Мишкинская восьмилетняя школа

 
 
У любого человека было детство. А в детстве была школа, с которой связано очень многое - становление личности, выбор друзей, приобретение знаний, интерес к познанию нового, умственное и физическое развитие, формирование социальных навыков и много чего еще, что потом, в будущем, непосредственно повлияет на любой выбор в жизни, и, следовательно, и на судьбу самого человека. Вот почему так важно, что и кто окружает тебя в детстве, в ком ты видишь в данный момент непререкаемых авторитетов, с кого берешь пример и у кого учишься. Это не всегда школьные учителя или даже родители - но, в большинстве случаев, именно семья и школа оказывают на начинающего познавать мир ребенка основное влияние. Нет двух похожих людей, любая личность уникальна по своим качествам. И вот эти качества - не считая заложенных природой с рождения - и приобретаются в процессе взросления, где немалое время приходится именно на школьные годы, поэтому они так важны - где, с кем, у кого, и чему человек учился (и научился!). Как нет двух похожих людей, так нет и двух похожих школ - несмотря на одни и те же стандарты в подходе к обучению и воспитанию. Все равно атмосфера в школах разная. Какой подобрался коллектив учителей, какой контингент учащихся, какие бытовые условия в школе, какие там существуют традиции и сформировавшиеся годами установки, даже, как она расположена на местности - все имеет значение, все важно, все своеобразно и неповторимо, все создает определенный, только одной ей и присущий колорит...
В Мишкино история народного образования начинается еще с конца девятнадцатого века. Много было здесь всякого - и соответствующего времени на тех исторических отрезках , что страна проживала - и присущего только нам, с учетом сложившихся условий. Тема эта большая и интересная, но сегодня у нас другая задача - рассказать о конкретной школе, одной из двух школ нашего села, в которой за годы ее существования обучались и получили затем путевку во взрослую жизнь тысячи наших земляков, живущих сейчас по всей стране - от Калининграда и до Камчатки. Это - Мишкинская восьмилетняя школа...
История этой школы началась и закончилась в двадцатом веке, во второй его половине. Это была школа советского времени, другого она не знала. Началось все в 1951 году, когда по инициативе тогдашнего председателя Мишкинского райсовета Ахметзяна Бадамшиновича Бадамшина в райцентре решили строить вторую школу - семилетнюю. Причин было две - село росло, население его, как и окружающих деревень, увеличивалось, учеников с каждым годом становилось все больше, а Мишкинская средняя школа уже сама нуждалась в расширении своих площадей (что затем и происходило путем строительства двух больших пристроев - в 1962 и 1977 годах). Вторая причина - существовала необходимость в своей национальной школе, для более глубокого изучения родного языка и культуры народа. Наш район уникальный по своему этническому составу, марийское население здесь всегда составляло абсолютное большинство, а если брать непосредственно только именно Мишкино и окружающие его деревни - то и вовсе подавляющее. Национальная школа в таких условиях была совершенно естественным и необходимым явлением. В советское время, в отличие от царской России, в которой ни о каком национальном обучении и развитии родного языка и культуры местного населения не могло быть и речи, где даже учителя коренной национальности должны были принимать православие, прежде чем получить доступ к образовательной деятельности ( Гурий Кармазин (К.Ибаев), Николай Кидалашев (М.Мичишев ), Андрей Аристархов (В.Байрамалов)и множество других, менее известных просветителей) и где ставка делалась не на развитие национальной культуры народа, а на его постепенную ассимиляцию - так вот, в отличие от этого Советская власть с самого начала своего существования повела совсем другую национальную политику - каждая нация получила право на самоопределение, получила полную свободу в развитии своей самобытности, своего языка, своей национальной культуры и присущей только ей особенностей, свободу в изучении своей истории, в осознании своего пути в общем развитии человеческой цивилизации. Исторически сложилось так, что в Башкирии только в двух районах - Мишкинском и Калтасинском - сотни лет компактно проживали представители народа мари. И если в местах основного проживания этого народа  сразу после окончания гражданской войны была образована Марийская автономная область (впоследствии - республика), и где национальные вопросы решались гораздо проще - то в наших краях оторванность от "метрополии" накладывала свои особенности, которые требовали гораздо большего внимания.
А.Б.Бадамшин был человеком широких взглядов, образованным и дальновидным, принесшим много пользы в развитии нашего района. Четыре года он был председателем районного Совета, четыре года до этого работал редактором мишкинской районной газеты "Комун корно", в своих действиях часто опирался на совершенно оригинальные и нестандартные подходы к решению текущих задач. Он оставил после себя очень интересные воспоминания о жизни района тех лет - бесценные свидетельства современника и очевидца. Никогда нельзя заранее предвидеть, как повернется жизнь, так и А.Б.Бадамшин вряд ли мог предполагать, что в школе, открытой по его инициативе, он будет еще даже и работать в скором времени. Однако так судьбой и было решено...
