Псих, запой и бюрократия

Многие бизнесмены, создавая свой бизнес, ориентируются на традиционную, организационную структуру компании. Я рекомендую своим клиентам начинать с осознания,  описания и оптимизации бизнес-процессов, которые и должны генерировать прибыль.  Часто повторяемый  вопрос от потенциального заказчика: «Как Вы видите структуру нашей компании?» Мой ответ обычно звучит так: «Давайте начнем c главного. Вы хотите иметь прибыль? А структура – это расходы, часто очень большие на содержание людей с бюрократическим мышлением. Давайте начнем с описания процессов, которые приносят Вам деньги! А далее под эти процессы и людей расставим».  (Конец  рекламной  паузы). Если Заказчик не понимает о чем идет речь, я начинаю заходить с другого конца.   Об этом эссе. Надеюсь, рассказ не утомит уважаемого читателя примерами бюрократических структур, которые мы все, как налогоплательщики, финансируем.
Однажды для «перекредитовки» (продления прежнего кредита), один из крупных банков потребовал перевести офис из жилого фонда в нежилой. Офис находился в моей собственности и представлялся банку в качестве залогового обеспечения. В те годы часто бизнесмены покупали несколько коммунальных квартир, расселяли их, представляя жильцам отдельное жилье. На месте бывшей коммунальной квартиры, либо появлялась большая квартира для жилья, либо офис. В моем случае, на месте большой коммунальной квартиры  я сделал офис. Но он продолжал числиться в городском фонде, как объект для проживания, а не для работы.
В этом  банке их новый юрист, увидел противоречие и потребовал  оформить офис, как нежилой объект. Иначе кредит не продлевался (не пролонгировался), и мне предстояло его погасить, что не входило в мои бизнес-планы. Я поехал в банк и договорился, что я оформлю все документы на офис в течение полугода, и мне банк продлил кредит на прежних условиях. Перед поездкой в банк, я, конечно, проконсультировался со своим юристом и срок полгода ему назвал его знакомый специалист по недвижимости.
Когда же я начал обсуждать вопрос о переводе офиса в нежилой объект, возникло несколько уточняющих вопросов. Один из самых центральных, что для этого необходимо специальное постановление мэра Санкт-Петербурга. В те годы это казалось недостижимым для бизнеса. Вопрос не стоял в деньгах. Все понимали, чтобы пройти все бюрократические этапы в нескольких организациях на районном и городском уровне, собрать все необходимые подписи и документы (всего около 60 согласований) предстояло нанять супер -специалиста с очень широкими связями. Практики получения таких постановлений не было и все специалисты по недвижимости тут же пошли на «попятную». Если вначале назывался срок в полгода, то при детальном изучении это вопроса, сроки назывались в несколько лет.
У нас в стране веками сложился такой  бюрократический подход к решению проблем, что часто теряется смысл, логика, цель создания какого-либо государственного учреждения. Любые попытки совершенствования процессов взаимодействия человека и государства, приводят еще к большему усложнению этого взаимодействия и значительному увеличению количества чиновников. Почему?  Проблема кроется в большей части в нашей РАБСКОЙ психологии, следствием которой является организационно-штатное мышление. Это мышление, если кто-то из нас становится начальником, двигает нас не на собственную активную работу и углубление в детали текущих дел, а на создание под нашим руководством структуры подчиненных сотрудников (аппарата, отдела, управления, департамента и т.д.), которые будут «работать за нас». Ну а мы будем эффективно управлять ими. В итоге бюрократический аппарат размножается как заразный вирус, пожирающий государственный бюджет, полезное время, отпущенное нам на преобразования, уничтожающий все благие начинания. И чем ленивее и бездарнее чиновник, тем многочисленнее под ним аппарат управления. 
На практике сегодня мы имеем самое многочисленное и неповоротливое государственное управление в сфере экономики. При чем, «структурно-бюрократический вирус» пронизывает многие сферы управления: банки, крупный и малый бизнес, политические партии и т.д..
