Санька вернулся

                Написанное является
                художественным воображением.

    Мне тринадцать лет было, когда Санька из 38 квартиры с войны вернулся.
Два с половиной года,как в армию ушел,так и не видели мы его. Мы,соседи не видели,
а родители его с младшим братом видели. Они к нему в госпиталь ездили. Танька из соседнего подъезда, девчонка его,с которой он до армии гулял,очень с ними просилась,но тетя Зоя,мама Саньки,категорически отказала,сказав,что к нему только родных пускают.
Уехали они,а Танька плакала,места себе не находила,все приезда их ждала. А как приехали родители,так сразу к ним и побежала,про Саньку расспросить: что да как? Куда раненный? Скоро ли домой вернется?
Но не вовремя,видно пришла.Не сразу приходить надо было,переждать бы ей немножко,пока утихнет боль родительская. Но но не вытерпела,сразу побежала,по причине молодости своей, Танька.
На кухни были родители Саньки,когда Мишка, брат его младший дверь ей открыл. Никогда она,такого выражения лица не видела у озорного,веселого Мишки.Пацан ведь еще,а взглядом пристальным,строгим встретил,к расспросам не располагающим.
-Чего тебе? - спросил,будто не догадываясь зачем пришла.
-Я о Саше спросить хотела. Как он? - почти прошептала она.
-Иди спрашивай,-отступил он,кивнув на дверь кухни.
Пропустив ее,он ушел в свою комнату плотно притворив за собой дверь.
-Здравствуйте, - сказала Танька,остановившись в проеме кухонной двери.
Санькин отец,сидевший за столом с опущенной головой,поднял на нее глаза.Она внутренне съежилась под мужским тяжелым,жестким взглядом из под набухших,красных век. Посмотрел он на нее: в голубом платье,при белых туфельках. Во всем новом,одетом по случаю похода к родителям своего парня. Осмотрел он ее,как пришелицу из другого мира,посмотрел и молча опустил глаза.
А она,стояла на пороге кухни растерянная,чувствуя сердцем,нутром понимая,что лишняя она сейчас здесь,не к месту,да еще такая нарядная.
Уходить уже собралась,но решилась. Робко спросила у тети Зои,мамы Санькиной,все это время смотревшей в окно и даже не повернувшейся к ней.
-Тетя Зоя,я спросить хотела. Как съездили? Санька как?
Повернулась она к ней,вытерла подолом передника набухшие от слез,выплаканные до донышков глаза,вспомнив что-то,не отвечая ей,прошла мимо в комнату.
Танька уже хотела уйти,когда вернулась тетя Зоя и протянула ей конверт.
Взглянула Танька вблизи в ее глаза,женским чутьем увидела,как плескается за пеленой выплаканной пустоты,горькое горе в глазах Санькиной мамы. Увидела,содрогнулась внутренне,дрожащими руками взяла конверт. А он,такой тонкий,легкий на вид,от неизвестности запечатанной в нем, стал непосильной ношей.
Не решившись сразу открыть,взглянула она на безразличную к ней от своего горя тетю Зою,и не попрощавшись вышла из квартиры.
Содержимое конверта жгло ладонь,и она,понимая,что не прочитав,не сможет донести его до дома,выйдя из подъезда,надорвала боковину конверта,достав вдвое сложенны листок. Не дыша, с замиранием сердца развернула.
-Не жди. Забудь меня. Прощай, -прочитала написанное неровными,прыгающими буквами.
Охнула,простонала с надрывом. почувствовала,как переворачивается мир. Словно впервые видя,окинула взглядом знакомый с рожденья двор. Осторожно,как слепая,ведя ладошкой по кирпичной кладке,побрела к своему подъезду...
Полгода прошло с того дня.
А сегодня тетя Зоя,всех соседей по подъезду обежала. Светлая,радостная. Позвонит в квартиру и сразу с порога, - Вернулся Санька! Санька мой!Вы уж не побрезгуйте приходите,разделите радость нашу...

                2
 Стол был накрыт в большой комнате. Широко был накрыт стол. Взглянув на него,сразу можно было понять,что готовились к событию,что ждали.
А за заставленном закусками столом,за разноцветьем блюд,прислонившийся правой стороной лица к боковине буфета,сидел стриженный паренек. Его сразу и не замечали входящие в комнату гости. Одетый в узковатый пиджак,с серебряным кружком медали на лацкане,он сидел как -то отрешенно,как будто событие это,и не касалась его.
На приветствия гостей,он молча кивал,не меняя позы.
А мужчины,что подходили поздороваться,не увидев протянутой навстречу руки, взглянув на него в недоумении, сразу отводили понимающий взгляд,занимая свои места за столом.
