Утилизационный подход М. Эриксрна

У нас есть ассоциация слова утилизация со словом утиль. Утиль - это непригодные отходы, которые используют для переработки и производства каких-либо новых и полезных вещей
В психотерапии Утилизация (utilitas лат. - польза, выгода)  - это  метод применяемый для развития гибкости поведения человека в его страданиях, отчаяниях и переживаниях. Сколько человека ни убеждай, что ни говори, в нем не произойдет никаких перемен, пока он сам не выстрадает свое решение. А затем пациент, путём косвенного внушения и сотрудничества с психотерапевтом, сможет утилизировать свои токсичные внутренние бессознательные установки - на реалистичные.
Добровольно утилизировать в психотерапии можно и нужно: неудобное поведение, критические ситуации при оценке внутренних реальностей (негативные мысли, чувства и тревожный жизненный опыт), сопротивление новым возможностям, недоверие/ущерб при терапии, негативные аффекты, доминирующую систему представлений и убеждений
***
Принцип утилизации в жизни человека
Автор Светлана Григорьвна Корн
Источник: http: //www.911 -232. mik-y.com
Смекалка, изобретательство, приспособление - всё это применение Принципа Утилизации в условия выживания, когда ресурсы для жизни человека ограничены. Принцип Утилизации - это тоже самое, что лайфхакинг. Лайфхакинг входит в Принцып Утилизации, но при этом различие в том, что Принцип Утилизации предлагает мыслить категориями полезного использования "неудобного" поведения человека.
* Где я могу применить и получить пользу от того, что я что-то забываю?
* Как использовать свои недостатки во внешности и чувствовать себя красивым (ой)?
* Где я могу использовать свой излишний вес для воспитания характера?
* В каком контексте я могу проявить свои способности к чему-либо?
* Чем мои прошлые ошибки могут помочь в достижении цели? и т.п.
Принцип Утилизации предлагает искать контекст или ситуации, где какое-либо поведение, черта характера человека, качество или способность будет естественной, уникальной и полезной для жизни данного конкретного человека.
***
Утилитаризм представляет собой нормативную программу, которая выдвигает в качестве критерия моральной правильности поступков или оправданности частных правил количество произведённой ими суммированной полезности. Под полезностью могут пониматься счастье, удовольствие, благосостояние, удовлетворение желаний, удовлетворение предпочтений или реализация интересов индивидов.
***
М. Эриксон, Э. Росси. Гипнотерапия.
3. Утилитарный подход:
Трансовое наведение и внушение
Для погружения в транс утилизируется уникальность личности и поведения пациента. При таком утилизационным подходе внимание пациента сфокусировано на каком-либо важном аспекте его собственной личности или поведения таким образом, что это ведёт к внутренней фокусировке, которую мы определяем как терапевтический транс.
1. Принятие и утилизация поведения, проявляемого пациентом
Первый шаг в утилизационном подходе – это принятие поведения, проявляемого пациентом, и принятие его личной системы представлений. Это открытость и принятие взглядов пациента способствует открытости и принятию пациентом терапевта. Постоянно следует минимизировать роль психотерапевта и усиливать роль пациента.
М. Эриксон привёл пример одной девушки готовой немедленно погрузиться в транс. Ей предложили выбрать стул и позу, которые будут для неё комфортны. Когда она это сделала, то заметила, что хотела бы закурить. Ей сразу дали сигарету и она стала лениво курить, медитативно наблюдая за поднимающимся вверх дымом. Ей говорили отдельные фразы об удовольствии от курении и от наблюдения за курящимся дымом, об ощущении покоя, кода она подносит сигарету к губам, о внутреннем ощущении удовольствия.
Ей предложили всё, что для неё комфортно, при этом ей говорили отдельные фразы об удовольствии самостоятельного поведения: ощущения покоя, о внутреннем ощущении удовольствия от нарастающей внутренней поглощенности приятным состоянием без необходимости уделять внимание происходящему вовне. Кратко были произнесены фразы о её вдохах и выдохах, причём говорить в такт с её дыханием. Другие фразы касались той непринужденности, с которой она почти автоматически подносила сигарету к губам, а затем опускала руку на ручку стула. Фразы о её вдохах и выдохах так же говорились в соответствии см её поведением. Вскоре слова вдох, выдох, поднимать и опускать приобрели обучающее значение, которое она не осознавала из-за внешне разговорной природы внушений. Подобным образом отдельные внушения, в которых слова спать, сонный и сон, были сделаны в так с её морганием (веки закрываются, дрожат и т.д.).
Прежде чем она докурила сигарету, она погрузилась в легкий транс. Затем её внушили, что она может получать удовольствие от курения, по мере того как она всё крепче засыпала, так что гипнотизеру пришлось следить за её сигаретой, пока она всё больше и больше погружалась в глубокий сон, таким образом пока она спала, она продолжала испытывать приятные ощущения от курения. Удовлетворительный глубокий транс завершился, и она получила исчерпывающее обучение, чтобы научиться реагировать в соответствии со своими бессознательными паттернами поведения.
В этом примере привычная подготовка и способствование оптимальному функционированию систем представлений происходили по мере кого как субъект слушал отвлечённую речь гипнотизёра.(…) Гипнотизер сразу принял её поведение и даже дал ей сигарету. Это улучшило их раппорт, они вместе сфокусировались на её курении.(…) Гипнотизер распознал и утилизировал это медитативное состояние для наведения транса путём усиления фиксации её внимания на курении, пользуясь обычной разговорной речью. Этот отвлечённый разговор дает ему общий контекст, в который он может вкраплять внушения об удовольствии, покое, внутреннем ощущении удовлетворения и о нарастании полной поглощенности курением в комфорте, без необходимости обращать внимание на происходящее вовне. Эти разбросанные в речи внушения направлены на ещё большую нейтрализацию её привычной сознательной направленности. Процесс незнания и неделания, возникающий тогда не нужно обращать внимания на внешнее, ведёт к бессознательному поиску каких-то новых направлений и ориентировок.
2. Утилизация критических ситуаций
Все критические ситуации без исключений вызывают транс. Многие ятрогенные проблемы и невротические симптомы могут возникать в результате случайно услышанных неудачных замечаний во время критических или стрессовых ситуаций, когда пациент погружается в спонтанный транс (как примитивная защитная реакция на опасность) и вследствие этого был в состоянии повышенной внушаемости.
В таких случаях необходима утилизация сильной личной потребности.
Эриксон показал, как можно утилизировать такие критические ситуации для постепенного введения терапевтических внушений.
Два примера с его собственными детьми.
Семилетний Алан упал на разбитую бутылку и сильно порезал свою ногу. Он вбежал в кухню, громко рыдая от боли и страха, крича: «она истекает, она истекает кровью!»