В нашем правительстве сегодня существуют несколько похожих по функциям министерств: министерство экономического развития,  министерство промышленности и торговли, министерство сельского хозяйства и т.д. В каждом из министерств есть несколько десятков департаментов, которые дублирую похожие функции департаменты из других министерств. Даже в одном министерстве могут быть похожие по названиям и функционалу департаменты. Так в  министерстве промышленности и торговли обнаружены два департамента стратегического развития. А внешнее экономическое сотрудничество координируют из нескольких департаментов нескольких министерств. Как взаимодействует «Департамент корпоративного управления и федеральных целевых программ» Министерства промышленности и торговли с «Департаментом государственных целевых программ и капитальных вложений» Министерства экономического развития и чем они отличаются, будет тяжело понять простому человеку. Таких примеров проявления «структурно-бюрократического вируса» тысячи.
Теперь представьте, что во всех городах и населенных пунктах существуют бюрократический аппарат, который по своей сути заполняет управленческое пространство, необходимости в котором просто нет в условиях рыночных отношений.
Продолжаю рассказ. Итак, я пообещал банку и на условие, что я переведу за полгода офис из жилого в нежилой объект, было заключено дополнительное соглашение к договору залога. Неприятная картина. По правде сказать, зачем это нужно и в чем логика, мне никто не смог ответить из специалистов. Это- очередное законодательное, бюрократическое требование. И нашелся же юрист в банке, который увидел противоречие, из-за которого столько возникло проблем.
Я начал искать специалиста. Было несколько кандидатур и представителей компаний, которые, к сожалению, не давали каких-либо гарантий, но запрашивали за услуги очень большие деньги. Я уже начал думать, чтобы отказаться от кредита в банке, вернуть его и  получить в другом банке, требования которого не были столько жесткие по офису. Но тут позвонил мой знакомый и порекомендовал специалиста, который может решить столь сложную, нестандартную задачу. Мой знакомый подтвердил, что с его помощью  уже решил  несколько проблем в администрации города и попросил не удивляться его внешности. Так же он предупредил, чтобы я не выдавал аванс за работу, т.к. человек является «немного пьющим», т.е. запойным.
В сложившихся условиях, я согласился на предложение моего знакомого. На следующий день ко мне прибыл «специалист». Его звали  Петр Иванович.  Его внешнему виду удивился не только я,  но все сотрудники, которые пересеклись с ним от входа в офис до моего кабинета. Охранник офиса проводил его до дверей и убедился, что это не случайный посетитель и его не надо сразу выпроваживать. Предо мной предстал мужчина средних лет,  небритый, непричесанный, в помятой одежде, сквозь летние плетеные туфли просматривались дырявые грязные носки. Весь облик Петра Ивановича излучал одно желание, быстрее похмелиться. Его речь выдавала в нем достаточно образованного и интеллигентного человека. Мое стремление найти в нем какие-нибудь положительные черты, тут же было перечеркнуто отвратительным «амбре» исходящим от давно немытого мужчины. Я сдержался, чтобы сразу же прекратить диалог, памятуя предупреждение моего знакомого, и рассказал ему суть проблемы. Я начал задавать вопросы.  Ответы Петра Ивановича поразили меня четкостью и знанием многих тонкостей, о которых я раньше не слышал. Главное, что Петр Иванович пообещал пройти все согласующие инстанции и  получить свидетельство на офис, как нежилой объект, максимум за полгода. Во время нашего диалога зашла секретарь Лена и предложила гостю чай или кофе. Петр Иванович попросил кофе без молока и сахара. Лена вышла, демонстративно зажав нос, и высказала мне глазами свое удивление о посетителе. Мы договорились о стоимости услуг Петра Ивановича. Сумма оказалась достаточно приемлемой. Он попросил аванс  30% от суммы. Я отказался, но предложил заплатить 50%, сразу после выхода постановления мэра и 50% от суммы после получения свидетельства о собственности. Петр Иванович сделал вид, что думает. В этот момент у него особо проявилась тряска в руках и одна из ног начала выбивать чечетку.
