В тарбагатайских горах

В берёзовых рощах Тарбагатайских гор, по рассказам очевидцев водилось много дичи, но главной добычей охотников были тетерева.
Подполковник Петренко накануне выезда на охоту отдал распоряжение водителю:
– Василий, слушай внимательно, завтра выезжаем на охоту в Тарбагатайские горы, поэтому добросовестно подготовь автомобиль, полные баки, дополнительно две канистры бензина, две паяльные лампы, две, три лопаты, тёплая одежда. Время «Ч» – шестнадцать часов.
Начало февраля. Температура воздуха колебалась от минус двадцати пяти до минус тридцати градусов по Цельсию. Промёрзший, превратившийся в сверкающий наст снег позволял автомобилю УАЗ-469 по нему передвигаться беспрепятственно.
С утра небо было чистым, однако ко времени выезда подул слабый «афганец». Охотиться подполковник собирался на утренней зорьке очередного дня, когда тетерева садятся на деревья и питаются берёзовыми почками.
В шестнадцать часов, облачён в меховой танковый комбинезон валенки и шапку-ушанку, прихватив ружьё и мелкокалиберную винтовку, Петренко выехал из военного городка. Десять километров асфальтированной дороги сменилось полевой, простирающейся в сторону гор. Автомобиль бежал по белоснежному насту. От белизны девственного снега слепило глаза.
Въехав в горы, приблизились к одной из встретившихся берёзовых рощ. Остановились. Вышел из машины Петренко  залюбовался первозданной красотой природы. Куда ни посмотришь, разной формы белоснежные сопки, некоторые местами покрытые кустарниками или небольшими рощами, он не представлял, что в часе езды от Аягуза можно встретить такую красоту.
Слушая рассказы бывалых охотников об охоте на тетерева уяснил, что тетерева зимой ночуют в лунках, сделанных в рыхлом снегу, а днём питаются берёзовыми почками сидя на деревьях.
На одной из берёз заметил несколько петухов, мирно клевавших почки. Подъехали поближе. На урчание автомобиля птицы не реагировали. Приоткрыл дверку авто и, не вылезая из него, прицелился в одного из мелкокалиберной винтовки. После выстрела петух взмыл вверх и упал на снег. Другие птицы на выстрел не среагировали. Водитель медленно и, насколько позволял снег – тихо, подошёл к убитому, поднял и принёс добычу.
Вскоре в казане варился суп. Расположив автомобиль под сопкой, приготовились к ужину и отдыху.
Неожиданно резкий порыв ветра бросил снег в лицо. После первого порыва ударил очередной уже сильнее первого, затем в природе началось что-то невообразимое. Собрав вещи, поднялись в автомобиль, однако отдыха не получилось.
Порывы ветра усиливались. Машину раскачивало как щепку на воде, угрожая опрокинуть, в кабине УАЗа похолодало. Деревья под порывами ветра прогибались, кланяясь стихии.
Автомобиль развернули тыльной стороной к ветру. Разожгли паяльную лампу, установили в салоне, огнём направив в оцинкованное ведро. Гул, издаваемый паяльной лампой, успокаивал, но согреть салон не мог.
От холода, постепенно заполняющего автомобиль, спасали только меховые комбинезоны.
Ближе к утру, пурга немного улеглась. В салоне стало тепло, уснули. Петренко проснулся от холода, заползающего под комбинезон. Паяльная лампа молчала а за окном бушевала метель. Посмотрев на часы, растерялся – они показывали 9:40, за окном темень: метёт пурга. Разбудил водителя, запустили и  разогрели двигатель автомобиль, в салоне потеплело. Подполковник решил возвращаться домой.
– Василий, домой и на пониженной скорости.
– Может, позавтракаем?..
– Вперёд!
Проехав немного, умудрились угодить левым передним колесом в мелкий кустарник, торчавший из-под снега, автомобиль стал тремя другими колёсами разрывать наст, постепенно погружаясь в снежную пучину. Заглушили мотор. Подполковник осмотрелся. Передние колёса провалились в рыхлый снег у кустарника, задние немного углубившись, стояли на промёрзшем снегу. Решил: откапать передние колёса, бросить под них ветки и выехать.
– Василий, лопаты, будем откапывать передок.
– Извините, товарищ подполковник лопаты забыл загрузить.
Петренко выругался в адрес недотёпы - водителя, со злостью хлопнул дверкой, взяв мелкокалиберную винтовку за ствол, со злостью стал крошить прикладом твёрдый наст, вытаскивая куски из-под колёс. Часа через два непрерывной работы под завывание вьюги частично удалось освободить передние колёса из плена, но приклад винтовки развалился на щепы.
Петренко принял решение выходить из гор в направлении дороги пешком, с мыслью найти какой-нибудь транспорт, чтобы вытащить машину, или хотя бы позаимствовать лопату. Распорядился: – Василий из автомобиля не выходить. Бензина в баках достаточно, кроме того, в запасе две полные двадцатилитровые канистры. Мотор и печка в салоне работают исправно, не вздумай разжигать паяльную лампу. Я пошёл искать помощь.
Подполковник с ружьём и запасом патронов, ещё раз сориентировался по компасу и пошёл против ветра в направлении дороги Тарбагатай – Аягуз. Минут через сорок неожиданно столкнулся с человеком и схватился за ружьё. Не успел рассмотреть кто, как услышал голос своего командира:
– Ты чего тут делаешь?
Прикрыв рукой от ветра лицо, увидел фигуру генерала. Рядом с ведром в руках стоял знатный охотник и рыболов майор Данилюк, заместитель начальника инженерной службы дивизии.
– А вы, почему с ведром и пешком?
– Да вот водитель разиня выехал с пустыми баками. А у тебя что?
Стали вместе думать, как выбраться из пурги. Пошли к застрявшему автомобилю. Генерал с водителем остались в машине, а подполковник и майор, забрав ёмкость с бензином, ушли к генеральскому УАЗу. Вот так удачно окончилась охота и генеральская поездка. Когда подъезжали к городу, метель начала стихать, а потом и вовсе прекратилась, только снежные перемёты на дороге напоминали о прошедшей стихии.


Рецензии