А гости,чьи места были напротив паренька,старались не смотреть,не разглядывать его,чтоб потом не думать об увиденном,и не вспоминать ответный неприветливый взгляд. Только тетка Маша, домовая кляузница и сплетница,открыла было рот,чтоб расспросить,но встретив настороженный,взъерошенный,злой взгляд Саньки, увидев сжатые,не дающие ответа губы,проглотила свой вопрос.
-Наливайте,не стесняйтесь, -пригласил Дядя Миша,батя Санькин,- праздник сегодня.Сын,долгожданный,домой вернулся.
-Не просто вернулся. С медалью. Да еще с какой!"За Отвагу" Самой уважаемой и дорогой солдатской наградой, - подхватил сосед дядя Гриша, -у меня от отца такая осталась
-Мама надеть попросила,- в упор смотря на него,словно извиняясь за себя,ответил Санька, - что дорогая это верно ты сказал,дядя Гриша,- это память по пацанам нашим,безвинно павшим.
Выпили все,кроме Саньки. Он так и сидел не меняя позы,не доставая рук,лежащих на коленях,не прикоснувшись ни к налитой стопке,ни к тарелке с жаренной картошкой и куриным окорочком,поставленной перед ним,заботливыми руками матери.
-Честь и слава,бойцам нашим,защищающим конституционный строй,целостность нашей великой Родины! - встал со стопкой в руке,дядя Санькин,тети Зои брат,в начальниках где-то обитающий,- молодец племянник,горжусь,не подвел ты нас!
-А не пошел бы ты, -шевельнулись губы Саньки, -вместе с целостным конституционным строем.
Он рукой,почему-то в белой нитяной перчатке,взял свою стопку. Несмотря ни на кого,не приглашая выпить вместе с собой,медленно процедил ее в себя.
-Молодец Саня,горжусь,- присаживаясь на место повторил его дядя - начальник,ставя на стол пустую стопку.
-Гордишься мной? Да? - громко,так что услышали все,сказал со своего места Санька,- а мне чем прикажешь гордиться? Может этим?
Он оторвал от буфета голову,и гости застыли,увидев,что правая торона лица Саньки, обезображена скрученными,бугристыми узлами ожогов. На глазу не было века,и он казался большим,словно смотрящим через лупу.
-Или может быть этим, - Санька стал сдирать с рук перчатки.
-Сынушка,сынок! Родной мой! -подлетела к нему тетя Зоя,схватив его руки,с завернутым началом перчаток,которые он хотел снять,где просматривалась такая же в бурых узлах кожа,как и на лице. Она прижимала к себе эти руки,и Санька,повинуясь инстинкту,прижался к ней весь,словно хоронясь,ища у матери защиты от действительности.
Первой,увидев как встали вздрагивать Санькины плечи, встала из-за стола,сидевшая напротив его тетя Маша. Она обвела гостей таким умоляющим взглядом,что они молча стали подниматься и пробираться к выходу.
А к тети Зоя с ткнувшимся ей в бок Санькой,подошел дядя Миша и стал как, маленькому,поглаживать голову сыну,широкой мозолистой ладонью.
-Саня,сынок,позади все. Жить надо,сынок, жить, - услышала я,выходя со своими родителями.
Часа через два,как рассказывали,после занятий в институте,прибежала Танька,и то ли не хватило у нее чувства,то ли не стал Санька,жалость у нее выпрашивать.
Бросилась она к нему. Бросилась в порыве и остановилась. Не добежала метра до протянутых к ней рук,в белых нитяных перчатках. Рук,таких долгожданных,протянутый к ней,еще помнящей их ласку. Не добежала до губ,когда-то дарящих ей поцелуи. Не добежала,увидев,как встречает ее Санька,двумя разными половинками лица. Одной светящейся неподдельной радостью,а другой страшной,обожженной,застывшей.

                3
 Замерла Танька,студентка,красавица. Мужским вниманием не обижена ни в институте ,ни на улице. Остановилась,оглушенная увиденным,не в силах преодолеть шаг навстречу.
- Страшный? Да? - прошептал Санька,кривя в злой усмешке рот,- ну извини,не под солнцем загорал,в танке поджарился. Но страшный ведь не мертвый. А,Танюшка?
-назвал он ее,ласкательным именем,как звал до армии,- главное,что живой. А?
Он сделал шаг к ней. А она отшатнулась. сначала закрыла руками лицо,а потом резко отняла руки,развернулась и выбежала из квартиры.
-Таня! -крикнула вслед тетя Зоя, пытаясь остановить девушку. Но ответом был только стук захлопнувшей двери.
