Джеронимо 1909

 С картинками:      https://vk.com/club87908871               




               
                Джеронимо 1909. Эпилог.

 

 

1908 г.

В течение последнего года своей жизни, Джеронимо находился в полном упадке сил, как в физическом, так и в моральном плане.  Он очень страдал после смерти своего внука Томаса, в марте 1908 года, а также из-за того, что его любимая дочь Ева, была очень болезненной девочкой. Полагая, что на его семью наложено проклятие, он провел большой церемониальный танец, под  началом знахаря по имени Lot  Eyelash, который после этого бросил знаменитое обвинение  Джеронимо в том, что тот  сам является колдуном, и именно поэтому всего  его дети болеют и умирают, за счет чего, якобы,  удлиняется его собственная жизнь. Джеронимо полагал, что возможное вхождение в церковь поможет ему в приобретении душевного покоя, но руководство последней отклонило его кандидатуру, из-за его пристрастия к азартным играм и спиртному. На некоторое время он прекратил пить и играть, чтобы его наконец туда приняли, хоть и понимал при этом, что церковные правила были для него слишком строгими, и к тому же, он все еще продолжал молиться апачскому традиционному богу Уссену.

Уже в последние месяцы жизни, память начала временами изменять ему; он не всегда мог нормально работать над изготовлением луков и стрел, которые сбывал туристам и горожанам в форте Силл и в ближайшем городе Лоутоне. На протяжении зимы, очевидным  было явное ухудшение и физического состояния Джеронимо. Также, он стал очень рассеянным и частенько разыскивал предметы,  которые в это время находились при нем - как например шляпу, венчавшую его голову, или как однажды, когда он выстругивал лук для детей и попросил жену принести ему нож, который в это время находился в его руке,  на что она ему ответила: «Ты уже такой старый, что сам не можешь сходить за ножом». Джеронимо  сердито пробурчал: «Вы видите, дети! Я советую вам никогда не вступать в брак!». После чего заметил нож в своей руке и с досадой произнес:  «Погодите, да ведь это я сам - глупец!»…

 


1909 г.

11 февраля, Джеронимо оседлал своего пони  и верхом отправился в Лоутон (округ Команч, Оклахома), чтобы продать  сделанные его руками луки и стрелы, чем он занимался постоянно, подрабатывая таким образом, и коротая время.  Располагался он обычно возле магазина, где его иногда фотографировали, и он раздавал, или продавал,  автографы всем желающим, специально научившись для этого рисовать буквы своего имени.

В процессе торговли, он заметил  своего «внука» Юджина Чиуауа (Eugene Chihuahua),    (Джеронимо женился  когда-то на матери  Юджина, Франсиске, /Francesca/, тогда как никто больше из апачей не  желал  с ней жить, потому  что она  имела страшные шрамы на лице, оставленные  пумой,  которую  она победила во время своей долгой дороги домой, после побега из мексиканского рабства),  на улице и дал ему  немного денег,  попросив    купить ему виски, чтобы  немного согреть внутренности, и отметить  прибыльный  торговый день.    Продажа виски индейцам,  однако, была  уголовно наказуема.  Юджин, скаут/разведчик, был тогда в своей   форме 7-го Кавалерийского полка,  которая так  плотно на нем сидела, что спрятать бутылку  под ней  было невозможно,  поэтому  он передал деньги  другу, который купил для него бутылку и поставил ее на  край  забора, который  проходил  вдоль дороги,   рядом с салуном (баром). Юджин проехался на пони мимо забора, прихватил бутылку и направился с ней за город. Вскоре,  к нему присоединился  и сам  Джеронимо.  Они остановились в каком-то лесу, вдоль ручья  Cache Creek, где было достаточно  дров,  напоили  лошадей и  оставили  их пастись в хорошей траве, после чего развели небольшой костер, а затем приступили к распитию бутылки.   Джеронимо, вероятно, выпил намного больше, потому что   Юджин, как индейский разведчик в  бывшей  Седьмой кавалерии Кастера, предполагал, что у него наверняка будут большие проблемы, если его поймают пьяным.


 
Другой вариант:

Уже будучи в Лоутоне, Джеронимо увидел  Юджина  (Eugene) Чиуауа и спросил его, где можно  раздобыть бутылку виски.  Торговля алкоголем  для индейцев была запрещена законом, однако достать виски при большом желании было не сложно. В том конкретном случае, виски для вождя приобрел солдат, в ближайшем баре.   Джеронимо выпил, справился с делами и отправился в обратный путь. В дороге его разморило и, не доезжая до своего дома, он в сонном виде свалился с коня, угодив при этом прямо в  лужу, в которой и пролежал всю холодную ночь.  На следующее утро, жена Бенедикта Хожи увидела его оседланную лошадь   рядом с ручьем, после чего были организованы  поиски  вождя, которого и нашли лежащим наполовину в ледяной воде.  Далее, как следствие переохлаждения – сильная простуда.

