Богиня. Полиграф. Cуд

Найти выгодный контракт по консалтингу очень тяжело. Я в начале этой деятельности был уверен, что мои опыт и знания очень будут востребованы. Наивность людей в осознания собственных сил и средств, порождает в экономике бедность, в бизнесе банкротство, а в войне поражение! В России очень мало бизнесменов, которые хотели бы расстаться со своими деньгами в обмен на чьи-то знания, если это не банальное обучение в формате красивого диплома на стенке за спинкой у вашего кресла. «Я и так многое знаю и без тебя! Умник нашелся! Красиво говоришь! И это еще стоит денег?»- такие мысли я часто читаю в глазах моих потенциальных заказчиков. Пришлось много переосмыслить, прежде чем понять, как действовать, чтобы о тебе вспоминали в нужный момент владельцы и топ-менеджеры компаний: «А давайте позовем этого… бизнес-архитектора!»
В бизнесе всегда есть моменты, когда звезды сходятся, и опытные заказчики  обращаются за помощью к сторонним специалистам, в первую очередь, чтобы проверить свои мысли, расчеты, гипотезы и рассуждения, чтобы минимизировать риски. Особенно это важно при выборе новых стратегических направлений бизнеса, например при запуске нового, или диверсификации старого производства. Кризис в компании - это  тоже один из таких ярких поводов. Болезни человеческие и недуги бизнеса очень близки по своей природе. В деятельности любой компании может наступить момент, когда кто-то должен поставить четкий диагноз и сказать: «Нужно действовать!». И самое важное, с УВЕРЕННОСТЬЮ объяснить, что безвыходных ситуаций не бывает и что вероятность положительного исхода на «операционном столе» очень высокая, и  ты готов провести «хирургическую операцию»!
Именно по ряду таких обстоятельств я был приглашен моим знакомым генеральным директором крупной московской торгующей компанией (назовем его Сергей) для подготовки программы вывода ее из кризиса.
 Кризис в компании начался полгода назад неожиданно, когда у главного поставщика - крупнейшего московского производителя кондитерских изделий сменился собственник.  На место бывших «красных», вороватых директоров производителя пришла продвинутая команда современных специалистов, нанятых новым собственником, вдохновленных планами о создании крупнейшего кондитерского холдинга в России, с дальнейшей продажей его акций зарубежным инвесторам.
А для этого производственный холдинг не должен был зависеть от крупного продавца (моего клиента), чьи продажи составляли у них почти 60%. Новая команда у производителя начала выстраивать собственные продажи в регионах в обход компании, переводя клиентов моего заказчика на себя.  Продажи у производителя начали медленно расти, а у торгующей компании начали стремительно падать. По-моему прогнозу еще полгода такой «деятельности», и торгующая компания во главе с генеральным директором Сергеем, могла бы уже «сушить сухари».  Наступил бы неминуемый кассовый разрыв, когда на фоне генерации убытков и оттока денежных средства на оплату текущих расходов, процентов банку, счетов поставщикам, деятельность компании уже не смогла бы обеспечиваться денежной выручкой от клиентов. До момента истины оставалось где-то полгода, название которому не очень благозвучное - банкротство. Объем убытков с учетом долгов поставщикам и банку мог составить несколько «ярдов» рублей.
На фоне приближающейся опасности для бизнеса компании, как неминуемого столкновения падающего самолета с землей, все пассажиры вели себя очень беспечно, начиная от менеджеров по продажам, начальников отделов и кладовщиков до директоров. Несколько лет компания успешно собирала деньги, которые оптовики со всех сторон страны привозили мешками, чтобы получить долгожданные московские сладости. Особенно под Новый год, когда длинные очереди на склад из грузовиков выстраивались сотнями, чтобы загрузиться кондитерской. На фабриках все было схвачено, продукция отпускалась, банк кредитовал и инкассировал большой объем наличности. Компания крутилась и генерировала для собственника устойчивую прибыль, которая позволяла  все меньше и меньше обращать на детали этого бизнеса, и все больше и больше заниматься собою. Директорат  и сотрудники получали хорошую зарплату и бонусы по итогам года. Усилия щедро компенсировались. Никто и не мог допустить, что эта прекрасная жизнь может очень быстро оборваться!
