Эластокам. Эпизод 1

 22 декабря 1997 года я по приглашению главного инженера ОАО «НКНХ» Мустафина Хариса Вагизовича вернулся на объединение. Производство простых полиэфиров в связи с отсутствием в стране действующих крупнотоннажных производств по выпуску изоцианатов испытывало определенные трудности. Нам просто необходима была кооперация с какой-нибудь западной компанией, имеющей в своем составе производство изоцианатов. Кроме того, на нашем производстве имелась установка по производству полиольных смесей для пенополиуретановых систем, которая практически была в систематическом простое из-за устаревших технологий и рецептур. Научная же база в лице владимирского ВНИИСС уже не существовала. Для развития этого производства тоже требовалась кооперация с западными партнерами. Об этом состоянии дел я написал докладную записку руководству завода и комбината. Идея была очень быстро поддержана. Была сформирована рабочая группа при главном инженере.

 На первом этапе было отработано возможное сотрудничество с концернами Ай-Си-Ай (сейчас Хантсман) из Великобритании и Дау Кемикал из США. Обе компании были готовы к сотрудничеству, но только на условиях кооперации в области продаж, предоставляя вновь образуемому совместному предприятию доступ к изоцианатам для комплектации наших полиэфиров. Кооперация такого рода нас в корне не устраивала.

 А потом состоялась встреча с моими «заклятыми друзьями» - фирмой «Эластогран». Они, конечно, сначала удивились, встретив меня на переговорах, но, узнав, что я теперь представляю интересы объединения, а не «Полифома», успокоились, а потом даже обрадовались, что в моем лице приобрели специалиста в области полиуретанов, да еще и со знанием немецкого языка. Достаточно быстро согласовали с ними и включение в состав будущего предприятия нового производства полиольных компонентов полиуретановых систем, выпускаемых по технологии фирмы БАСФ. Кроме того, договорились о внедрении на производстве ОАО «НКНХ» новых марок простых полиэфиров также по технологии фирмы БАСФ. Причем эти новые продукты должны производиться только для СП без права их реализации на сторону. Это был прорыв. ОАО «НКНХ» через новое совместное предприятие, которое назвали ООО «Эластокам», получало доступ к современным западным технологиям, что было тогда редким явлением.

 С целью подготовки Учредительных документов была создана рабочая группа. Руководителем ее от объединения был назначен я, а руководителем со стороны фирмы «Эластогран ГмбХ» госпожа Катрин Эберт, которая в свое время закончила МХТИ имени Менделеева в Москве и хорошо знала русский язык.

 Подготовка документов временно приостанавливалась после дефолта 1998 года, но потом была возобновлена. К концу 1999 года вся документация была готова. Причем следует сказать, что с немецкой стороны была отработана с такой тщательностью, что потом на протяжении всех лет вплоть до моего ухода на пенсию была отличным помощником и подспорьем в работе. Да и сейчас, думаю, тоже таковой является. Только к Уставу и Учредительному договору было подготовлено около 30 приложений, предусматривающих прогнозируемые юридические нюансы будущей работы.

 Неоценимую помощь в подготовке этих документов оказал юрист фирмы «Эластогран» господин Штуммайер. Кроме работы над документами он частенько устраивал со мной различные политические дискуссии, начитавшись западной прессы и имея одностороннее толкование процессов, происходящих в России. Я ему всегда говорил, что я могу формулировать свою точку зрения по спорным вопросам, имея доступ к информации, подаваемой как нашими средствами массовой информации, так и западными. Пусть даже и там, да и у нас могут присутствовать не совсем достоверные и не всегда правдивые сведения, вкупе можно сделать более-менее достоверное резюме по освещаемым проблемам.

 Очень Штуммайер критиковал чеченское противостояние, говорил, что наше государство творит там беззаконие. Мои аргументы, что мы там боремся с международным терроризмом, он никак не воспринимал. В конце концов мы с ним по этой тематике переругались и темы больше не касались. Какого же было мое удивление, когда после теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, Штуммайер позвонил мне, извинился за свое непонимание того, что происходило в Чечне и признал мою правоту в тех с ним спорах.