-Не надо,мама, -с непривычно прозвучавшей жесткостью в голосе, которую до сих пор он не позволял в отношении матери,сказал Санька.
Он вернулся к столу, налил в стопку водки. Выпил ,выдохнул и тихо сказал,
-Герой,голова с дырой.
-Сынушка,наладиться все,- подошла к нему мама,когда он поставил стопку на стол,
-образумится она,привыкнет. Скоро назад прибежит,сынок. Ты же на войне,о господи, пострадал. Там же на войне не спрашивают,кого и как. Поймет и она это,поймет,сынок...
 Через месяц наша семья переехала в другой город. Я после школы,окончила факультет журналистики. Начала работать в газете,которых в ту пору развелось несметное множество.
Приближался день Победы и меня вызвал к себе редактор.
-Наша редакция обратилась к администрации по поводу рядовых участников войны, непосредственных участников. Так называемых окопников,то есть тех кто в пехоте,в окопах воевал,чтобы к празднику о них написать. И вот они дали список, - редактор взял со стола бумаги и потряс ими, - представляешь? Тут только писаря,прачки,тыловики,да офицеры не ниже полковника. Не одного стрелка нет,понимаешь?
Я еще не понимая,что этим хочет сказать редактор,утвердительно качнула головой.
- Понимаю. У меня два деда и два дяди воевали. Один дядя в январе 43 погиб,а остальные в начале шестидесятых умерли. Израненные все были на войне.
-Значит понимаешь,- удовлетворенно сказал редактор, -и написать надо о таких как твои. Кто не на словах воевал, а с оружием в руках добывал Победу. Уяснила?
-Вы же сами сказали,что таких не осталось?- не поняла я.
-А я хочу поручить тебе поискать. С молодым задором, как говорится. А вдруг найдешь? Кто на самом деле воевал,они ведь грудь колесом с медалями не выставляют. Да и возраст их такой,что из дома редко выходят. А ты молодая, по топай  ножками,поищи. В крайнем случае,вот возьми список. Выберешь кого,про него и напишешь.
Я вышла из кабинета. В комнате где находился мой рабочий стол,сидело еще пять человек. Бросив список на стол,я поделилась разговором с главным редактором с Людмилой,соседкой столами.
-Люд,мне редактор задание дал,а как выполнить не знаю. Может поможешь?
Та,отложила в сторону карандаш,которым правила текст на листке лежавшей перед ней
-Тут,Анька,думать надо. Пойдем аромата вдохнем.
На ее языке,это означало приглашение в нашу редакционную курилку.
Там она протянула мне раскрытую пачку сигарет, -давай угощайся. Я яда для подруг не жалею,- пошутила она.
Я курить уже пробовала,но делала это крайне редко,и то не в "себя". И сейчас,я не отказываясь взяла сигарету,даже прикурила от протянутой зажигалки.Набрала в рот дым,и не глотая выдохнула.
-Да курилка из тебя еще та, -усмехнулась подруга, -зачту,как знак уважения. Ну давай,чего там у тебя?
-Так я и говорю. Главный напряг. К дню Победы про ветерана велел написать. Только надо про такого,чтоб в окопах воевал. Список мне дал,а там ни одного такого.
-Каждый год на те же грабли, -красивым жестом убрала от губ сигарету соседка, -они,что ветераны? Бессмертные? О них надо было вспоминать и писать,пока они живы были. За то сейчас,что фильмы про войну,что воспоминания о войне, на сказку похожи. Смотришь,читаешь, и думаешь. А чего же это мы,четыре года воевали? Как же мы умудрились двадцать с лишним миллионов положить,мы такие ловкие,удалые,да хваткие. С такими солдатами,как нам нынешние показывают,да рассказывают,мы уже 23 июня,в Берлине должны были быть. Согласна?

                4
 Я снова набрав полный рот дыма,соглашаясь кивнула головой.
-Пока фронтовики фильмы снимали в них правда была,они за эффектами не гнались. Им и придумывать ничего не надо было,они сами через это прошли,пережили войну. А сейчас? У меня отец,в Армии служивший,над этими фильмами только смеется,он их,как комедии смотрит. то награды говорит не те,и не в том месте висят,то,что еще смешнее,пленные снаряды по концлагерю таскают,к себе в танк запихивают. То лейтеха в июне,как припадочный по лесам бегает,врагов ротами кладет. Ну если сами,дураки,те,кто это снимает и на экран выпускает, нас то зачем придурками считать? Ведь в каждой семье кто-то воевал, и хоть чуть -чуть но о войне рассказывал.
-Да согласна я с тобой,- прервала ее я, -мне -то чего делать? Ведь главный материал ждет. по списку что ли пробежаться? может и вспомним кто,что ни будь интересное?