Только подвижный ум генерального директора Сергея, как человека ответственного (бывшего офицера) и приобретшего большую практику бизнес чутья, подсказали, что нужно кого-то выдернуть со стороны, и помочь ему разобраться в этой кризисной ситуации. Cвои менеджеры в этом деле ему точно были не помощники. Кто же будет пилить сук, на котором сидишь? Как потом я узнал, Сергею, как искусному «царедворцу», приходилось очень умело маневрировать среди  «рифов» и подстав, которые возводили ему подчиненные. Среди них были родственники и очень близкие знакомые владельца бизнеса.
 Самолет уже падал, Сергей, как мог держал штурвал самолета, пытался вывести его из пике, а его команда «весело кутила» у него за спиной. В этой ситуации он позвонил мне, и надо же так случиться, что я уже как год работал в Москве и был в оперативной досягаемости.
Наступил день и час, когда после почти двух недельного мониторинга состояния компании, я должен был презентовать план действий для руководства компании. Мои предложения сводились к одновременному увеличению доходности продаж, за счет открытия нового канала продаж через торговых представителей, модернизации старых каналов, изменения системы мотивации персонала, запуска участка фасованной продукции, выпуска новогодних подарков, и также увеличению объема продаж за счет новых поставщиков. Не буду утомлять читателя детальной казуистикой.
Меня предупредил Сергей, что на презентацию приедет владелец, вернее владелица бизнеса, «наша богиня» так он ее назвал, подняв глаза куда-то вверх, немного с иронией и затуманенным взглядом. Я принял его информацию внешне спокойно, но внутренне насторожился.

«Богиня»

Для меня «бизнесвумен» некоторое время назад  оставались большой загадкой. Из-за того, что я не мог до-конца относиться к ним серьезно, даже когда их результаты в бизнесе были намного выше, чем у многих мужиков. Это конечно остатки моих личных комплексов, которые давно растворились. И с ними приходилось бороться. Я в первую очередь видел в них красивых женщин и великолепных артисток. Мне думалось, что они делают так, чтобы самоутвердиться и доказать, что мужчины давно уже потеряли свою значимость в современном мире. И если умная женщина говорит о бизнесе с высокой убедительностью, или приводит яркие примеры из своей практики, допустим: « Когда я продала первую партию товара, то для себя уже тогда точно  решила, я обязательно должна построить завод. И вот прошло пять лет, я открыла свое первое производство!»,- для меня её слова звучали, как текст из сценария, который в данный момент читает великолепная артистка.  Да нет же, вот, он действительно ее завод, и продукция, которая занимает одно из лидирующих мест на рынке. И все равно - артистка! И надо отдать должное «бизнесвумен»- они пользуются этими нашими комплексами! Они обладают великолепной интуицией и рентгеновским внутренним аппаратом на людей, у нас такого нет! А гармоничный артистизм в бизнесе всегда на руку, когда можно и нужно спрятать за внешним лоском, холодный расчет и прагматизм!  И поэтому, c опытом у меня  выработалась привычка, когда среди моих заказчиков появляются женщины, то на встрече я отключаю мозги, не пользуюсь заранее заготовленными штампами, забываю о своих ярких примерах в бизнесе, а просто начинаю общаться, импровизирую, пытаюсь быть таким же артистом на сцене, где женщине, конечно, отведена центральная роль.
Итак, к презентации плана выхода из кризиса я был готов, но неожиданный приезд «богини»  мог спутать все козыри.
 «Богиня» вошла в зал для переговоров неожиданно, хотя ожидали ее уже больше часа. Я замер, мой прогноз сбывался.