Итак, первое сентября 1952 года - первый день новой Мишкинской семилетней школы, день её "рождения" - школы, ставшей для многих учителей местом приложения сил, поприщем для педагогической деятельности, связавшим свою жизнь с этой школой не только надолго, но часто и навсегда, понимающим выполнение своего долга перед обществом работой именно здесь, именно сейчас, именно с этими детьми - разными и одинаковыми одновременно. Это была большая ответственность - быть учителем! Тогда в школе учитель был действительно авторитетом для приходящего в школу ученика, он обучал, наставлял, воспитывал, давал знания, которые получить больше было негде, был человеком, с которого брали пример, поведение которого заметно отличалось от того, что ребенок видел в другом месте - в семье, на улице, на производстве, где работали родители, и где ему часто приходилось бывать самому. Учитель не матерился, не пил, красиво говорил, красиво одевался, он, казалось, даже думал по-иному. Как тут не уважать и не брать пример, как не стараться соответствовать его наставлениям и поучениям?
Первый звонок прозвенел, торжественная линейка закончилась - нужно приступать к занятиям. А оказалось - негде! Здание не успели достроить к первому сентября! Его открыли только пятого декабря, в День конституции СССР. И все три месяца до этого триста учеников новой школы (и их учителя) мыкались по разным местам - некоторые классы посещали занятия в третью смену в Мишкинской средней школе, другие занимались в Доме пионеров, еще часть учеников проходили свое обучение в Мишкинском детском доме, который располагался тогда по соседству со средней школой. Чем труднее достается что-то - тем больше ценится! И когда, наконец, здание школы было открыто - радости не было предела ни у кого - ни у учащихся, ни у учителей, ни у родителей учеников, ни у работников РОНО. Ничего, что оно было совсем небольшим - зато своим! Всего пять классных комнат, учительская, комната для техничек и теплый коридор.Тесно? Да, тесно! Но это ведь только начало пути, это все понимали, тем более, что в планах уже было намечено, как будет расширяться школа. Места под нее было выделено немало - между улицами Ленина, Садовой (имени Казакова), которая в это время только начала застраиваться жилыми домами, и до улицы Пушкина, которой еще не было вовсе. В общем, первое здание школы поставили в чистом поле. Это потом там будет и свой сад, и обихоженый пришкольный участок, и обсаженные березами со всех сторон границы школьной территории - в первые же годы не было ничего. Было только одно - желание как можно быстрей начать работать. И педагогический коллектив, который в первый учебный год состоял из полутора десятка учителей, с энтузиазмом принялся за дело! Вот эти люди, многих из которых в Мишкино хорошо помнят - Нина Михайловна Михайлова (Мадиярова), Дарья Бикмасовна Паляева, Екатерина Алексеевна Степанова, Алефтина Захаровна Захарова, Ольга Дмитриевна Киселева, Анна Демидовна Владимирова, Миксон Микинович Микин, Нина Николаевна Изергина, Анатолий Васильевич Ибагишев, Егор Салишевич Сайранов, Матвей Кайниевич Кайниев, Любовь Никифоровна Хромова. Завучем в первый учебный год был Борис Асмаевич Асмаев, старшей пионервожатой - Тамара Николаевна Кидалашева. А первым директором школы, который ее и строил, был Павел Иванович Байбулатов. Работал в первый год здесь и Ахметзян Бадамшинович Бадамшин, по инициативе которого эта школа была задумана и усилиями которого она строилась. Случилось так, что в сентябре 1952 года он серьезно заболел, исполнять обязанности председателя райсовета уже не мог и после лечения стал работать в школе учителем.
Первое здание школы, построенное в 1952 году, не было новым. Оно стояло на территории Мишкинской районной больницы уже много лет и по разным причинам там стало уже не нужным. Министерство здравоохранения списало его и передало Министерству просвещения. Так оно обрело - после ремонта и реконструкции - вторую жизнь. Несмотря на тесноту, в которой начались занятия в первый учебный год, и на то, что занятия велись в две смены - а параллельных классов было не только по два, но пятых, например, даже три ("а", "б" и "с") - сразу в школе активно взялись за внеклассную организацию времени учащихся. В школе проводились тематические вечера и разные мероприятия, заработали кружки по интересам, занятия в которых были совсем не формальными, а очень содержательными и интересными, как для детей, так и для организаторов, причем занятия в них проводились чуть ли не каждый день. Рукодельный кружок вела Н.М.Михайлова, драматический - Д.Б.Паляева, спортивный - Е.С.Сайранов. Даже фотокружок был! А это ведь только самое начало пятидесятых, когда фотоаппарат был еще в диковинку, и до массового его освоения было далеко. Занимался с детьми в фотокружке М.К.Кайниев. Именно благодаря его увлечению фотографией и была с первых лет школы заложена здесь традиция вести фотолетопись школьной жизни. Первый звонок - самый первый! - первые выпускники, первый директор, первые учителя, первые школьные события - все мы это сейчас можем видеть на старых фотографиях благодаря тому, что с первого же года начала работы школы в педагогическом коллективе ее появился человек, не только сам увлекшийся интересным делом (кроме своей профессии), но и постаравшийся привлечь к этому и учеников, поставивший свое увлечение фотографией на службу общему делу. И таких увлеченных людей среди первых (и последующих) учителей в Мишкинской семилетней школы было немало...
