Образность Бриллиантовой руки в свете настоящего

Мастер не может не творить. Однако настоящий мастер вкладывает в своё творение все уровни смыслов, позволяющих вдумчивому читателю (зрителю) в любой момент настоящего увидеть «картинку в картинке», примерив аналогии на происходящее вокруг.

Сценарий фильма «Бриллиантовая рука» написан тремя авторами. Это Леонид Гайдай, Яков Костюковский, Морис Слободской.  Все были так или иначе связаны с Украиной и это предопределило создание сценария, посвященного будущему.
Всё становится на свои места, если определить – «ху из ху», кто есть кто в лицах, примеряя к настоящим условиям.

 Канва сюжета такова: создана преступная сеть, благодаря которой из-за границы контрабандой провозятся в СССР драгоценности (в гипсовой "трубе" на руке) и впоследствии закапываются в землю, потом откапываются и сдаются в виде клада государству. Навар - законных 25% от стоимости найденного. Бульон из-под яиц, комедия да и только. Но лишь на первый взгляд. Разденем лук, посмотрим в корень: что имелось в виду на самом деле?

Семён Семёныч Горбунков – это обычный человек, проживающий в Черноморске. Олицетворяет собой народную массу постсоветской Украины. Семен Семеныч работал  экономистом в ГипроРЫБЕ.   Название ГИПРОРЫБА - явный отсыл к "ГЛАВРЫБА", это первое слово, сказанное очеловеченным Шариковым в булгаковском "Собачьем сердце". То есть намёк на то, что в конце концов опыты профессора Преображенского дали положительный результат - в результате соцэксперимента был таки выведен "простой советский человек". (Добавим, что Гайдай, как и многие посвящённые, просто обожествлял Булгакова - ибо ему удалось прочесть криптографию будущего в произведениях последнего).

Геша Козодоев, он же Граф – явно олигарх с манерами Гарольда Ллойда, нелепыми в окружающей ситуации. Он - манекенщик, т.е. манекен, марионетка на верёвочках Шефа. Он подводит глаза, делает ежедневную укладку с пошлым коком и выглядит несколько, как говорят, "пидоровато".

Лёлик – работает то ли таксистом, то ли просто бандюганом-шестеркой, под таксиста маскировавшимся. Это образ националистических элементов, на что указывает его акцент, наклеивание усов и песня «Я встретил вас, и всё былое в отжившем сердце ожило... Я вспомнил время золотое и сердцу стало так тепло...» (Надо полагать, время Бандеры или Петлюры.)  В решающий момент он надевает фуражку с кокардой, что означает его принадлежность к силовым структурам, скорее всего СБУ.

   В фуражках изначально все персонажи, к которым Горбунков обращается за помощью после обнаружения бриллиантов в своём гипсе. Это, конечно же, наши доблестные органы. Отметим, что гипс – это "труба". (В гипсовой "руке" - драгоценности, сечением - труба.) То есть олигархия и националистические круги СБУ и ВСУ качают через границу газ, пользуясь моментом (воруют).

  ТЮРКИ.  Называю их так, потому что сперва в фильме идёт картинка Стамбула, затем само действие происходит в Баку (играющем "заграницу"). То есть обе страны кое-что имеют с гешефта украинских - скажем так, компрадоров. А весь гешефт - через Гешу и Лёлика - задуман и курируется Шефом (о нём позже). Момент "Чёрт побери" - это Кавказ вообще и Карабах в частности. Руку сломал на том месте да не тот человек... Хотели тюрки получить газовую дорогу с Баку до Стамбула, а получили российское шоссе (для потенциальных танков) и контроль РФ над ситуацией в центральной логистической точке Кавказа, позволяющей держать весь регион.
  (Политические амбиции Турции во многом произросли именно из ее новой роли «южных энергетических ворот» в ЕС. Сейчас те же амбиции стали катализатором конфликта в Карабахе, который, в свою очередь, для турецкого транзита генерирует очень серьезные риски.)

Удивительно, но война в Карабахе началась буквально накануне полноценного запуска системы TANAP-TAP.

Варвара Сергеевна Плющ – председатель домкома (Мордюкова) это обойдённая при делёжке и соответственно лояльная России часть бюрократического аппарата Украины, враждебно относящаяся к Западу. Она глупа, эмоциональна, склонна делать резкие заявления – при этом более всего дорожа своим местом маленького фюрера. Из-за своих свойств у  неё нет шансов улучшить свою жизнь и понимая это, она делает жизнь людей адом.

