Немного жизненного опыта, А. В. Богданов

НЕМНОГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА
При переходе на девятый десяток жизни невольно возникают общефилософские мысли об устройстве мира, о смысле жизни и причинно-следственных связях (если они существуют).
В прошлых воспоминаниях я остановился на истории, связанной, в основном, с глубоко уважаемым мною учёным и организатором Давлетом Исламовичем Юдицким. Теперь попробую рассказать о собственных приключениях после ухода из НИИФП в 1971 году по причине очень малой загруженности и ощущения ненужности моих усилий. Поработав определённое время в качестве начальника отделения ВНИПИ ОАСУ Министерства Приборостроения и средств автоматизации (этот институт разрабатывал автоматизированную систему управления отраслью), я нашёл удовлетворяющую меня по интенсивности труда должность начальника сектора (подразделение типа лаборатории) в НИИ «Восход». Для начала я взялся за пакет математического программирования ПМП. Это компьютерная программа оптимизации по заданным критериям. Мы выставили её на ВДНХ и получили золотые медали, которые дают крайне редко. Затем я познакомился с начальником по математическому обеспечению ГВЦ Госплана СССР и предложил ему воспользоваться ПМП в работе по составлению различных планов. Он поговорил с отделом оптимального планирования Госплана, и они решили в качестве эксперимента рассчитать план производства обуви и сравнить его с их ручным расчетом, будучи уверены, что лучше них, имеющих многолетний опыт, невозможно составить приемлемый план. Однако машинный план оказался намного экономнее. В конце концов по результатам проведённой серии расчётов начальник Госплана доложил Председателю правительства, А.Н. Косыгину, об экономии порядка трёхсот тысяч долларов, что в те времена было очень значительной величиной. В результате разработчикам ПМП была присвоена Премия Совета Министров СССР (вторая после Государственной премии), которая была вручена в Кремле.
 Затем в наш институт было переведено из другого НИИ отделение, работавшее на ЦК КПСС. Я перешёл туда в качестве начальника отдела – заместителя начальника отделения. Мы взялись осваивать не использовавшийся тогда почти нигде в СССР, телекоммуникационный метод доступа к ЭВМ. Была разработана для ЦК КПСС система одновременного многопультового ввода информации и её обработки на ЕС ЭВМ-1045. Главным достоинством системы, кроме модульной структуры и, следовательно, возможности очень быстро вносить любые изменения, была экстраординарная надёжность. При сбое (которые в те времена были очень частыми) и перезагрузке операционной системы на всех экранах восстанавливались их последние состояния, и персонал мог продолжать работу. Стоит сказать, что программирование приходилось вести на машинном языке. Спустя несколько лет, когда появились персональные компьютеры, в ЦК ещё долго не хотели отказываться от этой системы и переходить на персоналки из-за её высокой надёжности и удобного интерфейса.
 Премия получена, система работает, я переизбран по конкурсу на пять лет на должность начальника отдела, динамика жизни затормозилась… И тут произошёл очередной кульбит. Родственник нашего директора, ничего особенного из себя не представлявший, возглавлял Главный Научно-исследовательский Вычислительный Центр Третьего Главного Управления при Минздраве СССР (с неблагозвучной аббревиатурой ГНИВЦ 3). Почему «при»? Потому что Третье Главное управление имело статус министерства и возглавлялось замминистра, поскольку в его подчинении находились крупнейшие учреждения, связанные с космосом и атомной энергетикой.  Этот родственник и попросил подобрать ему толкового заместителя по науке. Нельзя сказать, что я горел желанием поменять тёплое место с цековским буфетом на Минздрав, но были применены определённые меры, в результате которых пришлось согласиться.