Красивая, подтянутая во всех спортивно-косметических смыслах, в нежных тонах «брендованного» одеяния и в дорогих украшениях, она ослепила всех присутствующих,  в секунду переменила  выражения лиц восьми присутствующих директоров и начальников отдела, c молчаливо-раздраженных на радостно-подобострастных. Все встали. Два крепких охранника остались за закрытыми дверями. Рядом с ней, как обезьянка на плече, крутился молодой человек, явно моложе хозяйки на лет десять- пятнадцать, всячески показывая свою особую значимость. Но место ему «богиня» указала через секунду: «Леша, скажи секретарю, чтобы сделала мне кофе, как я люблю!» Леша  растворился за дверью.
Только после этого она заметила людей: « Привет, нахлебники! Привет, Серж! Что, Ленка опять забеременела? Слушай, но это уже третий! Ты когда строгать детей перестанешь? Ленку пожалей!– последние слова относились к генеральному директору, и естественно он смутился от оглашения интимной, семейной тайны.
- А ты, Свет, откуда знаешь?
- Да мы с ней еще неделю назад болтали...
Сразу стало понятно, что Сергей пользовался огромным доверием у «богини». Их разговор происходил в странной, дружеской манере, без намеков на субординацию, не замечая присутствия окружающих.  Через мгновение Сергей склонился в театральном поклоне прошлых веков с прямой спиной, как фокусник выдернул откуда-то белый платок- салфетку, и провел им по сиденью рядом стоящего кресла, как бы смахивая пыль. Светлана так же театрально поцеловала Сергея в щечку и села. Все тоже сели. Я остался стоять.
- Этот что ль? –«богиня» перевела взгляд на меня. У меня за спиной висел экран, видео -проектор был включен, все было готово к  презентации. Я обернулся на экран, как бы предполагая, что обращение было не ко мне, а к «этому»- «невидимому» человеку, который стоял за мной. Я даже заглянул за экран. Мое молчание и ответный артистичный жест вызвал у нее легкую улыбку.
- Саш, начинай ,- скомандовал Сергей
- Уважаемая  Светлана…- я забыл у Сергея уточнить имя отчество «богини»- Извините, ваше отчество…
- Александровна, - добавил Сергей
- Уважаемая Светлана Александровна, хотел бы обратить Ваше внимание, что представленная информация носит закрытый характер, и я обычно такого роду информацию докладываю узкому кругу, чтобы избежать ненужной «волны».
«Богиня» только махнула рукой, показывая, чтобы я продолжал, тяжелый золотой браслет на ее запястье стукнул о стол. Я начал с того, что если не принять экстренных мер, то компания столкнется с необратимыми проблемами. До точки «бифуркации» (не возврата) осталось несколько месяцев. Я продолжал свою презентацию в полной тишине. Цифры, графики не нравились «богине». Менеджеры смотрели на меня, как на человека, который рискует жизнью, делая такой доклад. Примерно через 5 минут по жесту «богини» меня остановил Сергей. В тот момент я уже полностью осознал, почему Сергей выбрал меня. Ему нужен был человек, который огласит все проблемы для хозяйки. При этом, он всегда мог бы сказать, и доказать, что проблема преувеличена, и «больной скорее жив, чем мертв». Он проявил тактическую, купеческую хитрость.
Светлана Александровна встала, повернулась к сидящим:
- Ну что, «манахеры» наторговали. Все лишаются годового бонуса. А тебе, Серега, я яйца оторву лично и передам на блюде твой любимой супруге. Решай проблему, через месяц заслушаю снова, какие меры приняты!
Затем повернулась в мою сторону и махнула ладонью:
- Саша пусть работает. Пусть только с «Петровичем» побеседует. Если он также будет делать все УВЕРЕННО, как  говорит, то удвой ему ставку… «Бифуркация- мастурбация». Не дать - не взять!