Влетев в кухню, он схватил полотенце и начал бешено вытирать кровь. Когда он перестал кричать, чтобы перевести дыхание, ему настойчиво сказали: «Вытри кровь, вытри кровь, используя банное полотенце, используй банное полотенце, не полотенце для рук, а банное полотенце» - и вручили банное полотенце. Он бросил полотенце, которым уже вытирался. Ему тут же сказали настойчиво, повторив несколько раз: «Теперь оберни его ноги, оберни крепко, оберни крепко».
Всю дорогу на пути к хирургу ему спокойно объясняли что его повреждение не настолько опасно, чтобы накладывать столько же швов, сколько дали его сестре, когда она повредила свою руку.
Однако ему настойчиво рекомендовали и убеждали, что это будет полностью его ответственность –проследить, чтобы хирург наложил как можно больше швов. На всём пути к врачу его тщательно инструктировали по поводу того, как решительно отстаивать свои права.
Не ожидая никаких расспросов, Алан решительно заявил медсестре в кабинете хирурга, что он хочет 100 швов. Она просто заметила: «Сюда сэр, операционную, Алану объяснили, когда он пошел за ней: «Это только медсестра. Доктор в следующем кабинете. Теперь не забудь сказать ему всё так, как ты хочешь».
Войдя в комнату, Алан заявил хирургу: «Я хочу 100 швов. Смотрите!». Разматывая полотенце, он показал на ногу и сказал: «Вот здесь нужно 100 швов. Это больше, чем было у Бетти Элис. И не делайте их слишком далеко друг от друга. И не загораживайте мне вид. Я хочу смотреть. Я хочу подсчитать их. Я хочу черную нитку, чтобы их было видно. Эй, я не хочу бинт. Я хочу швы!».
Хирургу объяснили, что Алан хорошо понимает ситуацию, и ему не нужна анестезия. Эриксон объяснил Алану, что ногу предварительно нужно промыть. Затем он должен проследить за наложением швов, чтобы они не были слишком далеко друг от друга. Он должен был тщательно считать каждый шов и не допускать ошибок.
Алан считал швы и пересчитывал их, когда хирург сделал своё дело в озадаченном молчании. Он требовал, чтобы швы были наложены ближе друг к другу и жалобно сокрушался тому факту, что у него не будет столько же швов, как у его сестры. Он говорил, что если бы хирург приложил ещё немного усилий, то у него бы швов больше.
По дороге домой Алан успокоился по поводу небольшого количества наложения швов, и его справедливо похвалили за то, что он хорошо следил за всем процессом. Ему предложили плотно поужинать и после всего этого пойти поспать. За счёт этого его нага могла бы зажить быстрее, и ему не пришлось бы потом ложиться в больницу, как его сестре. Полный рвения, Алан принял предложение.
За всё время никто ни разу не упомянул ни о боли, ни об анестезии, и никто его не утешал. И не было никаких попыток формально навести транс. Вместо этого были использованы различные аспекты всей ситуации, чтобы отвлечь внимание Алана от фокусировки на боли, а сфокусировать его на ценностях, имеющих значение для семилетнего мальчика, чтобы добиться его полного активного сотрудничества и интенсивного адекватного участия в работе над проблемой.
В подобных ситуациях пациент испытывает чрезвычайно острую потребность что-либо сделать. Осознание этой потребности и готовность её утилизировать с помощью каких-либо действий, непосредственно связанных с причиной потребности, является самым эффективным типом внушения, гарантирующим полное сотрудничество пациента длч принятия адекватных мер.
Маленькая Роксана вернулась домой в слезах, расстроенная незначительной (но не для неё) царапиной под коленом. Необходимая для такого случая терапия состояла в том, чтобы убедить её, что повреждение было слишком маленьким, чтобы его лечить, и даже не в том, чтобы сказать ей, что она смелая мамина девочка, и что мама поцелует её и боль утихнет, а царапина заживёт. Вместо этого эффективная терапия основывалась на утилизации личной потребности чего-то, непосредственно относящегося к царапине. Поэтому поцелуй справа, поцелуй слева и поцелуй над царапиной послужили для Рокси мгновенным исцелением раны, и весь инцидент стал частью её волнующего прошлого.
Такой тип техник, основанный на утилизации сильной потребности, эффективен как для детей, так и для взрослых. Его легко можно адаптировать для ситуаций, требующих в какой-то степени сильных, активных реакций и участия пациента.
Как можно видеть из этих примеров, гипнотерапевт всё время всё время утилизирует внутреннюю систему пациента, даже в таких внешне критических ситуациях.
***
Что есть внутренняя реальность?
Автор: Н.И. Козлов
Какая у вас реальность?
Говоря о реальности, полезно различить, речь идет о реальности объективной или субъективной. Объективная реальность - материальный мир, воспринимаемый нашими органами чувств и другими инструментами познания.
Субъективная реальность - то, что воспринимается человеком как самоочевидное, не подвергающееся сомнению, как нечто естественное. Общей, согласованной субъективной реальностью для душевно здоровых людей обычно являются самые простые ощущения: звук, картинка, кинестика - понимаются людьми похоже или одинаково. Сюда же - социальные шаблоны - привычные и утвержденные способы понимания и действования.
Чем более похожи люди по своему воспитанию, ценностям и жизненной ситуации, тем более схоже их видение реальности. Чем более отличаются люди друг от друга, тем менее похожа реальность каждого из них. Дети воспринимают мир по другому, нежели взрослые, мужчины - по-другому, нежели женщины, и два участника конфликта, описывая происходящее, рисуют обычно совсем разные картинки. С другой стороны, в ряде ситуаций (праздники, массовые действа, тренинги с практиками измененного состояния сознания) самые разные люди, оказавшись в трансовом состоянии, попадают в общую реальность, в согласованный транс.
Если субъективная реальность разных людей начинает сильно отличаться, это еще не повод для вызова психиатра. В помещении холодно или тепло? Кто-то скажет - тепло, кто-то холодно, кто-то - нормально. Здесь для каждого - уже своя субъективная индивидуальная реальность, своя сказка. А реальность - в помещении 22 градуса по Цельсию.
Впрочем, и эта реальность - тоже в своем роде сказка, потому что кто такой Цельсий? В Америке температуру будут мерить по другой сказке - по Фаренгейту.
Чтобы быть подальше от индивидуальных сказок и субъективности человеческого восприятия, реальностью можно называть все то, что описано отстраненно, максимально объективно, без оценок и интерпретаций, с третьей позиции восприятия. Воспринимать события на уровне реальности - достаточно сложный навык, требующий специальной подготовки. Такое описание противопоставляется Сказке - трактовке, осмыслению и оценке реальности в виде эмоционально насыщенных и социально завершенных сюжетов
Он меня оскорбил! - это не реальность, а сказка, поскольку тут имеется интерпретация и оценка. Констатация же: "Он произнес "Ты дурак!", более громко, чем говорит обычно, и при этом стукнул кулаком по столу" - реальность. И то что вы обиделись - реальность. Это констатация фактов, которые можно померить физически и математически (громкость - в децибелах, силу удара в ньютонах и так далее) .
