Клинкер часть первая Глава 8

               
Глава  8       Итоги

               После очередного совещания, когда я выходил из ряда кресел, где и сидел,ко мне подошел Директор завода Гизатулин. Взяв меня по  дружески под руку, он произнес:
       - Я прошу Вас не на долго задержаться. Мне надо побеседовать с Вами.
Я остановился, но он предупредительно возразил, сказав, что не здесь, а в его кабинете. По дороге к его кабинету на втором этаже, пока мы поднимались, он успел расспросить меня, откуда я родом, давно ли на Дальнем Востоке, не преминул и пригласить на Урал. В кабинете же, прежде чем мы устроились в кресла, он протянул руку и представился, и вопросительно взглянул на меня. Я, ответив ему рукопожатием, так же представился ему, и мы сели в кресла. Сперва он поблагодарил меня за жесткое выступление против его инертных помощников:
       - Вы не представляете, Николай Иванович – возбужденно обратился ко мне Гизатулин, - как Вы, сами того не подозревая, помогли мне «вытащить» наружу моего Главного инженера с его косностью, грубостью, а главное, с не деловым подходом к своим обязанностям. Я благодарен Вам за блестящее выступление.
       Я не знал, что ответить ему на это, и просто молча принял его дифирамб в свой адрес, хотя догадывался, почему директор жалуется чужому человеку на своего помощника. В беседе моих соседей по гостинице, однажды прораб Коркинского участка Южуралцемремонт" рассказал о трениях в отношениях директора и Главного инженера на Катав Ивановском цементном заводе. Он поведал нам о том, что Главного инженера крепко обидели тем, что вместо убывшего директора Марьясова Александра Андриановича, поставили директором не его, Главного инженера, а Гизатулина.
               Рассказывая об этом Платонову, я не знал в тот момент, что Марьясов работает на КЧЦЗ. Но, вскоре, уже работая на этом заводе, я познакомился с Александром Андриановичем, и мы с ним были друзьями. Учась, еще в институте, мой сокурсник Книгницкий, обрадовался, узнав, что я был в командировке на их заводе. Делясь со мной о заводской жизни, он очень тепло отозвался тогда об Александре Андриановиче, и не лестно о Гизатулине.
               После, уже работая на КЧЦЗ, меня удивило, что Платонов не отреагировал на упоминание фамилии Марьясова в моем рассказе о Катав Ивановском  цемзаводе, и я не стал говорить об этом ни Марьясову, ни Платонову. Просто в себе отметил, что если директор не отреагировал на мое упоминание о кадрах в Катаве, - значит так надо.
       - Мне тяжело с ним работать – продолжал жаловаться мне Гизатулин на своего Главного – он совершенно не управляемый, поступает своевольно, и  порою, даже, на зло мне в ущерб делу. Жаловаться «в верхах» на него не могу, - только заступил, - и с жалобой... Кто поймет? По этому, Ваше выступление для меня оказалось очень кстати.
Он, что то еще  говорил на эту тему, но я его уже не слушал, а просто присутствовал из вежливости. Он, поняв это, извинившись за жалобы, сказал:
       - Вторая тема разговора будет чисто деловая. У нас проблема с высокой температурой в камерах… колосниковых холодильников. Пробовали орошение и капельное, и струйное, но нет нужного эффекта – возникают другие проблемы. А Ваш способ образования тумана из воды, как нельзя лучше подошел бы здесь. Как Вы думаете, приемлемо это для холодильника? -  спросил он меня.
       - Думаю, поможет, но нужен эксперимент. Среда, в которой работает головка с форсунками в газоходе, отличается от холодильной камеры, потому что разные объемы у них и потоки – в газоходе прямой, а в холодильной камере больше с завихрением.
       - А Вы что, изучали где и какие потоки? – строго спросил меня Платонов.
       - Нет, Виктор Степанович -  ответил я, - не изучал. Об этом я узнал из дискуссии моих соседей, оппонентов в науке.
       - И Вы взялись за это дело, которое предложил Вам директор завода? – снова спросил меня Платонов.
       - Нет, не взялся, потому что я и без того задержался в командировке, и время давно уже быть дома – ответил я ему.
Гизатулину я действительно отказал, сославшись на долгое отсутствие и на работе, и дома, хотя расчет пребывания в командировке был всего на две недели, а прошло уже больше месяца. Пришлось телеграммой продлевать командировку и просить денег.
