Эластокам. Эпизод 2

 В апреле 2005 года Катрин Эберт приняла решение закончить свою деятельность в России и вернуться в Германию. А мне предложили возглавить предприятие. Я дал согласие.

 На проводах Катрин Эберт и на передаче мне полномочий генерального директора присутствовали руководитель фирмы «Эластогран» господин Леппкес и бывший генеральный ее директор, который принимал в 1998 году решение о создании этого совместного предприятия, господин Диль. Он был уже на пенсии, но все же приехал и высоко оценил наши на то время достижения. И сказал, что всегда верил в Россию, которая добьется успеха и в химии полиуретанов тоже. Мы не стали его переубеждать, что и до этого в этой отрасли не «лыком были шиты». Но похвалу восприняли с энтузиазмом.

 После моего назначения генеральным директором фирмы «Эластокам» я вынужден был ездить на совещания, проводимые нашей родительской немецкой фирмой «Эластогран». Раньше и в должности заместителя тоже ездил, но не так часто, как теперь. В некоторые годы я был в загранкомандировках по два раза в месяц. Командировки эти были не только в Германию, но и в другие европейские страны, где действовали подобные нашему предприятия с участием фирмы «Эластогран». Эти предприятия были в Англии, Франции, Испании, два в Италии, Швеции, Венгрии, Польше, Словакии, Турции, Иране и три в Германии. Везде, кроме Англии и Ирана я тогда побывал. Мои родственники и друзья тогда завидовали мне, говоря, что вот я весь мир посмотрел. Но я с ними не соглашался, утверждая, что наш переговорный мир состоит из аэропортов, офисов, где проводятся переговоры и ресторанов, где за ужином проходят «обсуждения» этих мероприятий. Времени на достопримечательности или просто прогулки для осмотра посещаемых мест просто не бывает. Так что про аэропорты и рестораны я мог рассказать, а сами города мог описать только как наблюдаемые из окон автомобиля по пути из аэропорта или в аэропорт. Жизнь была спрессована в работу. Свободного времени не существовало. Западники очень любили различные презентации и соревновались между собой, у кого презентация лучше, а слайды презентации краше. Но на вопросы, касающиеся темы, но не входящие в презентацию, как правило ответить не могли. Особенно молодежь, которая начала заменять более широко думающих ветеранов. В последнее время я даже недоумевал, как же успешно может развиваться бизнес компании, если в ней работают такие посредственные специалисты. Не я один об этом задумывался. В нашей компании сначала главных инженеров, а потом и директоров, которые собирались на все эти мероприятия каким-то непостижимым образом все равно формировался, как его называли, «восточный блок» единомышленников. Он состоял из представителей России, Польши, Венгрии, Словакии и земель бывшей ГДР. Иногда к нам присоединялся представитель Италии. По-моему, потому, что вечером в ресторане «восточники» предпочитали крепкие напитки, а он тоже любил что-нибудь типа граппы.

 В 2010 году нами была проанализирована ситуация с логистикой поставляемых нам из Европы сырья и материалов для собственного производства, и комплектации систем изоцианатами. Все продукты тогда поступали через склад в Нижнекамске. Если для продуктов для собственного производства это было нормально, то для изоцианатов, которые затем со склада в Нижнекамске в значительных объемах поставлялись назад в регионы Москвы и Санкт-Петербурга, где были расположены основные наши потребители, это приносило значительные затраты на логистику. Тем более нелогично и абсурдно это стало, когда основные потоки материалов мы начали получать морем через Санкт-Петербургский порт. Было принято решение по организации в районе Санкт-Петербурга обособленного подразделения со строительством своего склада для перевалки сырья и материалов. Этот объект также должен был иметь в своем составе технический центр по разработке новых продуктов и предоставлять технический сервис нашим потребителям. Кроме того, на его базе должен был размещаться отдел сбыта нашей фирмы.

 Хочу заметить, что наш сын Максим, который в 2000 году закончил экономический факультет Нижнекамского филиала Казанского химико-технологического института, был принят на работу на фирму «Эластокам».  Решение о его приеме принимала Катрин Эберт, тогда генеральный директор фирмы. Когда же я стал генеральным директором, сначала никто и не замечал присутствие моего однофамильца на предприятии, но когда он стал руководителем отдела снабжения, т.е. находился в моем непосредственном подчинении, от нашего немецкого Участника стали поступать настоятельные требования уволить моего сына с фирмы, несмотря на то, что он вырос, по-моему, до классного специалиста, за десять лет получив хорошие знания в области полиуретанов. Я уже тогда находился в предпенсионном возрасте и предложил немецким коллегам мой уход с фирмы, чтобы не мешать сыну и сохранить на фирме нами же воспитанного специалиста, какие на каждом углу не встречаются. Немецкие руководители очень удивились странному, по их мнению, моему предложению. Видимо, восприняли его, как шутку, но предложили делегировать Максима на несколько месяцев в Германию на стажировку, где они смогут оценить его профессиональные качества. Оценили его тогда очень положительно и подтвердили, что таких специалистов терять было бы неправильно. И мне было предложено направить его во Всеволожск Ленинградской области, где мы нашли площадку для размещения нашего обособленного подразделения. Максима назначили руководителем строительства и будущим техническим директором этого объекта. При назначении там в будущем руководителя Максим вышел бы из моего непосредственного подчинения.
 
