От благополучия к деградации
Тойнби пишет: «В 1897 году английский, американский и немецкий средние классы были фактически политическими и экономическими хозяевами мира. В количественном отношении они составляли лишь малую толику общего населения Земли, и было достаточно людей в других странах, имевших иную точку зрения, хотя, может быть, и не способных внятно ее выразить или бессильных что-либо изменить… Подумать только, сколько миллионов людей насчитывали порабощенные народы, угнетенные классы! Все огромное население Российской империи того времени, от Варшавы до Владивостока: поляки и финны, полные решимости отстоять свою национальную независимость; русские крестьяне, стремившиеся овладеть той землей, от которой им достались лишь крошечные клочки после реформы шестидесятых годов; российские интеллектуалы и деловые люди, мечтавшие в один прекрасный день управлять своей страной через парламентские институты, уже давно доступные людям их уровня в Соединенных Штатах, Великобритании и во Франции».
Далее читаем: «В расколотом мире 1947 года коммунизм и капитализм не скупятся на взаимные коварные обвинения. Соединенные Штаты, с их абсолютным превосходством промышленного потенциала и монополией в области передовых технологий, включая атомную бомбу, в настоящее время неуязвимы для военного нападения со стороны Советского Союза. Для Москвы это было бы чистым самоубийством, и пока что нет никаких свидетельств того, что Кремль намерен совершить подобную безрассудную акцию».
Тойнби подытоживает: «Мы должны искоренить Войну и Классы как таковые – и искоренить их немедленно – под страхом того, что, если мы дрогнем или потерпим неудачу, они сами одержат победу над человечеством… В Западном мире, который открыл ноу-хау изготовления рога изобилия, несправедливость в распределении земных благ, перестав быть практической необходимостью, превратилась в чудовищное моральное преступление».
Думаю, что основные постулаты статьи Арнольда Тойнби, написанной в 1947 году, мне удалось даже не пересказать, а процитировать. Выводы можете сделать сами. Скажу лишь, что советские технократы типа Косыгина, Джермена Гвишиани и академика Сахарова (о чем мне доподлинно хорошо известно), боготворили Тойнби, рассматривали его как одного из мыслителей, подтверждающих историческими изысканиями популярную в восьмидесятые годы прошлого столетия теорию конвергенции – о сближении капитализма и социализма.
Удивительно, но в рассуждениях знаменитого историка нет ни слова о только что поверженной нацистской Германии. Почему бы это?
Обращаю также внимание на то, что в разбираемом нами этюде Тойнби ни разу не упоминает Китай. К тому периоду (1947 год) в результате войны с японцами и гражданской междоусобицы китайцы потеряли сорок или пятьдесят миллионов убитыми и мечтали лишь о горсточке риса для каждого бедняка. Сегодня степень благополучия и научно-технического прогресса в КНР, возможно, выше, чем в США, и уж точно далеко опережает Российскую Федерацию.
Средние классы, в которых Арнольд Тойнби видел источник неиссякаемого прогресса, исчезли с поверхности земли: у средних американцев и европейцев ныне нет никаких накоплений, их съела жизнь в кредит.
Картина мира, нарисованная марксизмом, из которой исходил, скорее всего, Тойнби, видимо, в недостаточной мере отражает политическую реальность.
Когда люди набивают себе карманы тем, что плохо лежит, а ничем иным их набить пока еще никому не представлялось возможным, они безнадежно тупеют. Нельзя исключить того, что непроходимая тупость и алчность правящих сословий приводит к смене эпох и даже к гибели цивилизаций.
Прошло почти семьдесят пять лет со времени мечтаний, о которых поведал нам Арнольд Тойнби. Почему ничему не учит история? Потому что она никогда не останавливается. Предполагать обратное есть ошибка.
11.03.2022
Свидетельство о публикации №222031100465