Следующий учебный год (1953-1954) начался более успешно - в школе появилось второе здание, которое успели полностью достроить до первого сентября. Оно тоже не было новым, тоже перевезенным и реконструированным. Здание было меньше первого, имело три классных кабинета, директорскую комнату и комнату для техперсонала. Как и в первом здании, в нем тоже был теплый коридор, объединяющий все помещения. Школьную мебель тоже приобрели уже в полном почти составе, а то год назад, при открытии школы, ничего своего не было - РОНО обязало другие школы со всего района делиться инвентарем. Так и собрали тогда все - парты, школьные доски, вешалки для одежды, столы и стулья. Учеников по-прежнему было много - около трехсот. Потом, ближе к шестидесятым годам, их стало меньше - иногда были годы, когда в школе обучалось всего по 180-190 учащихся. В 1958 году, когда в стране проходила школьная реформа, направленная на "связь школы с жизнью и производством" и когда все семилетние школы стали восьмилетними (а восьмилетнее образование сделали обязательным), то в школе тоже произошли перемены. На восьмилетнее обучение она переведена не была, это произошло только в 1961 году, а вот один из классов переоборудовали в мастерскую, где и стали проходить уроки труда. Ну, а главное трудовое воспитание, как, впрочем, и в других школах района, ученики получали на сельскохозяйственных работах - на полях сначала ближних колхозов, затем - с 1957 года - совхоза "Мишкинский", образованного в то время на базе Мишкинской машинно-тракторной станции, а впоследствии - совхоза "Заря", который был организован на базе его первого отделения. И картофель копали, и за свеклой ухаживали, и солому скирдовали - и все это совсем не в маленьких объемах. Труд на благо общества был обычным делом, хотя и в своей школе работы хватало - школа отапливалась дровами (а в начале шестидесятых здесь появилось еще и третье здание - и все они имели печное отопление, другого в школе никогда не было) - и школьники часто привлекались к заготовке дров, хотя в лес их, конечно, как детей из Мишкинского детдома в сороковые годы, никто не посылал, дрова привозили готовые. Но пилить, колоть, складывать - это бывало. Когда прокладывали в Мишкино водопровод, траншею к школе  в 110 метров тоже выкопали сами учащиеся, а уж работу на пришкольном участке - и на летней практике, и на уроках труда или биологии - вообще за работу можно было не считать. Да и труд в совхозе не был только шефской помощью - школа за него получала деньги, которые тратили на необходимый школе материал, инвентарь, музыкальные инструменты. Уже в начале шестидесятых в школе был свой телевизор - редкое для Мишкино того времени явление - а также пианино, купили затем бензопилу "Дружба", что тоже было неординарным событием. И уж совсем изюминкой было приобретение духовых инструментов! Да - в Мишкинской восьмилетней школе был свой духовой оркестр! Это, конечно, заслуга одного из директоров школы того времени - Василия Аймурзиновича Аймурзина. Он сам и организовал этот оркестр, подобрал способных, с музыкальными данными, ребят. И теперь все главные школьные мероприятия - линейки, тематические вечера, демонстрации - сопровождала своя собственная духовая музыка! Ну какая еще школа в районе могла тогда этим похвастать? А один из старейших учителей школы и сам большой любитель музыки, виртуозно игравший на скрипке с самых детских лет - Миксон Микинович Микин - организовал кружок любителей пианино, так что на школьных вечерах было что послушать. Впоследствии в школе был даже свой ансамбль песни и пляски, который не только проводил выступление в своей школе, но и часто ездил с "гастролями" по другим школам.
Вообще, жизнь в Мишкинской восьмилетней школе была очень насыщенной, и заслуга в этом, конечно же, учителей. Дети здесь были со всей округи - с Нововаськино, со Староваськино, с Унура, с Марий-Олыка, с совхоза (там была начальная школа, закончив которую многие дети переходили на обучение сюда, в восьмилетнюю школу), и мишкинских, тоже, кстати, обучалось немало. Ну, а в самом начале - в пятидесятые-начале шестидесятых – чуть ли не большинство учащихся составляли дети из Мишкинского детского дома. Это тоже накладывало свою специфическую особенность на атмосферу школьной жизни - детдомовские дети заметно отличались от "домашних", и совсем не в лучшую сторону. Но разве можно их за это винить? Такое было время. Детский дом в Мишкино, кстати, закрыли только в 1963 году...
