ЕО35 Пушкин, Онегин, Мой дядя судия и Б-г
Мой дядя. Какой же? Кто из А.С. Пушкина (АСП) дядьев?
Кандидатуры две:
1. Первый кандидат и пожалуй самый верный - это Василий Львович Пушкин (1767-1830) — ст. брат отца, поэт, проводник АСП в круг поэтов столицы и Веся Руси, его протеже в Лицее… автор крайне «Опасного соседа»…
Поэтому безымянного дядю Евгения звали Сосед с конспиративной фамилией «Опасный Вот я вас». Дядя был опасным чудаком — он увлекся крепостной и был
2. Второй кандидат - из пестрой Ганнибаловой ветви, где следует среди дядей можно выделить двоюродного дядю Павла Исаакович (1776-1841), с которым АСП был лично знаком и даже конкурировал за девицу Лошакову и за рогачество, чуть не доведя спор, терки, мерилку любилок и дансинг-конкур до дуэля … ПИГ -
подполковник Изюмского гусарского полка, участник Отечественной войны 1812 г и заграничных походов русской армии 1813—1814 гг.
В семье у Исаака Ганнибала - бывшего флотского артиллериста, капитана 3-го ранга в отставке с женой Анной Андреевной Чихачёвой (ок. 1751- после 1826) было 15 детей … Искать еще дядей как прототипов «моего дяди» двойника Пушкина-Онегина тут бессмысленно ...15 марта 1817 г майор ПИГ по семейным обстоятельствам был уволен с военной службы с присвоением звания подполковника и «с мундиром», но без пенсии, так как во время сражений «остался вовсе невредим, что лишает права на получение пансиона». (в 1821 г ПИГ обратился к Александру I с просьбой установить ему пенсию за «беспорочную службу», но на письме была сделана отметка — «Высочайшего изъявления не последовало»). В 1826 г за проявленное к осуждённым декабристам сочувствие отправлен сначала в ссылку в Сольвычегодск, а оттуда — в тюрьму Соловецкого монастыря.
А. С. Пушкин поддерживал дружелюбные отношения с весёлым, но своенравным двоюродным дядей, характеризуя которого, Л. Н. Павлищев писал, что в глазах семьи тот был «олицетворением пылкой африканской и широкой русской натуры, бесшабашный кутила, но человек редкого честного и чистого сердца, чтобы выручить друзей из беды, помочь нуждающимся, не жалел ничего и рад был лезть в петлю». В 1817 г во время приезда в Михайловское после окончания лицея поэт навещал ПИГа в его имении (дер. Оклад — Воскресенское по церкви) и встречался с ним на балах в соседних помещичьих усадьбах. На одном из них при смене фигур в котильоне дядя отбил у племянника партнёршу по танцу. Влюбчивый и импульсивный 18-летний Пушкин немедленно вызвал обидчика на дуэль. Но до встречи у барьера дело не дошло — по легенде примирение состоялось после прочитанного П. И. Ганнибалом экспромта :
Хоть ты, Саша, среди бала
Вызвал Павла Ганнибала,
Но, ей-богу, Ганнибал
Ссорой не подгадит бал!
Вообще с дядями АСП по ганнибаловой линии не все просто …
Исходно Петра был не один арапчонок Абрам, а два родных братца! Причем родного брата Абрама звали как царевича Алексея - сына царя-императора Петра I = Алексеем Петровичем! АПГ карьеры не сделал, служил гобоистом в Преображенском полку, был женат на крепостной ссыльных князей Голицыных и последний раз упоминается в конце 1710-х годов; в семье Ганнибалов память о нём не сохранилась, и о его существовании стало известно лишь в XX веке из архивов петровского времени.
У Абрама Ганнибала — основателя этой ветви арабской на постпетровской ранжированной Руси, ставшей имперской Россией, - было 11 детей; до взрослых лет дожили 4 сына = Иван, Пётр, Осип (Януарий), Исаак. и 3 дочери (Елизавета, Анна, Софья); из них Иван участвовал в морской экспедиции, взял Наварин, отличился под Чесмой, по указу Екатерины II проводил строительства г. Херсон (1779), умер генерал-аншефом в 1801 г. Надежда, дочь Осипа (Януария по церковной метрике!) Ганнибала, была матерью А.С. Пушкина, упоминающего о своём происхождении в стихотворениях: «К Юрьеву», «К Языкову» и «Моя родословная».
