Протоптали вновь тропинку...
В своем доме, на окраине поселка, она жила одна. Лишь кошка такая же старенькая, как и она, скрашивала дни. Но Мурлыка, раньше игривая, шумливая, много спала. А Валентина Петровна часто часами просиживала у окошка, смотрела на улицу, хотя там не было ничего интересного. Двор ее дома, когда-то ухоженный, зарос травой. Забор покосился,калитка не закрывалась, постоянно хлопала при порывах ветра. Жизнь заканчивалась безрадостно.
Когда-то Валентина Петровна работала на швейной фабрике. Была такая в поселке. Жили интересно. Работу свою любила, и на фабрике Валентину Петровну ценили, в передовиках ходила, грамотами отмечали. Замуж вышла за хорошего парня. Этот дом они построили быстро. Умелые руки у мужа были, вместе зарабатывали неплохо. Знала, что мужем любима, не понимала даже, что счастливой была. Сын родился, уже когда в отстроенном доме жили. В хлопотах шли дни. Все успевала. В доме порядок, огород во дворе, разносолы в погребе, пироги на столе и всякая вкусная еда. Радовала семейная жизнь. Но закончилось семейное счастье мгновенно. Муж погиб в аварии. Сыну всего пять лет исполнилось тогда. Горевала сильно, но решила, что должна жить ради сына, сделать все, чтобы не чувствовал он себя безотцовщиной.
Пришлось подрабатывать, чтобы в доме был достаток. Шила на заказ, вязала носки, варежки, продавала. Жили не хуже людей. Смогла деньги отложить на то, чтобы сын смог учиться там, где хотел. На последнем курсе сын женился. Невестка жила в том городе, где учился сын. Там они и остались. Квартиру купить молодым помогла. Невестка Валентину Петровну так и не приняла, не сблизились как-то, но внуки частенько у нее гостили. Их двое, погодки. Хлопотала возле них Валентина Петровна с радостью, когда приезжали. Снова пироги затевала, все самое вкусное на стол выставляла, на ночь сказки читал или свои рассказывала. С ними в город отправляла свою консервацию и разные теплые вещи, связанные своими руками. Внуки повзрослели. Почти совсем не приезжали. Валентина Петровна по-прежнему вязала для семьи сына теплые вещи, делала заготовки на зиму. Привозила и сразу уезжала обратно домой, чувствуя недовольство и неприязнь невестки. Однажды та просто откровенно сказала Валентине Петровне, что приезжать ей не нужно, вещи такие они не носят и ничего из того, что она привозит не едят, в магазинах все вкуснее.
С этой минуты и стала Валентина Петровна по-настоящему одинокой, почувствовала себя никому не нужной. Рядом, в поселке уже не было многих, с кем когда-то общалась. Дома пустели, люди уезжали в город. Сказать, что Валентина Петровна затосковала, это ничего не сказать. Мир перевернулся для нее. Изменилось все. Ничего не хотелось делать. Дом словно чувствовал настроение хозяйки. Покосился забор. Когда-то аккуратно выкрашенный веселенькой зеленой краской он стал выглядеть каким-то облезлым. Калитка повисла на одной петле, двор зарос травой. Выходила из дома редко. Даже тропинка к калитке почти не видна была. На огороде ставила одну грядку, но и за ней совсем не ухаживала. По привычке только иногда бралась за вязание.
На подоконнике клубок из ярких ниток и начатая варежка с воткнутыми спицами лежат. Но не вяжется. За окном дождь. Капли на стекле, как слезы в душе. Зайти в гости некому, поговорить не с кем. Заметила какое-то яркое пятно возле своей калитки-зонтик. Калитку открыла женщина под зонтиком. Рядом двое детей в плащах-накидках. Валентина Петровна уже видела эту женщину в соседнем доме. Знала, что там недавно поселилась семья. Дом бесхозный, купили на материнский капитал и переехали из города, решили, что в поселке прожить проще. Зачем-то к ней идут. Она поспешила к двери, открыла. А гости отряхиваются от дождевых капель, смеются весело. Мама детей раздела. Старшая девочка под накидкой кастрюльку маленькую несла. Женщина улыбнулась: "Меня Ирой зовут, а это дочки мои: Маша и Катя. Мы к Вам знакомится пришли. По-соседству жить будем. Вот блинов напекли." Катя поставила кастрюльку на стол. Валентина Петровна засуетилась, за чайник взялась. Вскоре в доме ароматными травами запахла. Чай заварила. Стол скатертью накрыла. За чаем Ирина о себе рассказала. Уже на работу устроилась. Дом ребенка в поселке есть, а у Иры образование педагогическое. Младшую девочку(ей три года) в садик определила. Старшая в третий класс пойдет. Муж - Для малышей из д дальнобойщик. Дома не всегда бывает. Руки умелые. Дом в порядок приведет. В городе жилья своего не было, вот они и решили в поселок переехать.
О себе Валентина Петровна ничего не рассказывала, просто сказала, что будет рада, если к ней заходить будут. " А можно?"- обрадовалась Катя. Она варежкой недовязанной любовалась, к щеке ее прижимала. " А я могу научиться так вязать? Очень красиво!" "Научу, конечно! Ты еще лучше вязать будешь,"- пообещала Валентина Петровна. А малышке Мурлыка понравилась, и та вышла наконец из своего сонного состояния, играть начала.
Гости ушли. А жизнь Валентины Петровны после их прихода изменилась. Катя прибегать стала по несколько раз в день, вязать училась и не только. Разговаривали, пироги пекли. Валентина Петровна книжки старые детские из тумбочки вынула. Читала девочкам. Карандаши нашла цветные, раскраски. Этим малышка занималась. А потом еще Ира предложила Валентине Петровне для малышей из Дома ребенка теплые вещи вязать. Можно старые распускать, но идея так понравилась женщине, что она пряжу закупила для этого. Муж у Иры правда с умелыми руками оказался. Не только у себя в доме и во дворе что-то постоянно мастерил, но и у Валентины Петровны вскоре калитка и забор на место встали, бурьян исчез. Огород она снова посадила. Разносолы вместе с Ирой к зиме сделала. И от калитки тропинка стала протоптанной.
Фото из интернета.
Свидетельство о публикации №222031001055
на земле живут. Вроде и сын есть и внуки взрослые... А никому не нужна
пожилая женщина. Замечательно написано.
С теплом,
Галина Поливанова 30.01.2024 11:14 Заявить о нарушении
С теплом и добрыми пожеланиями, Татьяна.
Татьяна Буйнова 01.02.2024 08:37 Заявить о нарушении