В какую школу пойдет ребенок - в среднюю или восьмилетнюю - вопрос решался по-разному, главным, было, конечно, желание родителей. Но случалось так, особенно в пятидесятые-шестидесятые годы, что учителя средней школы, сразу после начала занятий сами советовали родителям перевести дочь или сына в восьмилетнюю школу. Причина - плохое знание русского языка. Ребенку - будь то первый класс, или уже четвертый - после начальной школы - было трудно усваивать школьную программу, психологически тяжело учиться в обстановке, когда слова учителя понимаешь только частью. Перевод в восьмилетнюю школу был в такой ситуации единственным выходом. А здесь, где почти все учителя владели родным языком - было легче. И хотя обучение основным предметам проходило на русском языке, никто не запрещал ни учителю, ни ученикам общаться на родном языке - главное, чтобы предмет усвоили. А изучение русского языка происходило по облегченной программе, что тоже было немаловажно.
Родной язык и литература занимали в школе особое место, им отдавались не менее 7-8 часов в неделю. В разные годы учителя здесь иногда менялись, но уроки Дарьи Бикмасовны Паляевой и Лини Исаметовны Исаметовой вряд-ли кто из учеников, обучавшихся в то время, может забыть. Это были настоящие учителя, увлеченные своим делом, считавшие своим долгом передать детям любовь к родному языку, истории и культуре своего народа. И в этом они вполне преуспели - многие люди, обучавшиеся тогда в школе, с благодарностью вспоминают и годы, здесь проведенные, и уроки этих преподавателей. Вот что, например, вспоминает одна из учениц того времени - Елизавета Галимова , обучавшаяся в этой школе в начале семидесятых: "Марийский язык у нас вела Дарья Бикмасовна. Уроки были интересными и содержательными. Она всегда придумывала что-нибудь особенное, чтобы нам было интереснее заниматься. Например, на её уроках мы познакомились с пионерской газетой "Ямде лий" (Будь готов!). Она также придумала писать письма в Марийскую АССР, дала нам адрес школы и мы стали писать - школа, класс, ученику по такому-то номеру классного журнала (какому своя фамилия в своем журнале соответствовала), потом начали так писать и у себя в районе, и нам отвечали, а писали потом уже на домашний адрес. Я долгое время переписывалась с девочкой из Марийской АССР. И были случаи, что после долгой переписки люди встречались даже через много лет, а некоторые даже дружат до сих пор..."
Прекрасно помнят бывшие ученики и преподавателей русского языка и литературы Нину Михайловну Михайлову (Мадиярову) и Надежду Рахимовну Биглову. Нина Михайловна работала здесь с первого дня основания школы, была очень активной, целеустремленной, обладала творческим началом, имела большое чувство ответственности. С самого начала своей работы в школе она взяла за правило о всех мероприятиях и важных школьных делах писать небольшие корреспонденции в районную газету. Были ли проведены какие-либо соревнования, сходили школьники в поход, состоялся концерт или встреча с ветеранами - обо всех школьных событиях можно было узнать из первых рук на газетной странице. А событий было много - школа, не поленюсь это повторить еще раз, жила очень насыщенной жизнью, во многом даже часто опережая свою старшую сестру - Мишкинскую среднюю школу. Недели не проходило здесь без какого-либо значимого мероприятия, не говоря уже о постоянной работе кружков и секций. И проходили они здесь не абы как, лишь бы галочку для отчета поставить - нет, здесь и преподаватели, и дети - все вкладывали душу в дело, которым занимались.
Надежда Рахимовна Биглова тоже оставила о себе добрую память среди учеников этой школы. Будучи классным руководителем, она не ленилась ходить по домам своих учеников, хотя "география" их местожительства была довольно обширной - от Марий-Олыка и до Унура. Но ученики оттуда были, конечно, не каждый год. А вот в Нововаськино, за Гору, приходилось ходить чаще, учеников из этого селения было много, так же, как и староваськинских детей. Узнать, в каких условиях живут школьники, какие у них есть возможности для занятий дома, кем в социальном плане являются родители, все ли в семьях благополучно - этого не узнаешь в полной мере, пока не побываешь в семье ученика. Не везде радовались неожиданному приходу учительницы, но Надежда Рахимовна Биглова обладала твердым характером, умела находить нужный язык со всеми, где надо - подсказать, где надо - похвалить, где надо - покритиковать, а где-то приходилось и голос повысить, проявить настойчивость. Так же вела себя и с учениками. Хорошо знала свой предмет, старалась не заставить учиться, а заинтересовать самим процессом познания нового. И у нее это удавалось. Много занималась со своими учениками и внеклассной работой, устраивала в классе вечера, конкурсы, водила и возила их на экскурсии. У Елизаветы Галимовой она была классным руководителем, и вот что она вспоминает о том времени: "Много было чего интересного, что организовывала Надежда Рахимовна. После шестого класса она повезла нас в Уфу, там мы почти неделю жили в какой-то школе, спали прямо на полу на матрацах, ходили на обеды и ужины куда-то в столовую, везде побывали - посетили краеведческий музей, музей В.И.Ленина, планетарий, парк Якутова, где катались на детской железной дороге, ездили в Красный Яр в дом музей В.И.Чапаева. Везде были экскурсоводы, все нам рассказывали и объясняли, посетили памятники Дружбы народов и Салавата Юлаева, и много чего еще. Все это очень впечатляло, ведь многие из нас тогда в городе побывали вообще впервые, а тут сразу столько событий! Вот думаю сейчас, зачем это ей надо было - возиться с нами несколько дней. Мы еще бегали за мороженым и за газировкой из автомата, а она ругалась, запрещала нам отходить. Но все благополучно закончилось, вернулись домой без происшествий. И дома тоже часто в походы ходили. Один год на велосипедах через лес поехали в деревню Кигазытамаково. В другой раз вообще пошли в поход с ночевкой, в сторону Ирсаево, ночевали в каком-то строительном вагончике... Надежда Рахимовна организовала у нас литературный факультатив, на который ходили, в основном, девочки, приносила журнал "Юность", вместе читали интересные статьи из него, обсуждали, я впоследствии даже хотела выписать этот журнал, настолько мне все в нем нравилось. Еще Надежда Рахимовна приносила книги по домоводству, учила нас многим вещам, тоже все было интересно..."
