Когда клоун становится Джокером

Любая шутка, даже самая безобидная, несёт в себе некий вызов миру - я вижу то, что не дано увидеть вам без меня. То есть, в любой шутке есть нота превосходства над другими.
 Чаще всего шутник не замечает этого. Часто тот, кто шутит, имеет одно желание - вызвать смех тех, кто ему небезразличен. Если его шутки имеют успех, то вскоре просто смех уже не удовлетворяет шутника. Ему становятся нужны для закипания в крови адреналина, по нарастающей, сначала сцена, аплодисменты, потом публичное признание, потом поклонники и восторженные поклонницы, потом от признательной публики становятся нужны букеты,  слава, подарки, деньги, власть...
  Чаще всего завзятый шутник останавливается на этапе публичного признания. Если он умный шутник.
Потому что умный шутник вовремя начинает понимать, что в каждой шутке имеется вызов.
Знаете, ковёрные в цирке и артисты с амплуа комика в реальной жизни, вне арены и сцены, обычно люди не очень весёлые, с кучей проблем, забот, болезней и внутренних комплексов. Но показать это другим, значит выйти из роли. И тогда, чтобы не дать никому заподозрить неладное во внутреннем настрое, иной комик продолжает шутить даже там, где шутки уже неуместны. Не все шутники  способны вовремя остановиться.
  Иногда подросток-всеобщее веселье, если он чувствует себя артистом и получает удовольствие от  смеха окружающих, настолько привыкает к своей роли, что не способен снять маску даже дома наедине с собой перед зеркалом. Ему нравится думать, что он - артист.
 А Артисту нужны разные роли. И разные маски для этих ролей.  А как играть разные роли и менять маски, если ты - комик?
Иногда умный шутник говорит себе: "Ты - несостоявшийся Чарли Чаплин, потому что сэр Чарльз Спенсер Чаплин может быть только один, и он уже был. Ты - несостоявшийся Олег Попов, по той же причине. Ты - не Луи де Фюнес ..., Игорь Ильинский,  Роуэн Аткинсон, Джим Керри... Ты даже не Савелий Крамаров, чёрт побери! Все лучшие маски этого жанра разобраны ещё до твоего рождения. А ещё того хуже, ты - опоздавший родиться стендапер. Потому что обо всём на свете уже придуманы и высказаны вслух, со сцены, все возможные шутки. И тебе не стать Марком Твеном, Бернардом Шоу, Антошей Чехонте и даже  Леоном Измайловым - они успели раньше написать то, что мог сочинить или увидеть ты. Ты даже не можешь быть плоским, как куплетист в начале прошлого века".
 Если этот шутник способен рассуждать и дальше, он, глядя в зеркало, продолжит примерно так: "Тебе остается только встать на распутье, как сказочный витязь и прочитать на камне своей судьбы: " Пойдешь направо - твои шутки никто не оценит, пойдёшь налево - станешь одним из легиона бездарных пошляков, над шутками которых смеются только в угаре массового психоза, пойдёшь прямо - потеряешь себя, но обрящешь славу, вернёшься назад, к дороге, по которой идут другие, сможешь найти развилку с иными путями, возможно, к счастью ". И вот теперь настал для тебя этот момент выбора. Что делать? Куда пойти? Или стоит вернуться  и  найти  развилку без этого страшного выбора?"
Школяры-приколисты, осознав перспективы, выбирают каждый свою дорогу. Большинство отступают и находят иные пути, без арены и сцены. Некоторые, кто не может отказаться от славы, налево, или направо,  а то и  зигзагом слева направо и наоборот. Мало, кто прямо, вперёд. Потому что страшнее всего в этом мире - потерять себя.
И тот, кто выбирает дорогу прямо, отказывается от себя, но не отказывается от допинга славы и денег. И когда он их обретает, тогда он ищет новый стимул для своей, в принципе, бесполезной жизни.
Вот тогда наступает то самое страшное. Он теряет себя и жаждет власти.  Ему уже не нужны букеты и сцена. Букеты он не ест, а сцена не даёт упоения. Ему уже не нужна слава, он её уже получил, когда ему хлопали зрители в зале. Ему  мало денег,  сколько бы денег у него ни появилось, потому что всегда есть вероятность того, что у кого-то денег больше.Ему надо, чтобы ему подчинялись, исполняли его прихоти и капризы. Ему необходимо повелевать.
Он умеет построить мизансцену и картинку в кадре. Он владеет выразительной речью и мимикой. Он знает, на что сильнее всего реагирует публика. Это базовые умения любого артиста любой бродячей труппы. А он уверен, что эти его умения и знания могут обеспечить его власть.
Но он - артист. Не важно, талантливый или не очень. Он - артист, маленький артист с большими амбициями.
Он не знает, что власть - это не просто умение подчинить себе кого-то. Это умение и воля принятия решений и ответственности за свои решения, это  ответственность не столько за себя, сколько за тех, над кем получил власть.
Клоун умеет шутить. Хороший клоун умеет обратить в шутку практически всё. Даже смерть.
Получив власть, он превращает в шутку чужие жизни.
Он становится Джокером.


Рецензии