Выбраковка. Собачья жизнь

Маленькая девочка  была счастлива рядом со своей мамой, братьями и сестрами. Она получила кличку Байя и должна была стать достойной дочкой своих высокопородистых родителей,  азиатских овчарок.

Байя еще не знала, что скоро над ней прозвучит приговор. Выбраковка. То ли она оказалась самая мелкая, то ли сыграла свою роль проблема со слабыми задними лапками, но из всего помета была только одна выбраковка – она.

Заводчики решили долго не тянуть, и как только щенки открыли глазки, решили избавиться от Байи.
Дали объявление, где предлагали даром щенка азиатской овчарки. Скоро нашелся и желающий. Он приехал на старенькой Ниве и забрал ничего не понимающего щенка, которому еще бы жить и жить рядом с мамой.
 
Байя оказалась на полу машины. Ее испугало все: странные чужие запахи, тряска, шум двигающейся машины. Она забилась в уголок и казалась еще меньше. Такой маленький белый комочек, беспомощный и беззащитный. Байя тихо скулила и боялась.

Они ехали довольно долго. Потом машина остановилась  в странном месте, так отличающемся от уютного теплого вольера. Они приехали на ферму. Миллион новых запахов, звуков захватил Байю. Новый мир. Какой он будет для нее?

Новый хозяин пах коровами, молоком, навозом. Он был всегда занят, ему некогда было заниматься маленьким щенком, доставшимся ему бесплатно. Он подсунул его своей собаке.

Это была большая и старая дворняга, облезлая и подслеповатая. Именно ее место и должна была занять Байя, когда вырастит.  Место пастушьей собаки.
 
Байя отчаянно скулила и хотела к  маме, хотела есть. Она еще не умела лакать и неловко тыкалась мордочкой в миску с простоквашей, что поставил перед ней новый хозяин.
 
Старую собаку звали Торгашка, и она настороженно приняла чужого щенка. Она была очень старая и не помнила, когда у нее самой были щенки. Однако Торгашке стало жалко плачущий комочек, и она своим шершавым языком облизала щенка. Байе это напомнило маму, и она успокоилась. Так они и стали жить вместе. Торгашка и Байя.
 
Старая собака заботилась о щенке, учила его, грела холодными ночами своим телом. Защищала от настырных и наглых курей, отгоняла барана, который все время старался забодать маленькую Байю.

Жизнь на ферме шла по расписанию. Дойка, пастбище, снова дойка, баз, где на ночь оставляли скот: коров и баранов. Хозяин не сильно утруждался с кормлением собак. Вчерашний хлеб и кислое молоко было постоянной едой для них. Только изредка им перепадали кости и потроха.

Несмотря на скудный корм Байя росла и крепла. Она бегала целыми днями за Торгашкой, которая выгоняла и загоняла скот, собирала его и охраняла на пастбище. Щенок не очень понимал, что и как надо делать, и часто мешал Торгашке, тогда хозяин сердился и мог больно побить. Он  хотел, чтобы Байя быстрее научилась работать.

- Старая совсем стала Торгашка, толку от нее мало. Медленно все делает, а ест ведрами, - жаловался он жене.

- Ну, растет же замена. Торгашка  скоро не нужна будет. Главное, чтобы она научила новую собаку все делать правильно, - отвечала та.

Байя не понимала о чем они говорят, зато Торгашка грустно вздыхала и отчаянно пыталась доказать своему хозяину, что она еще все может.  За пятнадцать лет службы собака научилась понимать все с полуслова.

Прошел почти год, Байя освоила все  премудрости работы пастушьей собаки, стала наравне и даже лучше Торгашки справляться с ней. Байя превратилась в красивую азиатскую овчарку. Белого цвета, с пепельными пятнами на спине, с крепкими огромными лапами. Движение и молоко сыграло свою роль.

В тот злосчастный вечер жена хозяина кричала, что устала варить ведра еды для собак, и Торгашка совершенно бесполезна. Хозяин выше с черной палкой, которая плохо и резко пахла. Байя видела  глаза Торгашки полные тоски, которая взглядом попрощалась с ней и безропотно пошла за хозяином. Тот отвел старую собаку за сарай.
 
Выстрел и стон умирающей собаки. Байя кинулась за сарай и увидела, что все уже закончилось. Торгашка лежала, уткнувшись мордой в траву, и темная кровь стекала из раскрытой пасти. Байя навсегда запомнила запах смерти, запах пороха.

В ту ночь она завыла. Первый раз. Завыла от страшной тоски и одиночества.  Завыла от того, что единственное существо, которое ее любило  и заменило ей семью, было мертвое. Байя слышала запах Торгашки, тело которой сбросили  в яму на краю фермы. Она не могла понять хозяина, почему он убил свою старую собаку.

Теперь Байя работала вместо Торгашки. Она постоянно хотела есть.  Собака еще росла и не наедалась тем, что ей приносили. Как то голод стал нетерпимым, а наглая курица ходила возле самой ее морды. Байя и не поняла, как ее съела. Проглотила и все.
 
На следующий день она съела другую курицу. Скоро хозяйка заметила, что стадо ее любимых курочек заметно поредело. Тут же она нашла и перья.
 
