Разговоры с Ритой

    РИТЕ ГОД И ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ

 Выходим    на прогулку. Внезапно, у раскрытых дверей  лифта, нос к носу, сталкиваемся с соседкой и с её крупной собакой - овчаркой, возвращающимися  с улицы.  Собака от неожиданности пугается и дергается в нашу сторону, громко и возбужденно лая.   Соседка сдерживает собаку за ошейник, а я, вздрогнув,  быстро хватаю Риту на руки, опасаясь детского  стресса. Но малышка, ничуть не испугавшись, возмущённо и бесстрашно машет  на собаку ручонкой  и,  сердито нахмурившись, произносит: "Кыш-ш-ш!  Ди! Ди!  Кыш-ш-ш!"
           За собакой и её хозяйкой  закрываются двери лифта,  оказывается,  кроме собаки и меня  никто не испугался.

   Вышли во двор, гуляем.  Показываю девочке пробившиеся листочки, птичек, зеленую травку.  Увидав   проснувшуюся,   ползущую  по асфальту    маленькую   сороконожку,  умиляясь,  показываю внучке: "Смотри-ка, кто  это проснулся, кто это такой малюсенький ползёт?!"    Рита  в ужасе округляет глаза, нервно дрожа, хватает меня за руку и,  визжа,  прячется от сороконожки за мою спину. Ошарашенно спрашиваю: "Ты что?  Испугалась безобидной сороконожки?"   Продолжая дрожать, низким, грубоватым  баском произносит :"Да-аа!"  Говорю:"Она же малюсенькая...   Но Рита  ещё крепче сжимает мою руку.  Сороконожка благополучно уползает, а  ребёнок,  сделав осторожный, боязливый  и  широкий обход   места,  где только что ползло крошечное насекомое, с опаской, с оглядкой  шлепает  наконец дальше.    Вот и не знаешь, где он, возможный стресс...
        Говорю ей, чтобы успокоить:"Не бойся! Воробышек прилетит и  съест её. Ам и всё! Это для него угощение"
     В ответ уже жалостливо - плаксиво: " Бе-е-еее (бедненькую), гуля ням-ням".   Теперь  ей уже  жаль насекомое.
По возвращении  домой с воодушевлением  пересказывает папе: " У-уу! Гу...! ( гусеницу)  Пцып -Пцып  ням-ням! ( птенчик съел)"


Сегодня  с бабушкой гуляла,
Сороконожку повстречала,
Она ползла  по  тротуару
А  мне,  признаюсь,  жутко стало.
За  руку   бабушку схватила
И  завизжала, что есть силы!
Вдруг  воробей на землю сел,
Сороконожку  бодро  съел!
Тогда её  мне жалко  стало,
И я   минутку   порыдала,
Но вскоре,  увидав качели,
Забыла  это  приключенье.
================================

РИТЕ ТРИ ГОДА

Засыпает, почти спит.  Несмотря на включенный  фумигатор, пищит  комар. Рита плачет: "Надоел этот комар! А-аааа. Откуда они берутся?" Капризничает. Пытаюсь её успокоить,говорю:"Риточка, фумигатор включен, скоро комар перестанет тебя тревожить"
"Ну откуда он  взялся?"
-"Залетел в окно или в дверь"
"А-ааа... и  почему только люди не закрывают окна и двери! А-ааа..."
======================
Любит мороженое. Но мороженое  Рите разрешается есть только в помещении и при этом положено запивать его теплой водой.
Идем по улице. Лето.   Проходим мимо магазина. Рита, поглядывая на магазин, говорит:" Знаешь,бабушка, а  вот  есть некоторые  взрослые, которые отчего-то позволяют своим  детям есть мороженое  на улице"  Я рассмеялась. Говорю:" Пойдем, купим тебе мороженое, но кушать  его, все -таки,  будем дома, тем более что мы почти дома" Обрадовалась, что её хитрость возымела успех.
==========================

