Джин-тоник. Разница в 0, 5. Война с Налоговой

Начну вступление в рассказе о слабоалкогольном напитке с неожидаемого вопроса: «Для чего нужно ГОСУДАРСТВО?»  На этот вопрос любой бизнесмен, начинающий свой путь еще в 90-х, ответит с высокой долей вероятности так: « Чтобы долго тебя мучить, а потом разорить! Вопрос только в том, как правильно построить оборону, и подольше продержаться!»  Ответа на этот  вопрос для большинства людей вне бизнеса вообще не существует. Хотя миллионы россиян испытали в те годы огромные потрясения и потери, многие из них привыкли к тому, что кто-то должен быть всегда сверху над народом. Без этого жизнь для них теряет любой смысл.
Действительно без ГОСУДАРСТВА беззаконие, своеволие сильных мира сего или любых неугомонных личностей может привести к полному хаосу и анархии. И еще мы должны быть защищены от внешних врагов. Мы все понимаем, что государственный аппарат должен обеспечивать своему народу  среду для стабильного экономического, социального и культурного процветания, если проще – чтобы МНОЖИТЬСЯ И БОГАТЕТЬ.  Но интересно, чувствует ли, понимает ли это любой служащий, чиновник нашего государственного аппарата?  И кто опаснее внешний враг или российский чиновник, если они с одинаковой ненавистью относятся к своему народу и стране. 
В этом вопросе кроется глубочайший смысл всех наших катастроф и проблем прошлого и настоящего. Рабская психология (построение внутреннего мироощущения и реакция на все происходящее) формировалась в нас веками, когда стержневым фактором являлось насилие и унижение одного социального слоя другим. Рабской психологией «заражались» не только «униженные и оскорбленные» - часть народа с низким доходом, но в первую очередь люди из верхних слоев нашего общества, сегодня принято их называть ЭЛИТОЙ.  Чем быстрее человек в нашей стране менял свой социальный статус и поднимался выше по государственной карьерной лестнице или быстро обогащался, в силу сложившихся обстоятельств, тем ярче в нем могли проявляться рабские качества ненависти, насилия, пренебрежения к своему народу и стране. Парадокс! Казалось бы, еще вчера этот человек «лаптем щи хлебал», а сегодня может сказать, сидя в красивом кабинете c охраной: « Да, народ у нас недалекий, ничего не понимает!»  Ну, ты же был вчера этой частью народа! Народная поговорка «Из грязи - в князи!» точно отражает состояние рабской психологии, которая подталкивает ЭЛИТУ, как можно быстрее забыть свое прошлое и самое главное - забыть об ответственности перед своим народом.
Сегодня хочется рассказать о тысячах примерах из нашей истории,  когда богатейшие люди из различных сословий (царей, князей, купечества, промышленников) помнили об этой ответственности, содержали на свои средства многие социальные объекты: приюты, дома трудолюбия и милосердия, больницы, странноприимные учреждения, бесплатные столовые. Они открывали для своих рабочих и крестьян училища, школы, строили бесплатные дома и квартиры, платили пенсии, давали «вольную» крестьянам еще до отмены «крепостного права». И самое главное - они двигали нашу экономику!
Основными причинами всех революций и восстаний в России всегда было желание определенного социального слоя поменяться местами с ЭЛИТОЙ. Для этого они умело могли манипулировать недовольствами отдельных прослоек общества: «Мы наш, мы новый мир построим! Кто был ничем, тот станет всем!». А другая часть населения, даже всем довольная, произносила в свое оправдание: «Как начальство скажет!» Сегодня в условиях относительно стабильных лет любое приближение к верхушке пирамиды, где размещаются наиболее почетные кресла для  VIP-персон, воспринимается многими людьми в нашей стране, как вхождение в касту «сверх-человечков». Пусть даже и районного или областного (губернского) масштаба. В нас сидит эта рабская психология, и боязнь простой, открытой любви к своей стране и народу. Быть свободным – это значит не претендовать своей свободой на свободу других!