Описание объективное, отстраненное - воспринимается обычно как позитивное описание, поскольку обычное эмоциональное описание, как правило, тяготеет к естественному негативизму. Восприятие событий на уровне сказки - более доступный и распространеный вариант.
Мечтания и реальность
Тем, кто любит погружаться в мечтания, опасно начинать их воплощать: реальность обычно оказывается более простой и грубой, нежели возвышенные мечтания. Но если вы хотите жить, а не убегать от жизни, вы будете свои мечты делать реальностью, и если вы человек сильный и творческий, иногда ваша воплощенная реальность окажется более интересной, нежели воздушные замки и воздушные фантазии.
Мечтали о счастливой семье - сделали счастливую семью!
Мечтали о любимой работе - создали себе такую фирму и наняли себе сотрудников, что ваша работа стала вашей радостью и мечтой!
Внутренняя реальность - это совокупность представлений личности о себе, его духовный мир, впечатления от пережитого опыта и пр. Самоотражения психики возникают в результате осмысления собственных внутренних процессов. В современной психологии принято считать, что психика может проявлять себя в форме психических явлений, к которым относятся: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Наша жизнь (с включёнными в неё трудностями, наличием конкретных проблем, задачной дисгармонией и прочими смысловым материалом) - отражение собственных глубинных программ, бессознательного выбора, неосознанных, душевных тенденций. Причины того, как именно мы проживаем свою действительность (что бы мы на этот счёт не считали) не где-то там снаружи, а в нас самих - полезная для осмысления истина!
Внутренняя реальность – субъективное пространство восприятия индивида, которое включает в себя самую разнообразную жизнь внутренних переживаний, размышлений, рефлексии. Внутренняя и внешняя реальность противопоставляются во многих научных течениях, от философских до гуманитарных и психологических. ... Образы и сюжеты внутренней реальности как реконструкция личного мира: ловушка подхода. Смотри, не ввергнись в мир темного великолепия, где вероломная Глубь и облаками сокрытый Гадес, услаждающий взор свой непостижимыми образами, где коварная Бездна черных, вечно вращающихся вихрей вечно объемлет тело, лишенное света и формы, пустое.
***
В книге "Гипнотерапия: Случаи из практики". Эриксон М., Росси Э. записано:
3. Утилизация внутренних реальностей пациента
Утилизация внешне проявляемого поведения пациента можно обобщить для принятия и утилизации его внутренних реальностей: его мыслей, чувств и жизненного опыта.
Утилизация заключается в привлечении внутреннего, в противовес внешнему, поведения пациента, т.е. в использования его мыслей и понимания в качестве основы для наведения.
Субъекта в терапевтической ситуации просят и позволяют ему свободно выражать свои эмоции, своё понимание и собственное мнение. Затем ему предлагают размышлять всё более и более пространно о том, какие мысли и чувства могли бы у него быть если он должен был развивать трансовое состояние. Если пациент это делает или если даже он заявляет о невозможности таких предложений, его высказывания в своей сути повторяются за ним. Как если бы гипнотизёр настоятельно искал понимания или подтверждал его заявления. Затем проясняются все комментарии пациента, которые в свою очередь повторяются гипнотизером.
Пациентка, искавшая психиатрической помощи, заявила: «За три года психоанализа у меня нет никакого прогресса, и год который я потратила на гипнотерапию, тоже окончился провалом, я даже не вошла в транс.
(…) Эти высказывания дали возможность использовать собственные этой женщины в качестве процедуры наведения.
Слова Эриксона выделены курсивом.
Вы действительно не можете представить, что такое транс – нет, не могу, что это? – Да что это! – Психологическое состояние, я полагаю. – Психологическое состояние, вы полагаете, что же ещё? – Я не знаю – вы действительно не знаете и- нет, не знаю – вы не знаете. Вы задаётесь вопросом, вы думаете – думаю, что – да, что вы думаете, чувствуете, ощущаете? – (пауза) – Я не знаю – но вы можете спросить себя – ты засыпаешь? – нет, усталая, расслабленная, сонная – действительно, устала – итак, очень устала и расслаблена, что ещё? – я растеряна – вы растеряны, озадачены, вы думаете, вы чувствуете, что вы чувствуете? – мои глаза – да ваши глаза, как? – всё расплывается – расплываются они закрываются- (пауза)– они закрываются –закрываются, дыхание глубже – (пауза) – устала и расслаблена, что ещё? – (пауза)что ещё – мне весело – весело, очень комфортно, очень познавательно, да узнаешь всё больше и больше – (пауза) – я не знаю – вы в самом деле не знаете, но в самом деле учитесь, как погружаться всё глубже и глубже – (пауза) – слишком устала, чтобы говорить, только спать – может быть слово или два- я не знаю (сказано с трудом) – дыхание глубокое, и вы действительно не знаете, просто погружаетесь глубже, крепко засыпаете, всё более и более крепко, не беспокоясь просто узнавая, продолжая погружаться всё глубже и глубже и узнавать всё больше и больше с помощью вашего бессознательного разума.
Вышеприведенный пример является кратким примером утилизации высказываний пациента для наведения транса. (...) Часто с тревожными, страдающими от страха пациентами она помогает успокоить их убеждением, что они в безопасности. что с ними ничего не сделают, что их не будут заставлять, и они чувствуют, что они могут спокойно контролировать каждый шаг процедуры. Поэтому они могут полностью сотрудничать, чего было бы очень трудно добиться, если бы они чувствовали . что им усиленно навязывают подобный стиль поведения.
Опыт не знания пациента: «Я не знаю. что такое транс», может быть идеальной отправной точкой для исследования внутренней реальности.
***
Материал психологос
Сопротивление
Сопротивление - негативная реакция человека или группы людей на то или иное воздействие.
Как правило, у массовой личности сопротивление вызывают воздействия, которые требуют изменения. Например, изменение правил, порядков, привычного поведения, шаблонов мышления и т.д. Сопротивление - одна из форм защиты.
Виды сопротивления
Сопротивления бывают различными:
Внутреннее сопротивление и внешнее сопротивление.
Осознанное и неосознанное (или бессознательное) сопротивление.
Проактивное и реактивное сопротивление.
Причины сопротивлений
Типовые причины обычно те же, что и при любом конфликтном поведении - фрустрация, желание привлечь к себе внимание, борьба за власть и месть. Смотри Причины конфликтного поведения
Сопротивление более характерно для людей невротичных, с высоким уровнем страха, а также негативистов и не склонных к сотрудничеству.
