Таможня не дает добро

Я возвращаюсь к обещанию моему читателю, что постараюсь объяснить свою нелюбовь к слову «таможня».  До тех пор, пока я на практике не стал пересекаться с этим государственным органом, в моем советском подсознании это слово ассоциировалось с двумy героями.  Первый герой – литературный гоголевский Чичиков из «Мертвых душ», а второй кинематографический – таможенник Верещагин, которого замечательно сыграл советский актер Павел Луспекаев в фильме «Белое солнце пустыни».  Этих героев объединяло одно, они служили России. Если Чичиков, обладая великой изворотливостью и особым нюхом за контрабанду (нелегально перемещаемым товаром через границу), получил на таможне стартовый опыт и капитал и смог далее их приложить для развития предпринимательского дела. Он достиг «высочайшей» точки коммерческого успеха, научился торговать не просто «воздухом», а мертвыми душами. А вот офицер таможенной службы Верещагин в критический момент своей жизни сделал выбор и погиб с великой скорбью об ушедшей России. Его слова «За державу обидно!» с экранов кинотеатров и телевизоров обращенные из советского времени, оказались пророческими. С этими словами многие честные государственные служащие, военные и гражданские, наблюдали уже в наше время развал и крушение великой державы – Советского союза.
 Для чего я это пишу? Я пытаюсь объяснить удивительный феномен сегодняшнего времени – образ, сознание, мироощущения российского чиновника.C одной стороны он Верещагин, а с другой стороны он Чичиков. Эти трансформации настолько могут быть стремительны, что неопытный человек, может усомниться в психической вменяемости чиновника. Как по сути два разных человека могут уживаться в одном? Для меня это тоже остается загадкой. Но это необходимо учитывать, когда взаимодействуешь с ГОСУДАРСТВОМ, как конгломератом таких чиновников, которых большинство. У меня нет желания кого-то обидеть, иронизировать или надсмехаться над людьми, которые являются частью нашего общества. То, что кто-то из нас не является чиновником- это всего лишь перипетии личной судьбы. Наверняка можно вспомнить жизненные обстоятельства, когда на определенных поворотах судьбы, некоторые из нас могли стать чиновниками. И удивительные трансформации личности могли коснуться каждого из нас. Оставаться самим собой в условиях, когда надо поддерживать державную линию и бороться с искушениями, когда блага плывут сами в руки, это очень тяжело. Верещагин намного ближе каждому из нас, свой мощью, русским характером, но Чичиков начинает нашептывать и выстраивать планы личного обогащения.
Итак, подробнее! В один из дней мне позвонил сотрудник моей компании, осуществляющий взаимодействие с таможенными органами.
-Александр Александрович, ко мне в коридоре таможни, подошел человек и попросил Ваш телефон-сотрудник говорил такой интонацией, что я догадался, что этот человек рядом с ним и человек непростой.
-Хорошо. Дай ему мой рабочий телефон. Пусть звонит.
По опыту тех лет примерно один – два раза в неделю приходилось встречаться с представителями различных ОПГ, которые рыскали по городу в поисках новых жертв для рэкета и «крышевания». Обычно было достаточно встречи с начальником службы безопасности, иногда к встречам  подключался я. К таким встречам я привык. Когда красивым молодым людям в кожаных куртках и спортивных штанах объяснишь, что мы работаем с официальными органами, то они успокаивались. В этот раз ко мне напрашивались на встречу люди с кавказским акцентом.
Мы встретились на следующий день перед моим офисом на набережной Лейтенанта Шмидта. Прибыла группа из пяти кавказцев (позвольте не буду уточнять национальную принадлежность) и одного юриста. Именно так  его и представил старший группы: «Это наш юрист». Юрист на фоне мрачных, крепких личностей, казался веселым и образованным человеком. Он  прекрасно, без акцента говорил по-русски.
Юрист озвучил предложение, «от которого я не должен был отказаться». Пред- история предложения из его уст звучало банально. Через таможню (не уточняя какаю, в Питере их несколько) на мою компанию прошло очень много грузов. На меня обиделось финансовое руководство таможни, оказывается, я их даже с праздниками не поздравляю. Суть предложения удивила меня своей наглостью. Основной посыл предложения был таким – «делиться нужно с людьми, тогда и жизнь будет спокойная». Ключевую информацию юрист хладнокровно озвучил как судья, выносивший приговор рецидивисту, что в ближайшее время на мою компанию будет выставлено ИНКАССО (обязательство об оплате и списания денег с расчетного счета) на огромную сумму за неоплату таможенных пошлин. И их группа юридических специалистов готова за определенную мзду (20% от суммы)  не допустить ИНКАССО от таможни. Все это время «юридические специалисты» пристально наблюдали за мной и искали брешь в моем внешнем спокойствии.  Далее юрист обозначил сумму в несколько сот тысяч долларов, которую я должен им заплатить. Услышав сумму, я первый раз дал  волю своим эмоциям.
Я нервно рассмеялся и предложил закончить нашу встречу, объясняя, что пришли не по адресу.  « Уважаемые господа, я осуществлял прием груза в интересах компании «Марс», плательщиком пошлин является Марс,  к ним в Москву и идите! Хотите документы покажу?»
«Хотим!»- сказал юрист, удивленный таким поворотом в диалоге.
