Спекулянт. Помидоры из детства

Где-то 1972-1973 г. Интересно вспоминать первый предпринимательский опыт из моего  детства по продаже помидоров. Помидоры вывалились из  перевернувшегося, попавшего в аварию грузовика. Дорога находилась недалеко от нашего села, где я  со старшим братом проводил летние каникулы у бабушки в Рязанской области. Именно, старший брат играл руководящую роль в организации этого бизнеса. Он быстро сообразил, что на лежащих у дороги помидорах можно сколотить капитал. Для реализации товара брат за час организовал бригаду мойщиков для предания помидорам товарного вида. Торговый персонал был выбран из пацанов младшего возраста. Я вошел в число избранных. Каждому «агенту» была определена территория в селе для «дистрибуции» и назначена цена за кг. Меня всегда поражала коммерческая и организационная хватка моего старшего брата. Видимо, говорили гены наших предков по линии вологодских купцов (по деду) и по линии санкт-петербургских купцов (по бабушке). Чего на тот момент явно не хватало моему брату, так это знаний в области маркетинга. Зададимся вопросом. Как можно продать в селе летом помидоры, если у каждого хозяина на грядках помидоры уже созрели? Не может быть спроса, как сказали бы сегодня.
Не знали мы тогда, что желание заработать денег у продавцов может вступать в противоречие с потребностями покупателей, с их нежеланием расстаться с деньгами. Но что важнее знания предпринимателя или предпринимательский дух? Конечно, дух предпринимателя! Несмотря на внешние обстоятельства, незнания рыночных законов, когда всё говорит - «в этом проекте невозможно получить прибыль», важнее всего-стремление к заработку. В первый день, в отличие от других «агентов», мне удалось  продать 2 кг помидор.
«Покупателем» стал сосед - дядя Миша. Не знаю, действительно ли я его разжалобил или ему нужен был «вещдок» для передачи моему отцу. На его серьезный вопрос, произнесенный с взглядом старого коммуниста на недобитого спекулянта: «Зачем тебе деньги, Сашок?» Я лихо и неожиданно  для  деревенского подростка ответил: « Дядя Миша, да разве это деньги! 20 копеек за одни килограмм! На них и двести грамм конфет не купишь!» Видимо, и во мне тогда «заговорила» купеческая родословная. История закончилась наказанием от моего отца. До сих пор помню, передо мной на столе лежат красные помидоры. Наверное, я  был такого же цвета. Отец внушает мне, что я позорю его. И произносится очень обидные слова: «Спекулянт! Смотрите, в нашей семье завелся СПЕКУЛЯНТ!»
Одно было радостным. Брат после родительского внушения подошел и сунул мне в руку горсть конфет и произнес: «Молодец, что не сдал!»  После я узнал, что брат продал все помидоры оптом тете Маше, которая ездила в Москву и торговала на Даниловском рынке огурцами. В общем, молодец мой брат! К сожалению, тогда я первый раз был свидетелем, когда мой брат и старшие ребята, отметили удачную сделку по взрослому -коллективной выпивкой, последствия и слухи о которой пошли по всему селу. После этого моему брату был настоящий нагоняй!
Какие выводы можно сделать из этого «бизнес-кейса»?
Первое. Если есть достойных товар не находящей своего сбыта,  подключай новые группы потребителей и новые каналы сбыта.
Второе. Малый бизнес в России еще долго будет непопулярным, т.к. слово «спекулянт» у нас ругательное до сих пор. Часто всех предпринимателей объединяют под этим обидным словом. Нужно отдать должное народной мудрости, т.к. все неприятности в истории мировой и российской экономики связаны именно с этим словом.
Третье. Риск быть выпоротым - ничто, по сравнению с честной самостоятельно заработанной горстью конфет (прибылью).
Четвертое. Шальные деньги могут приносить вред, особенно, если они связаны с пьянством.
Как быстро все менялось в экономической истории нашей страны и как оперативно должны мы были подстраиваться под новые  экономические условия.


Рецензии