-По списку? Вспомнят,а как же, в их то возрасте. Как Гитлера в плен брали, или как Жукову советы давали в какую сторону немца гнать. Нет,Анька. Это мы все успеем. У Светки в бухгалтерии прадед,он тебе один,весь этот список по рассказам Тот еще стратег. 
Меня от этих ее слов разобрал смех.
-Ну чего ты смеешься. Те ветераны перед кем стыдно было такое говорить, уже ушли. Светлая им память. Теперь все можно. Теперь тот,у кого деда за трусость на фронте расстреляли, с экранов не сходит. Страну другими дедами спасенную,в честь своего деда -труса грязью поливает. А на день Победы видела же,сколько ряженых ходит, орденами да медалями, не заслуженно присвоенными трясут. Кого ни будь из них за это наказали? А ведь они на высоких трибунах вместе с властью сидят. Значит, раз они так отжигают,это кому-то нужно? А ну-ка погоди, -затянулась сигаретой Людмила, - мысль мне в голову пришла. Про "афганцев" напиши или про "чеченцев". Про тех,кто действительно на войне был. Они же,пока еще есть,те,кому живыми повезло вернуться,кто правду о войне рассказать может. А что? Молодец я,дельная мысль? Вот к дню Победы и напиши. Победа,она же Победа одна на всех,как поется.
-Одна на всех,-повторила я за Людмилой,и тут всплыла из памяти перед глазами картинка: прижавшийся к боковине буфета,спрятавшийся от любопытных глаз, Санька.
В тесном пиджачке с серебряным кружочком медали. И громкий выкрик,-А мне чем гордиться,дядя?
-У меня на старой квартире,сосед был,Санька, -стала делиться я с подругой воспоминаниями,- тринадцать лет мне было,когда он с первой чеченской пришел. Обожженный на пол лица,руки все в ожогах. Страшный такой,как мне тогда,девчонке глупой казалось. Танька,девчонка его,как увидела его,так сразу и убежала. Представляешь? До этого,два с половиной года ждала,а тут убежала.
-Вот ты и напиши,про этого Саньку. Про жизнь его напиши,на войне и после. А то у нас с патриотизмом,сама знаешь как. Война,так только Отечественная,герои так только там. А пацаны наши? Те,что Афган и Чечню прошли разве не герои? Они разве не по приказу горячо любимой своей Родины, жизнь и здоровье во благо ее клали?
Вот ты,про Саньку этого и напиши,материал подготовь для главного,а там пусть он решает,одна на всех Победа или нет...
  Через два дня,уладив все дела с командировкой,я в волнении,нажимала на звонок тридцать восьмой квартиры.
Открыла мне дверь здорово поседевшая,постаревшая тетя Зоя.Удивленно посмотрев на меня спросила,- Вы к кому,девушка?
-Тетя Зоя,да это я,Аня. Мы жили в этом подъезде в тридцатой квартире. Помните?
-скороговоркой выпалила я,опасаясь как бы не закрыли дверь,перед незнакомым человеком.
- Анечка? -прищурила глаза тетя Зоя,приглядываясь ко мне,-вроде и правда,Анечка.
Прости доченька,старуху,ведь не признала тебя сразу. Сколь лет -то прошло,как вы переехали. Проходи,проходи,девонька,да дай ка я тебя обниму.
Я переступила порог и крепко обнялась с Санькиной мамой.
- Отец! Миша! Иди посмотри кто к нам пришел, -отстранившись от меня крикнула она в глубину квартиры.
-Да кто бы не пришел,- отозвался оттуда знакомый мне голос отца Мишки с Санькой.
Но через секунду донесся скрип дивана и приближающие к нам шаги.
-Анька! Да неужели ты, - сразу узнал меня дядя Миша, - ну-ка покажись. Расцвела.
Замуж -то еще не выскочила? А родители как? Да ты давай проходи ,нечего в коридоре стоять.
-Да нормально все, - снимая плащ и сапоги,ответила я,- приехала сюда в командировку, так дай думаю навещу соседей, тем более,что родители приветы просили передать.
-Правильно сделала.Проходи,проходи, -легонько толкнула меня в спину тетя Зоя,
- Обедать сейчас будем. Проголодалась поди с дороги?

                5
 Я прошла в большую комнату. Вдруг вспомнилось,как мы,приглашенные тетей Зоей,пришли,чтоб отметить,возвращение солдата домой. Солдата,вернувшегося с непонятной,неоправданной своими потерями войны. В комнате ничего не изменилось. Все так же блестел своими стеклами буфет,за которым пытался остаться незамеченным Санька. Те же семейные фотографии на стенах. Нет, - поправила я свои мысли, -в фотографиях что-то добавилось.
