Васина рябинка

       Когда-то давным-давно Василий, как и все мы, был молодым человеком. С детства он жил в центре большого города в старом деревянном доме, который, в виду своей ветхости, по плану властей, был предназначен под снос. Но дом по каким-то причинам в течении почти двадцати лет не сносили. Давно уже в городе строили каменные девяти, двенадцати и шестнадцатиэтажные дома, а этот дом так и стоял с покосившимися окнами и полусгнившей крышей, вот-вот готовый развалиться, в самом центре города памятником прошедшим векам. Здесь прошли Васины детство и юность. Родители переехали в благоустроенную квартиру, а Вася остался жить в этом старом доме. Он, как мог, сделал небольшой косметический ремонт внутри и навел относительный порядок. Делать капитальный ремонт дому не было смысла, так как его могли снести в любой момент и тогда была бы напрасная трата денег, которых у Васи и так не было.
Какое счастье жить молодому человеку одному. Свобода  что хочешь, то и делай. И ни беда, что удобства на улице, что мыться надо ходить в городскую баню, таскать воду ведрами с колонки, а она была не близко, в конце квартала, убирать снег с тротуара возле дома, пилить и колоть дрова на зиму. Также надо было по весне и осени чистить газон перед домом. Работы по содержанию дома хватало, но Вася делал ее с удовольствием. Он был молод, полон сил и ему она была совершенно не в тягость. А какое счастье жить в центре большого города - кинотеатры, театры, библиотеки, красивые парки, площади   все рядом, до института, в котором он учился, было не далеко. В доме он периодически устраивал вечеринки, на которые собирались друзья и знакомые девчонки.  Одним словом, время проходило весело.
Однако Васина свобода быстро закончилась. Он влюбился в девушку, такую же юную, как и он сам и, недолго думая, женился.  Он был счастлив, любовь, учеба в институте, регулярные занятия спортом, развлечения… Что еще надо в молодости? Через год у молодой семьи родился ребенок и счастья стало еще больше. Малыш стал центром их маленького и дружного коллектива, стал смыслом их жизни. Забот конечно прибавилось, но это только радовало молодых родителей. Жизнь казалась интересной и бесконечной. Одно только огорчало, дом был уж больно ветхий, ему было под двести лет, и он разрушался, постепенно приходя в негодность. Василий, как мог, поддерживал его, но принципиально ситуацию это не меняло.
        Как-то летом, совершенно неожиданно, к дому подъехала буровая установка с рабочими. Рабочие объяснили, что им надо взять на земельном участке, принадлежащем Василию, пробы грунта для определения возможности строительства на этом месте многоэтажного дома. Они спрашивали у хозяина разрешение на проведение буровых работ. Василий обрадовался, ну наконец-то дело сдвинулось с мертвой точки, и не возражал. Рабочие показали Васе места бурения и одно из них пришлось на место, где перед домом, на газоне возле окон, росла рябинка. А это значило, что рябинку просто выдернут с корнем, а на ее месте будет дырка в земле от бура да кучка земли.
        Рябинку эту Вася помнил еще с тех времен, когда он был совсем маленьким. Вася прятался под ее ветвями, играя в войнушку с приятелями, она укрывала его от летнего зноя и от дождей. Она стала ему родной. Повзрослев, Вася, так же, как когда-то его родители, ухаживал за ней, обрезал больные ветки, собирал листву, белил ствол. Оберегал ее от набегов соседских пацанов, которые так и норовили обломать ветки вместе с плодами. И рябинка, в благодарность, радовала его: выглянешь в окно и перед тобой стоит такая красавица, усыпанная гроздьями ярко-красных рубинов. Под их тяжестью нижние ветки склонялись до земли. Воробышки и синички облюбовали рябинку и, сидя на ветвях, о чем-то чирикали, неспешно ведя свой птичий разговор. В осенние дожди рябинка, промокшая насквозь, одиноко стояла под окнами, словно просилась впустить ее теплый дом, чтобы согреться и обсохнуть. И, видя ее страдания, Вася переживал, что не может ей помочь. Рябинка стала для Василия чем-то вроде ребенка за которым ухаживаешь и радуешься, наблюдая за его развитием. Вася приноровился снимать по осени плоды рябины и делать из них настойку. Часть ягод он сушил и зимой заваривал в чай или просто так ел замороженными, что тоже было очень вкусно. 