«Хорошо. Я согласен»- сказал Петр Иванович и совершенно счастливым человеком откинулся на спинку стула. Я вызвал юриста Анатолия, которому поручил текущее взаимодействие с Петром Ивановичем. Когда Петр Иванович ушел, удивленный Анатолий произнес: «Что это было, Саныч?»-, артистически сделав акцент с выпученными глазами на «ЧТО». «Это наше решение проблемы с переводом офиса в нежилой фонд» - неуверенно ответил я.
Надо сказать, что я и Анатолий уже через несколько недель изменили свое мнение о Петре Ивановиче. Анатолий с удивлением периодически докладывал мне о стремительном прохождении Петром Ивановичем первых промежуточных согласований. Уже через два месяца  мы получили постановление Мэра о нашем офисе. Петр Иванович прибыл за полагающейся ему 50% частью «гонорара». На фоне этой позитивной информации я совершенно забыл предупреждение о его «запойности». Петр Иванович получил деньги и исчез. Только через десять дней юрист Анатолий, по своим прежним «ментовским» каналам нашел его бывшую жену, которая сказала, что его надо искать в психбольнице на Пряжке. В обиходе больницу называют «Пряжка», поскольку располагается она в том месте, где из Мойки берёт своё начало река Пряжка. Вскоре Анатолий подтвердил нахождение там Петра Ивановича, название отделения и имя заведующего отделением.  Итак, неожиданно дело встало. Анатолий после встречи с заведующим отделением приехал расстроенным.
- У нашего специалиста состоялся очередной рецидив - «белая горячка». Главврач непреклонен, говорит, что месяц-два он точно должен провести на «Пряжке». Саныч, что будем делать?
- Анатолий, давай вытаскивай его из психушки любыми способами. Процесс нельзя останавливать.
Легко поставить цель подчиненному сотруднику, не всегда эти цели достигаются, даже опытными людьми, каким был Анатолий.
-Саныч, по-моему, там психи не только те, которые лечатся, но и те, кто лечит -через несколько дней мне жаловался Анатолий.- Представляете, заведующий отделением, как фашист смотрит на меня с улыбкой и говорит: «Сюда легко попасть, тяжело выйти!».  Я его убедить пытался и намек на деньги сделал, а он  взял и санитаров вызвал. Не, он точно псих!
Мне ничего не оставалось, как заняться самому изволением из психбольницы нашего уникального специалиста Петра Ивановича. Через день я уже был на приеме у заведующего отделением, где лечился наш специалист. «Чем только не приходиться заниматься!» -только я тогда подумал, когда вошел на этаж отделения, как встретился лоб в лоб с начальником отделения.
-Вы к кому?- резко спросил он
-Видимо к Вам, Сергей Владимирович-
-В чем вопрос?
- Нужна Ваша консультация!
- Конкретнее…
- Вчера был у Вас мой заместитель. Он говорил с Вами о нашем сотруднике Петре Ивановиче, он у вас на излечении…
Доктор резко оборвал меня, - Я вчера все объяснил вашему заместителю, что процесс выздоровления после нескольких рецидивов непрогнозируемый. Нужно наблюдение. Если Вы снова по этому вопросу, то … до свидания- И доктор показал мне рукой на выход из отделения
- Нет, Сергей Владимирович, я не о Петре Ивановиче пришел просить. Пусть он лечится столько времени, сколько посчитаете нужно. Мне действительно нужна консультация. Можно поговорить с Вами наедине? – мой учтивый тон и перевод разговора в другую плоскость, заставил заведующего отделением пригласить меня в свой кабинет.
- Я Вас внимательно слушаю - уже более спокойным голосом в своем кабинете сказал врач. Я представился и начал излагать свое предложение.