       - Я Вас прекрасно понимаю - сказал Гизатулин. – Получилась серьезная задержка реконструкции. Но я прошу Вас, если это не займет много времени, выполнить проект на установку этой системы и в холодильнике.
       - Времени это много не займет – ответил я, - но эту работу могут выполнить и в вашем конструкторском  отделе.
       - Этот вопрос, Николай Иванович - ответил мне Гизатулин, Вами решается просто. Здесь же, я не исключаю, может не решиться, и не потому, что ума не хватает…, - хотел он продолжить, но воздержался. – Вами выполненный проект будет у меня, своего рода, кнутом, что бы  опробовать новый способ и в холодильнике. Надеюсь, Вы меня понимаете – заключил он.
       - Я выполню Вам этот проект, тем более то, что многое будет заимствовано из предыдущего проекта.
Выполнил я проект, о котором просил директор, и заполнил документ для отдельной  оплаты этой работы по "форме два" на прихваченном с собою в запас бланке этой формы со штампом и печатью. Когда же я вручал ему свои бумаги, в том числе и «форму два», он поблагодарил меня, подписав документ к оплате, и вручил мне пригласительный билет на пикник. 
       По завершении реконструкции, наладке и пуске третьей печи, администрация завода по этому поводу  устроила пикник в лесу на берегу реки Белая. Из нашей «коммуналки» в гостинице были  только трое – Валентин Сергеевич Нелидов, прораб Николай из "Южуралцемремонт" и я.  Природа на берегу этой реки как будто и создана для проведения такого вида отдыха. Валентин Сергеевич, после второго тоста подошел ко мне с бумажным стаканчиком водки, и предложил мне выпить за успех моей работы в Катав Ивановске, ни слова не обронив, что это его детище внедрено мною здесь. Спросил он меня о ходе завершения строительства первой очереди Новоспасского цемзавода, и скоро ли пуск первой печи.
       - Вероятно, печь уже запущена – ответил я, - так как еще при мне уже была «готовность номер один». Но мне об этом не известно ничего, - приеду домой, - узнаю.
       Все разъехались с завода по домам, только мы с Горбуновым остались на пару дней подстраховать рабочих смены в обслуживании нововведения на третьей вращающейся печи.
       Прилетев из Челябинска в Хабаровск - продолжил я свой рассказ, - в Аэропорту я случайно встретился с Валентиной Ивановной… , главным бухгалтером нашего отделения, которая была в пути в Ангарский теперь опорный пункт ОПЦ со сверкой баланса. Она то мне и сообщила о моей будущей учебе в Белгороде:
       - Торопись с возвращением домой - сказала мне Валентина Ивановна, - так как все документы на тебя отправлены, и  тебе уже надо выезжать на подготовительные курсы и экзамены. Жена за тебя прошла и мед комиссию, и заполнила все формы и заявление.
       Возвращаясь домой, уже в поезде, я не раз вспоминал Древицкого добрым словом, который не забыл позаботиться обо мне. По приезду на работу я узнаю, что направляюсь учиться на инженера технолога, что меня крайне огорчило. Возмущенный этим, я обратился к своему директору:
         - Как же так, Николай Федорович - спросил я Феофанова, - ты же прекрасно знал, что я собирался учиться на механика, а документы мои оформили на технолога.
       - Подожди, не кипятись –ответил он. – Во первых, с приездом, и поздравляю тебя с успешной командировкой. Выручил ты меня. Мне Древицкий расхвалил тебя.
Про себя я отметил вероятность телефонного разговора Нелидова с Древицким.
       - А во вторых – продолжил Феофанов, - то что ты направлен учиться на технолога, я тут не причем – ответил Феофанов. – Вот встретишься с Древицким, у него и спроси. Он велел по твоему возвращению направить тебя к нему.
       - Да я и сам собирался встретиться, и поблагодарить его – ответил я.
       - Да, уж – посоветовал мне Феофанов. - Постарайся встретиться пока он здесь, если не уехал, чтобы поблагодарить за его хлопоты, которые дались  ему не просто, как он поделился со мной.
       Древицкий находился в своем кабинете, когда я постучался и вошел. Увидев меня, он вышел из за стола. Подойдя ко мне, он подал мне свою руку. Он долго тряс ею мою руку, отпуская в мою сторону похвалу и благодарность за успешную командировку.
       - Можно без доклада. Мне все известно. Молодец! – похвалил он меня. – Но и я не в долгу перед тобой, как ты, вероятно, уже знаешь.
