Музей- сокровищница памяти
Живя и работая среди предметов старины, часто не задумываешься о многих сторонах их значения для человека. Хотя по роли своей деятельности, кажется, в первую очередь должен знать и ведать обо всем, что связано с историей твоего края, страны, людей, живших на этой земле когда- то и живущих сейчас. Подтолкнуло к такой мысли приближающаяся дата освобождения нашего района от немецко- фашистских захватчиков.
Нам, людям не пережившим тягостей той войны, невозможно по- настоящему почувствовать горечь и боль, принесенную той войной на нашу землю. Мы видели в реальности лишь последствия ее и воспитаны на свежих воспоминаниях старших, прошедших ее, книгах и кинофильмах, написанных и снятых по свежим следам событий. Но и то, как же передать такие сложные чувства нашим детям и внукам, как воспитать в них людей, понимающих опасность таких событий, которые происходят, например, сейчас на Украине? Как убедить, что они так близки по значению к событиям, происходившим в некоторых европейских странах, и прежде всего в Германии в 30-е годы прошлого столетия. Время, когда немецко- фашистские войска готовились к нападению на нашу страну?
Как оградить молодые, ищущие умы от порочных, псевдопатриотичных, человеконенавистнических наущений? И при том привить способность беречь отцовские, оплаченные кровью и потом традиции, научить любить свой край, свой народ, не желая зла другим?
Однажды, в какой- то рабочий день Тербунский краеведческий музей посетили жители села Солдатское отец и сын Шаталовы- Виктор Сергеевич и Сергей Викторович. Отец- пенсионер, сын служащий североморского флота. Пришли не с пустыми руками, а ведь для зарождающегося музея любой, самый скромный экспонат весом. Их же подарок оказался действительно ценностью- вода Баренцева моря, взятая за бортом подводной лодки «Орел», где служит Сергей Викторович, на глубине 220 м., прибрежный гранитный камень- галька, и пакетик питьевой воды из аварийного запаса команды подлодки.
Отец и сын внимательно познакомились с коллекцией музея и пообещали посетить его еще раз на следующий день. А ценность их второго визита в музей вообще трудно переоценить. На этот раз они привезли около двухсот предметов старины- отцовские «Жигули» были забиты «под завязку». Что- то за недостатком места, и в связи с необходимостью реставрации, пришлось временно расположить в запаснике, а для некоторых предметов, безо всяких сомнений необходимо было найти место в и так перегруженной экспозиции. В число счастливчиков попали кое- что из предметов быта начала прошлого века, несколько настенных и настольных часов 50- х и 60-х годов, фотоаппарат «Зенит-Е», велосипедный генератор- «динамка», и в том числе коллекция стеклянной посуды, которой пользовались немецкие солдаты, воевавшие на нашей территории. Вот о последних вещах и хотелось сказать отдельно.
Впервые увидеть предметы военной поры мне удалось еще подростком в областном краеведческом музее. Он уже тогда, в конце 60- х годов обладал достаточно обширной коллекцией и давал большую историко- краеведческую информацию. Меня всегда интересовало в краеведении многообразие фактов, предметов и документов, но, конечно, в тематике Великой Отечественной войны тогда поразили, как мальчишку, «с иголочки» образцы настоящего оружия Красной Армии- пулемет «Максим», миномет, снаряды «Катюш», и такой же, словно только что собранный на конвейере, легендарный ППШ. На моей родине- в Задонском районе не велись военные действия, поэтому с этими предметами я был знаком только по фотографиям и картинкам из учебников. А тут все «живое»! Ощущение было непередаваемое.
Запомнилась в музее и экспозиция немецкого оружия- овальная диорама недавнего боя на фоне зимнего пейзажа и натурный передний план в виде остатков амуниции фашистских солдат. Особенно запомнился, лежащий, почти у самых ног, рядом с круглой, ребристой коробкой противогаза, потертый от долгого применения, «шмассер». Первое чувство после увиденного- страх. Затем- отвращение. Ни одна картинка на тему войны с изображением немецких солдат, ни один фильм об Отечественной войне не обошли это оружие. Мы, сами, мальчишки рисуя войну, так же десятки раз рисовали этот автомат, состоящий из трех прямых палочек- отличительная особенность фашиста на картинке. Но вот он лежит у твоих ног- настоящий, словно еще не остывший, то, чем были расстреляны многие- многие «наши»… Это поистине страшно.
Но это оружие- на войне солдат без оружия- ничто. Но, уже занимаясь комплектованием музея, пришлось с удивлением узнать, о том, что немецкие солдаты имели в своем походном скарбе, кроме вооружения, как предметы личной необходимости, и кучу всякой всячины- одеколоны, лосьоны, лекарственные препараты от угрей, от вшей и клопов и еще- и еще без счета всяких баночек и скляночек. Кто сколько и чего вздумает. Это же невозможно себе представить- вешать, расстреливать, травить в газовых камерах людей, делать из человеческих тел мыло, набивать подушки и матрасы женскими волосами – и все это делать напудренными руками и чуть ли не с накрашенными ногтями, под которыми не остыла человеческая кровь! Вот это и есть фашизм. Надменность, возвышение его нации над остальным миром.
Но история учит и очень жестоко. Хотелось бы спросить у тех пленных фашистских солдат, что остались еще живыми на кинопленке под Сталинградом- куда это они подрастранжирили свои пудры- ласьоны, что ж им нечем наяриться, чтоб замазать свои сопли и слезы?
Вот о чем могут рассказать даже невзрачные стеклянные баночки и пузырьки. Помнить и это надо.
И помогают воссоздать эту память такие вот «отцы и дети» как Виктор Сергеевич и Сергей Викторович Шаталовы, люди беззаветно любящие свой край и свою историю. Музеи создаются руками таких людей- бескорыстных энтузиастов. И это дело стоит умного и красивого поступка, особенно сейчас, в такое сложное время.
17. 01. 2015 г. Колесник А. В.
Свидетельство о публикации №222031001453