Собираемся   на прогулку в сад. Предполагаем поехать  на трамвае, благо рядом с домом трамвайный парк. Родители Риту  в общественном транспорте практически не возят.  Такое  "удовольствие" возможно  лишь с бабушкой. Увидала новый, блестящий зеленый трамвай и с  поспешностью затараторила: "Бабушка, бабушка! Я на таком трамвае  ни разу ещё  не каталась, просто мечтаю, мечтаю! Побежим скорее".
Подбегаем к трамваю, а он как раз тронулся. Махнула рукой, чтобы задержались, но водитель приоткрыла кабину и сказала, что трамвай пойдёт в парк.
Сели в другой, не в такой новый, в обычный.
Рита, скорбно глядя в окно на отъезжающий трамвай говорит:" Почему они  нас не взяли?"
Говорю:"Риточка, он в парк поехал, не на маршрут"
Она, обиженная: " Но мы же ему махали, взял бы  нас"
Отвечаю ей:" Он же не только нас  с тобой не взял, никого не взял. У него смена с утра была, отработал свое, поехал отдыхать"
Вздохнула и говорит: "Живут же люди..."
Приехали  на Куракину дачу. На прудах полно уток, чаек.  Мы предварительно запаслись булкой  для водоплавающих и пшеном для воробьёв и голубей.
Сначала покормили уток и чаек, а после рассыпали зерно на берегу.
Рита довольная, птицы её забавляют.  Но голуби в парке почти ручные. Атаковали маленькую девчонку, на туфли ей наступают, приближаются всё настырнее и настырнее, всё плотнее.  Тьма голубей. Пшено у нас закончилось и мы развернувшись, пошли прочь. Но птицы, как армада захватчиков, ринулись за нами вереницей, не отступают. Оглянулась назад, сделала круглые глаза и говорит:" Обнаглели совсем! Валим отсюда!"
========================

Гуляем в саду. Недавно Рита посмотрела какой-то мультфильм с отцом о добре и о зле.  Задумалась что-то.   Затем подбирает с тропинки  палку, показывает мне   и с какой-то   решимостью, с  полной убежденностью,  говорит: "Когда я вырасту, то буду такой  сильной,  что  сломаю  это  Зло, этого орла,  навсегда  его сломаю, я не шучу!"  Видит, что я улыбаюсь  и снова повторяет:" Да,  не шучу, это реальность!"
===============================
Ритин папа прикорнул на диване.  Рита: "Всё! Папа  уже впал в спячку. Как медведь".
===============================

Сидит на горшке в туалете и поет во всю мощь:" Единорожки живут в моем сееердце...  Славные единорожкииии! Я даже не могу передать, как  люблю единорожееек...  Радостью наполняется моё сердцееее!"

=======================
Бабушка, я песню сочинила:" Расцвела моя роза..., прекрасная моя роза". Поёт, меняя тональность. Я пытаюсь подпевать, но Рите не нравится. Говорит мне: "Нет, надо тон-е-еенько, а лучше совсем, бабушка, не пой. Это же моя песня".
=========================
Целый день играла, не спала. Вечером за ней приезжает мама на машине. В прихожей собираются домой. Вздыхает и говорит:"Наверное, в машине взасну. Бедный ребёнок!"

=====================

РИТЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА

Обожает заниматься с пластилином: лепит деловито, подолгу, с большим удовольствием и с усердием. И в это время не любит, чтобы её отвлекали.   Может часами сидеть.  И, надо сказать, у неё  здорово получается: гномики, торты, мышки, снеговики и просто картинки  из пластилина.
Говорю ей: "Надо же, какая ты мастерица неутомимая. И так красиво у тебя все получается. Так здорово лепишь. И в кого ты такая?"
  "Вся в себя,  -говорит.    "Бабушка,  наверное, когда я вырасту, стану шеф-поваром  или лепёшником!"
==================================
Приехала   к нам  в очередной раз  в гости. Дед  к приезду сына с внучкой испек пиццу.  Испек, как  умел. Сын съел, а Рита  пригубила и молча  положила кусок обратно на тарелку. Молча же отправилась  в комнату, играть. Я следом за ней. Говорю: "А что пицца? Не понравилась тебе?"
Отвечает шёпотом: "Бабушка, кажется, дедушка с рецептом перестарался..."
===================================
Разговаривает с отцом:
* Папа, а знаешь какая у лягушек кровь?! Зеленая!
- Да ты что?!

