Один час на грани безумия

В выходной день я шел мимо торгового центра и магазинов, мимо многолюдной конечной остановки автобусов. Скоро поворот к рынку. Вдруг наперерез бросилась женщина, я отшатнулся, глянул ей вслед – а она уже резко повернула назад и на бегу сильно задела меня плечом. Не успел я рассердиться, как она вдруг она схватила за руку ближайшего прохожего.
– Вы не видели здесь маленького мальчика? – выкрикнула она. – Вот такого роста!
Она показала рукой.
– Не видел.
Прохожий высвободился и аккуратно обогнул ее. А она преградила дорогу какой-то женщине.
– Маленький мальчик, с красным самокатом! Витя, семь лет! Он только что был здесь! Вы его видели?!
– Не видела, – сочувственно произнесла женщина и оглянулась.
Я тоже огляделся, внимательно осмотрел пространство: киоски, магазины, вход в подземный переход к станции метро, стоянка такси. Возле таксистов стоял полицейский в форме.
– Витя! – кричала женщина, бегая среди людей. – Ви-и-итя-а-а!
Чужая беда пронзила меня, и в теплый летний день по спине пробежал озноб. Женщина в смятении продолжала спрашивать у всех, не видели ли они маленького мальчика с красным самокатом. Тут подошел полицейский со стоянки, это хорошо, в таких случаях нужно немедленно вызывать полицию. Вдруг ребенок заблудился, но не успел далеко отойти? По горячим следам найдут.
Полицейский поговорил по рации.
– Женщина, прекратите бегать и сеять панику, – сказал он. – Сейчас приедут дежурные по городу, разберутся!
Но она его не слушала, отбежала в сторону.
– Вы видели маленького мальчика?! Ну как же не видели! Он только что был здесь!
Она продолжала метаться среди прохожих, дергала их, выкрикивала имя сына. Ее лицо становилось все безумнее, по нему текли капли пота. Мое сердце сжалось. Но тут подкатил полицейский автомобиль.
– У булочной! Где свежая выпечка, – доносился до меня ее голос. – На минутку отпустила его руку, чтобы сделать заказ продавцу! А потом оглядываюсь – Витеньки нет!
Полицейские записывали. Но почему не ищут? Ага, вот один отошел. Женщина рыдала, слезы текли по ее щекам, она без сил опустилась на корточки. Люди стояли полукругом, парочки сочувственно покачивали головами, перешептывались. Но остальные были раздражены.
– Надо было сразу в подземный переход! Он небось в метро побежал.
– А что же ты хотела! Нельзя было отпускать! – выкрикнула какая-то тетка. – Я своего никогда не отпускаю!
– Конечно, сама виновата!
Время шло. Вернулся полицейский, пожал плечами, дежурные уселись в автомобиль.
– А Витя? Почему вы его не ищете?! – вскочила несчастная мать.
– Мы все записали, заявление взяли, передадим, вам позвонят. Что вы хотите, у нас полно работы, – буркнул полицейский. – Смотреть лучше надо за своим ребенком!
Они уехали. Кто-то шепнул:
– Вот безобразие.
Но его заглушили выкрики: дескать, где твои глаза были, да таким как ты вообще детей нельзя доверять! И все в таком духе. Бедная женщина почернела от горя, мне показалось, что она седеет прямо на глазах. Тогда я набрал в грудь воздуху и рявкнул:
– Что же вы делаете, люди! Как вам не стыдно!
Они сразу заткнулись, начали расходиться. Я отвел ее в сторону.
– Возле булочной, значит, он исчез? А во что Витя любит играть?
– На самокате кататься, по деревьям лазить.
– То есть в прятки нет? И не убегал никогда? Ясно. Так, сядьте тут, на парапет.
Она кивнула, ее всю трясло. А я побежал вдоль ряда магазинов, чтобы проверить одну свою мысль. Там недалеко супермаркет детского питания, а в нем игровой уголок с мячами и канатами, свисающими с потолка. Простая ведь логика!
Я вбежал внутрь и сразу увидел мальчишку.
– Витя?
Он кивнул.
– Пошли к маме.
На полпути она увидела нас и бросилась навстречу, расталкивая людей. Мальчик явно недоумевал, почему мама сжимает его и плачет навзрыд, и вообще откуда столько волнений и шумихи. Он же только поиграть зашел. А мама выглядела, как человек, вернувшийся с того света.
– Я там самокат забыл, – сказал он, – мам, пошли заберем.
Они ушли.
Я тоже отправился по своим делам, окончательно утвердившись в мысли: когда случается трагедия, всякий жест и всякое слово неуместны, если это не жест помощи и не слово утешения.


Рецензии