Последние слова были обращены к Сергею. «Богиня» с нежной, наигранной раздраженностью похлопала его по щеке, и вышла при гробовом молчании  присутствующих менеджеров. Сергей повернулся ко мне и с радостным блеском в глазах, показал на уровне груди, так чтобы другие не видели, большой палец вверх, что означало то, чего я не ожидал: «Все получилось! Ты молодец!»
Мне предстояло несколько месяцев напряженной работы по реализации антикризисных мероприятий. Начинать в условиях, когда в компании тебя считают главным врагом, по вине которого всех менеджеров лишили годового бонуса, не очень приятная процедура. Но прежде надо было «побеседовать с Петровичем», как и сказала «богиня».

Полиграф

Сергей представил его заочно: ««Полиграф Петрович»- это наш «начальник контрразведки», бывший полковник КГБ, мы его так шуточно  называем.  Саш, не придавай  значения. Стандартная  процедура. Его по старой памяти наша «богиня» рядом c собой держит. Не оставлять же старика без работы»
Что мне оставалось делать? Процедура проверки на полиграфе (детекторе лжи) – дело добровольное, но если я отказался бы, то на дальнейшей работе с Заказчиком пришлось бы поставить «крест».
 Наша встреча с полковником произошла через неделю. Я чувствовал себя в нелепой ситуации, участником какай-то детской игры, поэтому неожиданно для полковника, войдя в его кабинет, произнес как бывший офицер: «Товарищ полковник, разрешите войти!» Полковник поднял седые брови, показав, свое удивление, но промолчал. Зачем ему нужен был полиграф с проводками и датчиками, я не знаю. Его профессиональный взгляд и опыт общения могли сразу «просветить» любого сотрудника.
Кто хоть раз проходил проверку на полиграфе, может понять неестественность моего положения. Сидишь в кресле, весь обвязанный проводками с датчиками, и тебе начинают задавать разные «тупые» вопросы, показывать фотографии, рисунки.
Начали с фамилии, имени, семейного положения, места работы и  т.д.. Полковник фиксировал данные и делал свои записи в тетрадке. Дошли до вопросов: « Имеете ли Вы знакомых и связи в криминальном мире, организованных преступных группировках?», «Являетесь ли сотрудником силовых структур МВД, ФСБ, налоговой инспекции?», «Склонны ли Вы к хищению денег или материальных средств?», «Имели ли Вы судимость?», «Привлекались ли в суде в качестве обвиняемого?» и тому подобное. И так почти 2 часа. «Александр Александрович, - полковник неожиданно произнес целое предложение,- скажите, а почему на вопросах о связях с криминалом и о работе в силовых структурах у Вас явно просматривается физиологическая активность?»
- Извините, как Вас по имени отчеству?
- Петр Петрович.
- Петр Петрович, я прошел 90-е годы в Санкт-Петербурге. Для того чтобы защитить свой  бизнес  пришлось свою службу безопасности создавать из бывших сотрудников- силовиков. Чего только не было в те годы! И с каким только криминалом не приходилось сталкиваться!
- Можно подробнее с этого момента? Кто был начальником службы безопасности? Какой был бизнес?... Полковник задавал свои вопросы, а я  в течении часа изложил свою бизнес-историю. Петр Петрович очень располагал к беседе. Он был из тех опытных, боевых, старой закалки офицеров, которые точно не имели привычки пользоваться твоей откровенностью в своих служебных целях. Я уже имел опыт общения с силовиками, поэтому научился тоже их различать. В конце беседы Петр Петрович неожиданно сказал: «А с вашим начальником службы безопасности мы хорошо знакомы. Я его знал его еще до работы в Ленинграде.  Мы с ним еще в Афгане пересекались. Александр Александрович, а как Вы вообще выжили в этом «беспределе»?  В те годы морги Питера и Москвы были переполнены и бизнесменами и бандитами. Рубка страшная…»
- Как выжил, только Бог знает, Петр Петрович! А вот почему такое творилось, наверное, Вы знаете?