Дед поэта, Осип Абрамович Ганнибал (1744-1806) первоначально при крещении был наречен Януарием (родился в январе). Однако жена "царского арапа" дворянка шведско-немецко-лифляндского происхождения Христина Региной фон Шёберг (1705/07-1781), которая до самой смерти так и не освоила русский язык (она не перешла из лютеранской веры в православие), заявила, что это сложное имя для Руси, и мальчика перекрестили в Осипа или Иосифа… Как и отец, Осип был двоеженцем! = 1773 г в Липецке Осип Абрамович женился на Марии Алексеевне Пушкиной (1745-1818), дочери бывшего тамбовского воеводы А.Ф. Пушкина. В Суйде у них родилась дочка — мать АСП — Надежда Осиповна. Но Осип увлёкся вдовой капитана Устиньей Толстой, и для получения разрешения на брак объявил первую супругу умершей. С присущим ему легкомыслием Осип дал жене "рядную запись" на получение им от неё разными вещами на сумму 27 000 рублей (космическая сумма по тем временам). Вскоре был обнаружен его незаконный браки на деда поэта пошли обвинения от обеих его жен. Мария Алексеевна прибегнула за помощью к Екатерине II, обвинив своего мужа в двоеженстве, а Толстая подала на него в суд о взыскании с него 27000 рублей, которые он будто бы растратил. Дело о незаконном браке тянулось с 1778 по 1784 г. и закончилось резолюцией самой императрицы: первую жену Ганнибалу почитать законной; второй брак уничтожить; вместо церковной епитимьи послать Осипа Абрамовича на 7 лет служить на корабли в Средиземное море (он был отправлен на Черное море, где шла русско-турецкая война). После войны дед Пушкина так и не вернулся к его бабушке и доживал свой век в наследственном имении Михайловском под Псковом, где и умер в октябре 1806 г, как деликатно написал его гениальный внук, "от следствий невоздержанной жизни" (ибо реально то были постоянные групповые оргии и пьянки с гаремом крепостных крестьянок, который Осип Ганнибал содержал до самой своей смерти).
У Осипа Абрамовича была только одна дочь — Надежда (1775—1836). По решению суда четвёртая часть отцовского имения Кобрино была выделена на её содержание. Ещё при жизни отца в 1796 г Надежда Осиповна вышла замуж за своего троюродного дядю Сергея Львовича Пушкина и родила 8 детей, из которых до взрослых лет дожили трое, включая сына Александра.
На этом поиск дяди Онегина среди Ганнибалов нами прекращен. Впрочем, большого убытка от дотошного поиска среди Ганнибалов прототипа «Моего дяди» вряд ли будет: дворянами Ганнибалы стали только в 1804 г, когда уже Нашему, но ещё не совсем Всему, было 4 годика. А АСП же был тщеславен и очень кичился своим 600-летним дворянством по линии Пушкиных и праву занять российский трон равному Романовскому = в этой легенде позиция Ганнибалов ее не украшала ... скорее, была ложкой дегтя ив бочке и без того переслащенного мифами меда…
истопники (есть в сети) :
1) Ганнибал А. С., Модзалевский Б. Л. Ганнибалы = Новыя данныя для ихъ біографій. // Пушкин и его современники. Вып. 19/20. — Комиссия для издания сочинений Пушкина при Отделении русского языка и словесности Императорской академии наук, 1914. — С. 270—309.
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/psk/psk3270-.htm
2) Мальцева Т. Ю. Ганнибалы и Пушкин на Псковщине. — Русский путь, 1999. http://libweb.kpfu.ru/z3950/bcover/0727881-1_con.pdf
***
А теперь вернемся к нашей теме — чем таким занимался «мой дядя», что попал в запев первой главы романа ЕО, да так что оказался героем его первой фразы со странным содержанием:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог;
Мы специально взяли именно авторскую первую редакцию первой песни по имени Хандра, ибо именно в такой редакции скрыт тайны замысел поэта о дяде … = точка с запятой означает что первое предложение окончено (почти) и имеет свой отдельный самостоятельный смысл!
Какой?
А такой, что слово «правил» - это глагол
Дядя самых честных правил
Дядя занимался исправлением честнОго люда!
Прим. ЧЕСТНОЙ = честная, честное; честен, честна, честно (старин., церк.). 1. Почтенный, уважаемый, почетный. Честной отец (обращение к духовному лицу). Честные гости (обращение к гостям). Честной народ. Бояр, дворян, людей приказных, ратных, гостей, купцов и весь честной народ... Пушкин. Царь Салтан за пир честной сел с царицей молодой. Пушкин. При мне мой меч, за злато отвечает честной булат. Пушкин. Худой мир лучше доброй ссоры, а и не честен, так здоров. Пушкин. 2. Установленный законом, религией, добрым обычаем, святой. Схиму здесь честную восприму. Пушкин.
По подсказке Сара Това Кунин (см. на прозе.ру ст. Кем был дядя Онегина или зачем нужна устная Тора) надо использовать исходное значение слова править = судить, осуждать, исправлять …
Значит дядя, заболев уже не в шутку, т. е. так, что «запахло старухой с косой, исправил = исполнил службу судии честного люда!
При этом он так правил честных, так их судил, межевал и рядил, что лучше и выдумать не можно, что заставляет судью уважать за его постановления и их исполнение!
Но это еще, фра, не всё о Нашем Всём с его дядьём ... Судия среди смертных тварных наиболее богоподобен! Пушкин, пародируя нравы в романе-сатире, и захлёбываясь желчью (сам признался...), сделал дядю Жени судьей = богоподобной пародией на божью тварь, кому дано право править честной народ
Один ведь хрен = Народ безмолвствует (не только у Пушкина, и не только в пьесе Б.Г.)
Свидетельство о публикации №222030900192