Оказалось, что через месяц нужно представить результаты обработки статистической информации союзного значения. Эту работу в течение нескольких лет ГНИВЦ 3 успешно проваливал, выдавая результаты спустя несколько месяцев после их ручной обработки в главке, да к тому же с огромным количеством ошибок. Директор сказал, что он уходит в отпуск на месяц, но от успешности этой работы зависит его карьера. При этом за работу отвечает некий заместитель, с которым лучше не связываться. Пообщавшись с ним и убедившись в его абсолютной непригодности, я его немедленно уволил, согласовав это увольнение с Главком. Поручив задание молодой инициативной команде и использовав опыт многоэкранного ввода при работе в ЦК, удалось разработать программы, организовать работу операторов, провести достоверный ввод и обработку информации и представить данные точно в срок. Было приятно видеть, как очередной вызов в Главк по поводу «ошибок в расчётах» заканчивался обнаружением ошибок в их собственной работе. Директор, вернувшись из отпуска, мог не опасаться за своё ближайшее будущее, но умудрился поссориться с Управлением и был через некоторое время уволен. В результате, сам не желая того, я стал директором.
Никогда я не стремился к высоким должностям. Поэтому сразу же решил обзвонить знакомых и перейти на должность завлаба с тем же окладом (учёным тогда на любой руководящей должности платили 400 рублей при средней по стране 150). Однако пришлось проработать около двух лет и полностью реорганизовать институт, прежде чем не только появилась такая возможность, а сами стали звонить и приглашать. До этого было ощущение, что неведомые силы заставляют получить опыт руководства большим коллективом.
Для того, чтобы перейти к нынешней ситуации и сделать некоторые выводы, нужно немного отступить назад.
В конце шестидесятых мне неожиданно пришлось познакомиться с астрологией. Супруга сообщила, что хочет составить гороскоп малолетнего сына, для чего ей нужно 50 рублей. Для меня, окончившего с отличием мехмат МГУ по кафедре теории вероятностей, обращение к этой сомнительной дисциплине, да ещё и за такие деньги, было не более чем мракобесием, о чём я и сказал ей, посоветовав самой найти нужную сумму. Когда она всё же сходила к астрологу, то выяснилось, что, не зная ничего о сыне, он удивительно точно описал некоторые черты его характера и «угадал» пару реальных событий его жизни. Меня это заинтересовало, но визит к нему, не вызвав особого доверия к самому астрологу, всё же привлёк внимание к этой дисциплине. Поскольку на мои теоретические вопросы я не получил удовлетворительного ответа, то занялся поиском информации, которую тогда не удалось найти даже в спецхране Государственной библиотеки. Какую-то чахлую брошюрку мне привезли из Англии, и возник вопрос, как самому рассчитать положение планет (на Западе пользовались заранее составленными на год таблицами). Здесь к процессу подключился подросший сын, студент мехмата МГУ. Он съездил в Ленинград в астрономический институт (только там занимались составлением астрономического ежегодника СССР) и привёз целую тетрадь, исписанную коэффициентами полиномов, дающих положение каждой планеты (чем больше учитывается коэффициентов, тем точнее значение).
Сначала мы сделали программу для ЭВМ ЕС 1045, а когда появились первые настольные (сначала игровые, но с возможностью программирования) компьютеры, удалось сделать астрологическую программу, которая оставалась единственной в стране в течение более десяти лет, постоянно совершенствуясь.
Работа над астрологическим инструментарием вполне отвечала моим интересам, а астрологические прогнозы меня мало интересовали. Но когда нам удалось создать программу, составляющую очень достоверный психологический портрет (черты характера и особенности их проявления), исходя только из даты рождения, интерес к самой астрологии сильно вырос. И уже во время работы в ЦК я читал ставшие более доступными книги на английском языке. А во время работы в Минздраве, где мой пропуск давал мне возможность посещать любое научное учреждение Третьего Управления (в частности знаменитый Институт Медико-биологических Проблем), мы с одним академиком-физиком из этого института вели беседы о законах мироздания, не забывая про астрологию, где я в основном отвечал на вопросы, активно размышляя при этом.
В момент прихода Гайдара к власти и развала российской экономики мой возраст приблизился к пенсионному, и мне удалось досрочно уйти на пенсию. В это время совершенно неожиданно ко мне обратилась не знакомая мне женщина из центрального телевидения с просьбой снять для ленинградского «Пятого колеса» моё интервью об астрологии. Впоследствии эта команда в течение нескольких лет сделала ещё серию передач, в которой принимали активнейшее участие мои коллеги по цеху, супружеская пара Палагиных. Кроме того ко мне обратились от имени Сергея Доренко, который в то время вёл утренний эфир по вторникам на Первом канале, с просьбой делать им еженедельный астрологический прогноз.