*Папа, а почему у людей  кровь красная?
- Ну, потому что в клеточках есть такие маленькие красные кровяные тельца.
*О-о... это я понимаю!
====================================
Дает мне цветную карамель и говорит:
"Бабушка, возьми эту конфету, погрызи и посмотрись в свое зеркало.
Рот раскрой! Видишь, во рту вечеринка началась!"
================================

Играет с мягкой игрушкой-овечкой, подкидывая ее:
*Папа, смотри, как моя овечка умеет высоко  прыгать. На сто километров от земли!
Смотри и учись!
=============================================
Риточка, пойди поиграй с папой в путешествие.
*Не хочу. Предчувствие какое-то не такое...
============================================
Рисует. Приносит рисунок мне:
"Бабушка, помоги мне,видишь, я тут сердце Те Фити не до конца раскрасила, пожалуйста докрась!"
Смотрю на рисунке круг зеленый, не полностью в цвете. Взяла карандаш, раскрасила, а заодно решила подкорректировать незаметно  рисунок, "подправила"  сердце, сделав его не круглым, а традиционной формы, каким его обычно изображают.
Приходит. Недоуменно смотрит на рисунок и говорит назидательно и одновременно капризно: "Ты что?! Что натворила? Сердце Те Фити же круглое должно быть! Переделывай  всё, давай!"  А я и не знала,  что  сердце у Те Фити круглое... Вот, оно как,  оказывается. Послушно начала исправлять, куда деваться.
==============
Сидит рисует.
Говорит: " Бабушка, я буду художником, а дома шеф-поваром". Немного подумала и выдает:"Нет. Я буду шеф-поваром, а дома буду рисовать. Если дочкам что-то понадобиться, все сделаю".
===============================

Пошли с ней в развлекательный центр. В парк бабочек. Несколько часов  там пребывали.   Собираемся домой. Спрашиваю: "Хочешь в туалет?" "Нет, не хочу!" Но домой добираться долго, пошли для страховки. Сделала свое дело, несмотря на "не хочу".  Ну и мне надо. В туалете, кроме нас никого нет. Я приоткрыла дверь кабинки, чтобы видеть её, говорю: " Стой рядом и никуда не уходи! Никуда! Слышишь?!"
Заглядывает в кабинку и говорит:" Ну ты меня рассмешила. Ну рассмешила!" Хохочет.  После и я расхохоталась.
=====================================
В один из приездов   делится: "Бабушка, а у нас в садике появилась новая девочка,   не помню как её зовут.   Но я даже не хочу с ней знакомиться"
-"А почему не хочешь?"
"Да она такая злая, такая злая!  Толкает меня, а потом говорит, что это я её толкаю. А я её  совсем  не толкаю "
-"Да ты что! Отчего же она такая злая, как думаешь?"
" Наверное, такой родилась".
Месяца через два интересуюсь: "Ну, как там девочка злая? Не стала доброй?"
"Не знаю... Её  уже уволили из садика. И мама её куда-то увезла"

==============================

У меня разболелась голова. Говорю:"Ой, погоди Риточка,  что-то голова у меня разболелась..."  Она с готовностью помочь:" Бабушка, а ты крапивой, крапивой!"  "Что,- говорю, - крапивой? Выпить крапиву?"
"Да нет!   Ты уколючься крапивой! Я  на даче что-то расстроилась, а потом уколючилась крапивой и такая бодрая стала!"
=================


Построила из подушек домик. Играем с ней в прятки.  Я  вожу. Тихонько говорит отцу:"Папа, пойди, скажи бабушке, чтобы  она  непременно в домик   не заглядывала..."
=============================


*Бабушка! Когда я вырасту, я буду женщиной?
-Да.
*А когда я вырожу ребеночка, ты уже умрёшь?
-Скорее всего, да.
*И мама  с папой тоже умрут?
-Ну, нет. Мама с папой станут бабушкой и дедушкой.
* А я тоже умру, когда кого-нибудь вырожу?
-Нет, Риточка. Ты будешь мамой, потом ещё бабушкой станешь и только потом отправишься к Боженьке.
*А ты  уже будешь у Боженьки?
- Да. Все, кто умирают, отправляются к Боженьке и  после там снова встречаются.
* Бабушка, а когда я буду у Боженьки я встречу вот эту кошечку( показывает на  фотографию  кошки Лиссы, погибшей ещё до рождения Риты)?
- Да.

В один из вечеров собираемся спать.
Прихлопывает комара и говорит: "Бабушка! А комар тоже отправился к Боженьке?"
==================================
Смотрит на меня и говорит:
*Бабушка, ты же девочка?
-Нет, Риточка. Я женщина. Даже уже бабушка. Скоро старушкой стану.
* А потом?
- Ну что потом... Потом  умру.
* А вот бабушка Аня говорит, что не все умрут. Будут жить долго-долго.
- Да. И так бывает.
* Раз ты умрешь, то я тогда буду ангелочкам за бабушку Аню молиться, а то так у меня ни одной бабушки не останется!