Как минимизировать сопротивления в группе
Чтобы провести изменения в группе с наименьшими потерями, инициатору этих изменений необходимо в группу войти. Это означает, что инициатору изменений необходимо признать себя не внешней стороной, но частью группы, в которой развивается сопротивление. В этом случае естественным станет понимание ценностей и ролей сторон, взаимообусловленности действий, реакций и поведения. Лишь при таком подходе становится возможным построение отношений сотрудничества и условий, для относительно быстрого разрешения возникающих конфликтов.
Сопротивление пациента
Сопротивление может проявляться самыми различными способами. Например, человек может: опаздывать или пропускать назначенные встречи с консультантом ... Этот список можно продолжать бесконечно долго, потому что способ сопротивления и его проявление изменяется в каждом отдельном случае, с каждым отдельным клиентом и в каждом отдельном периоде консультативного сопровождения. Сопротивление клиента говорит вовсе не о его нежелании меняться, а о его страхе перед переменами и это нормально!
Сопротивление может быть сознательным, пред-сознательным или бессознательным; оно может выражаться в виде эмоций, отношений, идей, побуждений, мыслей, фантазий или действий.
Сопротивление — это сущность контроля пациента, действующего против прогресса анализа, против аналитика и аналитических процедур и процессов.
Виды сопротивлений
Обнаруживаемое в процессе лечения сопротивление пациентов не является единичным актом. Оно способно не только принимать разнообразные формы и выступать с различной степенью интенсивности, но и оказывается постоянным спутником терапевтического процесса как такового. ... Бывают случаи, когда пациенты проявляют забывчивость при оплате. Это может проявляться по-разному. Пациент может вспомнить, что не заплатил за очередной сеанс, в самый последний момент, когда только вышел от аналитика. Чаще всего он возвращается, извиняется за свою забывчивость и расплачивается с аналитиком. Некоторые пациенты расплачиваются с аналитиком при следующей встрече с ним.
Клинические проявления сопротивления (молчание, аффекты пациента и др.) 2018-02-13. 1018. ... Иногда, несмотря на молчание, пациент может невольно раскрыть мотив или содержание молчания своей позой, движениями или выражением лица. Отворачивание головы, избегание взгляда, закрывание глаз руками, скорченная поза тела на кушетке, краска, заливающая лицо, могут говорить о смущении. Если пациентка при этом с отсутствующим видом снимает свое обручальное кольцо с пальца и затем несколько раз продевает сквозь него мизинец, возможно, она смущена мыслями о сексуальности или супружеской неверности.
***
Сопротивление клиента изменениям
Мнение Нины Рубштейн
Если бы у клиентов не было сопротивления изменениям, у терапевтов не было бы работы. Клиент потому и приходит, что с одной стороны хочет перемен, а с другой - бессознательно сопротивляется им. И задача терапевта и на дверь показать, а помочь клиенту его сопротивление осознать. И вот когда он осознает, что сам сопротивляется, тогда работа терапевта закончена. Дальше - дело клиента, продолжать сопротивляться или нет. Но помочь увидеть и осознать - это не то же самое, что просто сказать: "ты сопротивляешься". Можно хоть пятьсот раз это произнести - клиент не поверит этому, пока терапевт не поможет ему осознать, как именно он это делает.
***
bookap.info›psyanaliz/grinson/gl8.shtm
Наиболее типичное проявление сопротивления с точки зрения эмоций пациента наблюдается, когда пациент сообщает что-то вербально, причем аффекты отсутствуют. Его замечания сухи, скучны, монотонны и невыразительны. Создается впечатление, что пациент бесстрастен, его не трогает...Наиболее типичное проявление сопротивления с точки зрения эмоций пациента наблюдается, когда пациент сообщает что-то вербально, причем аффекты отсутствуют. Его замечания сухи, скучны, монотонны и невыразительны. Создается впечатление, что пациент бесстрастен, его не трогает то, о чем он рассказывает. Скрыть
b17.ru›article/soprotivleniye_i_sryvy_v_terapii/
Как проявляется сопротивление в психотерапии? Какие чувства, эмоции и мысли могут свидетельствовать о том, что человек находится в зоне сопротивления. Клиент стал опаздывать на сеансы с завидной регулярностью. Даже одно опоздание может свидетельствовать о каком-то небольшом, но сопротивлении.За сутки до терапии начинают происходить непредвиденные обстоятельства, из-за которых посещение сеанса откладывается или ставится под огромное сомнение. Почему так? Все дело в психологическом аспекте – если человек чего-то не хочет или боится определенных действий, в его жизни начинают происходить неприятн...
***
В книге "Гипнотерапия: Случаи из практики". Эриксон М., Росси Э. записано:
4. Утилизация сопротивления пациента
Эриксон разработал множество способов утилизации сопротивления пациента и  косвенных способов внушения. Для этого сначала как основание для установления раппорта распознаются и принимаются проявления пациента, а затем пациент фокусируется на внутреннем мире.
Во многих случаях явное активное сопротивление субъекта является не чем иным как его бессознательным способом проверки готовности гипнотизера заранее познакомиться с ним, вместо того, чтобы стараться заставить его действовать целиком в соответствии со своими идеями.
Так, например, одна пациентка, безрезультатно работаявшая с несколькими гипнотерапевтами, добровольно вызвалась для демонстрации. Когда её предложение было принято, она села в кресло лицом к аудитории натянуто выпрямившись, позе вызова. Такое явно неблагосклонное поведение было встречено небрежной разговорной репликой в сторону аудитории, что гипноз не обязательно зависит от полной релаксации и непроизвольных действий и что гипноз можно навести на субъекта, готовому к этому, если гипнотизер готов полностью принять его поведение. Пациентка отреагировала на это, встав с места и попросив, чтобы её гипнотизировали стоя. Её просьба была встречена предложением: «Почему бы не продемонстрировать, что это может быть?» Серия внушений привела к быстрому развитию глубокого транса. (…) Далее она объяснила, что нужно ясно дать понять, что спонтанное поведение так же возможно, как и ответная активность, и что гипноз может быть успешным за счёт признания этого факта. (…)
На протяжении всей демонстрации она часто предлагала внушения автору о том, что он мог бы далее попросить её продемонстрировать, иногда на самом деле меняя внушенное задание. А а другие моменты она была совершенно пассивна в своих ответах. (…) Мы видим, что её так называемое сопротивление в действительности не является сопротивлением, так как это совершенно обоснованная реакция против ошибочного представления о гипнозе как доминирования и подчинения. Мы уверены, что так называемое сопротивление имеет рациональную основу в пределах собственной системы представлений пациента.
Сопротивление – обычно это выражение индивидуальности пациента!
