На пасеке

           Михалыч рано утром на пасеку не выходил. А что там делать? Трава мокрая,  пчелы в домиках сидят, за взятком не летают, а вот когда солнышко подымется, большая роса сойдет пасека оживает, из летков появляются разведчики, они покружат над пасекой и обратно в ульи, объяснят другим, что все хорошо и тогда уже шнурком потянуться пчелы в поле за нектаром. Теперь можно и пчеловоду поработать. Домики на пасеке  Михалыч расставляет в шахматном порядке, так чтобы не мешали друг другу и пчелы меньше путались. У куста калины стоял небольшой столик, а рядом деревянное кресло, созданное руками пчеловода. На вид не очень казистое, но прочное и очень удобное. Придя на пасеку, Михалыч никогда не брался сразу за работу, а садился в кресло и очень внимательно следил за работой пчел. Вроде все летают, но как летают? Именно по лету старый пчеловод и определял все ли в порядке. И сегодня  Михалыч сел в кресло и стал наблюдать за своими питомцами. Воздух уже согрелся, солнце изрядно припекало, ветра не было и над пасекой стоял густой запах нектара. Значит взяток идет. В этот момент, главное, не мешать пчелкам, не быть любопытным и не лазить в гнезда, а дать им возможность работать и еще раз работать.
    В этот момент скрипнула калитка и на пасеке показался вихрастый мальчишка невысокого роста - Витек. Увидев Михалыча, он не растерялся, а наоборот обрадовался и , подбежав к пчеловоду, протянул руки.
   -С приездом дедушка, я так долго Вас ждал. Каждый день приходил на пасеку , а вы все не ехали.
    - Привет, привет Витек я тоже рад тебя видеть. Подрос ты сильно, уже ладным парнем стал. Мать - то слушаешь,  помогаешь ей?
    -А как же, помогаю, только бранится она, что сюда хожу. Она думает, что я здесь от работы прячусь, а мне нравиться смотреть как пчелы работают.
     -Молодец, пчел надо уметь слушать и уметь им помогать.
     -А как это помогать? Они же сами собирают нектар.
    -Нектар-то они собирают сами, нужно им домики удобные строить, утеплять их,
 подкормочку давать, если медку у них мало, вощина им нужна, ну и лечить их нужно , одним словом хлопот хватает.
    -Дедушка, а как пчелы дорогу домой находят?
    -Для нас это сложно, а для них нет, у них в голове есть маленький навигатор он и указывает куда надо лететь.
    -А высоко они летают?
    -Да не очень. Если сильный ветер, то они прижимаются к земле, а ветра нет могут выше леса лететь.
    -Интересно, а еще что-нибудь расскажите мне о пчелах?
Вообще- то не знаю с чего и начать. Пчелка -это божье создание, оно живет на земле дольше людей и они самые трудолюбивые, они никогда не отдыхают.
Как это не отдыхают! Они же устают? Ночью - то они не летают, значит отдыхают, сил набирают к утру.
   -А вот здесь ты, Витек, и не прав. Они ночью из нектара мед делают.
   -Ух ты. Я не знал.
В это время раздался женский голос.
   -Витек, ты где, опять на пасеке торчишь. Я же говорила, что нельзя туда ходить.
   -Вот видишь, мамка ругается. А мне можно будет сюда еще придти?
   -Конечно же можно, приходи, поговорим про пчел, про школу. А твоей матери скажу, чтобы она тебя сюда пускала, может пчеловодом будешь.
   -Как здорово. Ну я побежал, вы дедушка опять не уедете?
   -Нет, Витек не уеду. Теперь я буду жить здесь всегда.
   -И зимой?
   -Конечно и зимой.
   -А на лыжах ездить умеете?
   -Конечно умею.
   -Тогда вместе будем кататься, как здорово!
  Мальчишка убежал, а Михалыч принялся за свои обычные дела. На корпуса нужно поставить магазины, посмотреть не висят ли на рамках маточники, а то и глазом не успеешь моргнуть, как рой вылетит и улетит, долго ждать не будет.
      Пасека у Михалыча была небольшая. Семей десятка два, да он и не гнался за количеством домиков - главным считал сколько меда даст семья. Ведь она может дать и ведерко да и то неполное, а может и пять ведер дать - все зависело от силы семьи и, конечно, от взятка. Этот вопрос, я думаю, интересен не только мне, но и очень многим людям, а поэтому я и попросил Михалыча рассказать об этом подробней, знал я, что он учитель и рассказывать он может и любил.
    -Тогда наберитесь терпения и слушайте,- улыбнулся пчеловод.- Мое первое правило: матка в семье должна быть породистая.
    -Михалыч, - улыбнулся я ,- разве пчела может быть породистой, она и есть пчела, просто насекомое.
    -Это для тебя все пчелы одинаковые, а для меня нет. Каждая пчела имеет свою родословную, свои конкретные качества, каждая порода приспособлена к определенным погодным условиям .Такие качества у них вырабатываются с годами и ученые селекционеры помогают эти свойства улучшать. Простой пример. У вас в хозяйстве буренка не племенная - помесь и сколько бы вы не кормили ее и не холили - она много молока не даст. Другое дело породистая коровка, плюс хороший уход и удои будут пудовые.
   -Что породистые пчелы стаканами нектар собирают?
   -Да нет. Все зависит от Матки, от того как она засевает соты. Простая пчела может сотни две яичек заложить, а другая тысячу. Разница сразу видна. К главному взятку в улье может быть несколько рамок с расплодом, а  может и весь  улей забит и за нектаром полетят сотни и тысячи пчелок.
   -А второе правило?
   -Второе, малость посложней, здесь надо уметь управлять ими.
   -Не понял, Михалыч, ведь пчелы насекомые и их дрессировать невозможно.
   -А и не говорю об этом. Ими нужно управлять, а чтобы управлять надо знать о них все, у них свой и очень сложный мир  и образ жизни. Простой пример. Пчелы, как и все насекомые, размножаются. В конце весны или начале лета, когда их много, семья делится на две, а то и три семьи, то есть роятся. А как семья отроилась, то ждать от нее меда бесполезно, половина рабочих улетело, а когда основная семья вновь силу наберет, то и взяток может прекратится .Год ждал от него меда, а получил дырочку от бублика.
   -Но ведь пчелы должны размножаться и обновляться?
   -Правильно говоришь. Пчелки  просто обязаны размножаться и вот здесь уже пчеловод не должен ждать когда рои полетят. Лично я делаю отводки, то есть они роятся под моим контролем И третье правило: пчел надо принуждать к работе. Допустим маленький улей, рамок там мало, матке негде сеять расплод, пчелам некуда складывать мед и они, как правило, начинают роиться. Поэтому нужно ставить вторые, третьи и четвертые корпуса.
   -Ну, Михалыч, слушаются  ли тебя пчелки?
   -Можно сказать да. Я по деревьям не лазаю, рои не ловлю, пасеку увеличиваю и медок есть, не в обиде на своих питомцев. Так мы и живем: я им помогаю, они мне.


Рецензии