Мое студенчество. Пятый курс

Короткая передышка после летних военных лагерей, и вот мы уже студенты последнего года обучения, мы – пятикурсники. Официально нам предоставили один день в неделю как библиотечный, на занятия в виде лекций оставили только два предмета: Научный атеизм и Научный коммунизм. Были опасения, что этот Научный коммунизм нам вставят в качестве госэкзамена в дополнение к защите диплома. Но в последний момент это решение отменили, а точнее отложили до следующего года. Так что сдавать этот госэкзамен пришлось выпускникам уже 1976 года, а нас пронесло.

В основном, все было сосредоточено на подготовке к преддипломной практике. Да еще, начиная с 20 сентября, пошла активная работа по распределению на будущие места работы. О перипетиях распределения стоит рассказать отдельно, но факт, что я получил в качестве будущего места работы завод Криворожсталь меня и насторожил, и ободрил одновременно. Минусом было само ходившее в нашей среде мнение о Кривом Роге как о полубандитском городе с ужасной экологией, ну а плюсом я считал, что завод огромный, и там можно будет построить перспективную карьеру.

Мы с Игорем совершили романтическое путешествие в Запорожье, о котором тоже необходимо рассказать отдельно, настроение было прекрасным, на занятия мы конечно ходили, но уже не столь рьяно и частенько пропускали лекции. Да и сами предметы и их преподаватели создавали впечатление какой-то обязаловки, вот нужно было студентам впарить эти два предмета под названием Научный атеизм и Научный коммунизм, больше для галочки, чем по существу. Да там и научного-то было мало, опять начетничество из цитат Маркса – Ленина, да критика некоторых буржуазных теорий.

Так, ни шатко ни валко мы докатились до зимней сессии, где Научный атеизм шел зачетом, а Научный коммунизм – экзаменом. Сдав сессию, я укатил в Пятигорск на каникулы, которые сам себе продлил, чтобы не ехать на практику в Кривой Рог. Выручила родственница, работавшая медсестрой в поликлинике, через нее удалось достать справку об освобождении от занятий с диагнозом "люмбаго". Что это такое, я не имел ни малейшего представления, и само слово, написанное медицинским почерком врача, было каким-то таинственным. Сказали что-то о том, что это проблема с позвоночником. Когда я заявился в деканат с двухнедельным опозданием, справка моя пригодилась как нельзя кстати, правда, наш зам. декана Логвин В.В., долго вертел ее в руках, пытаясь понять, видимо, как и я, что же это такое таинственное "люмбаго", и можно ли мне вообще посещать практику, хоть бы даже и в институте.

Справку подшили в дело, таких как я практикантов набралось человек 15, и нас для начала занарядили на работу на стройке, как всегда, как бесплатную рабочую силу на важном строительном объекте. Это был кооперативный дом Харьковского союза архитекторов. Наша задача была в том, чтобы убирать строительный мусор, коего там накопилось весьма прилично. Что поразило, когда мы только попали на этот объект -  это величина и планировка квартир. Такого раздолья и размаха я еще не видел, было заметно, что архитекторы расстарались для себя вовсю. Там были широкие полукруглые лестничные марши, высоченные потолки, широкие двери и большие окна, из-за чего в комнатах было много света.

Справедливости ради, стоит сказать, что наша поденщина на этой стройке заняла всего несколько дней, мусор мы, конечно, просто вываливали из окон вниз, на близлежащую территорию, и о том, что там будет с ним дальше, не задумывались. Потом дом приняла комиссия, которая вопреки нашим ожиданиям на этом объекте даже не появилась, приданный нам прораб объявил, что наш труд окончен, мы закричали "Ура!" и больше я этот Дом архитектора не видел.

Вскоре и практика наша окончилась, и начался следующий этап последнего года студенческой жизни – написание дипломного проекта. Тема эта настолько выходит за рамки моего описания пятого курса учебы, что требует самостоятельного подробного рассмотрения. Скажу только, что пятый курс был апофеозом моей студенческой жизни, и из всех пяти лет обучения был самым приятным, в нем как будто воплотилось само понятие "Студенчество".


Рецензии