Слово об агульских михтарах

               

Известие об агульских правителях  с династическим титулом «михтари» (от иран. «великие») мало-помалу входит в исторический дискурс  Дагестана. Впервые о том, что около селения Рича Агульского района  обнаружено несколько эпитафий, где сообщается о том, что здесь похоронено несколько поколений агульских михтаров, начали говорить  в прошлом веке. Известно также, что позже династия была подчинена иранцами, стала вассалом Сефевидов, а последний представитель ее погиб  во время персидских войн в Грузии 1615 году. Это все, чем  располагает историческая наука по этому поводу. Но сегодня к этому можно добавить еще и то, что в 15 веке агульским михтарам  удалось вытеснить из Ширвана, утвердившуюся там ранее в качестве правителей одну из ветвей кайтагских уцмиев. Именно к такому выводу можно прийти, если внимательно изучить известные в литературе факты. Но для начала следует объяснить, как кайтагские уцмии  оказались в Ширване.

В начале 14 в. умирает кайтагский уцмий Султан-Мухаммед. Претендентами на престол становятся два его сына от двух разных жен - Султан-Алибек (по прозвищу «Бек-Киши-хан») и Ильча-Ахмед. Соперничество перешло в открытую борьбу. Сначала большинство общин Кайтага  поддерживало Ильча-Ахмада. Тогда Султан-Алибек обращается за помощью  к своему дяде по матери - кази-кумухскому шамхалу. Когда тот вмешивается Ильча-Ахмад бежит из Кайтага. Он, по примеру своего соперничающего брата, направляется в Ширван искать помощи у своего дяди по матери - ширваншаха  Гершаспа. Гершасп же вместе того, чтобы объявить войну Султан-Алибеку и его покровителю-кази-кумухскому шамхалу  ставит племянника во главу, так называемого, Акдашского магала, который охватывает бассейн р.Туриан-чай, берущей начало у Базардюзи и впадающий в Куру. Оказывается, как сообщают, между истоками этой реки лежали три крупных села - Варданлу, Якублу, Согютлю, бывших, сам того не зная, собственностью Альчи-Ахмеда еще до его прибытия  в Ширван. Предполагают, что это был уделом его матери (сестры ширваншаха), перешедший к Ильча-Ахмаду по наследству. Ильча-Ахмаду такой поворот судьбы понравился и, после того, как стал хозяином этих сел «прикупил» к ним еще одно поселение - Салар-Архы.

Однако пребывание уцмийского рода на землях Ширвана на этом не ограничилось. Со временем  потомки Ильча-Ахмада получили в управление от ширваншаха крепости Кабалу, Будух, Рустоу, Калхан (нынешнее с.Хазра) на важной  стратегической переправе через Самур и группу сел к югу  от него (все населенные пункты с лезгиноязычным населением). Эти земли (включая сюда и вотчину Ильча-Ахмада в верховьях р. Туриан-чай) составляют собой непрерывную полосу - своего рода «барьер», охватывающий неспокойную часть северной границы Ширвана (от Фия до Хиналуга). Как повествуется в  дагестанских исторических сочинениях границы Ширавана  лежащие к югу от линии сел Фий - Маза - Куруш - Хиналуг всегда являются предметом беспокойства ширваншахов  ввиду постоянных набегов «кумухских разбойников» на земли Ширвана. Отсюда становиться понятным желание ширваншахов, передать руководство охраной этих границ в руки своих кайтагским родственников, враждебно настроенных к кази-кумухцам.

В целом, в пределах границ тогдашнего Ширванского государства, в его северной части оформилась своеобразное вассальное владение, состоящее из сопредельных пяти уделов, принадлежащих ветви уцмийского рода - компактный массив территории от Кабалы до Кулхана (с.Хазра) и от Хиналуга - Будуха - Рустоу до рек Ахтычай и Самур.

Однако со временем идиллические отношения между двумя этими властвующими родственными домами начали портиться. Объясняют такое положение дел их разной политической ориентацией - «кайтагцев» на Тохтамыша, а «ширванцев» на Тимура, враждующего с Тохтамышем. Возможно, были и другие причины.

Но как бы то ни было, отношения между ширваншахами и уцмиями стали натянутыми. К этому прибавилось и то, что «в какой-то стычке на поле Кайтага» весной 1446 году погибает один из сыновей ширваншаха Султан-Халила (Халилуллаха), которого прочили в наследники шемахинского престола. Спустя немного времени и после смерти властвующего на тот момент  в вассальном владении Сурака, внука, обосновавшегося здесь первым, уцмия Султан-Алибека, в среде здешней верхушки начинается раскол и на сцене появляются михтары, представляющую одну из этих противоборствующих сторон. Лидерами этой группировки названы Хутайб-махтар, махтар Али и его сын махтар Ходжа. Им противостояли группа, возглавляемая Сайид-Мухаммадом, султан-Мухаммадом и Амир-Чупаном, которые, после ухода из Ширвана, продолжили род уцмиев в Кайтаге, истребленный Тимуром. Противоборство с михтарами в Ширвани они проиграли и, поэтому вынуждены были вернуться в Кайтаг. 

