, обязываю специалистов Гипроцемент и Оргпроектцемент  провести испытание установок охлаждения отходящих газов и подбора режима подачи воды в газоход.
       Совещание закончилось, и все стали расходиться. Перед выходом из зала сзади кто то подхватил меня за локоть, и придержал. Оглянувшись, я увидел улыбающегося Нелидова, который предложил мне отойти в сторону. Пройдя пару шагов в сторону от потока людей, мы остановились. Валентин Сергеевич, поймав мою руку, крепко сжал ее потрясая, произнес:
       - Поздравляю, Николай Иванович, Вас с успехом! А Вы были молодцом. Не растерялись. Я рад  Вашему успеху – похлопал он меня по плечу и удалился.
       - А почему Нелидов, автор этого способа, присутствуя на реконструкции печи,  не предложил этот способ от Гипроцемента? – спросил меня Платонов. 
       - Не знаю, Виктор Степанович – ответил я, - это было удивительно и для меня  Забыть о своем детище он не мог, конечно, - значит так надо – решил я.
       - Занятная история – сказал он. - Продолжайте, я Вас слушаю.
И я стал рассказывать Платонову о том, как я на месте составил экспресс-проект на установку насосной станции ВД воды в цехе «Обжиг», и разработал рабочие чертежи на изготовление головки с форсунками по оригиналу, который привез с собой. Рассказал я о том, как трудно мне было внедрять мой проект, потому что начальник «Обжига» отослал меня с проектом к начальнику цеха пылеулавливания. А тот на отрез отказался принимать на себя это мероприятие, сказав, что «Обжигу» надо снижение температуры, пусть они и занимаются этим хозяйством. Пока они спорили, где и кому заниматься установкой станции ВД, подошло время испытания, а станции нет. Я обратился к Главному инженеру завода, чтобы он определил, кто займется установкой станции и возьмет ее на обслуживание. Оказывается, Главный инженер уже выслушал «жалобы» обеих сторон, и расписался в своем бессилии, ответив мне:
       - Откуда ты взялся на нашу голову? Ведь есть же проверенный, надежный простой способ охлаждения, нет же – подай ему два насоса ВД, построй ему станцию – и еще что то он проворчал мне вслед, но я уже его не слушал, закрыв за собой дверь.
       Через день на совещании был поднят вопрос о готовности охлаждения газов. Вопрос был ко мне, как к инициатору предложенного способа. Поднявшись, я ответил:
       - Готовность работы установки под угрозой срыва.
- Что значит под угрозой срыва? – взревел председательствующий. -  Вы, вообще то, занимаетесь этим вопросом?
       - Да, и, к сожалению, только я - ответил я, -  и довольно активно. Я выполнил проект с расчетом необходимых материалов и оборудования на установку насосной станции ВД, я разработал рабочие чертежи для изготовления специальных головок с форсунками, я добился не без труда изготовления по этим чертежам специальных головок и соединительных элементов к головке. Технические вопросы решаются успешно. А организационные вопросы  ставят под угрозу срыва выполнения мероприятия.
       - А Вы, что – спросил меня Пиотровский, - устранились от организационных вопросов?
       - Нет – ответил я. – Я не только не устранился, - я их возглавил, и единолично  решал организационные вопросы до сего момента, так как ни кто и пальцем не шевельнул к решению этих вопросов. Но я, уважаемые заседатели, поднялся с места не оправдываться, - пусть оправдываются виноватые. И не жаловаться поднялся я с места, а требовать.
В зале прошел не громкий ропот, и говорок, а я продолжал выступать: - Уже не говорю о том, что приехал я сюда с Дальнего Востока, чтобы помочь заводу, а на деле я выполняю все сам, что в моих силах. Но я не в силах сменить главного инженера завода на более деятельного. Я вынужден был обратиться  за помощью к главному инженеру, что бы он  определил место установки станции ВД воды, так как ни начальник цеха Обжиг, ни начальник участка пылеулавливания, не решили этот вопрос положительно. Каждый из них отмахивался от меня, как от назойливой мухи. А главный инженер и вовсе указал мне на дверь, злобно сказав в мой адрес: - Откуда ты только взялся?
       - Не правда – проревел с места главный инженер. Я ему не указывал на дверь. Он сам ушел.
       - Правильно – ответил я заседанию. - Я сам ушел, потому что он, выслушав жалобы своих начальников, как он успел мне пожаловаться, что никто из начальников не берется принять на себя чужую обузу. Поэтому я и решил, что для главного инженера завода мои требования тоже обуза, и он не в силах решить этот, вообще то, плевый вопрос, который я и выношу на это совещание.