Я с группой «специалистов» поднялся в офис,  и показал все документы юристу. Он был расстроен, что его предложение не имело перспектив. Кавказцы наблюдали за нашим диалогом настороженно, не понимая до конца смысл наших слов.
- На Вашу компанию все равно будет выставлено ИНКАССО!- юрист не унимался.
- Интересно? А на каких основаниях?
- Просто, Вы попали под раздачу «пирогов»! На таможне недовыполнение плана по сборам! Вы еще нам должны за то, что мы предупредили Вас!– При слове «должны» кавказцы оживились.
- Если Вы юрист, то Вы понимаете, что если уже оплачены таможенные пошлины на основе действующих ставок, то таможня не может выставить ИНКАССО на товар, который был ввезен полностью на законных основаниях полгода назад. Ну, а если выставит то, это легко оспаривается в суде.
- Вот-вот, Александр, мы выставим, а Вы дальше судитесь, разбирайтесь, права таможня или нет?
Не удивляйтесь, уважаемый читатель, многие государственные органы (налоговая полиция, налоговая инспекция, Таможня, Росстат) в те годы имели право выставлять ИНКАССО, на основании внутренних решений (актов), без решения суда. Насколько я знаю, в настоящее время этот порядок не изменился. Кроме этого заблокировать работу предприятия могут пожарный надзор (МЧС), Роспотребнадзор, Технадзор, Антимонопольная служба. Возможно, имеются еще службы, которые могут принципиально повлиять на бизнес. Вот сегодня ты еще работаешь, все крутиться, люди получают заработанную плату, компания платит налоги, но этот маховик по решению и одной подписи важного чиновника останавливается. Мне всегда было интересно, что чувствует этот уважаемый, невидимый начальник, когда подписывает в череде текущих дел и просматриваемых бумаг еще один АКТ, ПЕРЕДПИСАНИЕ, от которых зависит судьба бизнеса и людей, связанных с ним.
По итогу нашего диалога со «специалистами- посланниками» мы договорились, что я заплачу им «премию» за предварительную информацию о том,  что они меня предупредили, если ИНКАССО будет выставлено на расчетный счет моей компании. Не мог же я поверить сразу, пусть и «уважаемым людям», что эту финансовую операцию так легко реализовать. Перевожу на доступный человеческий язык, я нашел компромисс с бандой рэкетиров, которые делились с таможенными чиновниками. Конечно, премия оказалась намного меньше, чем первоначально озвученная сумма. Старший банды, после короткого обсуждения итогов визита с юристом, подал мне руку и произнес: «Хорошо!» Мы расстались.
Примерно через неделю, мой расчетный счет был заблокирован ИНКАССО. Сумма штрафов была огромная! Более 3 миллиардов рублей в ценах 1994 г! Все деньги, если бы они приходили на счет, переводились бы на счет таможни. Я пишу «если бы», т.к.  я подстраховался, и все денежные обороты постарался перевести на новое юридическое лицо с новым расчетным счетом в другом банке.  Это помогло избежать мгновенного краха моего бизнеса, но нанесло ощутимый урон, т.к. невозможно было перевести за неделю все договора с клиентами и поставщиками.
Три месяца длились юридические разбирательства, и на первом же заседание в арбитражном суде была легко доказана незаконность этого ИНКАССО. В акте таможни были грубейшие ошибки и по форме и по содержанию (закону). Только представьте, моя деятельность была заблокирована документом, в котором правдой было только название моей компании, и точно был указан  расчетный счет в банке. Все остальное ложь! Юридический адрес компании указан не питерский, а московский, не моей компании. Сам факт расчетов штрафов за якобы неуплату таможенных пошлин был сделан на основании постановления, которое вышло через полгода после всех таможенных операций с грузом ввозимых моей компанией. По этому акту таможня отменило базисное юридическое понятие- «закон обратной силы не имеет». Объясняю, если основной поток грузов растормаживался, и производилась оплата таможенных пошлин до конца 1993 г, когда действовали определенные ставки пошлин. В июле 1994 г. вышло новое постановление таможенного комитета с повышенными ставками. Так вот, мне выставили штраф «за неуплату таможенной пошлины» по ставкам нового постановления.
Сам факт выигрыша суда еще ничего не значил. Только после совместных действий с юристами компании «Марс» в Москве в Таможенном комитете России (так раньше назывался главный таможенный орган), и получения от главного их начальника письма, ИНКАССО было отозвано.
Сквозь строки этого документа (ИНКАССО) просматривались улыбчивые лица «чичиковых», обиженных на меня за то, что я с праздником их не поздравил. Да, действительно, я оскорбил их державные чувства, когда многие помнили, кто в доме хозяин, а я забыл. Конечно, дело не в подарках, а в их желании заработать! Напрямую таможенные чиновники действовать не могли, поэтому и привлекли специалистов с кавказским акцентом.  Безусловно, от этого незаконного шага на таможне из чиновников никто пострадать не мог. Кто не ошибается?  Все это время моя компания значительно снизила обороты, некоторые проекты пришлось закрыть. Я не получал прибыль почти полгода. С тех пор при слове Таможня у меня всплывает двойственный образ государственного органа с элементами бандитского рэкета. Да, в общем, кому интересны мои чувства и переживания? Только таким же, как и я – пострадавшим от произвола и беззакония в те годы! …«Крокодил продолжал свою охоту».


Рецензии