Про каждого из учителей можно рассказать немало - почти все они имели какие-то свои, только им присущие черты характера, особенности поведения, приемы обучения, привычки и манеры. Но всех объединяло одно желание - дать детям как можно больше знаний, научить их отличать плохое от хорошего, донести до них главное - вся будущая жизнь в их собственных руках, все сегодняшние усилия в учебе обернутся благом впоследствии, что "тяжело в учении - легко в бою", что судьба человека в первую очередь зависит от него самого. И все они в своей работе старались применять не стандартный подход к ученикам, а добавить что-то свое. Например, учитель физкультуры Сидор Федорович Федоров был абсолютно уверен в необходимости для каждого человека, а, в особенности, для ребенка - заниматься физическими упражнениями и спортом, без которого совершенно невозможно гармоничное развитие личности. Сам был в этом уверен, и детей смог увлечь. Уроки физкультуры проходили здесь интересно и весело, с большим напряжением сил, они были самостоятельным равноправным предметом в школе, а не занимали просто время между другими уроками, как иногда бывает в иных школах. Одних штатных уроков было мало - были еще и спортивные кружки. Но и этого мало - в школе ввели ежедневную утреннюю гимнастику для всех. Так и начиналось школьное утро - с построения всех учеников и занятий физическими упражнениями. Эту традицию продолжил затем Михаил Павлович Пашкин. Вообще, в этой школе спортивные традиции, заложенные в самом начале ее работы, оказались очень сильны, несмотря на то, что в школе не было даже специального спортзала (им на время занятий становился коридор в третьем здании, где в углу стояли брусья, турник и шведская стенка). Спортзала не было, а вот школьные команды регулярно занимали призовые места на всех районных (а иногда и выше) соревнованиях и по легкой атлетике, и, особенно, в лыжных эстафетах и гонках. Или вот такой факт - во дворе школы была летняя спортивная площадка, так уже с марта ученики начинали долбить ломами лед на ней, чтобы быстрее все растаяло и просохло - хотелось полноценных занятий на просторе и свежем воздухе. Так что гордиться своими спортивными достижениями восьмилетняя школа в шестидесятые-семидесятые годы имела полное право. И гордилась - часто в районной газете сообщалось об ее очередной победе...
А взять другого увлеченного своим делом преподавателя - Марию Айгишевну Тимиргалину? Она в школе вела биологию, прекрасно оформила наглядными пособиями и экспонатами свой кабинет, но главное - пришкольный участок. Чего здесь только не росло тогда - от большого количества цветов до всех видов сельхозкультур. Учащиеся под руководством М.А.Тимиргалиной занимались здесь даже научной работой - ставили опыты по повышению урожайности, осваивали методы сортоиспытаний. В 1976 году школа благодаря этим работам стала участницей ВДНХ. Свидетельства об участии в главной выставке Советского Союза получили тогда не только преподаватель, но и члены юннатского кружка, активно и с большим интересов помогавших своему учителю в этом интересном деле - Роза Шамиданова, Лена Ташбулатова, Лариса Яваева, Тома Исанбаева.
А учитель труда и черчения А.З.Петров, например, не только преподавал свои предметы и учил детей основам столярного и слесарного дела, но и увлекся конструированием, выписывал журналы "Моделист-Конструктор" и "Юный техник", вместе с учениками сделал первую в Мишкино самодельную механическую моторную конструкцию - аэросани...