-Я посмотрю тетя Зоя? - спросила я показав на стену.
-Посмотри если интересно. А я пока на кухне приготовлю.
Дядя Миша,сунув сигарету в рот,вышел на балкон. Откуда через открытую форточку в комнату проник аромат табака.
-Вот старый. при гостье -то и потерпеть бы мог, -осудила его жена.
Я подошла ближе к стене,где были развешены снимки,запечатлевшие память. У нас уже нет такой традиции. Мы не вешаем на стену фото своих близких. Может поэтому, со временем мы и забываем про них,потому,что вот так,не смотрит со стен на нас память. Сейчас никому не придет в голову, собрать соседей, чтобы поделиться с ними радостью. Мы не видим ,не слышим,не хотим. Мы отягощенные,всемирной напастью,под названием собственное самолюбование,выкладываем в сеть свои амбиции,свои потуги,стремясь лишь к одному. Чтобы как можно больше сорвать "лайков", от слова лай. Это чтоб как можно больше "тявкнуло" на твою показную жизнь людей. Это то,чем гордимся сейчас, а раньше гордость семьи,вот эти фото.
Вот фотография,чьих -то родителей хозяев квартиры, матери и отца,бабушки с дедом.
Она уже выцвела от времени. Сидящая на стуле,положившая руки на колени женщина,в лице которой при пристальном рассмотрении угадывались черты тети Зои,и стоящий за ней,положивший руку на ее плечо,мужчина. Он в форме солдата первой мировой войны,Великой,как ее тогда звали. Крепкий,с лихо закрученными кончиками усов. Рядом с этой, фото самой тети Зои с дядей Мишей. В простеньком платьице,с кружевной фатой на голове. Рядом он. Суровый,сосредоточенный. В костюме тех времен. Широкий,с подбитыми ватой плечами пиджак,заправленные с напуском в сапоги широкие брюки.
Ниже мальчик,с чертами Саньки,стоит держась за спинку стульчика. Здесь по времени ему год-полтора. Его изумленные глазенки смотрят прямо,в ожидании момента вылета,обещанной "птички". А на следующей ему уже лет пять. И это уже,точно маленький Санька. Здесь он стоит,покровительственно,на правах старшего брата, положив руку на плечо, наверное,двухлетнего Мишки.
А вот на этой,он уже с Танькой. У него радостное лицо,еще не покореженное войной.Она в возрасте выпускного класса. В белом переднике,с двумя кокетливыми,разбросанными по плечам косичками.
Скрипнула балконная дверь. За моей спиной остановился дядя Миша.
-Семейный отчет,галерея жизни,-задумчиво сказал он, -застывшее время.
-А это кто,дядя Миша,неужели Мишка? - спросила я,показав на цветные фотографии, центральный план которых,занимал парень в форме.
-Он,Мишка, - с нескрываемой гордостью в голосе,ответил тот.
-Он,чертенок,и от нас скрывал. А сам перед выпускным,написал заявление в военное училище. Мать -то бога молила,сначала, чтоб одумался,а потом,чтоб не поступал.
С первенцем горя хлебнула,а тут второй сын. Да не просто в армию,а на всю жизнь,чтоб военным быть. А как поступил он, и мы на присягу приехали в училище. как увидела она его в строю,среди таких же,чьих-то сыновей,сразу как -то оттаяла,поуспокоилась.Смирилась наверное. А теперь,Мишка -то наш,уже в офицерах.
Молодец,всем нос утер.
-Пошли за стол, -вошла в комнату,вытирая о передник руки,тетя Зоя.
-А Санька как? -задала я вопрос,присаживаясь за стол на кухне.
-Санька, - опустила половник в кастрюлю,начавшая разливать суп по тарелкам хозяйка.
-Санька, -повторила она имя сына,прикладывая подол передника к глазам, - уехал наш Санька.
-Ну вот. Не знаю,ну,чего все время плакать,- подошел к ней дядя Миша,-у парня все сложилось,а она все равно плачет. Жена,между прочим золото,хозяйка,каких еще поискать. Двое ребятишек у них,а у нас внук и внучка. Ну,вот хорошо все,а как про Саньку,так сразу в слезы.
-Не буду,-улыбнулась тетя Зоя,разливая по тарелкам дымящийся паром,ароматный суп.
-Может для аппетиту? -предложил хозяин дома.
-А чего? И правильно,- поднялась тетя Зоя, -гостья в доме. Вот за нее,да за молодежь и выпьем,чтоб все хорошо у них было.