В этой работе я использовал новый подход. Дело в том, что традиционно прогнозы делаются для знаков зодиака, что является очевидной глупостью, поскольку немыслимо, чтобы одна двенадцатая часть человечества (скажем, козероги) одновременно испытывали одни и те же желания и подвергались одним и тем же опасностям. Мои советы строились в виде дневного графика наиболее удачных моментов для различных действий (поговорить с начальством, обратиться за кредитом, поговорить доходчиво с ребёнком и так далее в зависимости от того, что нарисовано в гороскопе текущего момента). Исследования на тему, как перевести предсказание, вычисленное на конкретное московское время, в местное время, скажем, Хабаровска, привели к несколько неожиданному результату. Оказалось, что любое предсказание на конкретное время действительно для местного времени. То есть, то, что полезно сделать в полдень в Москве, точно так же будет полезно сделать в местный полдень и в Хабаровске, и Казани, и в Берлине. Позднее работы профессора Шноля С. Э. (учёного биолога) подтвердили наличие неизвестного непрерывного влияния, которое изменяется в такт местному времени.
Начальство Доренко не давало ему разрешения на астрологию, но он решил явочным порядком преодолеть этот запрет, тем более, что в каждой передаче подчёркивались учёные регалии автора прогноза. Однако, когда после нескольких недель возникла почти уверенность в постоянстве этой рубрики, и об этом Доренко сказал в программе, его вызвали «на ковёр» и сказали «Никаких шаманов на своём канале не потерплю». Я встретил это известие с удовлетворением, потому что меня эта (довольно тяжёлая) работа уже начала тяготить.
В моём последнем прогнозе на неделю была, в частности, фраза «если вас в четверг в районе 16 часов одолеет тоска или отчаяние, постарайтесь продержаться до 17 часов, потому что иначе любая попытка (даже инсценировка) суицида кончится для вас печально: вас никто не спасёт». В конце недели мне позвонила приглашавшая меня сотрудница ТВ и сообщила, что по данным милиции в четверг вечером в Москве произошёл небывалый всплеск домашних смертей.
Работает ли астрология, или это редкие случайные совпадения? Это каждый решает для себя сам.
Но вот случай из моей практики. Весной 1995 года мне позвонила женщина с просьбой о консультации. Через день я должен был улетать в США, но, вняв просьбам, договорился встретиться на следующий день. Как ни странно, никто не приехал, а в день отлёта опять раздался звонок с извинениями и предложением встретиться завтра. Пришлось ответить, что завтра я буду в Чикаго, и надо подождать теперь минимум месяц. Лишь только я вошёл в квартиру после возвращения из Шереметьево, раздался звонок от этой женщины, и мы договорились встретиться на следующий день. Суть проблемы состояла в том, что она – дипломированная актриса, снялась в одном полнометражном фильме, и с тех пор несколько лет у неё нет работы по специальности. Предлагать себя не принято, скорее всего, не будут разговаривать, а в картотеке актеров никто её не выбирает. Гражданский муж настаивает, чтобы она занялась поисками рекламы для его научного журнала, который не приносит никаких денег. Ради этой консультации она сегодня отменила встречу с Отаром Иоселиани на Мосфильме, встретится попозже. Мой ответ: «С Иоселиани вы в ближайшие годы уже не встретитесь, вы – актриса и должны держаться этой линии, а в течение ближайшего месяца вы найдёте работу по специальности». Через неделю раздался звонок, и она радостно сообщила, что её приняли сразу в два театра, расположенных оба на Тверской. Иоселиани на другой день надолго улетел в Грузию, а мою клиентку спустя два года номинировали на лучшую актрису года города Москвы. Сейчас её имя широко известно.
Этот случай никак не похож на серию совпадений с бесшабашно смелыми прогнозами. За мою практику таких примеров накопилось очень много. Поэтому для меня, по крайне мере, решены сомнения, работает ли астрология.