 Интересными были и наши разговоры, когда мы обсуждали объединение Германии в 1989 году. Я спрашивал его, почему к жителям восточной части Германии отношение, как к людям второго сорта? Почему хороших специалистов из восточных земель заставляют раньше срока уходить на пенсию? Почему фактически прекращают обучение такие всем известные высшие учебные заведения, как, например, мой родной Дрезденский Технический университет? На многие вопросы он ответить не мог. Но рассказывал мне, что в квалификации специалистов, обученных и воспитанных в социалистической ГДР, они сильно ошибались. Приводил, например, такой пример с, допустим, работником – токарем. Западный токарь при поломке станка просто позвонит в сервисную службу и вызовет ремонтников, которые по приезду анализируют неисправность, определяют перечень необходимых запчастей, заказывают их, а ремонт производят, как правило, на следующий день, а то и через два в зависимости от тяжести ремонта и наличия запчастей. Токарь же восточного разлива после останова станка сам производит диагностику, определяет перечень необходимых для ремонта материалов, а порой и сам производит мелкий ремонт, что недоступно западному токарю, который воспитан в первую очередь так, что это не его работа и за нее ему никто не заплатит. Так что не только плохое приходит с востока, что вдолблено западной пропагандой в головы простых западных обывателей.

 11 апреля 2000 года мы зарегистрировали ООО «Эластокам. Подписание Меморандума о сотрудничестве и Учредительных документов происходило в присутствии Президента Республики Татарстан Шаймиева М.Ш., премьер-министра Минниханова Р.Н., мэра Нижнекамска Метшина И.Р., Председателя Совета директоров ОАО «НКНХ» Лемаева Н.В., генерального директора объединения Бусыгина В.М., представителей фирмы «Эластогран» и фирмы «БАСФ».
 
 После учреждения фирмы мы тут же приступили к набору персонала. Катрин Эберт продолжала работать в Москве, где руководила группой специалистов, которая занималась сбытом полиуретановой продукции фирмы «Эластогран» потребителям в России и странах СНГ. После начала нами производственной деятельности эта группа специалистов в полном составе была переведена для работы на нашем предприятии, а все продажи, в том числе и с фирмы «Эластогран» по договору осуществлялись только через нашу фирму.   

 В качестве проектной организации была выбрана компания «УДЕ» из Дзержинска. Довольно быстро проект был выполнен, и мы начали монтаж установки. Почти все комплектующие ее аппараты и агрегаты были поставлены из Германии в качестве вклада фирмы «Эластогран» в Уставной капитал фирмы «Эластокам».

 Одновременно с работой по монтажу установки и проведением на ней пусконаладочных работ мы начали заниматься внедрением новых марок простых полиэфиров по технологии БАСФ на заводе ОАО «НКНХ». В то время я еще совмещал работу заместителя генерального директора фирмы с должностью главного технолога завода по простым полиэфирам, поэтому руководил и этой работой. С производства простых полиэфиров из Шварцхайде приехал в Нижнекамск бывший начальник цеха, а в то время уже пенсионер, Герд Хеппнер, которого я хорошо знал еще по работе в Шварцхайде. Вот уж правильно говорят, что мир наш мал, а что касается специалистов по полиуретанам, то все в этом мире друг друга знают или по крайней мере друг о друге наслышаны.
 
 Мы успешно внедрили все необходимые нам для производства продукты и начали выпускать отечественные аналоги немецких систем по их технологии. Кроме того, с помощью исследований в Германии подтвердили полное качественное соответствие наших продуктов, как полиэфиров, так и систем на их основе, западным аналогам. Очень успешно начали осваивать наш рынок и в конечном итоге к 10-летию фирмы могли похвастаться почти тридцатипроцентной его долей, которую наша фирма занимала.


Рецензии