 
То, что произошло дальше, является предметом двух противоречивых историй. Энджи Дебо (Angie Debo),  дает самую известную историю, в своей  замечательной биографии Джеронимо.
               
В этой версии, выпив виски, Джеронимо попытался  вернуться домой в темноте,  в дом Гайделкона (Guydelkon’s house), где он жил со своей  последней женой  Азул (Azul),  в  поселке  своего родственника Перико.
      

 
Почти добравшись до места,  он, по непонятной причине (с учетом огромного опыта верховой езды), упал с лошади рядом с ручьем, сильно ударившись при этом головой, и пролежал  там  без сознания всю ночь на холоде, при этом  тело его частично находилось в воде.

Некоторые из апачей предполагают, что сова напугала лошадь Джеронимо,  и сбросила старого воина в холодный поток.


На рассвете,  мисс  Хожи (либо Джоши - Ms. Jozhe)  увидела  лошадь  Джеронимо, которая стояла на берегу ручья, после чего она и другие выдвинулись на поиски самого вождя. Найденный  Джеронимо  был доставлен в его дом,  где за ним  ухаживали в течение следующих трех дней, пытаясь справиться  с начавшейся тяжелой простудой, однако, самочувствие его только ухудшалось. 

Спустя три дня разведчик, вероятно Бенедикт Хожи  (Benedict Jozhe)  сообщил местному хирургу, что Джеронимо   очень болен,  и была подготовлена повозка  для перемещения вождя в маленькое  здание больницы.   Однако все женщины, которые окружали Джеронимо,  включая и его жену, не давали его забрать, потому  что иначе, как «дом мертвых», эту больницу никто не называл, по той простой причине, что мало кому из больных апачей удавалось выписаться оттуда живыми.  Хирург сообщил о происшествии  лейтенанту Пюрингтону,  командиру контингента военнопленных апачей,  который  приказал  вернуть повозку обратно, и все-таки доставить больного в больницу, возможно в сопровождении апачей. К этому времени, у  Джеронимо уже  наблюдались  все признаки обширной  пневмонии.  В понедельник, 15 февраля,  Джеронимо  был положен  в больницу и там уже попросил, чтобы к нему привели его детей, Роберта и Еву, которые находились в    индейской Сельскохозяйственной Школе   Чилокко (округ Ньюкирк, Оклахома).


Юджин Чиуауа,   который купил виски для Джеронимо, рассказал вторую версию истории (описанную выше) исследовательнице культуры и истории апачей Еве (Ив) Болл (Eve Ball), и это записано в ее «устной истории Indeh» (написанной  в соавторстве с Норой  Хенн  и Линдой Санчез).
    
По словам Юджина, после того, как он и Джеронимо выпили виски, они легли спать, укрывшись только конскими попонами (одеялами). Ближе к утру, начался  холодный моросящий дождь и кашель Джеронимо   разбудил Юджина, который  явно ощутил сильный жар, исходящий от лица Джеронимо.   Вождь сказал ему, что  ему было плохо всю ночь, но он продолжать отхлебывать остатки виски из бутылки,  надеясь  что полегчает, и  поэтому не стал его беспокоить.    Юджин оседлал лошадей и отвез  его в больницу.  Человек, занимавший тогда должность хирурга, осмотрел  Джеронимо  и сказал, что у него пневмония.  Юджин  послал  кого-то  к  жене  Джеронимо  Азул, сообщить о происшествии.    По дороге,  Азул  встретила  Даклуги, и им не потребовалось много времени, чтобы добраться до больницы.

