Этимологическая история села Шиназ

Известно, что многие дагестанские аулы в плане изучения представляют собой неподдельный историко-культурный интерес. Нередко таковыми они являются  и в лингвистическом плане, например, село Шиназ Рутульского района. По поводу происхождения его  названия высказаны ряд версий. Так, согласно  одной из них, название  этого села образовалось   в результате чередования  звуков с/ш от изначального Сыназыр / Сеназыр. По мнению сторонников этой версии, в переводе это означает - «одному». Такой странный вывод  они объясняют  тем, что место, где первоначально возникло село, якобы, принадлежало одному тухуму «Алдыхъанар» (Рамазанов 1990:16). По мнению других  исследователей - «шиназ» персидское слово, которое означает «признающий» (Исламское вероучение) (Лавров 1982:142). Существуют и другие сходные толкования этого названия.

Однако общим недостатком их является то, что они  формулируются без должной опоры на данные языков. В лезгинских языках не встречаются  подобные модели  образования топонимических  названий, вследствие чего они должны быть отвергнуты как не отвечающие научным  требованиям. С точки зрения логики было бы более последовательным шагом сопоставление  слово Шиназ с названием другого рутульского аула Шин, расположенного в Азербайджане,  возводя их к  единой основе «шим», означающий «скальный песок, дресву», как характерный признак местностей,  где образовались эти населенные пункты. Но тут проблема в том, что звучание через «ш»  в  Шиназ возникает, когда произносят его на русский лад, тогда как в рутульском произношении, как указано выше, название аула  имеет звучание Сыназыр.
В порядке спортивного интереса здесь  можно было бы формулировать и новые версии. Например, учитывая тот факт, что село Шиназ расположен на пути следования различных завоевателей  в прошлом через горы в тех случаях, когда они не могли пройти Дербентские ворота, можно было связать  его название с фино-угорским словом  шанза, шэнцэ (шэнзэ) «глаз», перен «сторожевой пост», сохранившегося в марийском, так как фино-угорские народы, к которым относятся и нынешние марийцы, были одним из активных компонентов в завоевательных походах разношерстного племенного массива гуннов. В связи с этими обстоятельствами здесь запросто мог появиться  сторожевой пост, на месте которого впоследствии возникло село. Увязка названия Шиназ с фино-угорскими корнями не должно шокировать, так как из тринадцати народов, перечисляемых сирийским компилятором Псевдо-Захарием 6 в. на севере от  Дербента большинство  являются фино-угорскими племенами. Поэтому не удивительно, что  дагестанские языки изобилуют  такими  старыми заимствованиями из фино-угорских. Заметны они и в топонимике региона.

Еще одной версией могло бы быть  возведение Сыназыр (Се(н)-наз-ыр) к апеллятиву  син со значением «середина; граница», которое  сохранилось в некоторых  дагестанских языках, на основе чего название переводилось бы  как  «серединная (или «пограничная») река», что соответствовало бы лезгинскому названию реки Самур  - Кьулан-вац1. То есть, толкование названия села дать, отталкиваясь от незафиксированного в настоящее  время в речи рутульцев  гипотетическое названия реки, протекающего возле поселения Шиназ.

Однако проблема заключается в том, что версию Сыназыр, как произносят это название сами рутульцы, невозможно считать исконной, так как существует и другие варианты его, например, Сурназ, что бытует  у соседних агулов (сс.Бедюк, Рича и т.д.), с которыми шиназцы вплоть до 60-х годов прошлого века, поддерживали тесные отношения, в том числе и родственные. Так вот, есть веские основания именно эту версию с сонорным -р в структуре считать наиболее близкой к  исходному состоянию. Аргументом в пользу такого утверждения служит то обстоятельство, что, если это было не так, то у  носителей  другого наречия версия с дополнительным  звуковым «балластом»  не могла бы возникнуть  самостоятельно, ибо с точки зрения законов языка нет никакой необходимости в такой фонетической  трансформации заимствованного  слова. Случись такое, ему не было бы объяснений. И наоборот, следует учесть, что иногда те или иные слова по закону консервации  лучше сохраняются на периферии языкового ареала или в контактирующих языках, тогда как  в среде родной речи они получают фонетическое развитие и трансформируются, что мы и имеем в данном случае  с Сыназыр,  из состава которого выпал тот самый сонорный -р  и общелезгинский  гласный *у перешел в -ы, что характерно для рутульского языка. Второй -ы в структуре в результате ассимиляции из -а под влиянием первого измененного гласного.  С учетом этих положений название Шиназ реконструируется  в форме *Сурназар.

