Победа будет за нами!

     Конец шестидесятых. Суровая карельская зима. Ночами воздух промерзает до минус сорока, влажность приближается к ста процентам.
 
     В воинской части под Сортавалой несёт службу молодой солдат. Основное его занятие – «через день – на ремень». Несение караульной службы по охране военных объектов, к которым относятся парк боевых машин, вещевые и продовольственные склады, на отдалённых от военного городка территориях - склады боеприпасов… Сутки - в наряде, сутки – отдых и учёба, и так на протяжении многих месяцев.
     В наряде особо не поспишь, график несения службы строг: два часа на посту, два часа так называемая бодрствующая смена, когда сидишь в тёплой караулке, глаза слипаются, но спать нельзя, и, наконец, за два часа до выхода на пост можно заснуть, пока мокрые промёрзшие валенки хоть чуть-чуть просушиваются возле жарко натопленной печки. И вдруг, в самый сладкий момент короткого выстраданного сна резкий окрик начальника караула обрушивает на не успевшего продрать глаза бойца приказ: «Через пять минут построиться и выступить на охрану поста!»
 
     Ефрейтор-разводящий проверяет наличие подсумка со снаряженным магазином к АКМ и выводит ещё не до конца пришедшего в себя воина на лютый мороз. Под непросохшими валенками громко хрустит искрящийся в луче прожектора снег, верх шапки из рыбьего меха мгновенно покрывается инеем, рот, прикрытый воротом свитера, тайком надетого под гимнастёрку, извергает клубы пара. Но вот, пройдя сотню метров, процессия подходит к постовому «грибку», под которым, едва удерживая закоченевшими руками автомат, маячит несуразная бесформенная фигура ждущего смены часового.
     «Стой, кто идёт?!» - раздаётся уставной окрик замёрзшего стража стратегического объекта. Ефрейтор бодро отвечает: «Разводящий со сменой». «Разводящий – ко мне, остальные – на месте!» - требовательно командует часовой. Убедившись, что это реальная смена, часовой сдаёт пост, а заступающий на его место уже окончательно проснувшийся боец приступает к несению службы.
     Не раз, шагая из конца в конец по установленному маршруту вдоль изгороди из колючей проволоки, солдат с содроганием представлял себе, как из зарослей с находящейся в нескольких десятках метров от объекта невысокой сопки за ним наблюдает диверсант, которому ничего не стоит уложить одиноко бредущую по открытой, ярко освещённой прожектором местности неуклюжую фигуру. И никто, и ничто не сможет уберечь его. Он даже не успеет взять на изготовку свой автомат и передёрнуть затвор. В такие лютые морозы, находясь на посту, часовой облачается в огромный тяжёлый тулуп, который не слишком согревает, но абсолютно сковывает движения. Нередко при смене караула часовой извлекает себя из промёрзшего тулупа, который просто остаётся стоять на снегу. И это впоследствии становится предметом солдатских шуток. Но на посту солдату не до шуток…

     А ведь солдат этот не просто какой-то там охранник. Он служит в зенитно-артиллерийском дивизионе, главной боевой задачей которого является совсем не охрана складов. Его задача – прикрытие действий наземных подразделений стрелковой дивизии от нападения вражеских самолётов. А в составе дивизиона имеется три зенитных батареи, по четыре 57 миллиметровых орудия в каждой. А ещё радиолокационная станция орудийной наводки и взвод, обслуживающий особый оптический прибор управления артиллерийским зенитным огнём (ПУАЗО). Но ведь для того, чтобы всё это хозяйство не стояло мёртвым грузом в парке, а готово было выполнить в случае необходимости свою боевую задачу, требуется не только теоретическое обучение, но и практические учебные стрельбы.
    
     Вот об этих стрельбах и мечтает, стоя на посту, наш солдат. И, о счастье, дважды в году эти мечты сбываются. Ранним утром раздаётся команда «Дивизион, подъём! Тревога!» И начинается весёлая кутерьма. Каждый воин знает свой манёвр. В считанные минуты каждая батарея, каждый взвод, каждое отделение, действуя строго согласно учебному плану, выполняет предписанное задание. Механики-водители уже в парке греют двигатели тягачей, прибывающие в парк боевые расчёты цепляют к тягачам зенитки, радиолокационную станцию, ПУАЗО… И вот уже расчёты занимают свои места в тягачах, и вереница боевой техники, покинув территорию военного городка, начинает движение в пункт сосредоточения, которым на этот раз является железнодорожная станция. И так сладок синий дым, рвущийся из-под брюха тягача. Этот запах солдат сохранит в памяти на всю жизнь.

     Погрузка техники на платформы, размещение личного состава в вагонах совершаются строго по нормативам, и долгожданный гудок локомотива переносит солдата из сонной повседневности в романтичную волнующую боевую обстановку.
     Окружной полигон на станции Ладожское озеро уже готов к приёму Сортавальского войска. Условия здесь походные, вернее, лагерные, но это ничуть не смущает бывалых зенитчиков. Все живут в ожидании реальных стрельб. Только на боевой позиции, на месте наводчика, оператора РЛС или ПУАЗО можно почувствовать себя настоящим воином, ощутить гордость за свою часть, за своих товарищей и командиров.

     Наконец, поступает команда «Выдвинуться на боевую позицию!» Проверяющие из штаба округа бегают с секундомерами, засекая время развёртывания каждого элемента боевого комплекса и выставляя сложно формируемые оценки. Наш солдат знает из теоретических занятий, что стрельба по воздушным целям бывает двух видов – прямая (по мишени, буксируемой самолётом на длиннющем фале) и «с зеркальным отворотом». Это когда РЛС и ПУАЗО ведут реальный самолёт, а зенитные орудия сопрягаются с ними в противофазе, т.е. отвёрнутыми на 180 градусов. Поражение цели фиксируется совмещением данных на специальном мониторе.
     Рёв штурмовиков, летящих на небольшой высоте, отрывистые команды командиров, белые облачка разрывов в небе. Вот он, боевой адреналин! Вот оно счастье!

     Учебные стрельбы, без всякого сомнения, проходят успешно, все цели поражены. Боевая задача выполнена на отлично. Да иначе не могло и быть. Не зря наш солдат, воодушевлённый боевым успехом, увековечил то счастливое событие в своей юной жизни незамысловатыми, но такими искренними стихами:

     Как на войне – флажки, противогазы,
     И в синем небе маленькая цель.
     Мы познаём закон «Сбивать – так сразу!»
     Чтоб не жалеть нам завтра – за теперь!

     И вот сегодня тому уже постаревшему солдату, на всю жизнь запомнившему неповторимое ощущение счастья от осознания себя защитником Родины, неспроста вспомнились те далёкие годы… Как же это актуально в наше непростое время.

     Воистину, когда солдат защищает свою Родину, он непобедим!


Рецензии