ЖЕНА ГОРБУНКОВА. Жена Горбункова — образ "правильной советской женщины". Надя Горбункова — безупречная хозяйка, заботливая мать, верная спутница жизни. Она держит на контроле все дела Семёна Семёновича, и тот воспринимает это как должное; отношения между супругами трактуются исследователями как «семейная идиллия». В постели Семён Семёнович доверчиво кладёт загипсованную руку под голову жены : это установление границы между Украиной с одной стороны  и Донецком с Луганском с другой: столицы этих областей ("голова" жены) оказались "перекрыты гипсом" по отношению к "телу жены", собственно областям. То есть "труба" перекрыта, а она задаёт ему трогательные вопросы: «А ты Софи Лорен видел? А Кока-Колу пил?».      Это означает – они не вместе были в заграничном круизе ( с момента объявления майданной Незалежности), она так и не пробовала «западного яда». Это впрямую указывает на то, что под женой Гобрункова подразумевается население Крыма, ЛНР и ДНР. Достаточно взглянуть на их госсимволику. (Ну и Херсон-Харьков, они пока без такой символики.)

СОБЛАЗНИТЕЛЬНИЦА. В сценарии «Бриллиантовой руки» соблазнительница Анна Сергеевна представлена Незнакомкой, «от одного вида которой Лёлик и даже Граф замирают в немом восхищении.  С русской литературной классикой связаны  отдельные реплики Анны Сергеевны — к примеру, её восклицание «Не виноватая я!» является почти дословной цитатой из романа Льва Толстого «Воскресение», в котором Катюша Маслова произносит во время суда фразу: «Не виновата я, не виновата!»
  (Опять же, вспоминается сразу Анна Сергеевна — персонаж романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». 28-летняя богатая вдова, аристократка, красавица - о которой Базаров небрежно заметил, что её тело, пожалуй, прекрасный экспонат для анатомического театра.)
Безусловно, это Европа, приглашающая Горбункова в отель «Атлантика» (в НАТО). Причём делает она это чисто в корыстных интересах, и изъясняется на воровской фене.  А потом будет кричать «не виновата»...

ШЕФ. Личность главы «мафиозного клана» не раскрывается почти до финальных сцен — зритель видит лишь периодически мелькающую в кадрах руку с перстнем. В заключительных эпизодах выясняется, что человек, перед которым трепещут Козодоев и Лёлик, внешне не имеет никаких признаков супермена; имя его так и остаётся неизвестным. Прослеживая периферийную сюжетную линию, связанную с легализацией клада, видим: Шеф, получив от контрабандистов зонтик с золотыми монетами, складывает их в жестяную коробку; (КОРОБКА это БАНКа, американский банк)   позже, участвуя в озеленении двора, (речь о долларах, зелёных бумажках, которые США сыпали на Украину взамен реальных ценностей)  он «обнаруживает клад». Легализация контрабанды (отмывка бабла и его получение) происходит после появления в местной газете заметки «Клад сдан государству» и последующего банкета в ресторане, где скромный труженик открыто сообщает коллегам о намерении приобрести автомобиль «Москвич». В образе Шефа однозначно США, потому что это выдаёт сакраментальная фраза «Время – деньги. Когда видишь деньги – не теряй времени.»  А автомобиль Москвич – мечта Шефа – это не что иное как «Вова, дай порулить!» (Вспомним, что у президента В.Путина был именно «Москвич»).

Вообще, автомобили в фильме весьма красноречивы. Например, начало и крах военной операции выражается в пересадке Геши и Лёлика на красный мотоцикл, потом в красный «Москвич» Шефа. Горбункова привозят в красную пожарную часть, чтоб срезать гипс. Цвет указывает на «горячий конфликт, пожар». А "Пожар!" всегда означает "Спасайся кто может!" - то есть бегство на критичной скорости.

В ходе борьбы Горбунков нажимает кнопку и устраивает противникам «головомойку» в автомойке. Без всякого сомнения, имеется в виду "денацификация", "чистка кадров". Однако им удается схватить героя и запихать его в багажник автомобиля Шефа.
 
(Ещё важно то, что артист Папанов гениально сыграл Кису Воробьянинова в не-гайдаевской киноверсии романа. И когда Горбунков говорит: "У Вас... Ус отклеился!" - сразу вспоминается Киса-Папанов и его двукратное перекрашивание усов, что имело в виду абсолютно тот же смысл. В "Стульях" Воробьянинов (бывший царский госчиновник) перекрашивался идейно, боясь этих самых партийных чисток.)