- Да…Мы могли прекратить весь криминал в течении 3-х дней, если бы нам дали приказ. Я помню как мы в 1994 году (тогда мы назывались ФСК- федеральная служба контрразведки) ко дню чекиста Указом Ельцина были выведены все за штат. Большого позора за свою службу не испытал…
-А я, Петр Петрович, хорошо помню этот день! В тот период моя компания была спонсором волейбольной команды  ФСК Санкт-Петербурга. И я приехал  на Литейный- 4 с начальником службы безопасности, чтобы поздравить офицером  с профессиональным праздником. Приготовили подарки: кроссовки, футболки, шоколадки, коньяк. Приехали на праздник, а увидели траур, как будто на похороны попали. Офицеры в глаза друг- другу не смотрели, молчали, желваки ходили по лицам от негодования. Один из них сказал просто: «Нас предали!»
- Да, Александр Александрович, было время…
Для многих руководителей и менеджеров в компании, которые видели во мне врага их благополучия, то, что я прошёл испытание в лице «Полиграф Петровича» было полной неожиданностью. Отсев испытуемых был очень высокий  до 80%. Сергей очень обрадовался, когда ему позвонила сама «СВЕТА», и по мне дала добро на допуск ко всем коммерческим вопросам и включила «зеленый свет» на запуск мероприятий по выходу из кризиса. Вот так живешь и не знаешь, где и в какой ситуации  решение о твоей дальнейшей профессиональной деятельности будут принимать совершенно незнакомые тебе люди.  «Земля слухами полнится!»

Суд.

Год работы в компании очень сблизил меня с Сергеем. Вывод из кризиса потребовала колоссальных усилий, напряжения и нестандартных шагов. Мы еще больше подружились. Нам вместе с командой, обновленной примерно на 50%, удалось локализовать основную проблему компании, и уже примерно через 5 месяцев компания начала устойчиво генерировать чистую прибыль. Позитивные процессы были запущены. На тот момент «самолёт» удалось вывести из пике.
Тогда я не мог представить, что через десять лет, я буду присутствовать в Лефортовском суде  Москвы, на котором судили моего друга Сергея.
Зал суда: слева от судьи стол, за которым Сергей со своим адвокатом, справа молодая девушка в форме прокурора, а посреди мы несколько зрителей и представитель «потерпевшей» стороны. Решение выносила очень красивая судья. Если бы не мантия судьи, и вся остановка,  то можно  было бы представить, что ты пришел в туристическое агентство, и эта красивая девушка предлагает вам несколько замечательных туров на выбор. Бывшему генеральному директору, моему другу- Сергею будет назначено наказание в виде трех лет лишения свободы условно с испытательным сроком три  года. Суд удовлетворил иск потерпевшей стороны на общую сумму 3,8 млрд. рублей. Уголовное дело было рассмотрено в особом порядке. Уточняю для уважаемого читателя, что особый порядок применяется при вынесении судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. В процессе следствия само дело было переквалифицировано на менее тяжкую статью, с мошенничества (ст. 159 УК РФ) — на незаконное получение банковского кредита (ст. 176 УК РФ). И если следовать логике следствия и защиты Сергея, то если бы он отказался от «компромиссов» со следствием и настаивал не на особом порядке рассмотрения, а на общем порядке судебного разбирательства, то с большой вероятностью он оказался бы за решеткой на 5 лет.
Если бы в данный момент у читателя не находился данный текст перед глазами, а он смотрел художественный фильм по похожему сценарию, он должен был бы увидеть  все оттенки работы наших следственных органов и правосудия, когда совершенно невиновный человек осуждается и на него «вешается» огромная, космическая, нереальная сумма и срок. На этом сухие юридические и судебные ссылки на уголовное дело моего друга я прекращаю и попытаюсь объяснить, что произошло на самом деле.