                6
Глотнув из рюмки,я энергично замахала ложкой. В какое -то мгновение до меня дошло,я ем одна. Подняла глаза,увидела, смотрящих на меня родителей двух сыновей.
-Тетя Зоя,дядя Миша. Вы чего не едите?
-Время как летит, -тихо сказала тетя Зоя, - давно ли девчонкой с косичками бегала,а вот уже и в красавицу выросла. Замуж-то еще не выскочила?
-А не берет никто, - весело ответила я, - вот подумала,может Мишку вашего охмурить? Парень видный,да еще и военный. Завидный жених.
-Это в нашей молодости,на военных-то спрос был,- улыбнулась тетя Зоя, - сейчас в ходу кошельки да депутаты. Любовь она теперь не по сердцу проходит,она по банковскому курсу идет. Мишка? Он парень хороший. Только опоздала ты дочка,он уже невестой обзавелся. Ольгой зовут. Из семьи военных. А и правильно,кто еще сможет по гарнизонам за ним следовать,а для нее это дело привычное.Родители -то здоровы?
-Здоровы, -ответила я, -на пенсии оба,но мама еще работает.
-А о себе -то расскажи.
-Так я тетя Зоя,зачем и приехала-то,-после выпитой рюмки,мне стало по родному хорошо с этими людьми,по домашнему уютно. Поэтому,не заметив,я перешла на простой,душевный язык хозяев,на время забыв,свой жесткий,непререкаемый,порой неприятный собеседнику,журналистский язык сплошных вопросов.
-Я ведь журналистом в газете работаю,- словами человека,чего -то добившегося в жизни,сказала я, - вот к дню Победы,статью мне поручили, о тех кто воевал написать. А я хочу о сыне вашем,Саньке рассказать.
-Неужели о Саньке,писать будешь? -всплеснула руками тетя Зоя.
-Буду,-подтвердила я, - он же участник войны. А день Победы,он же у нас один на всех, -повторила я слова Людмилы.
-Один-то один, - подтвердил вставая дядя Миша,вытягивая из пачки,очередную сигарету,- только участники,как и войны,разные.
-Это как дядя Миша? - не поняла я.
- Каком - усмехнулся он,и пошел к балконной двери.
-Не обращай внимания, - махнула рукой вслед мужу,тетя Зоя,- это он с Санькой нервы потрепал. Теперь как о воине или Победе,кто разговор заводит,он сразу в штыки. Намучились мы тогда с солдатом со своим. На работу не берут,инвалидности не дают. Выплат никаких. Куда ни пойдет,отказывают. Ну,куда вы с таким лицом? Вы же распугаете всех. Он,правда держался. Узнает по знакомым,где люди требуются,с утра туда бежит. Вернется,темнее тучи,слезы на глазах,слова сказать не может. Помотает головой,и в комнату уходит.
-Так требовать надо было. Ведь воевал,ведь медаль. Льготы же есть, -с молодым задором сказала я.
-Герой,голова с дырой, -вспомнив слова сына,не весело усмехнулась тетя Зоя,проведя кухонным полотенцем по увлажнившимся глазам,-жалует царь,да не жалует псарь. Это при Союзе,требовать можно было. А тогда,да и сейчас у кого требовать?
Где она, держава? Призовет,искалечит и выбросит, выживай как можешь.
Два года он промаялся, мы с отцом уже ночами перестали спать. Прислушивались,что в комнате его делается. В комнату временами заглядывали,не решился бы на что,от отчаяния. А тут опять с Чечней, делить чего-то начали. То ли оставили чего,наши царьки в первой войне, то ли парни наши для второй подросли.Я ведь радовалась в начале, Мишка-то как раз в тот год в училище поступил. Радовалась,значит на войну не попадет,и минует его участь старшего брата. Не попадет он под огонь. Только рано радовалась. Санька-то как про войну услышал,так сразу засобирался. Спрашиваем,-куда? В военкомат,говорит. Я здесь,говорит,только обуза вам,а там может еще и пригожусь. На коленях стояла,умоляла не идти,отец уговаривал. А он,поклонился в дверях,спасибо ,говорит, за все, и ушел.
Мы с отцом места себе не находили,все ждали,что передумает вернется. Я валерьянку всю выпила, богу молила,чтоб отказали ему в этом,проклятущем военкомате,а Миша с балкона не выходил,позеленел весь от курева.
А поздно вечером,мы уже легли. Слышу в двери ключ поворачивается. У меня сердце от радости зашлось. Санька,вернулся.Прислушалась,а вроде и не один. У него шаги мужские тяжелые,он шаг припечатывает. А тут рядом легкие шашки,явно женские.