Кстати, вспомнил забавный случай. Мне позвонила внучка, студентка Первого Медицинского московского института. Говорит: «Я сейчас на консультации, а завтра экзамен, на который идти страшновато, потому что у нас неадекватный преподаватель, который почему-то всех заваливает на экзаменах. Посмотри, как я завтра сдам». Гляжу, завтра день ужасный, а сегодня хороший, но прогнозные сутки начинаются часов в восемь-девять. Говорю: «Иди сдавать утром и самой первой». Оказалось, что их группу определили сдавать в 14 часов, но она пришла утром, взяла первой билет, подсела к незнакомому преподавателю и сдала экзамен на четыре балла. Но уже в процессе ответа вошёл тот самый «злодей», и из всех оставшихся студентов три человека получили тройки, а остальные – двойки.
Проведя тысячи консультаций в различных местах земного шара, я пришёл к некоторым общим выводам.  Время рождения человека (на непрерывной и бесконечной оси времени) определяет общие его психологические особенности (мужество, трусость, доверчивость, осторожность, упорство, стремление к новому и т.п.), набор которых и их значимость со временем довольно медленно изменяется в течение суток (а некоторые черты ещё медленнее). Этот набор почти инвариантен, то есть почти  не зависит от места на Земле, в котором находится человек. Если же принять во внимание конкретный пункт пребывания, то окажется, что от него зависит очень многое. При перемещении не значительные расстояния может измениться что угодно (но в каждом конкретном случае – определённо), начиная от набора склонностей, талантов и способностей и кончая комплекцией тела, не говоря уже о конкретных проявлениях судьбы.
Как-то пришёл ко мне человек, родившийся и проживший много лет в Северодвинске. Сказал, что приехал из Праги и сегодня же туда уезжает. Для проведения консультации нужно составить гороскоп на конкретный пункт. Поэтому я спросил его, где его душа, имея в виду: в Северодвинске или в Праге. И получил неожиданный ответ «А душа моя в Лондоне. Только там я чувствую себя дома». Возникла возможность проверить, правильно ли  отражается перемена места в гороскопе. Я рассказал ему особенности его ощущений в каждом из этих городов и получил полное подтверждение.
Приведу ещё пример на эту тему. Звонит из Вены женщина – опытный промышленный дизайнер, преподающий в институте. Говорит, что ей хочется вернуться на время в Лондон, где у неё есть своя квартира, но боится, что не будет заказов на проектирование. Я говорю, что в Лондоне всё вполне благоприятно, но заказы там какие-то малоэстетичные (это видно в гороскопе). Она со смехом отвечает, что, действительно, в прошлый раз ей заказали проект общественного туалета.
Тогда возникает идея, что можно всю жизнь перемещаться по планете по тем местам, где в данный момент вам наиболее комфортно. Теоретически всё верно, но, как говориться, «съесть то он съест, да кто ему даст». Жизнь убеждает в наличии Судьбы.


Оглядываясь назад, вижу, что вся жизнь подчинена какому-то алгоритму, для исполнения которого я получал определённые знания и навыки, часто сам того не особо желая. Окончив                мех-мат МГУ, я распределился в оборонное предприятие (головки самонаведения), где мне сразу поручили разобраться, можно ли использовать Луну в качестве ретранслятора отражённого сигнала. То есть, какое время видна Луна одновременно, скажем, в Москве и Владивостоке. Для этого пришлось заняться изучением небесной механики, что в дальнейшем позволило не бояться делать расчёты положений планет самостоятельно. В тот же год я был откомандирован в вычислительный центр Минобороны СССР для проведения моделирования и выяснения достоинств и недостатков разрабатывавшейся тогда системы С-100 противовоздушной обороны. Когда мы передали задание на программирование, нам ответили, что все программисты заняты, и можно будет начать минимум через месяц. В итоге я решил, что проще самому научиться, и через пару недель мы уже моделировали массированные налёты вражеской авиации и ответные действия С-100. Этот неожиданный опыт программирования во многом определил будущие успехи в создании профессиональной программы для астрологов.