Юджин оставался с Джеронимо весь день, а Даклуги остался  дежурить на ночь.  Они оба находились при  Джеронимо  круглосуточно,  оставаясь  на   двенадцатичасовые смены и  не оставляя его ни на секунду.  Многие люди приходили в больницу, но медсестры пускали в палату только Азул,  Даклуги  и Юджина, которые пытались помочь больному, используя как традиционные церемонии апачей, молясь Уссену, так и молитвы  ставшего христианином Чиуауа. Однако ни их мольбы, ни лекарства белоглазых, ничто не смогло победить тяжелую болезнь. Это было время  конца Джеронимо, который  знал об этом, и попросил привезти в больницу его любимую дочь Еву,  и недавно обнаруженного сына Роберта, чтобы он мог увидеть их в последний раз. Он был полон решимости жить,  пока не увидит их. Но лейтенант Пюрингтон  отправил   Еве и Роберту письмо, а не телеграмму,  указав в послании, что им нужно приехать как можно скорее. Таким образом,  их не было  еще  в течение двух дней, и похороны их отца пришлось отложить,  до прибытия поезда.  Юджин Чиуауа был рядом с  Джеронимо  весь день  (он  сожалел в течение всей   своей жизни о том, что помог вождю купить виски, что и спровоцировало его падение с лошади), а  Даклуги  находился  рядом с Джеронимо, когда  тот  умер.  В течение   последних часов жизни,  Джеронимо вспомнил смерть  своей  первой жены, его трех детей и его матери, и упомянул о лютой ненависти, которую он  испытывал к убившим их  мексиканцам. Он вспомнил воинов, вместе с которыми воевал.   В  свои последние минуты,  он попросил Даклуги и его жену Рамону, чтобы они забрали    Еву к себе домой и не позволять ей выходить замуж, потому  что в его семье,  женщины  часто страдали во время родов и иногда  умирали.    Даклуги  обещал взять Еву, но спросил, как он сможет удержать ее от брака. Однако Джеронимо настоял на своем, сказав, что Ева послушная девочка и сделает так, как он просит.   

Даклуги и его жена Рамона действительно взяли Еву, и она вышла замуж за Fred Godeley (Golene), где-то осенью 1909 года. У нее была дочь Эвелин, родившаяся 21 июня 1910 года. Эвелин умерла 20 августа 1910 года. Ева умерла от туберкулеза 10 августа 1911 года. Все страхи Джеронимо сбылись. Несмотря на весь свой славный успех, который он сделал из статуса военнопленного, трагедией его жизни была судьба его любимой дочери.

Джеронимо умер 17 февраля 1909 года,  в 6. 15 утра.  Мужчины  остановили  Азул от церемониального убийства лошади вождя, которая должна была последовать с ним в лучший  мир, для комфортного путешествия.     Весь день скорбящие  женщины  проходили  через каменное  здание, где лежало его тело, а снаружи стояли мрачные, сухоглазые мужчины.


Похороны были  назначены на 15.00 следующего дня, но траурная процессия с гробом Джеронимо в катафалке, вынуждена была дождаться прибытия его детей, Роберта и Евы, которые, убитые горем,  появились вскоре после 15.00.   По  их прибытии,  колонна  двинулась в сторону апачского кладбища  Биф Крик (Лоутон, округ Команч, Оклахома), где были похоронены  многие из бывших  заключенных индейцев-апачей. Роберт не присутствовал на похоронах, потому что он остался с лошадьми  своего отца.  Все армейцы были отпущены на полдня,  для присутствия на церемонии.   По воспоминаниям очевидцев,  траурная   процессия  была длиной в  милю,  и включала в себя  практически все племя  апачей  (порядка 200 человек), и большую  часть  белого населения   Лоутона.
Могила Джеронимо была расположена   рядом с могилой его жены  Zi-Yeh, которая  умерла  в 1904 году.  Рядом были  могилы  его сына  Фентона, который умер в 1897 году, и Лулу (в 1898 году).

Позже, его дочь Ева,  которая  умерла  в 1911 году, была  похоронена рядом с ним.


Найче, стоя у подножия могилы, начал говорить первым.  Это была короткая, но впечатляющая речь  на языке апачей.   Он вспомнил эпизоды войны, хваля  мужество  и  мастерство Джеронимо,  как  военного лидера  и рассказывая, как  он держал свое слово после капитуляции...
Найче, принявший в заключении христианство и взявший имя Кристиан, упрекнул Джеронимо в отказе от следования по пути Христа, и попросил собравшихся извлечь из этого урок. (Четыре года назад, когда Джеронимо боялся, что раны, полученные при падении  с лошади, окажутся смертельными, он присоединился к реформатской церкви,но был временно отстранен от нее два года спустя, из-за употребления алкоголя, увлечения азартными играми и других нарушений церковных правил).

 

...Преподобный Леонард Летерс,  через перевод  Юджина Чиуауа,  сказал:   «Вероятно,  Джеронимо был  очень значительным человеком и лидером для всех индейцев... но он не смог преодолеть удовольствие плоти и, как и все воины, не смог избежать смерти. Так же, он добавил, что хоть оставшиеся апачи и не смогут уже стать столь великими воинами,  каким был Джеронимо,  но он надеется, что они, по крайней мере, смогут победить свои низменные желания,  подготавливая себя  к высшему суду».

Перед тем, как бросить землю в могилу, его родственники положили в гроб  его кнут и одеяло (либо уздечку, завернутую в попону).