  Однако Шеф жестоко просчитался: полагая, что он успешно рулит новым автомобилем «Москвич» (Кремлём), оказалось, что вместе с рулем и всем авто со всеми пассажирами его плавно «ведёт» зацепивший сверху военный вертолёт...
Горбунков выпадает из авто, однако – как мы можем наблюдать в финале – у него всё будет хорошо, семейная иддиллия под бдительным ласковым заботливым взором Михаила Ивановича. Того который в фуражке и с наколкой «Миша и восходящее солнце». Добавим: Михаил Архангел – это архангел военный, с мечом. А солнце – это конечно восходящая «эра процветания». Восход у нас с востока.

Фильм до предела насыщен символикой, не хотелось бы его весь комментировать. Добавим лишь, что на кране, которым Горбункова в финале вытягивают с загипсованной ногой в лодку, небольшая надпись: 7т.  Это "7т" написано в форме латинской Z.  Согласитесь: зачем семитонный кран для подъёма одного человека?.. Очевидно - для этого образа нужен именно такой кран, посчитал Гайдай.

    Кстати, о Z. В 1940 в Голливуде вышел фильм "Знак Зорро", про народного неуловимого мстителя, защитника "вдов и сирот". Знак был именно таким: Z. В 70-х в Питере его пацаны рисовали на каждой помойке, потому что в 1975 в Мексике вышел римейк - который и купил СССР. Все советские подростки его смотрели.  Как, впрочем, и трилогия "Неуловимые мстители" (1967, 1968, 1970), действие которого разворачивается в этих самых краях...
   Ну как тут не вспомнить цитату из "Криминального чтива", произнесённую Джоулсом...

"Ветхий Завет, Книга Иезекииля, Глава 25. Стих 17: "Путь праведника труден, ибо препятствуют ему себялюбивые и тираны из злых людей. Блажен тот пастырь, кто во имя милосердия и доброты ведёт слабых за собой сквозь долину тьмы . Ибо именно он и есть тот, кто воистину печётся о ближнем своём и возвращает детей заблудших. И совершу над ними великое мщение наказаниями яростными, над теми, кто замыслит отравить и повредить братьям Моим. И узнаешь ты, что Я - Господь, когда великое мщение Моё падёт на тебя!"

  Тут вспомним двух остальных авторов сюжета помимо Гайдая (украинца по отцу, русского по матери). Надо полагать, люди определённой национальности испытывают определённые чувства к тем, кто считает своими "отцами" Богдана Хмельницкого, Петлюру и Бандеру. И букву Z везде рисует тот самый Непроизносимый по той самой причине. Как и подобные сюжеты.
   Для сомневающихся. В иврите, которым написана Тора, буква Z - "цади" означает "цдакА", "восстановление справедливости".
----------------------------------------------------------

   Гайдай понимал, что у комиссии, решающей судьбу фильма, будет много претензий к нему, поэтому пошел на небольшую хитрость. В самый финал картины режиссер вмонтировал ядерный взрыв.

Демонстрируя фильм комиссии Госкино, у представителей которой, разумеется было много претензий и пожеланий по исправлению картины, Гайдай озвучил свое пожелание: “Вырезайте все, что хотите, только не трогайте взрыв!”.

В результате оживленной дискуссии взрыв все же решено было вырезать, зато остальные довольно острые шутки в картине остались. На фоне ядерного взрыва они, видимо, показались комиссии не слишком важными.


   Глубочайшим толчком к написанию сюжета были скрупулёзно изученные авторами произведения М.А.Булгакова.  Мастер раскрыл секрет своего путешествия во времени на столетие вперёд в пьесе "Блаженство":  "Да, впрочем, как я вам объясню, что время есть фикция, что не существует ... Извиняюсь, это что же, золотой ключик?.."

   И опять отсыл к сказкам, как и случае "Костяной ноги", то есть "Не плачь дед, не плачь бабка - была бриллиантовая, будет костяная!" И - ещё дальше, вспоминая Пушкина: "И всё идёт само собой, как ступа с бабою Ягой..."   Во сне Брамы всё происходит одномоментно, все персонажи вытекают из одной рассматриваемой мнимой точки. Зная порядок расщепления "Я-мысли" на "множество" и последующий синтез, можно написать "Одиссею", "Илиаду", "Ивана Васильевича" или сценарий "Бриллиантовой руки".


Рецензии