Задача терапевта – понять это, принять и утилизировать эту индивидуальность, чтобы помочь пациенту обойти его выученные ограничения, чтобы достичь своей собственной цели. Этот пример является чёткой иллюстрацией того, как пациент в действительности осуществляет контроль, в то время как терапевт лишь предоставляет полезные стимулы и систему представлений, помогающие пациенту почувствовать и выразить новые возможности. Мы видим, насколько пациенту бывает уместно отклонить или изменить внушения терапевта, чтобы они лучше соответствовали его собственным потребностям.
+++
Материал Психологос
Виды и проявления негатива
Негатив бывает осознанный, намеренный - и неосознанный, случайный. Негатив может быть реакцией, ответом на негатив изне и может быть акцией, действием и поступком.
Когда негатив уже не случайный, а умышленный, негатив как поступок, а не как реакция, и негатив в отношении своих - негатив начинают называть уже по-другому, его называют уже злым или просто - зло.
Негатив может быть на уровне восприятия (видение во всем минусов), на уровне общения - в словах или интонациях (ругань, сплетни), негатив может быть в действиях и поступках.
Можно говорить о ситуативном негативе и негативе личностном. Распространенная разновидность личностного негатива - возрастной негатив.
Негативная установка
Негатив в общении и отношениях - результат, следствие негативной установки. Обвинения, жалобы, претензии - это традиционный негатив, то что вытекает из человека вследствие его негативной установки.
При этом часто негативом называют саму негативную установку: собственно, когда она у человека проявляется, из нее сразу и следует негатив.
Негативизм - отношение к человеку или людям с негативным предубеждением.
Негативное мировосприятие - восприятие мира через негативную установку.
***
Аффект
Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Критерием состояния аффекта является наше согласие, что сила или неожиданность переживания снимает с человека ответственность за связанные с ним действия, поскольку не оставляет ему возможность выбора.
Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих, ситуаций. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации (например, бегство, агрессию), сложившийся в биологической эволюции и поэтому оправдывающий себя лишь в типичных биологических условиях. Другая важная регулирующая функция аффекта состоит в образовании специфического опыта — аффективных следов (аффективных комплексов), актуализирующихся при столкновении с отдельными элементами породившей его ситуации и предупреждающих о возможном ее повторении.
У человека аффекты могут вызываться не только факторами, затрагивающими его физическое существование и связанными с его биологическими потребностями и инстинктами, но и нарушением его социальных отношений, например несправедливостью, оскорблением. Травмирующие человека аффективные следы при определенных условиях могут полностью вытесняться из сознания. Иногда аффекты возникают в результате повторения ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное состояние. В таких случаях происходит аккумуляция аффекта, в результате которой он может разрядиться в бурном, неуправляемом поведении (аффективном взрыве) и при отсутствии исключительных обстоятельств. В связи со способностью аффекта аккумулироваться были предложены в воспитательных и психотерапевтических целях различные методы их изживания, «канализации».
Содержание и характер аффекта человека могут изменяться под влиянием воспитания
+++
Замешательство – смущение, недоумение, беспокойство и растерянность от недоумения. Ср. выражение смешаться. Возможное проявление – теребление вещей, находящихся под рукой.
Замешательство:1. внезапное кратковременное нарушение порядка, правильного хода какой-нибудь коллективной деятельности. 2. смущение, неловкость, растерянность.
+++
Негативная аффективность (НА), или негативный аффект, - это личностная переменная, которая включает в себя переживание негативных эмоций и плохую самооценку. Негативная аффективность включает в себя различные негативные эмоции, включая гнев, презрение, отвращение, вину, страх и нервозность.
+++
Книга Леонарда Берковица «Агрессия: причины, последствия и контроль».
Глава 3. Мы становимся злыми, когда нам плохо
Негативные аффекты, агрессивные тенденции и гнев – Берковиц
Теперь мы переходим к центральной идее предлагаемой мной к рассмотрению концепции эмоциональной агрессии: агрессивная стимуляция активируется скорее неприятными чувствами, нежели сильными воздействиями, вызывающими стресс.
Негативный аффект, но не стресс
Некоторые исследователи отмечали, что стрессообразующие факторы среды могут возбуждать эмоциональную агрессию. Упоминавшееся выше исследование Ландау показывает, что стрессы, связанные с национальной принадлежностью, могут способствовать возникновению насильственных преступлений. Новако предполагает, что «гнев можно понимать как аффективную реакцию на стресс». Главная мысль этих авторов состоит в том, что люди становятся разгневанными и склонными к агрессии, когда сталкиваются с крайне неприятным положением дел.
Мой анализ, однако, идет несколько дальше. Я считаю, что агрессивные тенденции продуцирует не стресс сам по себе, а вызванный им негативный аффект. Эту формулировку можно рассматривать как рабочее предположение: практически любой вид негативного аффекта, любой тип неприятного чувства является основным подстрекателем эмоциональной агрессии. Негативный аффект не обязательно должен быть интенсивен, но чем сильнее переживаемое неудовольствие, тем сильнее будет результирующее подстрекательство к агрессии.
В этих терминах легко может быть интерпретировано воздействие на человека оскорблений или угроз его самооценке. Всем нам случалось наблюдать, как люди становились явно агрессивными (вербально, если не физически), и видеть, как они в ярости набрасывались с кулаками на свою жертву, если думали, что им нанесли оскорбление, или когда страдала их самооценка. Крайним случаем являются очень агрессивные личности, для которых, как правило, характерна высокая чувствительность к обидам или оскорблениям. Они часто приходят в бешенство, когда им кажется, что их представление о самих себе находится под угрозой. Я считаю, что подобные вызовы благоприятному образу «я» человека имеют особенно высокие шансы продуцировать агрессивные реакции, потому что вызывают крайне неприятные переживания. Не ущерб, причиненный гордости, сам по себе генерирует побуждение напасть на обидчика, а аверсивная природа психологического оскорбления. Кроме того, каков бы ни был возникающий негативный аффект, агрессивное побуждение может не выявляться открыто, маскируясь или сдерживаясь более сильными тенденциями. В любом случае люди, испытывающие дискомфорт, так или иначе склонны быть агрессивными.
Краткое резюме представленной теоретической модели
Тезис о том, что люди, чувствующие себя плохо, склонны к реакциям гнева и агрессивности, может показаться не совсем очевидным, и действительно, связь между аффектом и открытой агрессией довольно сложна. Более детально она будет рассмотрена в главе 4, здесь же я предлагаю краткое резюме моих размышлений.
Негативный аффект генерирует как тенденцию к борьбе, так и тенденцию к бегству
Как видно на рис. 3-2, после того как личность столкнулась с аверсивным событием, предполагается несколько стадий формирования эмоциональных состояний и поведенческих проявлений. Само событие, очевидно, возбуждает негативный аффект, и теоретически, вероятно вследствие нашей биологической «запрограммированности», неприятное переживание автоматически продуцирует разнообразные экспрессивно-моторные реакции, чувства, мысли и воспоминания. Некоторые из этих психических процессов ассоциированы с побуждением бороться, атаковать кого-то (предпочтительно, но не только, воспринимаемый источник переживаемого неудовольствия), в то время как другие реакции, возникающие в то же самое время, связаны с желанием бегства — стремлением избежать аверсивной ситуации.
