Метаабстракция

     Для современной науки любая абстракция – это конкретный результат познания мира, достигаемый через упрощение его отдельных фрагментов. Абстрагирование – это процесс конструирования из наличного множества  «простых» абстракций более «сложных».  Исторически сложившийся процесс абстрагирования, как и все его «простые» и «сложные» абстракции, в основе своей сейчас субъективен. Сложилось это потому, что абстрагирование зависит от уровня осознания человеком собственной разумности относительно некоторого объективного минимума. Этого минимума пока не удалось достигнуть. Но человек имитирует его уровнем собственного субъективного «Я». Однако осознание человеком только собственного «Я» не может служить объективным минимумом его разумности. Субъективная мера для всего относительно только собственного «Я» является всего лишь необходимой, но не достаточной возможностью обретения разумности человеком. Тем не менее, люди достигли и обладают способностью конструировать всё более и более «сложные» абстракции и без осознания минимума своей разумности. Это позволяет им познавать отдельные фрагменты реальности вне их единства.  Единство  заменяется манипуляциями и компиляциями абстракций разной «природы». Например, в науке такие фундаментальные абстракции, как «пространство» и «время», пытаются объединять в единый пространственно-временной континуум. В таком континууме «пространство» присутствует как «простая» абстракция математической «природы». А  «время» существует как «простая» абстракция физической природы. Но такая компиляция искусственно разделяет единую природу на две её абстракции, взаимосвязь между которыми выпадает из нашего внимания. Между тем объективные законы природы именно потому и не поддаются объединению, что нам неизвестен закон антиэнтропийного характера, регулирующий процессы возникновения сложного из более простого.   Действие этих законов подтверждается, в той или иной мере, практикой, но их логическая разобщенность очевидна. Об этом же говорит и знаменитая теорема К. Гёделя о неполноте. Одним словом, при анализе совокупности фактов, известных науке, трудно избавиться от подозрения, что список фундаментальных законов существенно не полон. В нём не хватает одного очень важного общего закона, который, вероятно, служит объективным минимумом разумности не только для человека. И неважно, назовём мы его просто законом, суперзаконом или принципом. Главное то, что только с помощью его метаабстракции удастся обнаружить путь для замены вынужденной компиляции всех наших знаний на их гармоничный синтез.


Рецензии