Да, в Мишкинской восьмилетней школе работали увлеченные люди, не жалеющие для обучения и воспитания детей ни физических, ни душевных сил. И директора здесь тоже были соответствующие, умеющие правильно расставить приоритеты, увидеть главное и направить внимание педагогического коллектива на решение первоочередных задач. Директоров сменилось за тридцать с лишним лет истории школы немного. Первым, как уже было сказано, был Павел Иванович Байбулатов. Работал директором и Миксон Микинович Микин. Два раза в разные сроки занимал пост директора Алексей Павлович Сайранов. Работал директором и Василий Аймурзинович Аймурзин. С 1972 года, оставив пост начальника РОНО, стал директором хорошо известный в Мишкино Андрей Михайлович Мадияров. А последним директором школы был Салават Каримович Андерзянов. Он и стал директором Мишкинской средней школы №2, которая была открыта в нашем селе в конце восьмидесятых, и, в связи с началом работы которой, Мишкинская восьмилетняя школа, выполнив свою миссию, прекратила свое существование, была закрыта...
В советское время школа выполняла три основные функции, и все они имели практически равноценное значение. Первое - это, конечно, приобретение знаний, обучение по всем, предусмотренным программой, предметам. Второе - трудовое воспитание, приучение к труду, начиная от уборки в классе и заканчивая работой на колхозно-совхозных полях (по крайней мере, в сельских школах). Третья, не менее, а может быть и более главная функция школы - идеологическая! С первого класса школы и до самого окончания ученик находился в плотном кольце идеологически направленной работы, осуществляемой государством с помощью различных методов, действий и программ. Невозможно представить советскую школу, лишенную идеологической составляющей - без приема в октябрята и пионеры, без военно-спортивных игр, без школьных линеек с барабанным боем и выносом пионерских знамен, без комсомольских собраний с принятием на себя очередных обязательств, без пионерских костров в летних лагерях отдыха, без участия в торжественных демонстрациях первого мая и седьмого ноября, без вручения почетных грамот и путевок в "Артек" и "Орленок". Это была важная часть школьной жизни, которая, искусно сочетая в себе элементы игры и развлечений с коммунистическим воспитанием, полностью выполняла свою задачу. Все мы, выросшие в условиях советской школы, на уровне и сознания , и "подсознания" - были уверены в том, что всем нам очень повезло, что живем мы в лучшей в мире стране, что коммунизм - это будущее нашей планеты, а Советский Союз - оплот мира и маяк для всего прогрессивного человечества. Так это или не так - каждый теперь решает сам, но те люди, детство и юность которых пришлись на семидесятые годы, которые потом, в "перестройку", назовут "годами застоя", но которые, фактически, были самыми благополучными годами за всю историю советских лет - так вот, мало найдется таких людей, кто не вспоминал бы сейчас этих лет своего советского детства с удовольствием и благодарностью. Значит - было за что...
В Мишкинской восьмилетней школе к идеологической работе с учениками относились всегда, за все годы ее существования, очень ответственно и серьезно. Изучая сейчас ее историю по летописным дневникам школы - а это тоже не в каждой школе есть - своя летопись, подробное, год за годом, описание школьной жизни - так вот, изучая историю этой школы, я не раз и не два ловил себя на мысли, что, оказывается, в нашей Мишкинской средней школе (где учился автор этих строк) много чего просто не было или было совсем по-другому. Например, военно-спортивная игра "Зарница". Как, оказывается ярко, интересно, азартно, с размахом проводили ее в восьмилетней школе в середине шестидесятых годов (да и позже тоже не хуже). Представьте зимнее утро, построение восьми отрядов юнармейцев, у каждого погоны, знаки отличия, много макетов оружия, включая пулеметы, минометы, орудия и даже... танк! Отряды имеют своих разведчиков в белых масхалатах, связистов, стрелков, военных корреспондентов, санитаров и поваров. Ровно в одиннадцать часов двойным выстрелом из настоящего ружья командир школьного батальона, бывший фронтовик старший лейтенант запаса Миксон Микинович Микин дает игре старт! Первыми на лыжах уходят на поиски "врага" разведчики, за ними - связисты. Красными флажками они издалека "семафорят" свои донесения в штаб отрядов. Стрелки выдвигаются к обнаруженным разведчиками "долговременным огневым точкам" условного противника. забрасывают их гранатами. Кто-то попадает на минные поля, подрывается, их с поля боя вытаскивают санитары (как положено - волоком!). Корреспонденты выпускают боевые листки с репортажами - успевают в полевых условиях выпустить их целых семь! Кульминация - горячий обед, приготовленный поварами. Все довольны, даже "побежденные". Вот это "Зарница"! А перед первым мая - обязательно парад юнармейцев на сабантуйской площади - с поднятием главного флага на фгагшток, с развернутыми собственными знаменами, с барабанным боем, отдачей рапортов, торжественной линейкой. И все это - под звуки собственного духового оркестра!