========================
Испекла из пластилина очередной торт. Очень красивый, с ягодками.  Поясняет: "Это бабушке Ане".  Уезжая, собирает поделки, чтобы показать маме, а торт   некуда положить.  Говорю ей: "Жаль, бабушка не увидит твой торт"
Она отвечает: " Ну, так ты отправь его бабушке Ане!"
"Как -, говорю, - отправить?!"
"Как-как.., - сфотографируй и отправь по вацапу!"

РИТЕ ПЯТЬ ЛЕТ.

День рождения. С утра принесла ей в кровать маленький букетик и говорю: "Риточка, с днем рождения! Пойдем, посмотрим, кто тебя уже ждет, хочет поздравить. Подвожу к компьютеру, а там уже найденное мною поздравление для Риты: котик и песик поют песню "С днем Рожденья Рита и пр..."   Сидит у меня на коленях, смотрит. Засмущалась, заулыбалась и шёпотом  произносит:" Очуметь. Я в шоке".
=================================
Накануне мой сын ( Ритин отец) обещал ей, что вечером, после работы отвезёт её   в парк аттракционов. Пришел с работы, день выдался  жаркий, он отправился в душ. Находился там довольно долго. Рита кругами ходила около ванной комнаты, стучала в дверь, звала его, ждала. Из-за двери доносилось:" Рита я сейчас, погоди. Скоро уже".  В конце концов,  Рита подходит ко мне и говорит:"Нет, он реально надо мной издевается. Он что, ку-ку?!" И покрутила пальцем у виска. Говорю: "Так нельзя о папе..."   Отвечает: "Так что он?" Но прошло ещё полчаса и в парк они отправились.
===================
Июль. Погода  прекрасная. Риту привезли на несколько дней с дачи. Решила отвезти её в центр, в Летний сад, в Михайловский, к Петропавловской крепости. В зоопарк сводить...
Вышли из метро, идем вдоль канала Грибоедова к "Спасу на крови". Народу тьма. И приезжих, и своих. Повсюду ларьки с сувенирами, музыканты, ряженые император Петр  и императрица, аниматоры в  разнообразных костюмах, зазывающие желающих  сфотографироваться. К Рите подходит осел, потом лошадь, потом опять осел,лезут обниматься, пожать ей руку и пр. Заходим в Михайловский сад. Рита говорит мне: "Бабушка,  если ещё один плюшевый осел к нам подойдет, нам точно копец!"
Я расхохоталась. Говорю: "Почему это?" Ничего не объясняя: "Точно копец!"
==================================
Перед Новым годом Риту привезли к нам.
Спрашиваю: "Как дела в садике? Был предновогодний праздник?"
-"Нет, - говорит - карантин у нас, почти все болеют, но вот Андрей мне  мозг реально вынес".
"Что за Андрей?"
-"Да мальчик один у нас в садике..."
"И как же это у него поучилось?"
- "Да песнями своими! Я пришла, стою  вся такая, красивая, в красном, длинном, нарядном  платье с большим цветком, а он мне в ухо  песенки свои напевает.  У меня мозг чуть не расплавился. Полегчало только, когда на стихи перешёл... Влюбился в меня".
"Понятно. А тебе самой кто-нибудь из мальчиков в садике нравится? Не влюбилась ещё?"
-"Влюбилась".
"В кого?"
- "В кого, в кого... В Андрея конечно!"
=========================================
Дед просит: "Рита, пойди в большую комнату, собери там нитки, которые ты разбросала, увидишь там... беленькие и синие".
Пошла, наклонилась, посмотрела и говорит:"Да я их тут до следующей зимы буду собирать!"
=====================================
Встала рано. Целый день носилась. Говорю в середине дня: " Рита, давай немного поспишь, передохнешь".
-"Нет, не хочу!"
"Но в садике же спите днем"
-"Бабушка! Это мое тело. И я сама соображаю, когда ему отдыхать, а когда нет. Понимаешь?!"
=============================
Кушает. Как всегда, мечтая. Из тарелки мало что убавляется. Говорю:"Рита, ложку -то до рта доноси, ешь, а то всё остынет!"
-"Бабушка! Ты тут мне не командывай!"
========================================


