На всякого жадного хитреца найдется хитрец пожадне
"Джанни Скикки", опера Пуччини, концертный зал Мариинского театра, 7 марта 2022 года
Эта опера меня вызвал скорее разочаровала, чем очаровала. А ведь все в ней есть для того, чтобы вызвать восхищение. И интересная музыка, и красивые вокальные номера, и смешной сюжет, и милая постановка, не обремененная ничем лишним и чуждым, а вот всё же осталось чувство легкой досады! Вокально хотелось бы большего!
Хоть это и опера-буффа с ярким комическим сюжетом, но петь в ней все-таки надо! Это же не водевиль с мелодекламацией или харАктерным скандированием! Полноценная опера! Но пели, как говорится, 50 на 50. А такие специфические оперы звучат и впечатляют только, если исполняются блестяще, прежде всего вокально! Ведь это, в первую очередь, ОПЕРА!
Замечательно прозвучала у Виолетты Лукьяненко самая известная в опере ария Лауретты "О помоги нам папа!" Мягкий, лиричный, нежный голос певицы очень подходил девушке не без меркантильной жилки!
И финальный дуэт с Дмитрием Воропаевым получился тоже весьма выразительным! Пожалуй, лишь эти два фрагмента да звучание оркестра на протяжении всего спектакля давали понять, что исполняется опера Пуччини, чья музыка имеет ни с чем не сравнимую специфику. Ее не спутаешь, если сумеешь услышать эту особенность. Она, словно меха огромного оргАна, заполняет звуком каждое мгновение, не давая ему прерываться. Поразительная музыка!
Из маленьких партий запомнилась Джита Анны Кикнадзе, чье красивое меццо-сопрано может украсить любое действо.
Остальное же смотрелось и слушалось откровенной буффонадой, что даже в опере-буффа вряд ли правомерно. А в опере Пуччини, где в музыке обыгрываются вздохи, стоны и возгласы, это и вовсе обидно. Вокальная суета и сумятица, рваное полупение, забивающие музыку - все-таки перебор даже в веселой опере. А для музыки Пуччини, с ее эмоциональностью, с дивной кантиленой и яркой выразительностью, так просто убийственно.
Была еще одна странность: некоторые певцы, например, Павел Янковский (Джанни Скикки), не учитывают особенности акустики концертного зала Мариинки, где голоса звучат сильнее, чем на других сценах, и поют слишком громко, без нюансов, что сводит на нет все прочие достоинства их пения. А так хотелось бы услышать очаровательного плута Скикки, а не топорного пройдоху! Ведь роль дает для этого колоссальные возможности!
Так что пока, я воспринимаю услышанного "Джанни Скикки" лишь как набросок к опере. Возможно, когда-нибудь доведется познакомиться и с отменным исполнением и услышать фокстротные ритмы в смешной ариетте Джанни Скикки, и яркие фиоритуры в его издевательской "Прощай, Флоренция!". Да и в партии Ринуччо (Дмитрий Воропаев) далеко не все удалось музыкально прочувствовать.
Но оркестр! Оркестр играл Пуччини! Спасибо маэстро Синькевичу! И в лирических эпизодах, где пение было под стать звучанию музыки, и в комических, где вокальная неразбериха делала ее трудно уловимой. Когда удавалось абстрагироваться от вокальной сумятицы и услышать оркестр, становилось понятно, что музыка в опере прекрасна.
И что забавно! Даже в 13 веке, когда и происходят события оперы, люди не были согласны с общественным устройством. И мошенничали с удовольствием! Переделать завещание, чтобы богатство не ушло монастырю! Сюжет из "Божественной комедии" Данте, где Скикки мучается в аду за содеянное. Но кого это останавливало? Ведь богатство - здесь и сейчас, а ад - это когда еще, да и правда ли?
Свидетельство о публикации №222030901646