Известное высказывание А.П. Чехова «о выдавливании из себя по каплям раба», т.е. работе над собою, чтобы ощутить полноту свободы, актуально для всех нас, как ЭЛИТЫ, так и ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ.  Свободу невозможно завоевать в результате революций, когда меняются элиты местами. Свободу нельзя получить в результате обогащения, если рядом много бедных людей! Если конечно ты связываешь свою свободу со свободой своей страны. Многие большие чиновники и бизнесмены как раз ассоциируют личную свободу со свободой в других странах, банально планируя свою старость в швейцарских Альпах или на  американских Великих озерах или еще где. Им на свободы внутри России наплевать, лишь бы прибыль капала.
Как страшно ощущать, что Россия снова может встать на краю пропасти, когда недовольство своим материальным положением 95% населения страны, может всколыхнуть «новую революцию»! Когда время для внутренних экономических и культурных преобразований уже окончательно  упущено! Это очень страшно и горько!
Тогда, в 90-е годы, Россия снова встала на путь революционных реформ, отказавшись от поэтапных, эволюционных изменений. Мы все попали в новую, рыночную среду с тяжело объяснимыми, происходившими с нами «реформациями».
Извините, уважаемый читатель, за отвлечение от основной темы повествования. Но  без толкования, что такое рабская психология, не объяснить, почему самые незначительные факты в моей истории и историй многих предпринимателей «первой-второй  волны», ставили наш бизнес на грань банкротства. Да, и не далеко мы ушли от тех лет в осознании, что же такое свобода! Итак…- «Джин-тоник…».
Однажды на пороге моего офиса появились двое  сотрудников из Петроградской налоговой инспекции. Своей молодостью они поразили всех - это были два студента-практиканта из финансового института. По всей видимости, для того чтобы практиканты не мешались под ногами в налоговой инспекции, они и были отправлены на «важное задание» в одну из крупных по обороту компаний города. Эти ребята оказались очень трудолюбивыми. Один из них вообще оказался вундеркиндом. Он на четвертый день нарыл «серьезный компромат». Среди накладных одного из оптовых магазинов он обнаружил документ на отгрузку упаковки (24 банки) слабоалкогольного напитка «джин-тоник» с датой, когда данная продукция не должна была отгружаться (по его мнению). В тот момент закончила действие старая лицензия на торговлю алкогольной продукцией, а новую лицензию нам Комитет по торговле мэрии еще не предоставил. Хотя мы и обратились с необходимым заявлением заранее, но из-за каких-то бюрократических задержек нам предоставили лицензию, с датой начала действия через неделю после окончания старой лицензии. Так вот, оказался период в неделю, когда фактически, формально мы не имели право торговать слабоалкогольной продукцией. На этот период, мы подстраховались и прекратили принимать оплату и отгрузку данной продукции.
Но в одном из оптовых магазинов возник казус. Региональный клиент, оплативший партию «джин-тоника» задолго до окончания действия лицензии, как раз приехал за товаром в период, когда действие лицензии (на неделю) прекратилось. По недосмотру кладовщика склада, слабоалкогольная продукция была отгружена вместе с другим товаром клиента.
Формально комиссия из двух проверяющих студентов обнаружила яркий факт для их дипломной работы, что была отгружена слабоалкогольная продукция без лицензии. Вернее сказать, этот факт (как мы поняли далее в результате юридических споров) имел двойственное толкование. Если мы подали заявление на продление лицензии (так и было), то на эту «злосчастную» неделю распространялось действие старой лицензии, и это нас устраивало. Но Петроградская налоговая инспекция встала на агрессивный путь, утверждая, что действие старой лицензии прекращено,  мы нарушили федеральный закон регулирующий оборот алкогольной продукции и нам грозит штраф в размере 500 MPOT. На тот момент размер МРОТ составлял около 44 тысяч рублей, что в итоге выливается в круглую сумму штрафных санкций в размере 22 млн. рублей  в ценах 1995 г.  Да, это была не смертельная сумма для моего бизнеса, но сам факт уплаты штрафа был, конечно, несправедливым. И это за 24 банки слабоалкогольного напитка джин-тоник (одну упаковку)! Одна банка почти за 1 миллион рублей!  Юрист нашей компании Анатолий порекомендовал встретиться с начальником отдела проверок налоговой инспекции и обсудить позиции сторон, чтобы, как говориться, постараться загасить пожар в его начале.