- Сергей  Владимирович, прошу помощи! Не понимаю, как дальше можно работать с людьми! Нанимаю сотрудников, возлагаю на них определенные задачи, а  в большинстве из них просто невменяемые. То ли время такое, толи психические заболевания становятся заразными, толи последствия массовых стрессов! Факт с Петром Ивановичем это только один из эпизодов! Как их распознать таких людей? Могли бы быть нашим постоянным консультантом?- Мое предложение для заведующего было  экспромтом. Я еще не знал десять минут назад, о чем я буду говорить с ним. Интуитивно я понял, что если я буду открыто просить и настаивать, как делал это вчера Анатолий, я снова «наступлю на те же грабли». Своим неожиданным предложением я попал в «десятку». Глаза у Сергея Владимировича заблестели как у великого ученого, который вынужден заниматься  всякой ненужной рутиной, и о забытых заслугах которого наконец вспомнили.
- Да, Александр Александрович,  как Вы правы! Сегодня шизофрения задела свои крылом почти 80% населения. Можете себе представить, как тяжело это диагностировать!.. – монолог о негативном психологическом состоянии российского населения c яркими поэтическими эпитетами и сравнениями продолжался минут пятнадцать. Я внимательно, с неподдельным  интересом слушал «докладчика», периодически задавал вопросы и вставлял реплики. Прежняя научная практика позволяла поддерживать диалог и на эти специфические темы.
- Хорошо, Сергей Владимирович, Вы нам подходите! Когда можете приступить к работе? Я хотел бы, чтобы все новые и старые сотрудники прошли с Вами собеседование!
- В принципе на следующей неделе я готов по вечерам!
- Конечно, нас это устроит! Сколько могут стоять Ваши услуги?-
- На Ваше усмотрение, Александр Александрович!-  Мы немного «пошептались» и нашли с доктором компромисс о стоимости.
- Да, Сергей Владимирович, позвольте считать нашу договоренность закрепленной и быть уверенным, что Вы точно окажете мне помощь. Позвольте выплатить 50% от стоимости. – Доктор немного покраснел, смутился и оживился.
- Вы знаете, деньги не помешают. Позавчера был день рождения. Накрывал «поляну» для друзей. Поиздержался…
- C Днем рождения, Сергей Владимирович! – я вытащил деньги и передал доктору.- Большое спасибо за время! До свидания! Жду Вас в понедельник! –  я резко встал, и уже было протянул руку, чтобы проститься. Но тут Сергей Владимирович проявил так нужную мне инициативу.
- Александр Александрович, а что будем делать с «больным»?- доктор махнул рукой в сторону воображаемой палаты, где,  видимо, и лежал наш Петр Иванович.
- Как решите, Сергей Владимирович, так и сделаем!-
- Ну, если под Вашу ответственность…- я согласился принять ответственность за Петра Ивановича на себя. Через полчаса наш специалист выходил из ворот психиатрической больницы, держа в руках небольшой пластиковый пакет со своим скарбом. Я поговорил с ним резко, пообещал, что если такое еще раз случится, то  я вынужден буду включить штрафные санкции и уменьшить оставшиеся 50% от суммы. Петр Иванович обещал, что этого больше не повториться. Потом он указал на недалеко стоящую от ворот женщину и сказал: « Лучше ей отдавайте деньги! Это моя- бывшая!» Только сейчас я заметил женщину, которая сразу подошла и поздоровалась. Она неожиданно обняла Петра Ивановича и произнесла: «Дурачок ты мой! Дурачок! Пошли домой.»
Я предложил их подвести, но они отказались. Они так и пошли, держась за руки, как молодые девочка и мальчик. Водка, водка, что же ты делаешь с людьми?
Дальнейшая работа Петра Ивановича шла без осложнений. Мы виделись несколько раз, обсуждали текущие вопросы. Его имидж не менялся. Я все время боялся, что он сорвется. Незримая борьба пьяницы со своим пристрастием, сказывается на его внешнем виде. Не до имиджа! Это стоило Петру Ивановичу больших ежедневных усилий.