***.
Другими словами, негативный аффект генерирует как тенденцию к борьбе, так и тенденцию к бегству, но не какую-то одну. Это лишь результат спекулятивного построения, но я подозреваю, что многие виды животных биологически предрасположены реагировать на вредные стимуляции двумя способами: бегством из опасной или неприятной ситуации (тенденция к бегству), а также уничтожением источника неудовольствия (тенденция к борьбе). Разумеется, существует большое разнообразие факторов, определяющих относительную силу этих тенденций. Одна из них может быть сильнее другой из-за генетических влияний, прошлого опыта и/или вследствие восприятия непосредственной ситуации как безопасной или опасной для нападения.
Мой следующий тезис может показаться еще более неправдоподобным. Тенденция к бегству может состоять из двух компонентов:
1) стремление наброситься и ударить доступную жертву (которое в основном является причиной моторных реакций, связанных с агрессией) и
2) побуждение причинить ущерб кому-либо.
Таким образом, с моей точки зрения, когда люди переживают довольно сильное неудовольствие, многие из них (в зависимости от генетически обусловленных особенностей и предшествующего научения) испытывают побуждение к осуществлению моторных реакций, связанных с агрессией (сжатые кулаки, плотно сомкнутые челюсти и т. д.). Как исследования роли болевых сигналов, упоминавшиеся в главе 1, так и описанный выше эксперимент Берковица, Кохран и Эмбри свидетельствуют о существовании побуждения причинять ущерб кому-то или чему-то.
Чувства, развивающиеся из этих первичных реакций
Теоретически примитивное, или рудиментарное, переживание гнева возникает из осознания первичных телесных, мыслительных и мнемонических реакций, в то время как рудиментарный страх сопровождает тенденции к бегству и, предположительно, развивается из первичных идей, образов памяти, экспрессивно-моторных реакций, связанных с побуждением к бегству из неприятной ситуации.
На следующей стадии, как мы видим на рис. 3-2, более сформировавшиеся чувства возникают как следствие дополнительной мыслительной обработки. Возбужденные субъекты приписывают свои чувства определенным конкретным источникам, учитывают вероятный исход события, принимают в расчет свой предшествующий опыт переживаний и социальные правила, определяющие соответствующую ситуации эмоцию, и соотносят свои ощущения и идеи с имеющимся у них представлением того вида эмоций, который с достаточной вероятностью должен возникать в подобных ситуациях. Полное эмоциональное переживание, таким образом, не просто возникает, но «конструируется». Идет процесс, в котором первоначальные рудиментарные чувства дифференцируются: одни из них становятся интенсивнее и обогащаются, а другие подавляются.
Первоначальные чувства могут изменяться под влиянием мысли
Данное теоретическое построение предполагает, что на ранних стадиях процесса формирования эмоции бегство/страх и агрессия/гнев скорее выступают в смешанном виде, нежели в четко дифференцированном состоянии. Однако когда людей просят сообщать об их чувствах в определенных эмоциональных ситуациях или когда их физиологические и мышечные реакции фиксируются в состоянии эмоционального возбуждения, выявляются значительные различия между основными негативными эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх и печаль (Ekman, Levenson & Friesen, 1983; Izard, 1977; Schwartz, Weinberger & Singer, 1981; Sirota, Schwartz & Kristeller, 1987). Противоречит ли это настоящей теории? Я думаю, нет. Согласно нашей формулировке, когниции (мысли, атрибуции и воспоминания) могут вступать в действие по возбуждении эмоциональных реакций и существенно повлиять на последующие телесные изменения, моторные реакции и эмоциональные переживания. Относительно рудиментарные эмоциональные состояния и телесные реакции ранних стадий обогащаются, дифференцируются, интенсифицируются или подавляются. Мое предположение заключается в том, что последовательность изменений — от негативного аффекта к страху, гневу и, может быть, к еще некоторым негативным эмоциям, таким, как ревность или презрение, — облегчается соответствующими мыслями и воспоминаниями.
Гнев сопутствует агрессивным побуждениям
Концепция гнева как переживания, которое развивается и формируется из осознания человеком ассоциированных с агрессией физиологических изменений, экспрессивно-моторных реакций, а также идей и воспоминаний, имеет важное следствие. Оно состоит в том, что подстрекательство к агрессии порождается внутренней, связанной с агрессией стимуляцией, по при этом оно развивается скорее параллельно эмоциональному переживанию, нежели порождается чувством гнева. Говоря проще, гнев сопровождает, но не порождает эмоциональную агрессию.
Сетевая модель эмоций
В предлагаемой мной теоретической модели каждую эмоцию можно представить как сеть, в которой различные компоненты ассоциативно связаны. Каждое эмоциональное состояние представляет собой некую совокупность специфических ощущений, экспрессивно-моторных реакций, мыслей и воспоминаний, которые тесно связаны между собой. В силу этой взаимосвязи активирование любого из компонентов имеет тенденцию активировать другие составляющие сети пропорционально степени их ассоциированности.
Сетевая модель предполагает также и другие следствия. Во-первых, из нее следует, что когда у нас появляются агрессивные мысли и связанные с агрессией воспоминания, то возникают также ассоциированные с агрессией ощущения и физиологические реакции, то есть мы с большей вероятностью будем переживать чувство гнева. Мы можем прийти в состояние гнева, не только вспоминая причиненные нам обиды, но и мысленно вновь и вновь проигрывая, каким образом нам следовало бы проучить тех, кто поступил с нами дурно. Связанные с насилием мысли и действия активируют агрессивные идеи и чувство гнева. Как мы увидим далее, когда будем рассматривать в главе 21 следствия притворной или воображаемой агрессии, существует достаточно много данных, свидетельствующих в пользу предлагаемой здесь концепции.
Эта модель предполагает и то, что неприятные события, не имеющие явной связи с агрессией, также могут активировать враждебные мысли и чувства. Вспомним, что негативный аффект — неприятное чувство, продуцированное аверсивным событием,— ассоциативно связан с имеющими отношение к агрессии мыслями и воспоминаниями. Существуют данные, свидетельствующие о том, что у нас возникает необычайно много враждебных мыслей, когда мы оказываемся в условиях физического дискомфорта.