Умели в восьмилетней школе организовывать внеклассное время, умели! Не зря пионерская дружина школы, носившая имя Лизы Чайкиной, считалась в районе одной из лучших. Да и не только в районе. Например, по итогам другой военно-спортивной игры, носившей название "Алый вымпел", которая существовала тоже с середины шестидесятых годов, пионерская дружина восьмилетней школы была занесена в "Книгу почета" республиканской пионерской организации. Эта игра проходила этапами, каждый из которых имел определенную тему. Первый этап - или приказ №1 - назывался так: "Орден моего отца". Задачей была большая краеведческая работа по поиску ветеранов революции и гражданской войны, записи их рассказов с воспоминаниями, установлению имен первых трактористов, шоферов, комбайнеров, бойцов Башкирской кавалерийской дивизии. Благодаря работе школьных краеведческих отрядов, мы знаем теперь, что первым орденоносцем в наших краях был В.А.Алтынбаев, а первыми механизаторами стали Александр Сайпушев, Яныш Багишев, Алкеч Яшпаев, Дмитрий Кутлуметов, Саляй Паляев, Яныш Яниев, Михаил Русинов. Отряды школьников, разделившись на звенья по несколько человек, прошлись по всем улицам Мишкино, Староваськино, Нововаськино, побывали в Марий-Олыке и Унуре, поговорили со всеми ветеранами революции, гражданской войны, колхозного строительства, с потомками тех, кого уже не стало к тому времени, записали их рассказы. Так, например, школьники узнали о судьбе староваськинского крестьянина Кибая Кубагишева, убитого кулаками вместе с женой на Горе возле уремы, где были ими и закопаны. С тех пор всегда, совершая плановые походы и экскурсии, школьники останавливались возле небольшого холмика, который только и напоминал о прошедшей здесь много десятилетий назад трагедии, о том, что новая жизнь в деревне в тридцатые годы начиналась борьбой и лишениями, что пота, крови и слез пролито было немало...
Второй этап игры назывался "Солдатское письмо" и посвящался пятидесятилетию создания Советской армии. Школьники писали письма тем, кто уже окончил их школу и проходил в данный момент военную службу. Сообщали о своих делах, рассказывали о школьных мероприятиях, спрашивали о том, как служится землякам. По итогам переписки проводили вечера с отчетами, рассказами о том, что узнали нового. Затем были следующие этапы - "Взятие снежной крепости", "Вьетнам" и другие. И все было здесь сделано в полном объеме, с душой, с максимальной пользой, с приобретением новых знаний, умений и навыков.
Вообще, пионерская дружина восьмилетней школы была на высоте все годы ее работы. Каждый класс составлял отряд, носивший имя одного из героев прошедшей войны или революции. Были отряды имени Аркадия Гайдара, Зои Космодемьянской, Лени Голикова, других, не менее известных, людей. В отрядах издавались свои стенгазеты (кроме общешкольной), иногда даже и ежедневные с полным описанием всех событий, произошедших за день. А уж соревнований между отрядами было не счесть - и кто больше соберет макулатуры, металлолома, березовых почек, окажет больше тимуровской помощи "подшефным" пожилым людям, меньше получит троек по итогам месяца или четверти. Как-то выдвинули инициативу (и потом много лет это исполняли) провести соревнование "За класс без текущего ремонта". Это было очень выгодно - сберечь во время учебного года обстановку, мебель, стены, побелку так, чтобы не тратиться на ремонт к следующему учебному году. Школа экономила средства, а дети учились бережному отношению к вещам, чувству ответственности.
Как-то уже в конце семидесятых годов в пионерской дружине школы решили, что им совершенно необходимо в своих рядах иметь "почетного пионера"! Была такая практика в те годы, когда кого-нибудь из авторитетных людей "записывали" в свою дружину, приглашали на собрания, слушали его рассказы и наставления. В восьмилетней школе решили не мелочиться - пусть "почетным пионером" будет ни кто иной, как... первый секретарь райкома партии Николай Трофимович Лысенко, главное лицо района! И Николай Трофимович, несмотря на занятость, стал таким "пионером", ему торжественно, на школьной линейке, повязали галстук, и, не менее торжественно, пообещали твердо идти "дорогой Ленина, дорогой коммунистической партии"! Бывал Н.Т.Лысенко в этой школе и затем, вплоть до того времени, когда весной 1978 года сложил свои полномочия в связи с уходом на пенсию и уехал из района. Но ученики и тогда не забыли своего "почетного пионера", писали ему письма, интересовались здоровьем...
Много мероприятий проходили в школе, начиная с самого начала учебного года. Тут и "Праздник урожая", и "КВН", и "День физкультурника". Кроме этого, каждую пятницу - вечер отдыха. Он был всегда тематическим, посвященным или какой-либо дате, либо событию, либо вопросу. Например, он мог называться "О культуре поведения советского школьника" или "Вечер занимательной грамматики". Если вечер был посвящен творчеству писателя, то обязательно заканчивался разыгрываемой сценкой из его произведения либо целой читательской конференцией с полным разбором всего его творчества, с чтением отрывков произведений, стихов, конкурсов декламаторов. Часто проходили и разные викторины. Ну, а уж туристические походы и, особенно, ежегодные турслеты - были любимыми мероприятиями у всех...