Считается, что к моменту смерти,   у него было более 10.000 $ в банке Лоутона.
В сегодняшних деньгах это было бы более четверти миллиона долларов.

 

Другая версия:

Также, по сообщениям от апачей Еве Болл: «В гроб ему положили его картину, а жене он сказал, чтобы она в определенный час привела его коня и вещи, и потом он воскреснет и уедет».

 

Джейсон Бетцинез, который воевал вместе с Джеронимо и написал об этом книгу, отмечал, что «Самым страшным врагом для Джеронимо было виски».

Даклуги  рассказал  Ив  Болл, что двое  апачей  стояли на страже над могилой каждую ночь,  в течение нескольких месяцев,  чтобы  никто не смог поглумиться над телом вождя, а также выкрасть все артефакты, которые захоронили вместе с ним.   Они боялись, что его могут выкопать и обезглавить, как это было в случае с  Мангасом  Колорадасом,  чей труп был обезглавлен,  а вываренный череп отправился прямиком  в   Смитсоновский музей. 

Тем не менее, со временем,  график дежурств у могилы пришлось  сократить  до двух в неделю, после чего и пошли слухи, что труп Джеронимо, все-таки откопали и обезглавили.    Двое мужчин находились под подозрением в совершении этого преступления. За ними долго наблюдали, потому что, если бы они были виновны, им пришлось бы рано или поздно кому-нибудь продать  свой трофей, чтобы заработать  на этом  деньги.  Но, по словам Даклуги, насколько  это было  всем известно, у тех мужчин  так и  не были  никогда замечены  лишние деньги.

Апачи ожидали, что череп  Джеронимо  будет  путешествовать   по всей стране и выставляться  за большие деньги  на обозрение   упырями, которые его украли, но этого так и не произошло.  В 1928 (1931) году,  солдаты накрыли могилу бетонной плитой, и установили на ней сложенный из камня памятник в виде пирамиды, с  венчавшим её вершину орлом.   

    *Морис Зальцман, адвокат из Лос - Анджелеса (округ Лос Анджелес, штат Калифорния), но бывший сам родом из Аризоны, написал после смерти Джеронимо: «Мало есть мужчин на свете, заслуживших  столь мощного   внимания со стороны правительства, которому понадобился миллион долларов, чтобы подчинить себе апачей.  И когда мы  вспоминаем, что такие люди  как  Крук и Майлс,  Гейтвуд и Лоутон, Чаффи, Уиллкокс и Бурк - все самые лучшие бойцы против индейцев, вынуждены были решать эту задачу на протяжении очень многих лет, то мы не должны извиняться за то, что Джеронимо бросил им вызов, потому что он – Наполеон индейской расы».   
 
Зальцман упомянул генерала  Крука, который сказал о  Джеронимо: «У него лучшая голова на плечах из всех индейцев, с которыми я был знаком».

Зальцман выступил и с личной оценкой: «Я осмеливаюсь  пророчествовать, что по мере того, как  будет собран новый, и правильно проанализирован весь уже имеющийся материал, то всем  станет понятно,  что это был один из самых  великих американцев, которые когда-либо жили».
 
«Сегодня  Джеронимо гораздо более известен, чем любой из его современников, будь то друг его, или враг.
Крук,  Гейтвуд, Майлс,   Бурк, Лоутон и т.д. -
все  они были забыты  большинством людей, но… 
только не Джеронимо! Нет».





              Дополнение.
 Рождение и возраст Джеронимо.

Мексиканский исследователь Мануэль Рохас, провел несколько экспедиций по северным штатам Мексики, потратив на расследование "почти 30 тысяч долларов", для создания своей книги по истории «мексиканских» апачей, «Апачи…призраки Сьерра-Мадре», которая через 10 лет после первого издания, была переиздана в существенно дополненном виде. Кроме прочих сенсационных документов, обнаруженных им в старинных приходах, миссиях и так далее, касающихся неизвестных ранее фактов биографии таких известных вождей, как Мангас Колорадас, Хух и Викторио, в книге прилагается копия документа, найденного в приходе Asunciоn de Maria, в Ариспе (штат Сонора), который удостоверяет, что Хосе Джеронимо (индеец), сын Герменегилдо Мотеско и Каталины Чагори, был крещен 1 июня 1821 года, и был он католиком. Его родители (их испанские имена), Херменегильдо Монтеско и Каталина Чагой, были зарегистрированы , как мексиканцы. То есть,в момент смерти, шел ему 89-й год.

https://www.jornada.com.mx/2008/07/18/index.php?secti..

 

 
 
 
 
 
 

 

 

 


Рецензии