В одном из экспериментов испытуемых просили написать рассказ на определенную эмоциональную тему. При этом одни из них находились в помещении с ненормально высокой температурой воздуха, в то время как другие выполняли это задание в приятных комфортных условиях с нормальной температурой. В рассказах испытуемых, выполнявших задание в условиях чрезмерно высокой температуры, содержалось больше агрессивных мыслей, нежели в рассказах испытуемых контрольной группы, работавших в комфортных условиях. Подобным же образом в исследовании, проведенном в моей лаборатории, когда испытуемых просили воображать определенного вида эмоциональную ситуацию, те из них, кто находился в условиях физического дискомфорта, чаще выражали идеи, связанные с гневом, досадой и враждебностью, сравнительно с выполнявшими это задание в более комфортных условиях (см.: Rule, Taylor & Dobbs, 1987; Berkowitz, 1989,1990). В обоих исследованиях физический дискомфорт активировал идеи агрессивного и враждебного характера.
Гнев часто сопровождает другие негативные эмоции
Даже и после ознакомления с результатами исследований у читателя еще могут оставаться серьезные сомнения, особенно в связи с моей рабочей гипотезой о психологической эквивалентности всех негативных аффектов (при условии неизменной интенсивности). Прочитав, что фактически любой вид негативного аффекта имеет тенденцию активизировать агрессивные побуждения и рудиментарное переживание гнева, прежде чем субъект успевает хорошо осмыслить происходящее, некоторые заявят: «Этого не может быть. Человек не будет сердиться и не будет агрессивным, когда он печален или находится в подавленном настроении». И все же, вопреки тому, что думают многие люди, печаль и депрессия, несомненно, могут порождать чувство гнева, враждебные мысли и агрессивные тенденции.

+++
М.Эриксон, Э.Росси Гипнотерапия
5. Утилизация негативных аффектов и замешательства пациента
Многие терапевты осторожны с негативными аффектами, сомнениями и замешательством пациентов. Они рассматривают негативные аффекты, как нечто такое, что следует обойти. Эриксон иллюстрирует, как можно утилизировать негативные аффекты, чтобы вызвать состояние транса и способствоват терапевтическим изменениям.
Попытки объяснить что, недопонимание, сомнение и неуверенность пациентов также можно утилизировать в качестве способа наведения транса. Чтобы продемонстрировать этот подход, приведём истории двух пациенток (30 и 40 лет). Одна пациентка проявляла очень сильные сомнения и неуверенность в том, что гипноз на неё подействует. Другая выразила мнение, что гипноз и физиологический сон – идентичны, и что не может войти в транс, если сначала не заснет.
Попытки объяснения были бесполезны и привели только к усилению тревоги и напряженности обеих пациенток. Поэтому была использована техника, утилизирующая их непонимания. Обеим пациенткам рассказали, что их введут в глубокий транс. Во время погружения в транс они должны были сотрудничать, оценивая и исследуя соответствие и подлинность каждого момента реальности и каждого момента субъективного опыта, который был упомянут. Таким образом, женщины должны были чувствовать обязанность дискредитировать или отклонить всё, что казалось им сомнительным или неверным. Для одной акцент был сделан на субъективных ощущениях и реакциях с небольшими замечаниями-вставками об объектах реальности. Для другой на внимании к объектам реальности как доказательство бодрствования с вкраплением внушения для субъективных ответов. Таким образом, область осознания каждой пациентки постепенно сужалась и приводило к усилению восприимчивости и зависимости от действий автора. Стало возможным каждую пациентку в сомнамбулический транс, используя простое закрывание глаз и технику прогрессивной релаксации. Немного перефразированную, чтобы соответствовать потребностям этих пациенток.
Следующие примеры высказываний:
«По мере того как вы удобно сидите в этом кресле. Вы можете ощутить вес своих рук, лежащих на ручках кресла. И ваши глаза открыты, и вы можете видеть стол, и при этом обычные моргания век вы можете замечать или не замечать, так же как кто-то может ощутить обувь на ногах, а затем опять забыть о ней. И вы на самом деле знаете, что можете видеть шкаф, и можете задаться вопросом, заметил ли ваш бессознательный разум название какой-либо книги. А теперь снова вы можете заметить ощущение ботинок на ногах, по мере того как ваши ноги опираются на пол, и в тоже время вы можете заметить, как опускаются веки, когда вы направляете свой взгляд на пол. Ваши руки всё ещё на ручках кресла, и все эти вещи реальны и вы можете на них внимание и ощущать их. Если вы посмотрите на своё запястье, а затем на угол комнаты, возможно, вы сможете почувствовать изменение зрительной фокусировки. Возможно, вы можете вспомнить как, будучи ребенком, вы забавлялись разглядыванием предметов. Глядя ни них так, будто они вдалеке, а потом вблизи. И по мере того. как ассоциативные воспоминания вашего детства проходят через ваш разум, они могут меняться от простых воспоминаний, до утомительных чувств, потому что воспоминания реальны. Они хотя и абстрактны, но реальны, как кресло и стол, и чувство усталости, которое появляется от того, что вы сидите без движения, и которое можно компенсировать, расслабив мышцы и почувствовав вес тела, также можно явственно почувствовать усталость век как утомление и расслабление, растущее всё больше и больше. И всё это, как было сказано, реально, и ваше внимание к этому реально, и вы можете почувствовать и ощущать всё больше и больше. когда направляете внимание на свои руки или ноги, или стол, или дыхание, или воспоминание об ощущении комфорта, как вы когда-то закрывали глаза, чтобы дать им отдохнуть. И вы знаете, что сны реальны, что один видит кресла и деревья, и людей, и слышит, и чувствует различные вещи во снах, и что зрительные и слуховые образы так же реальны, как стулья и столы, и книжные шкафы, которые становятся зрительными образами». Таким образом, возрастающей частотой, высказывания автора становятся простыми директивными внушениями субъективных ответов.
Вышесказанное является прекрасной иллюстрацией подхода вкрапления, применяемого, чтобы постепенно повести пациентов к субъективным ответам и концентрировать внимание на внутренних событиях, что способствует трансу.
+++
10 принципов общения с конфликтным пациентом
Изяков Дмитрий Николаевич
Педиатр17 февраля 2016
Слушайте внимательно и Вы поймёте, что стоит за агрессией.
За ней вполне может оказаться реальная проблема. Необходимо понять чувства пациента-в этом помогут не столько его слова, сколько тон голоса, интонации и жесты. Затем услышьте главную мысль в потоке, отделяя агрессивную форму от содержания, иначе собственные эмоции помешают адекватно воспринять ситуацию.
Слушайте ЧТО говорит, а не КАК говорит.
Не поддавайтесь на провокации.
Агрессивный пациент ждёт, что Вы ответите на его провокацию, вступив в словесную перепалку. Помните, что Вы сильнее в медицинских вопросах, а вступив в обмен словесными выстрелами, станете равным с пациентом.
В словесной дуэли нет победителей, ибо проблема так и не решится.
Не повторяйте за пациентом грубых слов.