Миша рядом зашевелился,-Санька,что ли пришел,-спрашивает. А я ему,-спи старый,утром увидишь. Сердце в груди от нахлынувшей радости колотится. Неужели девчонку домой привел? Он ведь за это время,и из дома почти не выходил,лица своего стеснялся,думал все девки такие,как Танька.
-А с Танькой -то чего? - не удержалась я,-так больше и не встречался?
-Я толком не знаю,- ответила тетя Зоя, -встречался наверное,ведь в одном доме живем. Я, например, не раз во на дворе с нею сталкивалась.

                7
- И что она? - заинтересовано спросила я.
-А чего она? А ничего, - ответила тетя Зоя,- сначала здоровалась,а потом поняла, что я не отвечаю,что не рада я встречи, так и здороваться перестала. А как институт окончила,так сразу и уехала куда -то. Слухи до меня доходили,что успела замуж сходить,развестись. Ребеночка вроде имеет.
- А Санька-то как,все это пережил?
-Поначалу,как она убежала,с неделю сам не свой был. Понятно,не такой встречи,он с девчонкой ждал,не с гулянки все таки вернулся.Да разве главное в человеке лицо?
-А что главное в человеке? - заговорила во мне журналистка.
-Душа главное в человеке, запомни,девонька,душа. Человек, без души мертвый. Вот ты как пишешь? -неожиданно спросила тетя Зоя.
-Как все,руками, - отшутилась я.
-Вот то-то и оно, -вздохнула хозяйка, - а писать душой надо. Вот книги читаешь, одну начнешь читать и не оторваться до последней страницы, а другую,откроешь и уже выбросить хочется. Я ведь,Анечка,вроде как и не хорошо это,а порадовалась,что с Танькой -то у него так получилось.Ведь не любила она его. Ждала да. Берегла себя. Но берегла -то себя для того,Саньки,обычного,красивого,веселого парня. Планы строила,как будет все у них, а тут такое. Так,что дочка, если про Саньку,будешь писать,ты уж душой пиши.
-Хорошо,тетя Зоя, так и напишу, -заверила я,- А вы мне расскажите,как он с женой своей встретился?
-Так там в военкомате и встретился.Ирина,- так жену его зовут, в военкомат пришла,про брата своего узнать. Полгода,как призвали,а последние два месяца,ни одной весточки.А тут Санька. У кабинета военкома и познакомились,беда -то она людей ох как близит. Ирине пообещали,справки навести,завтра велели придти. А Санька и в кабинет не заходил. Ирину подождал,вместе и ушли. А Ирине,куда идти? До деревни ее,чуть ли не двести верст? Вот он ее переночевать у нас и пригласил.
Не знаю,какая искра между ними вспыхнула,только до утра они у нас на кухне проговорили. А утром,как позавтракали,Санька,говорит,мы мама с Ириной,если не против еще после военкомата зайдем?
-А я разве против. С первого взгляда,мне Ирина,по душе пришлась. А когда с военкомата пришли,все молчали больше. У Ирины лицо заплаканное,мы уж и расспрашивать не стали. Забрали они вещи и ушли. Санька с вокзала позвонил,извинился,объяснил. Оказывается у Ирины брат, там в Чечне,без вести пропал. А еще Санька сказал,что не может Ирину в таком состоянии оставить,что вместе с ней поедет. А через два месяца и на свадьбу нас пригласили. И знаешь,дочка,мы с отцом в первый раз за все то время,как вернулся,сына счастливым увидели. И Ирина вместе с ним. Светится вся,будто солнышко. И решила я тогда. Это ,Саньке,господь,за муки его, Ирину даровал. Живут в ладах,нам на радость внуков подарили. Санька,лесником работает. В лесу на кордоне и живут.
-Тетя Зоя,а вот я бы к ним съездила. С Сашей бы поговорила. Связь то с ним есть?
-Да позвонить можно. Только знаешь,доченька,Санька,он гостей не очень -то привечает. Но я позвоню,поговорю, -обнадежила меня тетя Зоя.
-Позвоните,пожалуйста. А я пока во двор выйду,воздухом подышу,-поднялась я из -за стола.
Во дворе ничего не изменилось.Разве что,только сияли новой краской качали,да песочница была наполнена свежим песком. В песочнице две малышки насыпали в детские ведерки песок. Я смотрела на них,и мне думалось,что от того времени,что когда -то я и сидела вот так,по годам прошло не так много,а по жизни...
-Прогулялась, -открыла мне дверь хозяйка, -проходи. Чаевничать будем.
Я не стала с порога спрашивать ее,о разговоре с сыном,решив подождать пока она сама заговорит о нем.
