ЕО39 Роман Пушкина ЕО литературные прототипы и про

Роман Пушкина Евгений Онегин – литературные прототипы и протагонисты

Задача работы с кодограммой имен романа ЕО включает решение проблем: - происхождение имени персонажа (откуда) - определение кодирования - наличия кода (шифра) имени - декодирование (дешифрирование) имени - установление скрытого смысла имени персонажа

  рис. автопортрет в записной книжке Н. Д. Киселева. 14 июня 1828. ПД 905

1.
Прототипы

Исследуя чтение АСП в период замысла и начала работы над романом, Сурат И.З. наиб. обоснованными кандидатами в прототипы Онегина, который автором характеризуется уверенно и

Изображен довольно верно С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом.

называет:

- Мельмота Melmoth the Wanderer – мрачного и губительного героя ирландца Метьюрина – Charles Robert Maturin
 
- Рене Ren;– мечтательного героя повести Рене, или Следствия страстей (Ren;, ou les Effets des passions,1802) француза Шатобриана Fran;ois-Ren;, vicomte de Chateaubriand
 
- Адольфа Adolphe- презирающего всё и вся, эгоцентричный, но со скованной волей героя одноименного автобиографического романа швейцарца Б. Констана Henri-Benjamin Constant de Rebecque
 
- Чальд Гарольд Childe Harold – герой поэмы Паломничество Чайльд-Гарольда» (Childe Harold's Pilgrimage) английского лорда Джорджа Гордона Байрона, покоривший воображение всей Европы своим «мрачным эгоизмом»
 
- Чацкий Александр Андреевич – герой знаменитой в России пьесы Горе от ума (исх. Горе уму) тезки и конкурента по парнасскому залу русской цеховой славы – Александра Сергеевича Грибоедова
 
Замысел комедии возник в 1820 г (по некоторым данным, уже в 1816), но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии. Большое влияние на автора произвели рассказы его подруги детства Греховой Евгении Борисовны. К началу 1822 г написаны первые два акта, а весной и летом 1823 г в Москве завершается первый вариант пьесы. Именно здесь писатель мог пополнить наблюдения над бытом и нравами московского дворянства, «надышаться воздухом» светских гостиных. Но и потом работа не прекращается: в 1824 г возникает новый вариант, имеющий название «Горе и нет ума» (первоначально — «Горе уму»). Создавая «Горе от ума» как сатирическую комедию нравов, Грибоедов использовал в качестве образца для подражания классическую пьесу Мольера «Мизантроп». Главного героя этой пьесы, Альцеста, роднит с главным героем «Горя от ума» Чацким амплуа «злого умника»: оба персонажа открыто и яростно обличают лицемерие и другие пороки общества, в котором живут.
 
Онегин мог быть комбинацией всех этих прототипов, но Чацкий А.А. наиболее сильный кандидат: он русский, он современник, он герой сатирического произведения жанра комедии нравов. Пушкин мог узнать о замысле АСГ в 1816-1820 гг, который не был большой тайной, и затем в 1822-1823 познакомиться с рукописями первого варианта пьесы «Горе уму». Пьеса оч. впечатлила АСП, она сильнее его КП и РиЛ… он почувствовал - АСГ обходит его на вираже. В Крыму в Гурзуфе (это образ медведя в о Сне Татьяны!) у него рождается замысел Онегина… как продукта борьбы АСП в конкурентной среде.
 
рис. Гурзуф... :: Виктор Чепишко – Социальная сеть ФотоКто (fotokto.ru)

ЕО – сатирическое произведение лишь только по сравнению с привычной тогда романтической приподнятостью романов. Сегодня он видится нам как вполне серьезное реалистичное повествование о жизни провинциальных дворян пушкинской поры со следами романтизма и даже сентиментальности.
Взять в руки «ювеналов бич» АСП не решился… Он написал сатиру на … бай-роновского героя времени - бездельно хандрящего в аглицком сплине, наблю-дателя нравов, праздного повесы и эгоиста, зависящего от модных страстей. Возможно то была сатира и на самого лорда Байрона, которого АСП преодолел в себе.

2.
Протагонисты

Живые ориентиры Онегина – Раевский А.Н и лорд Байрон., а героини Татьяны– сестра Ольга.
 
В начале у Пушкина в романе был классический любовный треугольник Онегин-Ольга-Ленский, но потом у него возникла идея дать в романе сатирическое описание юной русской провинциальной дворянки и в черновиках он вводит в повествование барышню Натальи (это для Асп имена горничных и субреток), но вскоре он изменяет план и увлекается новой героиней – Татьяной – образцом романтичной нетривиальной юной особы, заметно отличающееся от своей и всей среды помещичьих усадеб. Многие черты характера и внешности Татьяны автор взял у своей сестры.
 
Список протагонистов:

Каверин - Катенин - Чадаев - Вяземский - Грибоедов - Раевский =
все, кого сам автор упоминает в романе


Рецензии