Наконец наше дело подошло к финишу. Мне неожиданно позвонил начальник отдела в районе, где мы должны были получать свидетельство о собственности на офис, уже в статусе нежилого объекта и попросил приехать меня лично. Мои доводы, что  у Петра Ивановича есть полная доверенность  на получение всех документов, не переубедила чиновника. Я прибыл в районное управление на торжественный момент.
Мне вручила свидетельство уже не молодая женщина. Посмотрела в глаза и улыбнулась. Я спросил ее, почему все-таки она настояла на том, чтобы я приехал лично.
- Хотелось убедиться, Александр Александрович, что  собственник именно Вы.
- Ну что убедились в моей вменяемости?
- Да, спасибо! Вы знаете и еще один очень любопытный момент, Александр Александрович! Я уже двадцать лет здесь работаю, но за все время, я не встречала такого быстрого согласования всех вопросов. Это просто загадка! Менее чем за полгода Вам удалось получить все необходимые согласования, документы, выписки, справки, технические заключения. Как Вам это удалось?-
в вопросе женщины было искреннее удивление и любопытство, с намеком на мою высокую административную поддержку на уровне города или еще выше. Ее голос приятно журчал, как ручей в тенистом лесу.
- Я знаю большой секрет - отшучивался я.
- Какой секрет? –  к диалогу подключились оживившиеся две молодые сотрудницы отдела
- Я скажу секрет, только без обид. Хорошо?- я  достал бутылку шампанского из пакета и поставил вместе с коробками конфет на стол начальника отдела
- Это секрет?
- Нет! Это к чаю.
- Так в чем секрет?
- Один вопрос. Скажите, Вам понравился Петр Иванович, который оформлял все документы?
Одна из молодых девушек наиболее разговорчивая и игривая, фыркнула и ответила - Вы лучше нам скажите, где Вы этого бомжа нашли? От него так воняет!
- Надя! - укоризненно,  с той же улыбкой взглянула на сотрудницу начальница.
-   Вот, Вы и сами озвучили мой секрет! Для того чтобы быстро пройти «бюрократические заросли» надо быть очень неприятным человеком, чтобы у всех чиновников возникло желание отторжения к просящему, и как можно быстрее расстаться с ним. Вы сказали о том, что от Петра Ивановича плохо пахнет. Раскройте секрет, а сколько потом после его присутствия вы проветривали помещение?
Девушки недоуменно переглянулись с начальником отдела и замолчали, пораженные моим вопросом.
- Я Вам скажу, уважаемые дамы. Мой секретарь после первого визита  Петра Ивановича ко мне в офис полдня проветривала помещения, все время ворчала и брызгала духами.
- У нас была такая же история - промолвила начальница, но уже без улыбки.
- Так вот и второй секрет быстрого прохождения его по бюрократическим лестницам. Это негативная память и нежелание видеть его второй раз – я пытался развеселить сотрудниц, но почему-то у меня это не получалось. Они опустили свои головы в бумаги и начали делать вид, что очень сильно заняты. Я простился и вышел. Я не хотел расстраивать чиновников, но видимо они не ожидали от меня такого простого объяснения секрета.
За оставшейся частью денег, которые причитались Петру Ивановичу, приехала его бывшая жена. Она поблагодарила и попросила, если потребуется подобная работа, позвонить Петру Ивановичу. Неожиданно она поделилась со мной, что они решили восстановить отношения, т.к. Петр Иванович пообещал ей больше не пить. Мы попрощались. Как сложилась их дальнейшая судьба, я не знаю.
Юрист банка был удовлетворен полученным документом. К сожалению, кредит через несколько месяцев мне все равно пришлось неожиданно вернуть
по требованию руководства банка. У банка возникли проблемы. Этот банк прекратил свою работу уже через 3 месяца.


Рецензии