В восьмидесятые годы в эзотерических кругах было популярно имя Г. И. Гурджиева. А его ученик, Джон Беннет, написал серьёзный философский труд «Dramatical Universe», который не был в свободном доступе. Мне удалось получить разрешение на чтение этой книги в спецхране, да и то только её первой части «Метафизика». Из этой объёмной и сложной работы удалось позаимствовать теорию структур, которая явилась основой для упорядочивания основных астрологических понятий. Кроме того в программу были внесены революционные идеи, позволившие избавиться от основного недостатка традиционного построения гороскопа рождения и толкования прогнозов.
Таким образом, к началу гайдаровского периода имелась уникальная программа, позволившая начать успешные консультации. Кстати, одна знакомая в конце семидесятых на мой вопрос, чем заняться (уже ощущался конец какого-то жизненного периода), ответила, спросив у ведомых только ей высших сил, что я буду жить в Зеленограде (а я жил тогда в Москве и собирался менять Зеленоград на Москву) и буду работать с людьми, ведя с ними беседы типа консультаций.  Кстати, в это время в бюро обмена квартирами при Моссовете лежало заявление об обмене зеленоградской и московской квартир на одну большую с резолюцией самого начальника Моссовета «Обеспечить». Но ловкие клерки ничего не делали бесплатно. О профессиональном занятии астрологией я тогда даже не думал, лишь интересовался ею.
Прошло несколько лет, и я не только вошёл в сферу астрологии, но и вместе с сыном участвовал на первых ролях в организации первой всесоюзной астрологической конференции в Паланге, а спустя год – первой международной в Звенигороде (в доме отдыха Академии Наук). 
Так, если всё определяется судьбой, может быть следовать советам Омара Хайяма?:
Заботами свой дух терзать – напрасный труд.
За хлопоты тебе надбавки не дадут.
Давно решили там, что ты получишь тут.
Боишься: недольют? – мечтаешь: перельют?
                (перевод И. А. Голубева)
Может быть, во времена Хайяма и можно было сидеть в кабаке и ничего не делать, хотя, как нетрудно видеть, сам Хайям не бездельничал и оставил нам глубокие философские мысли. В наше же время можно непосредственно наблюдать, что отсидеться не удастся: обстоятельства вокруг сложатся таким образом, что придётся выполнить предначертанное, даже если к нему и не стремишься.
В своей жизни я дважды говорил «этим я не хочу и не буду заниматься». В первый раз, обругав автоматизированные системы управления предприятиями как не имеющие перспектив, я получил хозрасчётный заказ на программирование одной из таких систем для зеленоградского предприятия. А во второй раз я заявил, что метод Данцига не соответствует моим эстетическим предпочтениям, так как содержит элементы эмпирики. Но не прошло и недели, как я уже им занимался, и он стал основой упомянутого выше пакета ПМП.
Вообще, события моей жизни мало коррелированы с  моими стремлениями, кроме одного: я терпеть не могу безделья. Всегда возникали некие внешние события, менявшие или отклонявшие вектор текущего движения. Когда я учился в восьмом классе, мне дали комсомольскую нагрузку – быть пионервожатым в пятом классе. Начитавшись в то время А. С. Макаренко, я успешно использовал его идеи, получив одновременно педагогический опыт, который впоследствии мне пригодился, когда после возвращения из командировки из ВЦ Минобороны мне поручили возглавить лабораторию программирования (коллектив из 27 женщин). Кстати, в пятом классе я организовал математический кружок, на котором, не долго думая, давал задачи из кружка своего, восьмого, класса. Наша дружба с подшефным классом длилась три года, пока я не окончил школу. В результате оказалось, что молодой ум очень гибок: мои кружковцы на районной олимпиаде решали конкретные задачи для младших классов в общем виде, чем поразили жюри. Некоторые из них потом поступили на мехмат МГУ и стали учёными.