Перефразируйте сказанное, не изменяя сути, и ответьте по существу проблемы. Чем эмоциональнее пациент, тем более спокойнее реагируйте. Оставайтесь вежливы и корректны, но обязательно продолжайте проявлять интерес к медицинской проблеме пациента.
Холодная корректность бесит агрессора так же, как и ответное хамство.
Не принимайте на свой счёт.
Агрессия пациентов в большинстве случаев направлена не на Вас, а на ситуацию. "Вы всё перепутали!" означает, что "Мои анализы не пришли вовремя и и кто в этом виноват, меня не интересует, но поскольку я говорю с Вами, то Вам меня слушать и исправлять ситуацию"
Врач выступает в роли громоотвода, а не цели агрессии.
Обращайтесь к пациенту по имени.
Если пациент и слова не даёт вставить-назовите его по имени+/-отчеству. Большинство прислушивается и Вы сможете озвучить свой ответ.
"Помните, что для человека звук его имени-самый сладкий и самый важный звук в человеческой речи" (с)
Выразите сочувствие и понимание.
Необходимо выразить сожаление по поводу сложившейся ситуации, но без частностей. Не отделяйте себя от учреждения, в котором работаете, либо от коллег, даже если есть их вина.
"Я понимаю Ваши чувства, и это действительно неприятно. Сожалею, что произошло это недоразумение"
Согласитесь и принесите извинения.
Если недовольство пациента обоснованно, то лучше сразу с этим согласиться. Если необоснованно, то согласиться с оговоркой сути ситуации без перехода на личности. Мнимое согласие и мнимое признание вины сразу гасит конфликт и позволяет перейти решению вопроса.
Будьте выше и лучше агрессора.
Возьмите перерыв при необходимости и по возможности.
Если чувствуете, что эмоции переполняют, то покиньте поле боя, чтобы прийти в себя. Это надо сделать под благовидным предлогом и ненадолго.
"Извините, мне надо проверить информацию по этому вопросу. Я вернусь к Вам, через минуту."
Предложите план действий.
После того, как Вы выслушали пациента и поняли, в чём заключается его проблема, изложите свои предложения чётко и недвусмысленно. Будьте абсолютно уверены, что Ваш план осуществим.
Заканчивайте своё предложение решения закрытым вопросом.
"Вас устраивает такой вариант?"
Это создаёт иллюзию выбора, при котором пациенту ничего не остаётся, как подтвердить Ваш.
+++
М.Эриксон, Э.Росси. Гипнотерапия: Случаи из практики
6. Утилизация симптомов пациента
Так как симптомы пациента обычно находятся в основном центре внимания, иногда мы можем утилизировать  их, чтобы облегчить наведение транса  и быстро решить проблему.
В этом подходе мы опять утилизируем внутренние реальности пациента – доминирующую систему представлений и убеждений – чтобы навести транс и облегчить процесс терапии.
Из работы Эриксона, которую он проводил во время обучения стоматологов:
Мужчина, тридцати лет, заинтересовался гипнозом. (…) Несколько лет спустя он решил, что его дантисту следует воспользоваться гипнозом, поскольку мужчине предстояло обширное лечение, а он сильно боялся любой боли.
Он быстро вошёл в состояние транса, с помощью внушений вызвал анестезию в своей руке, но у него не получилось перенести анестезию и даже аналгезию на ротовую полость. Вместо этого, его ротовая полость, казалось, стала даже более чувствительной. Все усилия вызвать анестезию или анальгезию непосредственно тоже провалились.(…) Затем его привели к Эриксону в качестве особого случая.
Было быстро достигнуто состояние транса и пациенту напомнили о его желании чувствовать себя комфортно в кресле стоматолога. Затем ему дали инструкцию внимательно слушать инструкции и всё в точности исполнять.
Затем ему внушили, что его левая рука станет чрезвычайно чувствительной ко всем стимулам, фактически, она будет очень болезненной. Гиперчувствительное состояние продолжится до тех пор, пока он не получит противоположных инструкций. Однако, пока будет длиться это состояние, будут приняты необходимые меры для того, чтобы защитить его руку от болевых контактов.
На эти внушения пациент проявил полностью адекватную реакцию. В дополнение к гиперчувствительности руки и совершенно без каких-либо ещё специально сделанных внушений спонтанно вызвал анестезию ротовой полости, сделав возможным проведение стоматологической работы без каких-либо обезболивающих препаратов. (…)
Очевидно, в психологическом отношении, предубеждение пациента состояло в том, что стоматологическое лечение должно быть абсолютно связано с гиперчувствительностью. Когда эта ригидная установка стала известна, сало возможным добиться зубной анастезии способом аналогичным тому, как расслабление одной мышцы позволяет сократиться другой мышце.
+++
https://bookap.info/author/1541
Утилизация — ещё один основной принцип терапии Милтона Эриксона. Под этим понимают обращение к системе веры и ценностей, а также к индивидуальной позиции и надеждам, с какими клиент приходит в психотерапевтический кабинет.
Разговаривая с людьми, Эриксон перенимал их язык. Также в выборе своих аналогий и метафор он ориентировался, в основном на собеседника: инженеру он описывал свою идею, опираясь на примерах из области техники, садовникам рассказывал истории о растениях. Таким образом, стараясь передать свои мысли, он учитывал ситуацию другого человека. Хейли оценивает это так:
"Такой способ пробуждения у окружающих чувства общности, посредством акцептации их языка, у его коллег профессионалов, представляющих теории непримиримые с его методами, вызывал впечатление, что Эриксон думает так же как они. Он мог разговаривать на многих "языках", так что коллеги и пациенты поддавались иллюзии, что понимают и разделяют его теории, позже удивляясь его неожиданным идеям"309.
Такой метод имел часто такое же значение, как и введение терапевтической двойной связки. Эриксон проиллюстрировал этот принцип историей из своего детства:
"Мое первое сознательное применение двойной связки, которое я еще хорошо помню, имело место в ранние годы детства. Однажды, в один из зимних дней, при нулевой температуре, мой отец вывел из сарая телёнка к корыту с водой. Когда теленок утолил жажду, он отправился назад. При входе в сарай, он однако остановился и несмотря на то, что мой отец отчаянно тянул его за узду, теленок не сдвинулся с места. Развлекаясь в снегу и наблюдая за этой проблемой, я начал от души хохотать. Отец попросил меня помочь. Когда я понял, что тут имеет место бесцельное сопротивление, то решил дать телёнку шанс продемонстрировать его. Поскольку он явно желал этого, я применил на теленке принцип двойной связки. Я схватил его за хвост и стал тянуть в противоположном направлении, в то время как мой отец все еще пытался втолкнуть его в помещение. Теленок сейчас же пересилил сопротивление самого слабого человека и втянул меня в сарай"312.


Рецензии