Будничный день

Скрипел под ногами снег: хрум, хрум, хрум...Сойдя с трамвая, Анна Сергеевна неспешно шла знакомой дорогой на работу, машинально здороваясь с проходящими мимо учениками. На углу не горел фонарь, за углом- темнота. Она напомнила Анне Сергеевне, как в молодости ходили с подругой в старую часть города вечерами, чтобы вернуть в школу вечно пропускающего уроки Фунтикова. Он упорно их пропускал, а они так же упорно ходили к нему. На улице было темно и безлюдно, но они не замечали этого, говорили обо всём на свете: искусстве, литературе, о коллегах, учениках, уроках. Ходить туда им было легко, как погулять перед сном.  "В молодости сил хватает на всё, ноги не болят",- вздохнула Анна Сергеевна, ощутив всю тяжесть сумки с тетрадями.

 В школьном вестибюле светло и многолюдно, толпа у раздевалки. Пройдя сквозь неё, Анна Сергеевна поднялась в свой кабинет, где всё так привычно: полки с книгами, портреты писателей на стене. Сурово смотрит Салтыков-Щедрин, дружелюбно  глядит из - под нависших бровей Толстой: готова ли. Готова, всегда готова! Анна Сергеевна  спокойна, доброжелательна, ровна в отношениях с учениками, поэтому конфликты у неё бывают редко. И сейчас уроки пошли своим чередом.

 Но неслучайно, видимо, вспомнила Анна Сергеевна сегодня вечно отсутствующего Фунтикова! На  уроке в 9 В сидит такой же прогульщик Коля, с которым мучается классный руководитель: трудно заставить его ходить в школу каждый день. Сегодня он, в не очень свежей белой рубашке, поглядывает на Анну Сергеевну с независимым видом. Она, объяснив новую тему, начала  слушать учеников с чтением наизусть стихов. Вдруг Коля поднял руку.  Изумлённо глядели на него одноклассники: никогда сам не вызывался. Он вышел к доске, громко произнёс: "Сергей Александрович Есенин "Письмо к женщине" и начал громко, выразительно  декламировать: "Вы помните, вы всё, конечно помните..". Прочитав  без запинки всё стихотворение, Коля театрально поклонился, пошёл к своему столу, а класс после нескольких секунд тишины взорвался дружными аплодисментами. Взволнованная Анна Сергеевна не сделала замечания, растроганно  подумала: "Вот она, сила искусства! " Не раз замечала, как он слушает её, когда сидит на уроке. И  его сегодняшнее чтение - это интерес к литературе. "Книга наставит на путь истинный, научит добру, просветит  ум,"- думала она, глядя на Колю.

 Уроки литературы Анна Сергеевна любила. Любила, когда, увлечённая красотой  художественного слова, чувствовала, как настраиваются дети на эту же волну, затихают, слушая её рассказ или чтение.  Говорила она эмоционально, ярко и молодо блестели голубые глаза, и это никого не оставляло равнодушным.  Ради таких моментов, думала она, " стоило жить, и работать стоило!"  Иногда Анна Сергеевна мысли выражала цитатами из классиков, подтрунивая над собой.

Следующих двух уроков нет, тихо. Надо проверить сочинения. Она взяла одну  тетрадь, вторую, откладывая проверенные в отдельную стопочку, потом досадливо поморщилась, глядя в окно: " Сколько лет работаю, а ошибки всё те же. Ну разве можно так писать: "У Ольги Лариной  были светлые волосы с голубыми глазами", "Татьяна стала ездить в кабинет Евгения, где из девушки стала настоящей женщиной", "У Татьяны не осталось к Онегину никаких чувств, кроме чувства любви "...