Специальных усилий для защиты диссертации я никогда не прилагал. Такое впечатление, что всё происходило само собой. В ВЦ МО, когда я начал знакомиться с программированием, мой шеф открыл учебник французского языка и на мой вопрос ответил, что через два дня идёт сдавать кандидатский экзамен по языку в Военно-Политическую Академию. Поскольку я в МГУ учил французский (нам его включили в программу после сдачи вступительного экзамена по английскому), то спросил его, нельзя ли мне присоединиться. Так я получил справку о сдаче кандидатского экзамена. Похожая ситуация была с экзаменом по философии.  Оказавшись в творческом коллективе, возглавлявшемся Д. И. Юдицким и И. Я. Акушским, я столкнулся с проблемой минимизации диодных матриц для однотактных операций в системе остаточных классов СОК. Для создания одной такой матрицы требовалось поместить на один кристалл несколько десятков тысяч диодов, что в те времена было невозможно (был бы сплошной брак). Мне удалось, введя в рассмотрение троичную логику, заменить огромную матрицу четырьмя-пятью маленькими (не более 160 диодов не каждой). Тогда Давлет Исламович вызвал мня и велел писать диссертацию. Я долго отпирался, не желая тратить время на писанину, но давление было жёстким, и пришлось сдаться.
Точно так же, не прилагая личных усилий, я получил диплом старшего научного сотрудника, а позднее, как уже рассказывал, Премию Совета Министров СССР. То есть добровольная постоянная работа, стремление уйти от безделья и бессмысленного труда вознаграждались как бы автоматически. Даже удостоверение ветерана труда, которое сейчас очень выручает, я получил под давлением соседки, очень долго меня уговаривавшей. И как только я его получил, их вообще перестали выдавать.

Тысячи проведённых консультаций наводят на определённые выводы. «Чудесное» исполнение прогнозов (замужество, о котором и не помышляла; рождение ребёнка, когда медицина твердила о бесплодии; наоборот, отсутствие детей, несмотря на все старания; поступление в престижный ВУЗ, несмотря на отсутствие связей …) говорит о наличии предопределённых событий в жизни и наводит на мысль о «кино про себя», которое остаётся только смотреть, не имея возможности вмешаться. Более того, похоже, что исторические процессы в какой-то степени тоже предопределены. Вспомним о монахе Авеле, предсказавшем точную дату смерти Екатерины II (сидел в заточении, пока она не умерла), смерть Павла I (опять сидел), войну 1812 года, а также бесславный конец Николая II и всей династии. А Вольф Мессинг предсказал поражение нацистов в войне ещё до её начала, а позднее, в 1943 году, назвал точную дату её окончания.
Но, во-первых, если переехать на значительное расстояние, сценарий «кино» изменится (правда, не известно, всегда ли это возможно по собственному желанию). А во-вторых, запрограммированы лишь отдельные, реперные, точки жизни. В остальном же мы, по-видимому, свободны. Кроме того, речь идёт о тех, с кем я общался. Может быть, среди остальных есть совершенно свободные люди, хотя, сомнительно. 
И есть ещё одно обстоятельство. Дело в том, что никакой рекламой я не пользуюсь, никаких объявлений не делаю, консультирую только тех, кто сам ко мне обратился с личными трудностями. Как они меня находят – их проблема. И телевидение я не приглашал – сами как-то нашли. Поэтому возникает идея о включённости в некий мировой процесс, в котором людей, нуждающихся в помощи и достойных её, присылают к тому, кто её может оказать. И астрология тут не при чём, просто в данный момент у меня на экране возникает картинка, с помощью которой человек получает необходимую информацию. Вообще-то мир устроен гораздо жёстче, чем мы полагаем.
Не знаю, есть ли свобода воли, и в чём она, если говорить о внешних обстоятельствах человека. Но одно несомненно: нам полностью принадлежит и подвластен наш внутренний мир ценностей, то есть набор «этических» личных установок, называемых иногда «совестью». Это внутренняя, не связанная с логикой самооценка, дающая ощущение внутреннего морального комфорта или дискомфорта. Даже когда мы живём в полном согласии со своим набором, он в процессе жизни медленно меняется. Возможно, это и есть цель жизни (выработать «правильный» набор), помимо банального исполнения функций своего «кино».

Наталья Петровна Бехтерева, возглавлявшая «Институт Мозга», поняла, что мозг – чрезвычайно сложный, скорее всего – практически непознаваемый объект. Её критиковали за «терпимое отношение к мистике», а в своих интервью она говорила, что невозможно понять, где находится это самое «я», и что такое «воля».
