Йошуа 22 Слова, слова, слова

Мой авторский сайт: https://www.danberg.net/

                Глава  22

                Слова, слова, слова

1

Миновало сколько-то времени, как окончился светлый праздник Пурим, но по-прежнему темен был лик Якова. Странный спор вышел у него с друзьями. Он огорчил их. Йошуа, Эйтан и Эльдад чистосердечно полагали и полагают Шем-Ора Ядидью подлинным героем, а Яков восстал. Он все думал, основательны ли доводы его, или они есть всего лишь рецидив заокеанской ереси?

Яков стал замечать появление неких пертурбаций в душе. Мысль спорила с очевидностью, сердце будто бы слепло – глядело в упор на обретенные ценности, да едва различало их. “А вдруг прав Эйтан, - пугал себя Яков, - а что, если и впрямь вселился в меня диббук? Или пока только его предвестники туманят мозг? Нет, не должно быть такого, Боже сохрани. Инакомыслящих всегда мало, страшно оказаться в меньшинстве!”

Яков очень любил сестрицу свою. Узнав, что Йошуа сделал предложение Саре, заранее радовался ее счастью. Да и будущий зять весьма приятствовал ему. Вот только не нравились Якову оговорки да проволочки – сестренка-то тревожится. Не в этом ли подспудная причина томления сердца его? А, может, добрая память об иной жизни за океаном смущала юношу? Не знаем мы этого. Но известно доподлинно, что не унимался в нем дух противления, и расшатывал обретенные душевные устои и посягал.

Заокеанские доходы профессора Идо позволяли ему недурно обеспечивать сына-ешиботника. Поэтому комната Якова была самой просторной, и естественным образом стала местом постоянных духовных посиделок друзей.

К Якову пришли Эйтан и Эльдад, за ними появился Йошуа. Однокашники собрались поговорить с хозяином хоромов по душам. Что тревожит сердце его? Помощь нужна, поддержка? Какие странные речи произносил Яков в праздник Пурим! Молодые, но уже наторелые умы хотели понять не только результат, но и ход его мысли. Иной раз удается обнаружить самое начало кривизны и распрямить оную у исходной точки. С другой стороны, даже в еретических и подвергаемых остракизму суждениях дозволено искать пользу для себя!

Добавим, что вот уж порядочно времени Эйтан и Эльдад с тревогой глядели на свое положение среди соучеников – что-то неладное происходило. Оба надеялись в откровенном разговоре с Яковом прийти к пониманию, кто и в чем заблуждается. Не только наставить друга, но и в собственных замашках отыскать возможный изъян. Подающий помощь сам на нее надеется.   

2

 - Привет тебе, высокого полета птица, - весело начал Йошуа, - что происходит в тридевятом царстве, тридесятом государстве, как поживает славный царь Идо?

 - На заокеанском бездуховном фронте без перемен, - в тон ответил Яков, - а отец в полном порядке, спасибо. 

 - Мы видим, ты печален, Яков. Мысли? – спросил Эйтан.

 - По какой такой тропе они увели тебя столь далеко от нас? – осторожно поинтересовался Эльдад.

 - Я рад приходу аналитиков-лекарей, - ответил Яков, - хотел бы выложить всё без утайки желающим спасти меня друзьям, но, чую, не созрел я. Увы, мыслей моих пути пока неисповедимы для меня. Я должен разобраться сам. Не будем возобновлять разговор, к которому я не готов.   

 - Что ж, ты прав, пожалуй, - заметил Йошуа.

 - Кажется, не я один грущу. О чем вы тужите, Эйтан и Эльдад? – перевел на другое Яков.

 - Нас обоих не любят товарищи в ешиве! – с горечью произнес Эйтан.

 - За нашими спинами говорят недоброе, боюсь, желают зла, - добавил Эльдад.

 - О, поверь, Яков, это не групповая паранойя, они оба правы! – воскликнул Йошуа.

 - Я знаю. Кабы не узы дружбы, и я бы не любил их! – признался Яков.

 - Ты, кажется, снова оригинальничаешь, Яков, - сердито заметил Йошуа, - будь добр, объяснись. Эйтан и Эльдад в учебе преуспели лучше всех, отец ставит их в пример. Они члены общества “Движение за чистоту”. Они спасли иудейку из лап аборигена. Им есть чем гордиться перед всеми нами. И таких людей не любить?

 - Не горячись, Йошуа, - и вы, друзья, не гневаясь, спокойно выслушайте меня, - обратился Яков к Эйтану и Эльдаду, - боюсь, в достижениях ваших кроется тайна нелюбви к вам.

 - Как так? – разом изумились Эйтан и Эльдад.

