Советский Союз между двумя кинофильмами

Война на Украине, бои за Мариуполь, промышленный центр, носивший в Советские времена сорок лет имя Андрея Александровича Жданова (1896 - 1948), дают повод  нам вспомнить советский кинофильм «Весна на Заречной улице» (1956). Вспоминается и другой тоже советский кинофильм «Доживём до понедельника» (1968). О причине этого сравнения мы и поговорим...

Эти два значимых советских кинофильма разделяют всего-то 12 (двенадцать) лет,  что для отдельной человеческой жизни значимый срок, но для истории менее чем  миг. Так что объединяет эти, безусловно, два киношедевра? В первом рассказано    о молоденькой учительнице словесности Татьяне Сергеевне Левченко в исполнении актрисы Нины Ивановой, хотя она оказалась в тени исполнителя роли сталевара Саши Савченко актёра Николая Рыбникова. Во втором кинозрителям поведали о жизни уже достигшего зрелого возраста школьного учителя истории Ильи Семёновича Мельникова в исполнении Вячеслава Тихонова. Значит, общее между ними – преподавание в средней школе, хотя в первом кинофильме это – вечерняя школа (школа рабочей молодёжи), что невольно наводит на сравнение с другим советским телефильмом  комедийного жанра «Большая перемена» (1973). Однако мы не будем, во всяком случае, сейчас  это делать, но не исключено, что мы вернёмся к теме в более подходящее для этого время...

Итак, мы выбрали два советских кинофильма и даже выявили то, что для них общее.  И эта общность чисто формальная, и она нас не очень интересует, т.к. нам важнее то, чем они различны. Так вот, мелодрама «Весна на Заречной улице» рассказывает  о романтической истории молоденькой учительницы и полна жизненного оптимизма. В финале кинозрители уходили из кинозалов с уверенностью, что у киногерое всё будет хорошо. Другое дело это кинофильм «Доживём до понедельника», который до краёв наполнен чувством безнадёжности, безысходности и тоски. Главный персонаж его это мужчина в зрелом возрасте, с неустроенной личной жизнью, живущий с престарелой мамой и посвятивший себя любимой работе в средней школе, где ему приходится работать и общаться в чисто женском коллективе со всеми плюсами и минусами этого факта...

Подробности киносюжетов нас не интересуют настолько, чтобы описывать их и давать оценку сценариям, режиссуре, актёрской игре. Нас, прежде всего, интересует то, что в кинематографе как неотъемлемой части творческого осмысления сложных явлений общества жизни находят своё отображение глубинные не всем видимые, но значимые перемены. И мы с достаточной уверенностью можем утверждать, что во временном промежутке между этими двумя советскими кинофильмами в жизни советских людей и в их отношении к своей жизни происходил и (или) уже произошёл некий морально-психологический надлом. Можно спросить, чем он был вызван, чем спровоцирован, и был ли он закономерным и необратимым? Вопросы, вопросы, вопросы...

Но пускай на все эти каверзные вопросы отвечает кто-то другой. Есть гипотеза (предположение): эта разительная перемена как-то прямо или косвенно связана с т.н. десталинизацией, проводимой по инициативе пропагандиста кукурузы и строителя коммунизма Н.С. Хрущёва, которого почему-то если в чём-то и обвиняют, то только за Крым, но не за это. Ведь вместе с грязной водой «культа личности» при нём выплеснули и сакральный смысл государственной власти и политических руководителей КПСС и Советской власти. Провалы в экономике, вызвали подспудное недовольство народа, и привело к необходимости проведения «рыночных реформ», что фактически означало отказ от построения за 20 лет материально-технической базы Коммунизма. Но всё это – только далеко не бесспорное предположение об одной из причин тех перемен, которые произошли во временном промежутке, пережитом нами между двумя кинофильмами...   

03, 04, 09, 10 марта 2022 г.

© Валентин Поляков 2022


Рецензии