ЕО55 Пушкин, Онегин и Горе уму месть зависти ГАС

Пушкин, Онегин и Горе уму = месть зависти Грибоедову за Горе и нет Ума

Месть зависти Грибоедову от Горя и нет Ума

Post aetatem nostrum
После нашей эры… (хоть потоп?)

С 1816 г по рукам читающего бо монда  СПб стали ходить разные варианты рукописи комедийной пьесы в стихах Горе от Ума, Горе и нет ума, Горе и Ум, Горе от ума. Кум и горе …

Справка: Замысел комедии возник в 1820 г (или уже в 1816 [Бегичев С. Н.Записка об А. С. Грибоедове // А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников.-М., 1929.]), но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии. Большое влияние на автора произвели рассказы его подруги детства Греховой Евгении Борисовны. К началу 1822 года написаны первые два акта, а весной и летом 1823 года в Москве завершается первый вариант пьесы. Именно здесь писатель мог пополнить наблюдения над бытом и нравами московского дворянства, «надышаться воздухом» светских гостиных. Но и потом работа не прекращается: в 1824 году возникает новый вариант, имеющий название «Горе и нет ума» (первоначально — «Горе уму»). Создавая «Горе от ума» как сатирическую комедию нравов, Грибоедов использовал в качестве образца для подражания классическую пьесу Мольера «Мизантроп».

Публике комедия нравилась и ГАС делал ее варианты, обкатывая версии, изучая мнения, учитывая критику и изыскивая пути к верному писательскому и теаnральному успеху.

Пушкин завидовал, хандрил, рвал кудри шевелюры, щипал девок за  ножки, бесился, пил и  и ворчал :

«< В конце января 1825 г в письме к А. А. Бестужеву из Михайловского он писал:
«Слушал Чацкого, но только один раз и не с тем вниманием, коего он достоин. Вот что мельком успел я заметить:
Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным.
Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его - характеры и резкая картина нравов.  В этом отношении Фамусов и Скалозуб превосходны.  Софья начертана не ясно: не то б*ядь... (здесь Пушкин любил употреб*ять сие непечатное слово, характеризующее женщину нужного нам поведения до объедения), не то московская кузина.  Молчалин не довольно резко подл; не нужно ли было сделать из него труса? старая пружина, но штатский трус между Чацким и Скалозубом мог быть очень забавен. Разговоры на бале, сплетни, рассказ Репетилова о клубе, Загорецкий, всеми отъявленный и везде принятый,- вот черты истинно комического гения.
- Теперь вопрос. В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов.
***
»>
Софья, Чацкий и Лиза. Рис. Кардовского
Пушкин явно нервничал… и потому вредничал. Он понимал — Грибоевдо тезка у квадрате и умнее, и образованнее, и в тайные общества вхож, и общественной репутации иной — и недаженой и более достойной… Грибоедов свой у членов тайных обществ…   Он продолжил:
 «<
А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий и благородный молодой человек и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он,- очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно.
Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными».
»>
В результате лирическая комедия, проигрывая в объективности, выигрывала в поэтичности... И это было уже опасно для АСП: он понимал — ГАС обходит его на вираже в конкуре в манеже итцеха.. .и движется галопом к трону первого автора и Принца Русского Парнаса десятилетия… Одного Руслана с Людмилкой для такого конкурса  мало …
Нужен был кто-то от него конкурентоспособный, кто отодвинет Чацкого … Нужна более сильная пародия на дворянина с более мощной сокрушительной поэтикой на более широком поле сатирического, но менее ядовитого описания  нравов времени  описания
В крымском Гурзуфе у Пушкина возник замысел «Евгения Онегина» и там он был зачат,  в Кишиневе он родился и затем в Одессе встал на гони — стал романом в стихах приобрел свои индивидуальные почти уникальные стилевые и жанровые гениальные особенности поэтики

А ГАС, хоть и припоздал, не унимался … в 1824 г возникает новый вариант, имеющий название «Горе и нет ума» (первоначально — «Горе уму»). Он читает этот вариант пиесы в СПб: он был приглашён драматургом Н. И. Хмельницким прочесть её в его доме, в узком кругу друзей, среди которых были актёры И. И. Сосницкий, В. А. и П. А. Каратыгины и драматург В. М. Фёдоров.  ГАС пишет об этом другу Бегичеву: @/// в этом виде читал я ее Крылову, Жандру, Хмельницкому, Шаховскому, Гречу и Булгарину, Колосовой, Каратыгину, дай счесть — 8 чтений. Нет, обчелся — двенадцать; третьего дня обед был у Столыпина, и опять чтение, и еще слово дал на три в разных закоулках. Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет. Шаховской решительно признает себя побежденным (на этот раз). Замечанием Виельгорского я тоже воспользовался. Но наконец мне так надоело все одно и то же, что во многих местах импровизирую, да, это несколько раз случалося, потом я сам себя ловил, но другие не домекались. — Voil; ce qui s'appele sacrifier ; l'int;r;t du moment. //@
ГАС же также понимал: с Горем он останется без ума — «автором — однодумцем»! И также кропотливо работал, но уже  над трагедией «Грузинская ночь» в Грузии в 1826–1827 гг. Приехав в марте 1828 г. в СПб, он привез  её с собой и читал в различных домах. Об этом поведал  К. А. Полевой, описавший обед у литератора и журналиста П. П. Свиньина, на котором присутствовали И. А. Крылов, А. С. Пушкин и др.: «Вечером, когда кружок друзей стал теснее, Г. <…> с самою доброю готовностью читал наизусть отрывок из своей трагедии „Грузинская ночь“». По словам Н. М. Языкова, Г. написал трагедию, какой не бывало под солнцем, — «Грузинская ночь» (Письма Н. М. Языкова к родным. СПб., 1913. С. 354).
Вот что значит чистая конкуренция ! 


Рецензии