 Работы по освоению объекта были начаты в августе 2011 года, а к октябрю 2012 года его строительство и сдача в эксплуатацию были уже завершены. Очень быстро и, нужно сказать, качественно, чем были очень удивлены и немецкие наши руководители.
На открытие обособленного подразделения были приглашены наши Учредители: ОАО «НКНХ» и «Эластогран ГмбХ», присутствовали многие наши потребители, причем не только из региона Санкт-Петербурга, но и из других городов и весей нашей огромной страны. Присутствовали и средства массовой информации, материал о торжественном открытии был показан по местному телевидению.

 Присутствующим показали и оборудованный по последнему на тот момент слову техники технический центр, где могли проводиться исследования по различным областям применения пенополиуретанов. Максиму Колосову была дана высокая оценка, как руководителю строительства и сдачи в эксплуатацию объекта. Его пребывание на фирме перестало на какое-то время быть камнем преткновения и не вызывало более вопросов.

 После 2013 года центральная фирма «БАСФ» начала медленно, но верно, «по желанию трудящихся», как это обосновывалось в годы развитого социализма у нас в стране, отбирать самостоятельность у своих дочек, в том числе и у фирмы «Эластогран». Кураторство и нашей фирмы перешло к представителям «БАСФ». В последние несколько лет моей работы в должности генерального директора, присутствуя на мероприятиях, организуемых уже фирмой «БАСФ», нам, бывшим жителям «восточного блока», эти, иногда никчемные посиделки, стали напоминать собрания и митинги периода «застоя». Был навязан и так называемый куратор от фирмы «БАСФ», я его в кулуарах называл «смотрящим», пребывание которого сначала в Москве, а потом и во Всеволожске наша фирма должна была оплачивать в размере, намного превышающем наши зарплаты. Только после возмущения, высказанного нашим российским Учредителем, его деятельность начала оплачиваться за счет фирмы «БАСФ». Этим куратором стал Харольд Кроль, который в конце девяностых возглавлял питерское представительство фирмы «БАСФ», якобы хорошо знал Россию и мог разговаривать по-русски. Но по-русски разговаривал очень редко, в основном общаясь на английском языке.

 Мы неоднократно участвовали в различных выставках и ярмарках в Татарстане, в Москве и Санкт-Петербурге. Участвовали и в Германии, но не как отдельная структура, а в рамках общего с фирмой «БАСФ» стенда. Я на выставке в Дюссельдорфе выступал с докладом о состоянии дел в развитии полиуретанового комплекса в Нижнекамске, планах развития фирмы и наших достижениях. На этой презентации принимал участие Президент республики Татарстан Минниханов Рустам Нургалиевич. Делал я доклад на немецком языке, поэтому Рустам Нургалиевич принял меня за немца. При этом сказал, что хоть я и немец, а борода все равно у меня русская. Узнав, что я русский, потом долго смеялся и перебрасывался со мной шутками.

 Быстро и неотвратимо приближался пенсионный возраст. Нужно уже было думать и о своем преемнике, который сможет возглавить детище, на организацию которого ушли несколько успешных лет моей жизни. В свое время я уговорил сына получить наряду с экономическим и химическое образование. Он даже начал учиться, но потом из-за семейных неурядиц бросил это занятие. Я-то думал предложить его в качестве своего преемника, а получение Максимом образования по химии сделало бы эту идею более жизнеспособной. Но не сбылось.

 На должности моего заместителя по финансовым вопросам работал Роман Дронов, который был в свое время рекомендован нам московским представительством фирмы «БАСФ», как замена ушедшей в декретный отпуск Росы Елены Вячеславовны. Он показал себя очень эффективным, знающим дело и умным работником, поэтому был оставлен у нас и после возвращения Росы из декрета. Именно на него я поставил. Роман не верил, что его назначение возможно. Но, как говорится, вода камень точит. После моего ухода в апреле 2016 года с должности директора он стал моим преемником и очень хорошо справляется с доверенным ему делом. И сегодня, когда предприятию в апреле 2020 года исполнилось уже 20 лет, оно занимает достойное место на полиуретановом рынке страны. Я же по просьбе наших Учредителей еще полтора года до сентября 2017 года был советником генерального директора Романа Дронова, а затем совсем ушел на заслуженный отдых. Но связи с работниками не прерываю до сих пор. Интересуюсь их жизнью, успехами. Если спрашивают, даю советы.

 Жизнь продолжается. Она есть и за пределами рабочих взаимоотношений. Сейчас я больше радуюсь успехам детей, а даже больше становящихся с каждым годом взрослее внуков. И эта жизнь, как ни странно, доставляет мне порой большее удовольствие, чем бурная научная, производственная и управленческая деятельность. Она мешала мне порой в понимании детей, не оставляла много времени для участия в их воспитании. Теперь этого времени появилось достаточно. И можно переосмыслить те события, в которых ты участвовал. Чем я и занялся, начав писать эти рассказы. Быть может, они помогут моим детям и внукам не только понять родителей и предков, но и помогут не совершать совершенных когда-то нами жизненных ошибок.

 Верится, конечно, в это с трудом. Например, при разговоре с моим сыном на этот предмет, он мне заявил, что, мол, пока человек сам не совершит какую-либо жизненную ошибку, пусть даже ее кто-то из близких уже совершал, он не поймет, что это было его ошибкой.

 Но, думаю, что одно дело – это устный разговор о проблемах. А совсем другое – письменно попытаться достучаться до внутреннего мира детей и внуков.
Извечная проблема отцов и детей!

 Но не нужно, с другой стороны, эту проблему не замечать, не заниматься ей, пускать на самотек.

 И это – еще одна из целей затеянного мной, получившегося таким объемным, повествования в виде рассказов о моей жизни.


Рецензии