Я вначале в суете текущих дел, вообще не придал этому факту большего значения. Как я ошибался! Нельзя пропускать такие мелочи, особенно все, что связано с лицензированием! В назначенный час я прибыл в кабинет начальника отдела проверок Петроградской налоговой инспекции. Я предстал пред  достаточно стройной женщиной средних лет, без макияжа, нарочито прятавшей в себе свою привлекательность. Она, ястребиным взглядом красивых глаз, метнув в мою сторону ненавистью ко всем мужчинам  и  всем «новым русским», предложила сесть. Я представился. В ответ получил протянутую визитку, что тогда еще было большой редкостью для государственных служащих. Я подал свою визитку и попытался шутить: «Извините, Татьяна Ивановна, я без галстука. Был на складах!» Я действительно был в свитере. Продолжение моего учтивого и веселого тона прервал спокойный и властный голос Татьяны Ивановны: «Да,  хоть без штанов! У меня 5 минут. Ваш вопрос?»  В этот момент я увидел перед собою образ «революционерки-большевички» - железной леди в кожаной тужурке и маузером в кобуре. Я изложил суть несправедливого толкования готовящейся претензии и попросил найти компромисс, полностью оставаясь в нормах закона, стараясь ей показать необходимые документы.
Татьяна Ивановна, выслушала меня спокойно, смотря в стол в свои бумаги и не обращая внимания на мою папку с документами. Когда я закончил, она подняла на меня свои бесстрастные, красивые глаза, монотонно и четко, как будто наш диалог мог кто- то записывать, произнесла: «Послушайте, ваша компания нарушила закон. О чем Вы меня просите? Речь не идет только о штрафах, это само собой, Вы их должны уплатить. Ставится вопрос о ЗАКРЫТИИ вашей компании, как грубо нарушавшей неоднократно закон о регулировании оборота алкогольной продукции! А по Вам лично, видимо, уже правоохранительные органы будут разбираться». 
- Извините, Татьяна Ивановна, о каких неоднократных нарушениях Вы говорите?
- Вот смотрите акт проверки из Петрозаводска. У городского оптовика обнаружена партия водки, которую он получил от вашей компании. Товарные накладные ваши.
- Какая водка, Татьяна Ивановна? Я водкой никогда не торговал. Это легко проверить. Накладная, скорее всего, поддельная.
Начало нашего разговора меня ошарашило. Мне стало жарко.
-Татьяна Ивановна, предлагаю спокойно во всем разобраться. Мы же уже более 4 лет работаем на рынке, платим налоги. Зачем «рубить голову курице, которая несет золотые яйца».
При словах «золотые яйца» Татьян Ивановна поморщилась, видимо они вызвали у нее какие-то неприятные ассоциации. Я продолжал:
-Татьяна Ивановна, как же вы можете закрыть компанию? У меня сотрудники, у них семьи. За что закрыть? Я что должен всех уволить? Я же плачу налоги государству, а государство платит всем вам! Вы, что не понимаете?
Последние мои слова, конечно, были лишними. Но «слово не воробей…». Надо понимать, что постоянные наезды налоговой инспекции и полиции меня довели уже до определенной точки кипения. Все, что случилось потом, было результатом моей психологической усталости от взаимоотношения с этими организациями. Начальник отдела проверок налетела на меня со всем своим «революционным порывом».
