Мерчандайзинг

Это сегодня никого не удивишь бизнес-терминами: лизинг, банкинг,  B2C, B2B, дистрибуция, SKU,  MFCG, мерчандайзинг, фэйсинг, ATL, BTL, логистика, вэнселлинг, HoReCa, преселлинг и т.д., а вначале 90-х для меня, как многих предпринимателей, которые впервые столкнулись с западными поставщиками, любое незнакомое слово могло вогнать в стопор.
Помню, что на первых переговорах на вопрос одного из представителей международной компании, которая начала поставлять жевательную резинку в Россию, о том, кто в моей компании занимается мерчандайзингом, я скромно ответил, что я. Увидев удивление в глазах переговорщиков, я успел отреагировать и сказать: «Мне приходится за все отвечать и обучать сотрудников мерчандайзингу». Немецко-говорящие представители предположили неточность перевода при первом ответе. Это не помешало нам заключить контракт. Только через день я узнал, почитав в переводной книге по маркетингу, кто такие мерчандайзеры и, что они занимаются вполне приличной деятельностью - выкладкой товара на полках в магазинах. Термин мне своей загадочностью очень понравился. Можно было понять удивление немецких партнеров, как это я могу все успеть: и управлять бизнесом  и на полках в магазинах выкладывать продукцию!
Однажды  этот бизнес-термин мне помог в непростой ситуации. Водитель грузовика с очередной партией кондитерских изделий перепутал адрес и вместо того чтобы прибыть на склад, направился к офису компании. Мы все знаем, что водители-дальнобойщики - это особый народ, если в голову что-то вошло, уже не выбить - «навигатор выведет, а если что, народ подскажет». Водитель лихо выруливал по линиям Васильевского острова, пока не задел Мерседес одного из местных криминальных авторитетов. Я сокращаю подробности. Очень скоро в мой офис внесли под руки бедного водителя крепкие парни, и на вопрос их лидера: «Твой?»,- я ответил «Нет. Не мой, водитель перевозчика».
- Тогда мы забираем машину, водителя и груз!
- Забирайте. Все застраховано.
Короткий и спокойный диалог не дал возможности лидеру быстро выйти на торг о стоимости ремонта Мерседеса, и группа бандитов вальяжно расселась по стульям. На меня в упор уставился авторитет. Через красивую окантовку дорогих очков с легким прищуром и волчьим взглядом на меня смотрел бывший сиделец. Его выдавала покрасневшая кожа «нездорового загара» от спертого воздуха тюрьмы и чифиря. Передо мной сидел человек, который ненавидел этот мир и этих «сытых коммерсов», которым отпущено жить в этом хаосе столько, как он определит.
-Чем фирма занимается?...
-МЕРЧАНДАЙЗИНГОМ!
Я замечаю за собою, что у меня где-то на генетическом уровне предки оставили свойство шутить, когда не до шуток. Если бы я достал в том момент из-под стола автомат Калашникова,  то я думаю, что он не произвел бы такого впечатления, как это слово. Психологи подтверждают, что самое неприятное для человека несет неизвестность. Поэтому, когда мои крепкие оппоненты услышали очень непонятное, «заковыристое»  слово - «МЕРЧАНДАЙЗИНГ», замолчали, и образовалась уважительная пауза на несколько секунд.
Авторитет не стал переспрашивать, не желая показывать свою неосведомленность перед рядовыми «бойцами». В это время подъехали еще три сотрудника моей службы безопасности.  Обстановка позволила далее, как говорили в 90-х, спокойно «разрулить ситуацию». Водитель был освобожден, и с ним автомобиль с грузом. Директор компании - перевозчика, с которым я связался по телефону при бандитах, дал обязательство компенсировать ущерб в течение 3-х дней под мои гарантии. Бандиты видимо посчитали, что c тем, кто занимается «мерчандайзингом» лучше найти компромисс. 


Рецензии