Небезызвестный Р.М.Магомедов (Даргинцы. 1996. т. 1. с.160), рассказывая об этом моменте, не ставит вопросы, кто такие эти михтары, откуда вдруг появились на политической сцене Ширвана и  где до этого были, если ни до, ни после данных событий нигде, кроме как в Агуле они не обозначены? Минуя эти вопросы, он, как бы вскользь отмечает, что «позже правители с этим титулом  утвердились в Агуле, оставаясь там до начала 17 в.».  При такой подаче материала складывается ложное ощущение того, что агульские михтары являются частью властвующей в Ширване уцмийской верхушки, которые впоследствии каким-то образом оказались в горах Дагестана. Однако нет никаких реальных оснований так думать. По нашему мнению, более продуктивно строить логическую цепь в обратном порядке, то есть предположить, что ширванские михтары являются частью агульских михтаров, прибывших сюда сами или приглашенных (скорее всего) в качестве противовеса уцмиям, вызывающих недовольство ширваншахов. Ведь не зря ширваншахи  в борьбе двух противоборствующих группировок содействовали  именно михтарам, а не своим кайтагским родственникам (хотя и михтары в принципе могут оказаться такими же родственниками им). Есть и другие основания  так думать.

Как известно, у агулов с ширваншахами  еще задолго до описываемых событий складывались тесные взаимоотношения. Об этом, например, свидетельствует письмо «ширваншаха к некоторым населенным пунктам страны Лакз». В нем в частности говориться о том, «что мы не желаем ничего, кроме вознаграждения за намерения наши, и не хотим ничего, кроме справедливости, по мере наших сил. Нет (у нас) ни жажды к хараджу их, ни надежды на их налог». Письмо имело целью при содействии духовных лиц Лакза склонить жителей Гумика к исламу  и донести до них позицию ширваншахов.  А, как известно, наиболее  активно действующей силой в этом направлении в то время  и самой близкой к Гумику соседкой была Рича, получившая за свои старания почетное звание Баб ал-кист («Ворота справедливости»). Властвующий в Агуле клан эмиров, впоследствии названных в источниках михтарами, был наиболее пассионарным управляющим сегментом вплоть до начала 17 века в этой части Дагестана. Поэтому вполне допустимо, что ширваншахи могли пригласить некоторых членов этого клана к себе на помощь. Ведь пригласили же они кайтагцев, так почему такое нельзя допустить и  в отношении агулов, тем более, если это более логично с точки зрения хода развития событий?!

Возвращаясь к началу эмиграции представителя уцмийского рода Ильча-Ахмеда в Ширван, нельзя не отметить, что противостояние с его победившим братом Султан-Алибеком в Кайтаге  не закончилось. Отнюдь нет. Бывшие его сторонники Мухаммад-хан, Амир-хан и Амир-Гамза (представляющие уцмийский род) уговорили «правителей Аварии» помочь им  в борьбе против кази-кумухского шамхала. Вскоре отряд «сына аварского малика» Саратана с отрядами  кайтагских союзников, а также с отрядом каких-то тюрок-мусульман осаждают Кумух. И после месяца изнурительной осады и кровопролитного штурма Кумух был взят, а шамхальский род изгнан оттуда. Произошло это в 1318 году. Исходя из этого, есть основания предположить, что полупустое после монгольских походов агульское село Чираг (у даргинцев нет названий населенных пунктов, образованных по такой модели) было заселено переселенцами из Кайтага, ассимилировав постепенно остатки прежнего агульского населения. Ведь именно к диалектам кайтагского языка относится одноаульный чирагский язык, стоящий одиноко в окружении иных наречий. Уцмиям  появление здесь подконтрольного им поселения было необходимо, во-первых, чтобы ограничить продвижение шамхалов на юг через перевал Кокма-даг, то есть, «застолбить» за собой границу. Во-вторых, чтобы укрепить позиции уцмиев в этом важном регионе. А, послемонгольских экзекуций не вполне еще оправившаяся агульская знать в это время не могла противодействовать планам соседей, а шамхалы, как сказано, были изгнаны из своего места.

Существует также информация о задержании в Ширване купцов из Рича по приказу какого-то ширваншаха, которым долго не разрешалось покидать страну. Затем через год разрешение было получено и тогда купцы вернулись домой, забрали свои семьи и вновь отправились в Ширван. Согласно другой устной информации какая-та часть михтаров расселилась и некоторые из них  местом своего пребывания выбрали рутульские села. Но это так сказать, в порядке дополнения к уже изложенному выше.

Гаджи Алхасов


Рецензии