-Мне до ваших «золотых яиц» дела нет. Нам задачи по сбору налогов ставит наше начальство, а свои деньги мы и без вас получим! Послушайте, как Вас там? – Татьяна Ивановна взглянула на мою визитку-Сан Саныч! – видимо для того, чтобы немного понизить меня в «статусе» заменила мое имя и отчество на простонародное.  - Многие бизнесмены, коммерсанты и прочие… нарушители сидели в этом кресле, как Вы сейчас сидите. Даже некоторые плакали, упрашивали.  Вы что себе представили, что придете, поговорите, а мы закроем глаза на ваши нарушения…, - монолог начальника был несколько минут. За ним открылась женщина-чиновник, верой и правдой служащая своему ГОСУДАРСТВУ и видящая во всех бизнесменах- врагов народа, которые достойны только одного - тюрьмы, а лучше расстрела.
 Мне жаль таких женщин, которые обменяли свою внутреннюю женственность и присущую только им доброту, на желание доказать начальству и всем мужикам в мире, что они круче! От чего это бывает в женщинах? Видимо, от отрицательного опыта общения с мужчинами! И конечно…от  рабской психологии, поставить на место, унизить человека, который от тебя зависит в этот момент жизни.
-Хорошо, Татьяна Ивановна! Давайте действовать по букве закона. Я считаю, что Ваши действия не соответствуют закону. Я сегодня постараюсь включить все законные механизмы и доказать Вам, что справедливость может быть и на стороне предпринимателей. Встретимся в суде! Да, позвольте прийти и посмотреть в Ваши красивые глаза, когда Вас будут увольнять с Вашего места работы!
Я покину кабинет. Последние мои слова были жесткие. Если бы представленный мною образ революционерки, оказался бы явью, я бы точно заработал выстрел в спину. Но за спиной была напряженная тишина.
Я позвонил моему юристу Анатолию. Через час мы уже были с ним в офисе. Я предложил ему искать выход из ситуации. Выслушав мой рассказ о встрече с начальником отдела проверок, он произнес: «Да, Саныч,  Петроградская налоговая отличалась всегда жестким подходом. А теперь нас порвут! Надо готовиться к длительной обороне!»
-Анатолий, мне в военном училище преподавали, что лучшая оборона-это неожиданное наступление! Экспромт должен быть подготовлен! Так что давай готовь запросы в прокуратуру города, в городскую налоговую инспекцию, в комитет по торговле, в законодательное собрание города, районным депутатам и всем, кому можно! Как только придет предписание на штраф (ИНКАССО) от налоговой инспекции сразу запускаем информационный маховик. И «копай», Анатолий, законодательство, готовься к арбитражному суду.
Ждать долго не пришлось. Через четыре дня банковский счет компании был блокирован ИНКАССО. Война началась. Вопрос был принципиальный. Памятуя прежние действия со стороны государственных органов, я уже заранее подстраховался другим юридическим лицом, на «всякий пожарный случай». Этот случай наступил. Перенос торгового оборота на другую компанию это всегда болезненный процесс, но когда стоит вопрос о выживаемости бизнеса, вариантов для действий не остается. Любая война хуже плохого мира. Я внутренне чувствовал, что действия налоговой инспекции могли быть инициированы моими конкурентами. Попросил коммерческого директора связаться с клиентом из Петрозаводска, который закупил партию товара с «гребенным джин-тоником», тот не выходил на связь. Мои подозрения усиливались.
Через три дня в мой кабинет ворвался Анатолий Иванович (юрист), c возгласом «Нашел! Саныч, н-а-ш-е-л!». Его глаза горели, как у подростка, который только что первый раз в жизни поцеловался с девушкой. Хоть я и называл его Анатолий, но он был старше меня. Бывший «мент», уже пенсионер. Среди юристов, которые прошли передо мной в бизнес - практике, он отличался в большой степени знанием жизни, связями, оперативным опытом. В те годы это было более весомым фактором, нежели просто знание законов.  Сейчас он что-то нарыл уже важное в законах. Анатолий перешел на шепот: « Сыныч, мы их сделаем в суде. Положим на лопатки, сто процентов!
- Разъясни!
- Только тихо, ни-ко-му! Это будет нашим козырем, никто не должен знать!
- Иванович, «не тяни…»!