Сергей был обычным генеральным директором крупной торговой компании, об этом я писал выше. После того, как я вместе с ним и командой специалистов, участвовал в выводе ее из кризиса, компания значительно увеличивала свой оборот. Для этого потребовались все новые и новые кредиты. Компания уже работала с несколькими банками. Кредиты брались под залог товара и имущество «богини». Часть кредитов «богиня» направляла на свою деятельность. Финансами управлял финансовый директор, на кредитных договорах ставилось факсимиле Сергея. Доверие Сергея к «богине» было безупречное. Мы периодически встречались с Сергеем и обсуждали вопросы будущего компании, у него  вызывало беспокойство, что часто одним кредитом закрывался другой кредит. Особенно его беспокоило, что «богиня» все больше и больше денег направляет на свои зарубежные проекты, уменьшая так необходимые оборотные средства компании.
И вот на фоне кризиса 2015 г, когда в очередной раз наше великое российское Правительство и Центробанк, озабоченные мыслями о благополучии народа и бизнеса, повысили процентные ставки и подержали свои желания не снижать свои российские доходы в рублях и зарубежные «откаты» за сырье. А тут еще мировая акция под непонятным названием «Санкции». Валютный курс резко повысился, не все банки были готовы возвращать свои займы в валюте. В это же время для лучшего эффекта вводится система «Платон», нечего разъезжать грузовикам с товаром по его дорогам без оплаты. Не порядок!
В итоге, компания Сергея не успела перезаключить очередной договор с банком, который на фоне кризиса стал более требовательным к заемщикам и представляемым документам.  Не успели! Бывает! Карточный домик начал рассыпаться.
Для Сергея это было неожиданностью, он рассчитывал, что «богиня» всегда выдернет из «кубышки» свои средства и закроет образовавшуюся дыру в оборотных средствах, но этого не произошло. Оказалось, что хозяйка готовилась к этому времени «х» и юридически и финансово.
На Сергея рухнули требования поставщиков и банков, т.к. формально он был генеральным директором и по закону нес ответственность. Может ли человеческая психика выдержать домашний арест  и арест имущества, несколько арбитражных судов, десятки переговоров с кредиторами, встречи с подставными адвокатами и следователями, и наконец, уголовное дело, которое инициировал один из банков-кредиторов? Оказывается, может!
В итоге «богиня» подставила своего надежного генерального директора! Откупилась, выплатила долги тем, кому нельзя было не заплатить, даже вывела из-под залога свое имущество! Заплатила следователям и суду. «Богиня» уже была за рубежом.
Коммерческий Банк, который инициировал уголовное дело, уже был куплен другим  банком с гос- участием. Против владельцев коммерческого банка тоже завели уголовное дело, и они скрывались в Лондоне. Невозвращенный кредит торгующей компании Сергея, как «плохой актив» был передан в третий банк, чтобы провести процедуру возврата.
Я сидел в Лефортовском суде и наблюдал за абсурдной картиной.  Сергею дали последнее слово, он начал говорить о том, что он многодетный отец, бывший офицер, и на всех этапах своей профессиональной деятельности зарекомендовал, как порядочный и честный человек. Его действия не имели умышленного характера….
Судья перебил его и задал вопрос, о том, что обстоятельства особого порядка рассмотрения уже выявлены и определены, и если подсудимый желает, то можно вернуть дело на доследование. И для Сергея настал момент выбора: либо общий порядок, а значит вероятность- 5 лет тюрьмы, или признание вины и условный срок 3 года. Сергей выбрал последнее.
За окном Лефортовского суда открывался прекрасный вид на храм Святого Преподобного Сергия Радонежского. Когда судья оглашал свой вердикт, я смотрел на кресты собора. Как все близко в нашей жизни. Вот суд человеческий - несправедливый.  И рядом суд Божий. Если бы  мы об этом знали…   


Рецензии