Далее, на что стоит обратить внимание, это стечение в восстанавливаемом  слове двух  сонорных звуков -рн-, что не было характерно дагестанским языкам. Такое явление могло иметь место в заимствованных словах  или, если из двух рядом стоящих звуков один подвергался ассимиляции. Учет этих положений дает возможность обозначит их прежнюю морфемную  границу, и получить  в итоге два самостоятельных фрагмента  сур- и -назар, где второй фрагмент -назар  представляет собой трансформированное  обозначение реки (или другого  водного источника) в лезгинских языках (агул. нецв / лец1в, рут. нец1 / нец1ур, цах нец1, лезг. вац1  из этимологического *вандз-ур). Здесь в  языках  представлены разные фрагменты одного и того же апеллятива. К слову сказать, эта лексема  в качестве  обозначения водного источника  в трансформированном виде  встречается и в других дагестанских языках - авар. ицц, анд. инцци, карат. инцци, дарг. гъ-инцц, кайт. иниц, агул. (арс.)  ицц «родник, источник» и т.д.  Такие фонетические процедуры для не подготовленного читателя обременительны, но без них невозможно получить объективные результаты.

Что касается второго  фрагмента  Сур-, то здесь следует брать в расчет чередование гласных в различных  версиях анализируемого  названия: С-ы-назыр, С-е-назыр, С-у-рназ, Ш-и-наз и т.д., в которых гласные -ы, -е, -у, -и  чередуются между собой. Необходимо отметить, что в языках  лезгинской группы такое чередование  является следствием делабиализации (утрата губного компонента) согласных, что можно наблюдать на примере агульских слов   хАл «дом, комната» -  хАлаъ «в доме, в комнате» в буркиханском диалекте, тогда как  в остальных диалектах хАл - хУлаъ. Происходит  так вследствие того, что когда-то  подобные  структуры содержали в себе лабиальный компонент -в, который вследствие делабиализации утратился, но следы остались в виде чередования гласных. То же самое наблюдается в слове йирк1в «сердце», когда лабиальный компонент исчезает  при изменении  слова, вместо которого  появляется гласный -у  ( йирк1-У-раъ «в сердце»). Можно обратиться  и к  межязыковым примерам: агул. т1ул «прут, хлыст», тогда как  в лезгинском языке это слово имеет звучание  «твал» и далее этимологически  *т1авал;  агул ккул «шуба» - лезг.( через стадию квал) - кавал.

Лабиализация или «огубленнное» произношение согласных в дагестанских языках является результатом редукции гласных стоящими перед губно-губным -в, вследствие чего  он слипается с предыдущими согласными, образуя единый артикуляционный узел. Поэтому для таких слов, как приведенные выше, восстанавливаются формы  хал - хвал-*хавал, т1ул - твал - т1авал, ккул - квал - кавал и т.д.. Отсюда по аналогии для части  Сур-  в названии Сурназ также реконструируются формы Свар - Савар, что  в сочетании  со второй  частью -нац1  дает Савар-нац1 - «река (или водный источник) Савар». И наша задача заключается в том, чтобы  выяснить, что означает это слово?

Как нам представляется,  слово «савар» представляет собой этническое имя народа савары, более известное в литературе как савиры. О народе савар-асфалов писал еще византийский император 10 в. Константин Багрянородный. Как он сообщает, мадьяры в Леведии назывались савар-асфалами (крепкими савартами). Когда под натиском разбитых хазарами печенегов (кангар) мадьяры вынуждены были оставить эту страну, то одна часть их двинулась дальше на запад в Ателькузу, а другая направилась на восток и поселилась в Персии, где еще во времена Константина сохраняла свое название саварти-асфалами и поддерживала связь с мадьярами, находившимися уже в нынешней Венгрии.