Жена хозяина долго кричала и даже ударила Байю. Та в ответ зарычала и чуть не укусила женщину. Вечером собака слышала, как хозяин ругался с женой. Он ей возражал, а она настаивала. Потом он вышел, зацепил  Байю на цепь и сел с ней в свою машину.

Они уехали вверх по горной дороге, в лес выше пастбища. Потом еще долго шли лесом. Там хозяин задумался, нашел подходящее дерево и привязал к нему Байю. Привязал так, чтобы она не смогла соскочить с цепи. Привязал и ушел. Даже не оглянулся.

Байя осталась  в лесу одна. Она вначале лаяла,  надеясь, что хозяин ее услышит и заберет домой. Ведь она так старалась быть хорошей и полезной. Ведь ей так страшно и неуютно в этом чужом и диком лесу.

Собака лаяла, скулила и выла, рвалась с крепкого ошейника, но все было бесполезно. Байя очень хотела пить и есть. Особенно пить. Прошел день, потом другой, потом еще один день. Язык распух и пересох. Бока впали.

Байя поняла, что тут и умрет.  Собака стала безразличной ко всему. Поэтому когда в сумерках рядом с ней мелькнули тени, она почти не отреагировала. Три волка подошли к ней. Один крупный самец быстро понял, что она беззащитная и ослабла. Он оказался совсем рядом и оскалил зубы.

Байе было все равно. Лучше умереть, чем мучатся здесь еще. Но волк не напал, он понюхал собаку и одним ударом клыков перекусил  ошейник. Байя ушла со стаей. Волки приняли ее. Серый был вожаком и взял ее под свою защиту.

Баяй стала забывать, что она собака. Дикий лес, просторы и свобода казались ей счастьем. Азарт охоты, когда догоняешь дичь, волновал ее до невозможности. У нее появились щенки, и они уже были волками, как и их отец Серый.
 
Байя наконец обрела свою семью, свою стаю. И за свою стаю,  она готова была отдать жизнь, как и любой волк, как и ее Серый.
 
Она заматерела, стала дикой и быстрой. А еще Байя не боялась ничего и никого, ни людей, ни машин, ни колючей проволоки с флажками. Она не раз спасала стаю, когда прокладывала тропу там, где волк не пошел бы.

Эта зима оказалась голодной. Засушливое лето и осенние пожары сильно повредили поголовье зайцев и кабанов, основной живности, чем питались волки. Стая голодала. Байя видела, что молодняк не выживет, и она решилась. Она повела свою стаю туда, где пахло молоком и навозом, туда, где жил человек, предавший ее.

Собака помнила все подходы к ферме, она не боялась электроизгороди, зная как можно проползти под ней. За Байей шла вся стая из двенадцати волков. Взрослые особи и молодняк.
 
Собака, что охраняла ферму, учуяла волков и забилась  в будку, не издав ни звука. Был вечер.  Возле фермы на поле мирно паслись овцы. Байя быстро загнала их в загон. Она умела это делать. Уже в загоне, она пропустила вперед Серого и волков. Они начали резать скот. Одним ударом. Учили молодняк.

Голодные волки разорвали на месте, пьянея от крови, несколько тушек. Тем временем Байя не ела, она внимательно наблюдала за дверью дома, где жил ее прежний хозяин. Она знала, что он скоро выскочит на шум.

Так и случилось. Человек выбежал с черной палкой, но собака была наготове. Она кинулась на него и выбила ружье из рук. На правой руке потекла тонкой струйкой кровь от ее клыка.

Теперь он стоял безоружный перед стаей волков, оценивая свои шансы остаться живым. Шансы были минимальные. Волки отвлеклись от трапезы и оскалились, медленно окружая человека.

Тут огромная белая волчица, похожая на азиатскую овчарку зарычала на них, и волки послушно  отступили. Человек попятился назад и забежал в дом. Стая, тем временем, дорезав овец, стала уходить, унося с собой добычу.
 
Волчица, в которой человек узнал Байю, оглянулась и встретилась с глазами бывшего хозяина. Он стоял у окна, отдернув занавеску, и смотрел на нее.  Глаза собаки были строгие, в них не осталось ни радости, ни щенячьей преданности, только сила. Человеку она сохранила жизнь просто так.  Просто потому, что он человек. Она не охотилась на людей.
 
« Вот тебе и выбраковка.  Какая красавица!» - вырвалось у него. Он с сожалением смотрел на собаку, вдруг осознав, кого он потерял.

В тот год набеги волков на фермы и дворы продолжались с завидной регулярностью.  Волки ничего не боялись, действовали уверенно и успешно. Ведь Байя, когда еще была собакой, много узнала о жизни людей.
 
Умная Байя шла впереди, во главе стаи, и действовала безошибочно. Она пыталась сохранить стаю и молодняк в голодный год. И она ее сохранила. С первыми весенним теплом стая ушла в горы, на территорию заповедника и пропала.

А бывшему хозяину долго мерещился в весенних туманах вечерами поднимающихся с холодной реки гордый и мощный силуэт  красавицы Байи. Он с тоской вспоминал, как она облизывала ему руки, как радовалась даже маленьким знакам его внимания.  Он понимал, что потерял любовь преданного ему существа.

Человек чувствовал себя  бесконечно одиноким, чувствовал себя недостойным Байи.  Выбраковки Байи, которая теперь вожак волчьей стаи.





 


 


Рецензии