-Смотри, все очень просто! Они предъявляют нам претензию, ссылаясь на постановление Правительства, в котором к алкогольной продукции относится все с содержанием  этилового спирта  5% и более. Джин-тоник содержит 5% этилового спирта, и по этому постановлению относится к алкогольной продукции.
- Ну, да! В чем «изюм»?
- А вот по закону РФ алкогольной продукцией считается все, что по содержанию спирта более 5,5%. Закон РФ (утверждается Президентом) имеет большую законную силу, чем Постановление Правительства РФ. Следовательно, наш пятипроцентный Джин-тоник  вообще не является алкогольной продукцией. И ему лицензия не нужна!... Бамс! Саныч, ну как тебе казус?
Такого поворота я не ожидал! Весь сыр-бор разгорелся из ничего! Сколько нервов, сил, потерянных денег и времени! Я выдохнул.
- Анатолий, давай так, держи это козырь в дальнем кармане! Посмотрим за действиями налоговой инспекции! Готовься к арбитражному суду и не забудь о встречном иске….  Да, с меня премия!
Слава российской бюрократии! Где-то там, в глубине кабинетной возни и сотнях согласований между Правительством, Государственной думой и администрацией Президента появился другой стажер-студент или мужчина с перепоя или женщина, не успевшая сделать с утра макияж,  и они не увидели принципиальной разницы между «5%» и «5,5%» алкоголя. Эти «0,5%» давали мне шанс на сохранение бизнеса и репутации!
Через месяц состоялся арбитражный суд. По своей значимости это было одно из первых слушаний в городе, где частная компания судилась с налоговой инспекцией. Мы посягнули на незыблемое – ПРАВОТУ ГОСУДАРСТВА. Анатолий очень умело повел себя в арбитражном суде, выстроив вначале защиту на спорном факте- продолжении действия старой лицензии. Судья на несколько часов утонул в доводах и документах сторон. Анатолий, как фокусник вытаскивал справки из торгового комитета, выдавшего лицензию, объяснений об ошибочных действиях сотрудников компании, платежные документы и т.д. Налоговая настаивала на факте торговли - отгрузки товара в момент, когда компания не имела на это право – лицензия закончилась.
После четырех часов разбирательств и двух перерывов, когда арбитражный судья, чувствуя усталость и  маразм происходящего, но все-таки должна была склониться в  защиту доводов ГОСУДАРСТВЕННОГО органа- налоговой инспекции. Иначе для чего суд существует на свете, если коммерсанты-спекулянты будут творить свои дела!  В этот самый момент Анатолий «достал из дальнего кармана козырь»: « Ваша Честь» ,- обратился он к судье,- «В результате пристального изучения документов со стороны Ответчика, прошу принять следующую информацию к сведенью, что продукция слабоалкогольный джин-тоник (5%) не подпадает под лицензирование по законодательству РФ!»
Далее он изложил все неожиданные детали, на которые от Ответчика (налоговой инспекции) не поступило возражений.  Юрист и специалист из налоговой инспекции сидели, как две жабы на пересохшем болоте, тяжело дыша и молча, смотрели вдаль. Видимо, вдали ничего хорошего о себе они не видели. Мы выиграли дело! Ура!
Вы думаете, я радовался?  Конечно, я получил удовлетворение своих амбиций! Но что это мне стоило. Через несколько дней мы подали встречный иск на крупную сумму на налоговую инспекцию. Анатолий через месяц его выиграл, но на налоговую наложили символичную небольшую выплату. В те времена суды не рассматривали упущенную выгоду, как и сейчас. Ну, а кто мне вернет нервы и время? Это вообще риторический вопрос. Через некоторое время через районную прокуратуру, мы узнали, что начальник отдела проверок Татьяна Ивановна была уволена, ...с переводом в  другую районную инспекцию. В тот период я все больше стал задумываться, а зачем мне это все? Постоянная борьба с «ветряными мельницами». На бизнес оставалось все меньше и меньше времени. Я как белка в колесе, все быстрее и быстрее ускорял свой бег, чтобы ежедневно решать накатывающиеся проблемы.


Рецензии