Относительно этнической принадлежности саваров существует и другие мнения. Так, согласно предположениям Г. Вернадского, саварты (мн.ч.) были норманнами, которые, явившись в область верхнего Донца («Лебедию»), вытеснили оттуда мадьяр. Как он полагает, название завоевателей ошибочно перенесено Константином Багрянородным  на побежденных мадьяр. Тем не менее, савартов  в Закавказье под именами севордик и савардиев  знают армянские и арабские источники, когда в 752 году они восстали против арабов и разрушили Шамхор.

Некоторые исследователи отрицают связь савартов с мадьярами, полагая, что они не могут быть частью мадьяр, поселившейся в персидских владениях в 9-ом веке и полагают, что Константин Багрянородный  что-то напутал и, скорее всего, смешал мадьяр с савирами, которые много раньше не только в 9-ом, но и в 8-ом веке действительно проникалив Закавказье и, поселившись там, стали известны под именем севордик (савардиев). Савиры происходили из той же среды, что и мадьяры, и это могло послужить поводом считать и тех и других частями одного народа.
Что касается собственно савир, то их на Кавказе отмечают со 2 века нашей эры. Но наибольшая активность их приходиться на 5-6 века, когда они в регионе, опережая гуннов,  становятся доминирующей политической и военной силой, с которой вынуждены считаться Византия и Персия. Есть мнение, что именно их - савиров и называли саварами, которые в силу геополитических обстоятельств  к 10 веку вынуждены были  обратно переместиться в Причерноморский регион, где и были разбиты печенегами (кангарами). Конечно, савиры не представляли собой в этническом плане часть мадьяров (венгров), как считал Константин Багрянородный, но они происходили из той же фино-угорской этнической  среды, что и мадьяры, и это могло послужить поводом считать и тех и других частями одного народа.  Савир (саваров) к фино-угорскому этническому массиву помимо прочих  относит и специалист по истории этого народа  С. В. Финник («Этногенез кочевого народа савиров»). По мнению  С.В.Финника савиры фино-угорский народ южного Приуралья близкий к ханты-мансам, на раннем этапе развития перенявший культуру ираноязычных сарматов, но сумевшие сохранить свой язык. Согласно исследованиям Л. Гумилёва, савиры являются этносом самодийской группы, населявший окраину сибирской тайги. Сходных мнений придерживаются большинство современных исследователей.

Что касается нашей темы, то здесь важно учесть, что савары (савиры)  с раннего средневековья обитали на Кавказе, контактировали с местными народами, участвовали в многочисленных войнах, в составе гуннских племен совершали на соседние государства грандиозные набеги. Сохранились сообщения древних историков о том, что гунны, затем и савиры во время своих набегов, если могли пройти Дербентский проход, добирались до стран Закавказья и Передней Азии  верхом на одной лошади. А если Дербент преодолеть не получалось, то пользовались горными тропами и вынуждены были в пути менять лошадей, коих они брали с собой по несколько голов. А, как известно, одним из путей, который минуя Дербент, выводил завоевателей в желаемый регион, лежал через Агул и Самурский хребет по дороге, известно как «Дорога послов», на южном склоне которого и находиться Шиназ. Поэтому вполне возможно, что на месте будущего аула располагался перевальный пункт, где кочевники перед переходом через Главный Кавказский хребет отдыхали у текущей здесь  реки, приводили себя в порядок, что в итоге и послужило причиной возникновения названия Савар-нац1 «река саваров». Возможно, из многочисленных  племен входящих в состав орд номадов, народу запомнился имя саваров в силу того, что, как сказано выше, в 5-6 веках среди прочих кочевников они выступали доминирующей силой. Такие прецеденты, когда в основу местных названий ложатся этнические имена пришлых народов в дагестанской топонимической номенклатуре не редкость. Так, например, по той же схеме, что и Савар-нац1  образовано название центра Кайтагского района Маджалис - этимологический из *Маджар-ицц «Мадьярский источник». Если наши выкладки верны, то хронологически по указанным выше причинам, возникновение Шиназа можно отнести к 5-6 векам новой эры. Таким образом,  выходит, что этому старому дагестанскому аулу исполнилось как минимум 1500 лет - возраст, воистину, заслуживающий восхищение.

Гаджи Алхасов


Рецензии