Убийства в десятиугольном доме

Кто так строит?

В общем, дорогие обжорки, или давайте спорить о вкусах, или сразу решим, что «Убийства в десятиугольном доме» Юкито Аяцудзи блюдо странное. Нет, вы не подумайте, в принципе, японская проза мне нравится. Еще с тех пор, как в детстве прочла двухтомник Акутагавы и полночи в темноте добиралась до туалета. Японцы - бесспорные мастера создания чего-то непонятного, странного, непостижимого, завораживающего и бесконечно ужасного. Если вы смотрели на кассете фильм «Звонок», то вы точно помните, как долго потом мелькают перед глазами космы мертвой девочки, а если читали прозу, даже хотя бы Харуки Мураками («хотя бы», потому что сами японцы считают его недостаточно японским), то наверняка прониклись неизбывной, как у Масяни, тоской, вселенским холодом одиночества, кафкианским хаосом и его же достоевским осмыслением. Тем более, если вы в курсе, какой чокнутой и нереально крутой получилась игра Хидео Кодзимы Death Stranding, то и вы бы не прошли мимо детектива с многообещающим названием.

Естественно, этот туго набитый чемодан обещал увлекательное путешествие! К тому же роман был признан знаковым, возрождающим жанр хонкаку-детектива (это когда все сосредоточено на разгадке, когда читатель решает логическую задачку). Что же получилось в итоге… Возрождать, какгица, так возрождать! Поэтому писатель взял все, что изобрели до него: остров, море, дурацкий дом, привидение, студентов – любителей детективов, с именами великих писателей-детективщиков, таблички вместо негритят, яд, удавку, бензопилу, фломастеры *шучу-шучу*. И главное - в самом начале очень пафосно предупредил читателей, что все умрут. Потом разослал жертвам записки, чтобы совсем тупой читатель понял: ну точно умрут!

Убивать начал с девушек. Но тут с ним трудно не согласиться – пользы от них было мало: они то посуду мыли, то кофе готовили растворимый. Конечно, вы уже догадались, что все студенты виноваты в ужасном преступлении. Замечу, что случилось оно на почве алкоголя. Но на остров компания не взяла даже пива. Секса тоже не было. К середине книги начинаешь понимать, что почем зря крошат очкастых ботанов, а они даже не знают за что, потому что записки до них не дошли. И тут бы случится жесткому саспиенсу, но автору наскучил остров и звучные европейские имена, типа Лерру-Эллери, и он начинает расследование с другими героями уже на берегу. («Ну не шмогла я, не шмогла», - как говорила старая ипподромная кляча, упав еще на старте). Эти люди узнают о том, что студентам грозит опасность и… И ничего не предпринимают, чтобы их спасти. Это прям не классический детектив, а классическая безмозглость.

Догадаться кто убийца читатель может, но то, каким образом он совершал преступления – ни за что. Автор не даст. Прием очень веселый, но чувствуешь себя не восхищенным красотой ловушки, а полным болваном, у которого изначально не было шанса понять. Интригует, не правда ли? Может, стоит прочесть?

Какие у книжки плюсы… Она всем нравится, она небольшая, она легко читается, если вы быстро разберетесь, что Коэдзума и Коэдзуми это разные люди. А еще написана в 1987 году. В ней нет гаджетов, ноутов и даже света. Зато все-таки есть тот самый японский флёр, который может разбудить желание почитать еще что-нибудь о Востоке, о Японии.
04.03.2020


Рецензии