Будущее

Мне грустно наблюдать тот незнакомый мир, что наступает на меня со всех сторон. Смотрю на него слегка со стороны, общаюсь преимущественно с теми, кому за 70. - Такого возраста авторы преобладают на сайте воспоминаний. Мне уютно в этой компании. Представляю, как плохо себя чувствуют те, кому за 80. Но, будучи фаталистом и консерватором, я верю, что как бы ни менялся мир, все вернется на круги своя. Эту веру поддерживает воспоминание о революции 1917-го года, которая радикально изменила все стороны жизни. Впрочем, это она создала тот самый, знакомый мне мир, который сейчас мне представляется приятным, а о том, что ему предшествовало, я лишь могу предполагать.

Готов поверить в закат Европы, России, - чего угодно, но не в закат цивилизации. Возможно, развитие идет волнами, - спад и затухание сменяют Возрождения. По ощущениям, мы сейчас на спаде. Но если прочитать авторов былых времен, такое ощущение присутствовало всегда, если не принимать всерьез восхищенных революционеров. Моя позиция, - как у Блока в "Двенадцать", у которого безобразные картинки послереволюционного Петрограда завершаются странными словами: "В белом венчике из роз - впереди Исус Христос".

Обращаю внимание на позицию, - "Впереди". Не позади, не в стороне, не пассивное благословление, - нет, у него ведущая роль инициатора и вдохновителя. Я бы отвернулся от автора таких строк, как это сделали его друзья из поэтических или просто интеллигентских кругов. Но, по логике, это слова глубоко верующего человека, который не сомневается в том, что Бог присутствует во всех деяниях, и ведет в направлении, ему известном, и не следует обращать внимание на сопровождающие это восхождение ужасы утрат. - Стержень цивилизации сохранится и укрепится.

В этом смысле, я солидарен с Блоком, он выступает как фаталист. Я считаю себя неверующим, что может абсурдно звучит по отношению к тому, кто называет себя фаталистом (фатум = судьба = Бог). В моих представлениях, однако, позиция другая, человечество "не тянут вперед", его "толкают снизу". Будущее - неизбежный результат предыдущего состояния, его определяет непогрешимая логика, которая выше желаний отдельных личностей, или всего общества. Если же принять некую "руководящую и направляющую" силу и признать ее ответственность за все происходящее, присутствие Бога должно быть постоянным, и мы должны бы его ощущать. Я верю в физику, верю в "Большой взрыв", допускаю вмешательство Бога в его осуществление, но далее происходит самостоятельное развертывание мира...

03.12.2018


Рецензии