       Затем я произнес фразу, которая пришла мне на ум неожиданно для себя: - Я не понимаю, прошу прощения, - мне это мероприятие надо, или заводу? Я обращаюсь ко всем - прошу помочь мне оказать помощь заводу.
Эта фраза стала ключевой в решении организационного вопроса установки станции ВД. Я закончил выступление, а тишина, царившая при моем выступлении, продолжала еще стоять.
       - Где главный инженер? – спросил Пиотровский. Главный инженер встал, а Пиотровский продолжил:
       - Если я успею до конца дня определить место установки станции ВД, завод обойдется без Вас. Вы поняли меня?
       - Да, понял – ответил главный инженер.
Завтра с утра можете продолжить Вашу работу по установке необходимого оборудования и испытания его – обратился ко мне Пиотровский. – Помощь завода Вам обеспечит главный инженер. Он заверил нас, что все понял.
       - То, что Вы рассказали сейчас – признался Платонов, - заслуживает уважения к Вашему авантюризму, как Вы назвали. Но, продолжайте. Я Вас слушаю.
       И я продолжил свой рассказ: - Когда вращающаяся печь вошла в рабочий режим, наступило время испытания мною изготовленной, и мною установленной головки с форсунками. Головка с форсунками была установлена на двадцать третьей отметке(на высоте двадцать три метра) в газоход, после циклонных теплообменников. На площадке этой отметки и на пульте управления печи мы поочередно с Горбуновым Виктором, инженером из Гипроцемента, дежурили по две смены подряд, отрабатывая режим подачи количества воды, и скорости снижения температуры отходящих газов сообразно режиму работы печи. О параметрах температуры отходящих газов и подаче воды в форсунки при подборе режима, мы общались по телефону с пульта машинистов, и с площадки двадцать третьей отметки.
       Через день, когда уже был отработан режим работы туманообразующей  головки с форсунками, в конце совещания меня спросил Пиотровский о результате испытания. Я ответил, что испытание прошло успешно, что может подтвердить мой коллега. Пиотровский обратился к Горбунову дать заключение на проведенное испытание.
       - Испытание прошло успешно – заключил он. – Отработаны режимы подачи воды при изменениях температуры отходящих газов. Скорость снижения температуры вполне  удовлетворительная. Этот способ охлаждения высокоэффективен, и испытание других, ранее предложенных способов, не имеет смысла.
       - Отлично! - похвалил Пиотровский. – Продолжайте ваше дежурство на печи, пока не освоится сменный персонал с самостоятельным обслуживанием этой установки.
       Однажды, между делом на площадке двадцать третьей отметки, Горбунов спросил:
       - Николай Иванович, а ты кто по образованию – теплотехник или технолог?
       - Ни то, ни другое – ответил я, подумав, хорошо, что раньше не спросили об этом, и когда он спросил меня, где я учился, я ответил, что учился у себя, в Спасске Дальнем. Он растерялся от неожиданности, и спросил:
       - В Спасске, все же, открыли институт?
       - Нет – ответил я. -  Собирались открыть, да так и не открыли. Я в учился в техникуме при цементном заводе по специальности техник-электрик по эксплуатации … – не успел я договорить, как Горбунов, возмутившись, даже взревел:
       - Как это так? - негодовал он. – Без высшего образования, да еще и не технолог, даже! Невероятно. А как же можно объяснить то, что ты так ловко осуждал на совещании наши варианты снижения температуры - спросил он меня.
       - Я вынужден был, вами же вовлеченный, присутствовать при ваших спорах о том, чей способ лучше. Если ты помнишь, я не дискутировал с вами эту тему, но вы, своей дискуссией, кормили меня своими знаниями в области этой науки. Глубоких знаний я, у вас, конечно, не приобрел, но то, что узнал от вас, оказалось достаточным, что бы выступить против ваших предложений.
       - Нет, Николай, не совсем так – ответил Горбунов. – Если бы мы знали, что ты не технолог, а тем более без высшего образования, мы бы тебе и рта открыть не дали. Но ты мудро поступил, не вступая с нами в споры. Мы бы тебя раскололи, как орех.
       - Я же знал, что передо мной киты, акулы в этом деле, а я мелкая рыбешка перед вами – ответил я. Поэтому я уходил от ваших споров, и молча питался плодами вашими споров.               


Рецензии