       - Да – ответил я, –огромное Вам спасибо, Евгений Дмитриевич, за Вашу заботу обо мне. Я понял, что мне самому бы с этим не справиться.
Но выражение моего лица, вероятно, выдавало мои сомнения, так как он спросил меня:
       - Я вижу, ты чем то не доволен? Огорчился, что не на ту специальность направили?
       - На инженера механика я настроен был учиться – ответил я Древицкому, - а технолог не мое призвание – ответил я. Механика всегда меня привлекала своей природой, своими вопросами «почему и как».
       - А вопросы «почему и как» - ответил мне он - у технологов не меньше. К тому же, механиков у нас в отрасли не дефицит, а толковых технологов не хватает. Ты нам нужен, как технолог – и, сделав паузу, продолжил – тем более толковый, как ты показал себя в этой командировке.
      Еще раз поблагодарив Древицкого за заботу обо мне, я удалился из его кабинета.
       - Вот так, Виктор Степанович – обратился я к Платонову, - «без меня, меня женили», и я учился в институте на инженера технолога.
       - Я с интересом слушал Ваш рассказ о Вашем прошлом, а теперь, давайте, поговорим о Вашем будущем – заключил Платонов. - Прельстил меня Ваш «авантюризм». Считаю возможным Ваше распределение на Карачаево-Черкесский цементный завод. Когда вернетесь сюда после защиты, тогда определим, где и кем Вы будете работать.
       - Виктор Степанович – обратился я, - хотя бы условно назовите должность, что бы указать ее при оформлении распределения.
         - Ах, да – ответил Платонов. – Укажите заместителем начальника сырьевого цеха. Начальником в этот запущенный цех заступает вновь прибывший из Казахстана Редько Юрий Гергардович, вот и будете вместе приводить цех в норму.
       - Спасибо, Виктор Степанович – поблагодарил я Платонова. – Но, вопрос должности, это пол дела для меня. Вторая половина, которая главнее первой - вопрос жилья. Как долго ждать квартиру? – спросил я.
       - С жильем здесь получше, чем в Новороссийске – ответил мне Платонов, - но, все равно придется подождать. Для начала поживете в общежитии – здесь многие вновь прибывшие так начинают обживаться, а затем, в порядке очереди, получите квартиру. Если согласны на эти условия – добро пожаловать.
Выбора у меня не было, но обнадеживало то, что квартиры работники завода получают регулярно, как сказали мне в цехах, где я уже побывал.
       Можно бы и возвращаться в Белгород, но мне надо было найти работу и жене. Для начала я устроился в гостинице «Черкесск», где мне предстояло переночевать не менее двух ночей, так как этот день был праздничный. На следующий день я с утра приступил к поиску работы жене, справившись еще в гостинице, где какие учебные заведения. Свой поход я начал с педагогического училища. В училище, по случаю коротких весенних каникул, ни кого не было. Но, мне повезло, ответственным дежурным по училищу была в этот день завуч училища. Она тепло встретила меня, а узнав, с чем я пришел, охотно согласилась принять мою жену в свой коллектив преподавателем анатомии и физиологии, записав себе в блокнот все данные о жене.
       – Была рада встретить вас - на прощание сказала она. - Приезжайте к нам в Черкесск, - жене Вашей работа у нас есть – заверила меня зав. по учебной части.
Поблагодарив за внимание, я простился с завучем, а выйдя на улицу, решил уже никуда больше не ходить в поисках работы.
       Вернувшись в Белгород, я без каких либо препятствий оформил свое распределение на Карачаево - Черкесский цементный завод. Михайлов, мой попечитель, нашел желающего распределиться на Дальний Восток вместо меня, которого прельстила романтика природы Уссурийского края, а за одно и должность руководителя, на которую, по возвращении домой, он не рассчитывал. Комиссия перераспределила нас, и вскоре, закончив свою работу, разъехалась по домам.
       Моя дипломная работа практически была готова. Руководитель моей дипломной работы, Виктор Корнеевич Классен, еще раз пересмотрев мою работу, заключил,что работа готова к рецензированию. Рецензировал мой дипломный проект Лугинин Аристарх Николаевич.
       Успешно защитив дипломный проект, и получив Диплом инженера химика технолога вяжущих материалов, я стал готовиться к отъезду. Погрузив в контейнер свой небогатый семейный скарб, я отправил его на Карачаево-Черкесский цементный завод, и следом за ним отбыл и сам с женою. Дочку на лето еще раньше отвезли к бабушке в Баку.    







    


Рецензии