Профессор Татьяна Владимировна Черниговская, изучающая когнитивные процессы (процессы познания), познакомила нас с некоторыми выводами  о мозге:
1. Мозг — это загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем «мой мозг». Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей — это отдельный вопрос.
2. Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. 30 секунд – это огромный период времени для мозговой деятельности. Так кто ж в итоге принимает решение: человек или его мозг?
3. Действительно пугающая мысль — а кто на самом деле в доме хозяин? Их слишком много: геном, психосоматический тип, масса других вещей, включая рецепторы. Хотелось бы знать, кто это существо, принимающее решения? Про подсознание вообще никто ничего не знает, лучше эту тему сразу закрыть.
4. Мы должны серьезно к мозгу относиться. Ведь он же нас обманывает. Вспомните про галлюцинации. Человека, который их видит, невозможно убедить, что их не существует. Для него они так же реальны, как для меня стакан, который стоит на этом столе. Мозг ему морочит голову, подавая всю сенсорную информацию, что галлюцинация реальна. Так какие у нас с вами основания считать, что то, что сейчас происходит, реально, а не находится внутри нашей галлюцинации?
Замечу, что про 30 секунд речь шла о принятии решения по задаче, не требующей скоростного решения. В случае необходимости быстрого ответа мозг всё равно решает раньше, но на полсекунды.
Интересно, что в своей консультативной практике я наблюдал подтверждения этим мыслям. Одного и того же человека разные люди видят порой совершенно по-разному. Более того, это впечатление меняется при перемещении в другой город.
Вот пример из практики. Девушка – москвичка училась в Институте Нефти и Газа и имела романтические отношения с молодым человеком. Посмотрев их астрологическое взаимодействие, я нашёл эти отношения вполне гармоничными. Через год, окончив институт, она получила приглашение на стажировку в Лондоне и собралась поехать туда со своим любимым. Я посмотрел их взаимодействие в Лондоне и категорически посоветовал ей ехать одной. Она, конечно, не послушалась, но спустя несколько дней ранним утром у меня раздался звонок, и я услышал сквозь слёзы печальную историю. Прибыв вечером в Лондон, они остановились в гостинице и легли спать. А утром юноша, едва взглянув на свою подругу, молча оделся, взял вещи и ушёл. Самое интересное, что когда прошло довольно много времени, в Москве они снова сошлись и поженились.
И, в заключение, несколько слов о наболевшем, о справедливости.
ЭВМ в системе остаточных классов, разработанная под руководством Д.И. Юдицкого,  превосходившая по всем параметрам мировые достижения того времени, и предназначавшаяся для надёжного щита обороны Москвы с воздуха (производство которой уже было подготовлено на заводе) была путём аппаратных интриг отправлена в утиль.
Микро ЭВМ, также разработанная под руководством Д.И. Юдицкого, обещавшая вывести СССР на передовые позиции в мире, для которой коллектив Д.И. Юдицкого разработал уникальную серию микросхем (и даже было решение о создании под его руководством завода «Логика»), была также отправлена в утиль из-за того, что министру Шокину лично не понравился Юдицкий (не выразил должного подобострастия).
В прошлом году зашёл я на Новодевичье кладбище. Там похоронен мой однокурсник. И вижу: министр Починок, министр Шокин и ещё не счесть функционеров, которые в лучшем случае ничего не сделали для страны, а чаще всего, как Шокин, гробили передовые идеи, уничтожали гениальных организаторов в угоду своим, прямо скажем, низменным интересам. Думаю, учёным, артистам и другим кумирам народа неловко лежать рядом с такими экземплярами.


А.В. Богданов
Примечание. Это повествование А.Богданов  мне прислал давно, а сейчас пришло время поделиться с читателем мыслями умными, взвешенными действительно Человека значительного в истории науки и техники г.Зеленограда. Их я назывю гениями, они рядом с нами, разглядеть их порою не просто. Но они рядом с нами.
В.Г.Коломыц. 30.11.2021г.


Рецензии