-Знакомых -то не встретила?- отставив пустую чашку спросила тетя Зоя.
-А какие знакомые? - сказал дядя Миша,- с тех пор как они переехали,в доме из старожилов остались ты да я , да мы с тобой. Молодежи почти нет,а старики вроде нас по дамам сидят.
-Не надо к Саньке ехать,Аня,- неожиданно сказала тетя Зоя,-младшенький у них приболел. Я сказала ,что ты написать о нем хочешь. Не понравилось ему это очень. Никаких говорит, статей, пусть и не думает. Забыл я говорит все,напрочь забыл и вспоминать не собираюсь.
-Да не расскажет он ничего, -подтвердил и отец Саньки, - он пока дома был,слова о войне не сказал. За столом бывало сидим, а он стопку поднимет,не чокаясь выпьет и сидит молчит. Только глаза от влаги блестят, да щека обожженная дергается. Мы ведь только в госпитале от врача и узнали,что он в танке горел,и что из всего экипажа один выжил.
Дядя Миша встал и отворачивая от нас лицо,пошел на балкон...
... Как,Люда,думаешь,редактор пропустит, -спросила я подругу , с зажатой в губах сигаретой,уткнувшейся в написанное мной.
-Может когда и пропустит,- отняв сигарету сказала она,только не на день Победы.
Нет у тебя в твоем опусе, ничего героического. Самолеты с винтовок не сбивают,одним снарядом по три танка не щелкают. Ну,где здесь,скажи мне на милость,воспоминания победителя?

                8
-Парень просто дело свое воинское делал,приказ выполнял.Обыденно. Ну нет у тебя здесь,ни задора боя,ни ненависти к врагу.
-А этого мало? А что искалеченный? - вскипела я.
-Много,много это,подруга, -растерла окурок в пепельнице Людмила,- я читаю,для меня этого уже много,а для парня,так выше крыши. Так навоеваться в его годы,что он даже вспоминать об этом отказывается,это за край надо шагнуть.
-Мне то ,что Люда делать. Выходит не выполнила я задания, зря в командировку ездила,еще и деньги заставят вернуть.
-Не дрейф. Выкрутимся, это я тебе,как старый боевой товарищ говорю. Бери диктофон,и лети к Светке в бухгалтерию. У нее дед ветеран. Где воевал и как,не знаю,врать не буду, об этом,что Светка,что история умалчивает. Но рассказчик закачаешься,Теркин отдыхает. Вообщем беги,договаривайся. Да не забудь на встречу с ветераном,через три отдела.
-Это как?
-Эх,молодежь,всему -то вас научи, - встала Людмила,- запоминай очередность: винный,хлебный и рыбный. Рыбный можно заменить мясным,но остальные отделы неприкосновенны.
...В середине рабочего дня,я стояла перед главным редактором и терпеливо ждала,когда он прочитает статью и выскажет свое мнение.
-Неплохо,неплохо,-выдал главный,заканчивая второй листок, - сразу видно повоевал солдат. И на Курской три танка подбил, и над Рейхстагом чуть знамя не поднял.
Артиллерист классный, смтри -ка два выстрела три танка. Ну вот это надо убрать, -подчеркнул он красным карандашом строчки в статье. Понимаю возраст,эмоции,но все таки к празднику материал, к дню Победы.
-Он это после того,как выпил, -ответила я,сразу вычислив о чем говорит редактор.
-А я не понимаю,у него чего до сих пор квартире не было. Им же выделяли квартиры,машины,что-то там еще, - спросил он.
-Выделяли, -подтвердила я, -так он все внучке подарил, не стала я упоминать о Светке.
-Ну тогда ему есть о чем возмущаться, -хмыкнул весело редактор, -убери все эти квартирные вопросы и отдавай в набор.
-А я тебе о чем говорила,старший товарищ плохого не посоветует, -сказала мне Людмила,когда я поделилась с ней радостью, - Светкин дедка,не одну тебя выручил. Кстати. Он у тебя на чем остановился? Чтоб об одном не писать.
-Как Берлин брал и на рейхстаге...- вспомнила я.
-Фу,-выдохнула облегченно Людмила, -значит запас еще есть. Еще война с Японией и борьба с недобитками,бандеровцами,лесными братьями...
 Ночью мне снился Санька. Тот,вернувшийся с войны. Со скрученной в жгуты обожженной кожей,с плескающей болью в глазах. Отгородившийся от людей стенкой буфета. В тесном пиджаке, с серебряным кружком медали на лацкане,с оттиснутым грозным танком в нем, как подтверждением Санькиной войны. И надписью под ним
"За Отвагу",утверждением Санькиной души...
      
 






 
 


Рецензии