        Любил Вася свою рябинку и когда услышал от рабочих, что они снесут ее, твердо сказал: «Нет!». Он предложил рабочим бурить рядышком, не трогая рябинку, но те сказали, что по плану бурить надо именно в этом месте, и невзирая на его протесты, стояли на своем. Более того, не обращая внимания на протесты Василия, они уже намотали на ствол рябинки трос и прицепили его к буровой машине, чтобы выдернуть. Ситуация накалилась, что мог сделать один паренек против нескольких здоровенных мужиков?  Василий это понимал и принял рискованное решение: он быстро сбегал в дом, взял в сенях топор, благо он был всегда под рукой, и вышел к рабочим с топором в руках. Сверкая глазами, он твердо заявил им, что если они попробуют выдернуть рябинку, то им не поздоровится и для острастки потряс топором над головой. Применил бы он топор на самом деле, неизвестно, скорее всего нет, но рабочие, увидев вышедшего из себя Василия с топором в руках, вздрогнули и не стали вырывать рябинку, а пробурили скважину рядом. Пробурив еще несколько скважин, рабочие, матерясь, уехали, а Вася обнял свою рябинку и заплакал, так она была ему дорога. Он спас ее от гибели страшной ценой, ведь могла произойти драка и пролиться кровь. Но, слава Богу, что все обошлось и рябинка продолжала мирно стоять возле окон Васиного дома, живя своей жизнью и радуя глаз хозяина. С этого момента она стала Васе еще роднее.
        Спустя два года Васю пригласили райисполком и предложили переехать в квартиру в новом кирпичном доме, построенном неподалеку. Вася конечно согласился. Жить в новой просторной квартире, где все удобства, в центре города - да это же просто сказка какая-то… Он перевез вещи в новую квартиру и пришла пора отдать ключи от дома строителям. Вася в последний раз подошел к своей рябинке и прошептал ей: «Прости, я уезжаю, но не далеко, я буду рядом, мы будем часто видеться, не расстраивайся, я не оставлю тебя, буду навещать… Держись!». Так он попрощался с рябинкой.
        Прошло еще какое-то время, дом Василия снесли, а весь район вокруг застроили новыми красивыми высотными домами и так получилась, что рябинку строители сохранили, но, к сожалению, рядом с ней устроили место сбора мусора. Василий частенько приходил к рябинке, разговаривал с ней, вспоминая свое детство и молодость. Ему было тяжело видеть свою рябинку и горы мусора в контейнерах рядом, но сделать теперь он уже ничего не мог. 
        А рябинка медленно засыхала: то ли от старости, то ли от одиночества, а может от газов и пыли проезжающих машин, то ли от того, что закатали ее в асфальт и дожди не могли дать ей достаточное количество влаги. Может от всего вместе… Как-то раз, придя к рябинке, Василий ее не обнаружил – она засохла и ее выкорчевали, но Василий продолжал еще какое-то время приходить к месту, где росла его рябинка и погружался в воспоминания о своем детстве и молодости. В эти минуты его охватывало тяжелое ощущение, что у него отняли что-то очень важное в жизни и он остро чувствовал свое одиночество в этом безумном, вечно спешащем и бесконечно равнодушном мире. А люди, вынося мусор, с удивлением смотрели на прилично одетого мужчину, который долго-долго стоял возле мусорных баков и думал о чем-то своем …
        Прошло еще какое-то время, и Василий перестал приходить на место, где росла рябинка. Вот так и закончилась история этого дерева, которая удивительным образом переплелась с судьбой человека.

               
                01.03.2022г.


Рецензии