Арбин пруд

Отвлекшись поиском новых грибных мест, я потерял наезженную до¬рогу, машина наглухо увязла в кочках какого-то озера. Вокруг ни души. Начитанные шумом деревья, таращились на меня, забыв о своей «болотной симфонии.
Похлопал заглохшего «Москвича» по капоту и обследовал окрестности. Понял, что я оказался в покинутом людьми хуторке. В этом месте кучковались корявые груши и облысевшие чернокорые вишни.
Обогнув озерцо, я наткнулся на жилье. Меня встретил громадный рыжий пес. Беззлобно обнюхав сапоги, он пошел досматривать собачьи сны.
Единственный жилой дом, совсем но¬вый, стоял на высоком фундаменте и широкими окнами смотрел на озерную гладь. А в нескольких шагах от берега скользил настоящий лебедь.
Из подъехавшего бортового УАЗика выскочил молодой мужчина:
- Какие проблемы, земляк?
- Помощь нужна. Засел мой «Москвич» на озере, возле бывшего хутора.
- Ясненько. Только не озеро это, а пруд. Арбин пруд! Ну что, перекусим или дви¬нем туда сразу?
- Давайте двинем... Если можно, - об¬радовался я.
Мы кружили по разноцветным полям, чтобы без приключений добраться до брошенной мною машины. Я полюбопытствовал:
- Чьи же это такие ухоженные поля?
- Мои, - спокойно ответил водитель.
- Так вы, выходит, фермер? И все это ваше?
- А чему вы так удивились? Чем мы хуже колхозников?
По моим меркам он больше тянул на фотомодель, чем на фермера: высокий и худощавый, с тонкими чертами, чистым и симметричным лицом. И только крупные
кисти рук да въевшаяся в них чернота от пыли выдавали в нем механизатора.
- Мой пращур был создателем Арбина пруда. Вот народ и окрестил пруд в его честь.
Прибыв на место, Володя легко вытащилл мою машину.
- Ну давай, Петрович, пока прогревай мотор, а я пойду проведаю свои корни.
Моя «тачка» совсем раскапризничалась и не поддавалась заводке. Влади-мира я нашел у могильной ограды, он, не глядя в мою сторону, проговорил:
- Ну вот, Петрович, благодаря тебе по¬видался с прабабкой, заодно и могилку прибрал. А ты зря не мучься. Катушка у тебя сгорела. Готовь трос. Придется буксировать ко мне на фазенду. Там что-ни¬будь придумаем.
Через несколько минут нас снова встречала вездесущая псина. Пока мы отсутствовали, на фазенде закипела работа. Двое разновозрастных мужчин раздавали зеленку бычкам, женщина в красной косынке занималась у поросят.
- Почти все мои работнички, кроме дочери, в сборе. Пойдем знакомиться.
Володя представлял всех по старшинству.
- Алексей Григорьевич Арбин - мой дядя, горожанин, работающий пенсионер, а ныне заведующий крестьянским хозяйством, надо признать, незаменимый. А это - моя родная половина.
- А что, и двоюродная есть? - сверкну¬ла Жуковыми глазами смуглянка.
- Не до гарема нам. Да и к чему, если суженая, как говорит бабка Кочетиха, стосотая? А этот чумазый - мой сын. Александр Арбин. Студент, будущий юрист. Пока что у меня, шофера, на практике, - смеялся отец.
...Сдвинутый по времени обед оказал¬ся не совсем «на скорую руку», как пред¬вещала хозяйка. Наевшись, я вдруг вспомнил о своих грибах.
- Нина, - обратился к молодой фермерше, надеясь внести и свою продуктовую лепту, - а с моими грибами можно что-нибудь сотворить?
- Живем рядом, а я в жизни столько их не видела. Ну к ужину обещаю деликатес!
Потом пошли полюбоваться на озеро. И снова я увидел лебедя. У самой воды стояла его кормушка - может, потому и не улетел.
- Летом ближе не подпускает, а зимой из рук кормится, - сказал Володя. - Охот¬ники подстрелили подругу, зимой я вы¬ловил его в полынье. Чуть не замерз Ромео. Перезимовал в сарае с бычками. Прошлым летом ненадолго улетал, но осенью опять вернулся. С тех пор боль¬ше не покидает озера. Так и живем по соседству.
С озера потянуло вечерней свежестью и приторным запахом чебреца. Подуставшее солнце уже не слепило своей желтизной. Тут к навесу подрулили два «жигуленка». Из легковушек высыпал народ разного калибра. Володя засмеялся:
- Нина, туши свечи! Гости на свет прут!
Оказалось, это его сестры Света и Марина со своими мужьями и чадами.
На столе дурманили ароматом жаренные в сметане грибы. По такому случаю
я достал из «загашника» бутылку армянского коньяка.
- Петрович, уберика этот клоповник, - скомандовал хозяин, - мы угостим свойским напитком.
- Но это же настоящий коньяк, - пытался защищаться я.
- С нашего «коньяка» завтра голова будет светлой, как стеклышко!
...Никто не заметил, когда чернобровая Маринка принесла гармонь. Володя сел по правую руку от гармониста и вкладывал душу в свою любимую «Ямщик, не гони лошадей». Его поддержали слаженные голоса, и скоро песня, разрастаясь и набирая мощь, выплескивала в степь тоску об утраченном.
Потом гармонист улыбнулся и, без перехода, взорвав меха, породил озорные частушки. Хозяйка, растянув по плечам невесомую косынку, застучала каблука¬ми и поплыла по кругу.
Наутро, проснувшись, сразу вышел во двор.
- Слишком рано, - подумал я. - Похоже, и коров то еще не доили.
- Петрович! - неожиданно услышал я голос хозяйки, - возьми с собой на до¬рожку.
Свежая и улыбающаяся, она протягивала мне полную четверть парного молока.
- Зря беспокоились, - засмущался я, - мне еще заниматься машиной.
- Сашок вчера заменил катушку. Может, еще что - так он поможет.
Машина действительно была на ходу. Тепло распрощавшись, я решил спросить на всякий случай:
- Володя, сколько я должен за катушку?
- Должен? Ах да, конечно, должен: не проезжать мимо, когда будешь в наших краях.
Мы обнялись как родные.
Поднявшись на насыпь, я оглядел фазенду и понял, что окна нового дома смотрят на Арбин пруд! Нет, не пропал труд прадеда. Есть еще продолжатели его дела, которые вернутся на родную землю. Так дай им Бог сил и терпения! И пусть брошенный хутор возродится, обретя имя Арбиных - истинных наследников земли русской!
г. Новоаннинский


Рецензии