 Анна Сергеевна встала, подошла к окну. Глядя на заснеженный школьный двор, задумалась: " А чем нынешние ученики отличаются от предыдущих? Да, они одеваются по- другому, еда другая, другие игры. Они живут в технологическом веке.  Но это неглавное. Плохо, что многие из них уходят в виртуальный мир, не знают реального. Они амбициозны, больше уважают себя, часто не готовы нести ответственность,  а перекладывают её на других. Но душа-то человеческая всё та же! Вот к ней и надо взывать, пробуждать чувства, эмоции. Дети могут забыть, что вы им говорили. Но то, что они пережили вместе с вами, не забудут." Размышляя о душе, она улыбнулась, вспомнив лесковское  "человечкина душа", так подходившее для незрелых душ её учеников.

Прозвенел звонок. Анна Сергеевна провела оставшиеся уроки и собралась идти писать отчёты. Но в открытую дверь зашли парень с девушкой, в руках- цветы.  Девушку  она не узнала, а парня признала сразу: её бывший ученик. Ох, и намучилась она с ним!   Водила то к завучу, то к директору, то на педсовет. Еле-еле школу закончил. Даже на экзамен проспал, и Анна Сергеевна через весь город поехала за ним, еле разбудила, еле уговорила поехать с ней, хотя было желание хорошенько огреть его чем- нибудь.

 Сели напротив неё, улыбаются: "А помните?...А помните?!" Конечно, помнит. Помнит, как после очередной выходки привела его заплаканная мать: "Как умер отец, отбился от рук совсем! Делайте с ним что хотите!" Повернулась и ушла. Он  тоже хотел уйти, но Анна Сергеевна встала у двери, пока завуч пыталась посадить его за парту. Та ещё картина: он прыгает по столам, а за ним гоняется завуч. Глядя  тогда на него, красного, взъерошенного, загнанного, Анна Сергеевна почувствовала  острую жалость. В школу он стал ходить, но сидел молча на её уроках, пририсовывая  в учебниках очки Пушкину, усы Маяковскому... Как-то она поймала его заинтересованный взгляд в разгар урока. В учебниках больше не рисовал, её слушал, но учиться лучше не стал.

И вот сидит перед ней красавец с военной выправкой. Анна Сергеевна знала, что после армии он закончил военное училище, где-то служит. "Так я и жену здесь нашёл-, опять улыбается, -у Веры Васильевны в классе училась." -"Ох, и гоняла она нас, -вступила в разговор девушка, - отучила пользоваться косметикой, заставляя умываться каждый раз, как придёшь накрашенной. И любили её! Была строгой, но справедливой. А какие классные часы проводила! Помню до сих пор!  Вот пойдём сейчас к ней. Спасибо вам за всё!"

Ребята ушли. Анна Сергеевна со вздохом села за компьютер: надо ещё напечатать два отчёта. Уже рождался вечер. Ярко, уютно горел свет в кабинете. Но настроение  у неё испортилось. "Зачем столько бумаг составлять простому учителю? Для чиновников? Бесконечные отчёты, анкеты,  опросы, конкурсы, семинары... Куда-то не туда свернуло наше образование. "Подгнило что-то в Датском королевстве!" А когда работать с детьми?!"- сердито думала Анна Сергеевна. Закончив печатать, она положила  стопу тетрадей в сумку, оглядела кабинет: не забыла ли чего, и вышла в коридор. В школе было тихо, но кое у кого ещё горел свет.
 
Анна Сергеевна на улице с наслаждением вдохнула морозный воздух, полюбовалась алыми отблесками вечерней зари на темнеющем небе.  Закончился ещё один будничный день. Устала она неимоверно. "Брошу всё, уйду на пенсию. Дети  самостоятельные, мне одной много ли надо", - проносилось в голове. Снег под ногами хрустел: хрум, хрум,хрум... Вдали блеснул трамвайный рельс, показались огни трамвая. Анна Сергеевна прибавила шагу и вдруг неожиданно почувствовала себя счастливой и помолодевшей: "Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы жизнь имела смысл". Завтра  опять будут пытливые ребяческие глаза, тишина уроков, гомон перемен... Жизнь имела смысл, она  была прекрасна!


Рецензии
Спасибо большое! Хороший рассказ! Надо об этом писать! Обязательно!

Татьяна Александровна Алимова   11.03.2022 06:56     Заявить о нарушении