Сын забирает Риту вечером из садика.
Воспитательница говорит: "Сегодня Ваша Риточка была злой, поцарапала двух девочек. Одной даже расцарапала лицо".
- "А что случилось?"
"Она сама Вам расскажет".
Дома выясняется, что Рита рисовала пингвина. Две девочки подошли, вырвали у нее листок и стали дразнить, говоря, что таких пингвинов, как у Риты на рисунке, не бывает.
Рисунок, как Рита не просила, они ей не отдавали. Тогда она вырвала его   у девчонок  из рук, при этом поцарапала их и сказала:" Не ваше дело, как хочу, так и рисую!  Я ваши не трогаю и вы мои не трогайте!"
На следующий день, благодаря родителям и воспитательнице, все примирились...
===========================================
В выходные мы с сыном отвезли Риту в зоопарк "РИО", находящийся в торгово-развлекательном центре.
Насмотрелись на животных, сходили на аттракцион, попрыгали на батуте, пообедали в кафе. Собираемся домой. Но Рита уходить не хочет, требует ещё развлечений, заявляя:" Если вы не отведете меня ещё на аттракционы я буду капризничать до конца  субботы!" Вот такой шантаж. Но он потерпел крах. Я сказала, что если шантаж продолжится, мама с папой увезут её домой вместо понедельника, в конце субботы. Подумав, Рита решила, что капризничать не стоит.
Ведь, в воскресенье и понедельник, оставшись у бабушки, она может получить ещё одну порцию развлечений...

РИТЕ ШЕСТЬ. СОВСЕМ БОЛЬШАЯ...

Сидит с телефоном, играет в какую-то очередную игру, загруженную ей родителями.
Входит дед. Несет альбом с разлинованными листами и карандаш. Говорит: "Вот, Рита, смотри, какой альбом, очень удобно писать буквы. Давай-ка, займись буквами.
Рита, не отрываясь от телефона:"Неее, дедуля, буквы это не моё" Мы в шоке.
==================================
Прошлая влюбленность Риты позабылась, как только  нравившийся ей мальчик перевелся в другой детский сад.  Появилась новая, под именем Леня.
Спрашиваю: "Рита, а чем же тебя Леня привлек, что в нем такого, особенного?" Ни минуты не размышляя, отвечает:"Он, бабушка порядочный!  А ещё ест, как принц".
Потом подумала и добавила:" Ну, я тоже ем, как принцесса..."
Ой, я бы добавила, что почти совсем ничего не ест. Тоненькая, как тростинка.
=============================
Грустно об этом говорить и думать, но у родителей Риты что-то не ладится. Они решили разойтись. Я переживаю. Очень. Рита смотрит на меня и совершенно легко, но утешительно  мне говорит:"Бабушка! Не переживай так. Они взрослые - сами разберутся..."  Милый ребенок.
======================================
Играет в Майнкрафт. Уверенно, смело и созидательно.  Ловко расправляется с монстрами, роется в шахтах, строит свой мир, разводит и защищает питомцев. Спрашиваю: "Рита, а тебе не страшно с ведьмами и с зомби сражаться?"
* "Нет, -говорит -  зомби -они же тупые,  у них   IQ -ноль. К  тому же,  я  всегда сражаюсь  до конца. Со мной шутки плохи!"
Пытаюсь ей что-то подсказать, на что она с легкой иронией говорит:"Бабушка! Ты что умеешь играть в Майнкрафт? Не умеешь. Поэтому не мешай-ка мне!"
Пришлось научиться. Теперь у нас некая общая страсть. Правда, мне её, шестилетнюю , не догнать. Ей уже одиночное выживание не интересно. Играет в сети с другими игроками. Вот он какой, современный, быстро меняющийся мир...

==========================================
Собираемся на прогулку. Заходим в лифт. Смотрит на себя в зеркало и говорит: " А я довольно -таки стильно сегодня выгляжу. Ещё и локон из-под шапки выбился!" Намереваюсь поправить ей волосы, убрать под шапку, но она уворачивается и говорит: " Бабулечка! Не порть красоту!"
============================================
 


На фото: Рите 5 и  композиция четырехлетней Риты, так сказать, её автопортрет. Как она выразилась: "Это у нас с кошкой хорошее  настроение"

На фото: Рите 5 и  композиция четырехлетней Риты, так сказать, её автопортрет. Как она выразилась: "Это у нас с кошкой хорошее  настроение"


Рецензии
Живу напротив Куракиной дачи.

Григорий Аванесов   09.03.2022 17:18     Заявить о нарушении
Здорово! Здравствуйте, земляк. А мы проживаем у трамвайного парка № 7,рядом с церковью "Кулич и пасха". В детстве же жила в центре, на ул. Пестеля, напротив Пантелеймоновской церкви...

Леофания   09.03.2022 17:59   Заявить о нарушении