Каждая лягушка хвалит свое родное болото

- Каждая лягушка хвалит свое родное болото, – неоднократно повторяла восьмидесятилетняя бабушка Полина Андреевна, которая жила по соседству с молодой семьей Елены и Павла. У одинокой Полины Андреевны была довольно нелегкая жизнь и она часто любила делиться собственными воспоминаниями с соседями. Дочь потеряла еще молодой, за зятем и след простыл, а внучка, которую старушка воспитывала, счастливо вышла замуж и уехала жить в другую страну. Она лишь время от времени звонила бабушке, расспрашивала о делах и прощалась до следующего звонка.
Елена часто выносила ароматный чай из дома и свежевыпеченные булочки, угощала ими бабушку и задумчиво слушала ее.  Полине Андреевне было чем поделиться, она рассказывала мудрые и забавные истории. В один теплый летний день они так вдвоем, молодая и полная энергии Елена и сморщенная от старости сухонькая бабушка снова сидела на скамейке и угощались гостинцами, что их днем приготовила девушка.
– Если бы мне сказали, что дают еще одну жизнь, то прожила бы я ее так же как предыдущую. Много разного было, ни о чем не жалею. Жили мы когда-то бедно. Кроме меня, было еще четверо детей. Я была самой младшей. Но работала на уровне с остальными, потому что маме приходилось тяжело. Село у нас хорошее было, далеко от города, утопало в зелени. О таких еще говорят «кудрявые». Но как там было уютно и спокойно! Если бы сейчас мне предложили вернуться туда, то согласилась бы. Замуж вышла, когда было всего лишь шестнадцать за деревенского парня Николая. Хороший был человек. Родила ему дочку. А потом переехали в город. Здесь Коля мой много трудился, чтобы добиться собственного жилья.  Все было замечательно. Единственное, пожалуй, о чем жалею – слишком редко наведывалась на свою малую родину. А там же сердце, душа, все естество. Там мои корни.
Елена слушала так, будто читала интересную книгу. Всегда любила рассказы старших людей, потому что, словно, сама погружалась в прошлое и проживала каждую историю лично. Полина Андреевна отпила чай и продолжила дальше:
- Так вот, каждая лягушка хвалит свое болото. Ты только представь, дитя, я шестьдесят лет прожила здесь, в городе. Казалось бы, что меня связывает с тем селом? Но я помню каждую улочку, тропинку, травинку. Как мы бегали с ребятишками на луг, какие цветы там росли, какой ручеёк тёк, какие деревья росли... как это было красиво. Может быть, это такой возраст, что так на меня приходят воспоминания?
Елена мечтательно ответила:
- Рассказывайте еще, Полина Андреевна. Это так интересно, сколько же вы десятилетий пронесли сквозь себя всю эту историю, воспоминания, мысли... Или никогда не стремились вернуться в родной дом?
- Ты знаешь, Леночка, бывали такие мысли. Но Коля не хотел. Все говорил, что никакой пользы от того села. Он к этому относился нейтрально. Никогда не тосковал, не возвращался мыслями назад. А я как-то сдерживала в себе те эмоции, не хотела перечить мужу. Потом, когда его не стало, растила Свету и полностью отдалась ей. Работала в универсаме,  не думала о возвращении в село. А потом, когда и Светлану потеряла, то хотела уехать, но дом сестра продала. Но родной дом не забывается никогда, - с грустью в глазах и голосе сказала бабушка Поля.


Рецензии