Конечно, в этой школе, как в и любой другой, были свои отличники, активисты, общественники - первые помощники учителей и вожатых. Были и те, кто и учился похуже, и к общественной жизни интереса проявлял меньше. И покуривали, бывало, тайком, и выпить вина после выпускного вечера зазорным не считалось даже и у девочек - праздник же, надо же традиции соблюдать! Но все это было больше элементами игры, хотя иногда и нуждалось в моментальном и жестком пресечении со стороны взрослых. Например, как-то еще в конце шестидесятых, группа нововаськинских старшеклассников устроила себе внеплановые каникулы - выкопали на Втором Иняке в глухом месте землянку и стали вместо уроков ходить сюда, в свой "штаб". Родители думают, что они в школе, а они на природе "отдыхают". Когда все выяснилось, выследить "беглецов" вызвался учитель географии и руководитель краеведческого кружка Михаил Павлович Пашкин. Вооружившись для солидности школьным компасом, он быстро нашел "штаб" любителей природы и тут же "ввел их в ум". Другой школьник как-то украл школьную печать, которую благополучно затем "потерял". Так что "эксцессы" бывали, впрочем, как и везде - дети любят иногда "пошалить", причем иногда даже уже и без меры. Но тогда, в отличие от сегодняшнего времени, "доводить" учителя было чревато - запросто можно было получить и указкой, и линейкой, а то и по затылку или даже хорошего пинка. Конечно, это не поощрялось, но особо и не осуждалось - и коллеги, и родители, да и сами ученики, понимали - человека "довели", или, как сейчас говорят, "достали"! Взаимных обид, в общем, не было...
У учеников, в разные годы проходивших обучение в Мишкинской восьмилетней школе, было своеобразное детство, во многом совпадающее, но во многом и отличающееся от своих сверстников из Мишкинской средней школы. Если в последней можно было отучиться все десять лет с одними и теми же друзьями-одноклассниками, знакомыми еще с детского сада, то ученик восьмилетней школы, начиная иногда свой путь в начальной школе другого селения, переходил затем в восьмилетнюю школу, а после ее окончания его опять ждал новый класс и новые одноклассники - уже в Мишкинской средней школе. Конечно, это накладывало свой специфический отпечаток на годы обучения. Или взять дорогу до школы. Ученики, живущие в райцентре, затрачивали на свой путь в школу пять-десять-пятнадцать минут, а, например, у учеников из Нововаськино (не говоря уже о Марий-Олыке или Унуре) на это уходили иногда, в зависимости от погоды, часы. Нововаськинские ученики десятилетиями ходили по своей специальной дорожке, имеющей даже свое название - "школ корно", и чего только на этом ежедневном пути в школу и обратно не приходилось им преодолевать! Ну, и главное отличие средней школы от восьмилетней - само помещение. Средняя школа располагалась в просторном двухэтажном кирпичном здании, построенном, хоть и до войны, но по типовому проекту, первоначально с дровяным отоплением, но затем, с начала семидесятых, уже имеющим водяное отопление, большой спортзал, кабинеты, коридор-фойе для общих сборов, высокие потолки. Конечно, восьмилетняя школа проигрывала в этом плане - три деревянных небольших здания, печное отопление, не только спортзала - раздевалки не было! В классах не было свободного угла даже для того, чтобы поставить туда провинившегося ученика (но находили место- ставили!), на общешкольных линейках в осенне-зимний период - теснота, в кабинете биологии аквариум стоял... на шкафу! В общем, бытовые удобства - особенно с позиций сегодняшнего времени - далеки до совершенства. Но все это компенсировалось атмосферой дружелюбия и творчества, царившей в школе, обоюдным желанием педагогического коллектива учить, а школьников - учиться!  Учиться, не смотря ни на что, и учиться не просто, а с радостью, желанием и стремлением к все более и более возрастающим целям! И учились. Много, очень много, достойных людей вышло из стен этой замечательной школы - школы, уверенно вписавшей свое имя в историю нашего села!
Прошли годы. Никого из первых учителей Мишкинской восьмилетней школы уже нет в живых. Да что учителей - и выпускников-то первых уже осталось в живых совсем немного. Да и школы самой давно уже нет, лишь несколько старых берез по границам школьной территории напоминают о прошлом. Теперь здесь жилой массив, красивые современные дома пришли на смену школьному ансамблю из старых зданий. Давно исчез с лица земли и Марий-Олык, в Унуре тоже живут только дачники - учеников здесь больше нет. Знаменитая дорожка "школ корно" исчезла, потерялась, заросла - из Нововаськино учеников теперь возят в школу на автобусе, так что надобность в ней отпала. Но память о школе живет в тех, чье детство прошло в ее стенах, в тех, кто впервые почувствовал здесь радость познания нового, радость от созидательного творческого процесса, в тех, для кого эта школа стала первой ступенью, ведущей в большую жизнь, в тех, кто ее никогда не забудет - свою Мишкинскую восьмилетнюю школу...

Геннадий Легостаев
Из книги "Мишкинские рассказы", том первый, 2021 год.
 


Рецензии