 - Я расскажу одну правдивую историю, - сказал Яков, - вот она. За океаном, в школе, которую я посещал, красовались два отличника. Прочие ученики на них косились, избегали. Те же, видя стойкое недружелюбие, перестали заискивать и искать благосклонности товарищей, обособились, возгордились и в отместку стали открыто восхвалять себя при всяком случае. Их возненавидели. Однокашники начали поколачивать усердных школяров и обвинять в мнимых грехах.

 - А что же родители двух бедолаг? – спросил Йошуа.

 - Родители перевели отроков в другую школу, - сказал Яков, - но на беду свою эти двое, в науках хоть и были хватки, а житейский урок не усвоили. Вернулись колотушки, но они не исцелили гордецов. В кровь проникла отрава превосходства, которым они по-прежнему кичились. Мысль о первенстве искупала вражду и синяки.

 - Это притча? – подал голос Эйтан.

 - Это намек на нас с Эйтаном? – догадался Эльдад.

 - Не только на вас, - заметил Йошуа, - полагаю, Яков намекал на народ иудейский.

 - Что делать, приходится платить за сладость избранности! – сказал Яков.
   
 - Как же не гордиться избранничеством? – вскричал Йошуа, - ведь нас избрал Господь!

 - Человек выше всего ценит в себе то достоинство, которое дано ему по праву рождения и потому неотъемлемо, - изрек Яков.

 - За избранность иудеи дорого платят, - сказал Эйтан.

 - Важно, чтоб было чем платить. Золото – вечная защита иудея! – добавил Эльдад.

 - В сегодняшнем Ханаане иудеи, то бишь славные ортодоксы, не надрываются в добывании вечной защиты, ибо вдоволь получают ее от государства апикорусов, - невинно бросил Яков.

 - Опять камень в мой огород! – с досадой проговорил Эльдад.

 - Тутошние иудеи живут среди своих, и посему загадочно их вожделение к добровольным гетто, и зачем им выделяться средневековой одеждой и многим прочим? Межи да грани – ссоры да брани! – полушутя заметил Яков.

- Отличие избранников от прочих должно быть во всем – и в духе и в материи, - твердо заявил Эльдад, - ты ошибаешься, заокеанец: не свои вокруг нас! Кишмя кишат греховные соблазны снаружи плотной ограды, оберегающей слабых волей от падения. Запомни, Яков, иудеи-безбожники – неиудеи, и отношение к ним – сообразное, - разразился Эльдад речью, - а миролюбие заокеанских сынов Израиля – глупость, ибо наша нескончаемая война с аборигенами уж тем полезна, что отвлекает ханаанских безбожников от сведения счетов с нами, подлинными иудеями. Нечестивцы с винтовками – это чернь, ослиными челюстями кусающая знатоков Писания. Враждебность же народов есть благо, спасающее иудейское племя от смешения и растворения!

 - Яков, не обижай Эльдада, - попросил Эйтан, - ведь он совершенно примкнул к нам, он записался в армию обороны Ханаана!

 - Я не хотел тебя обидеть, дружище, - проговорил Яков, обняв Эльдада за плечи, - я знаю, много недружелюбия приходится терпеть ортодоксам, но они за словом в карман не лезут – придумали бойкие ответы и не тужат. В твоей тираде ничто для меня не ново. Боюсь, я не созрел пока до понимания всех ее высот.

 - Я рад, Яков, что Эльдад не сердится, - сказал Йошуа, - и оставайся, пожалуйста, душою с нами, вместе станем дожидаться Мессию.

 - Я вижу дело таким образом, что ожидание спасения вовсе не означает безмятежного отсиживания со сложенными руками. Мы не имеем права ограничиваться соблюдением собственной праведности! – воскликнул Яков.

 - Разумеется! – вскричал Йошуа, - у иудеев не существует личного спасения, и лишь тогда придет Спаситель, когда все поколение достойно будет!

 - Яков, вспомни преступление Ахана! – добавил Эльдад, - согрешил один, а наказан был весь народ! Коли беда одного – всех беда, то и радость одна на всех, или нет ее вовсе!

 - Выходит, не дождаться нам Спасителя, - грустно проговорил Яков, - никогда не сгинут нечестивцы – ведь неизбывны искушения зла.

 - Ты верно ценишь людей, но вывод твой ошибочен, - сказал Эйтан, - к нам непременно придет Мессия! Сейчас главная преграда на его пути – присутствие неиудеев в Святой Земле. Но в наших силах убрать с его дороги сей камень преткновения, и не споткнется Спаситель, и не упадет, не разобьется. А для нечестивцев существует ад, не так ли?

 - Мы, поселенцы, – маяк Спасителю, ибо мы освобождаем землю Ханаана и обустраиваем ее, как завещали нам великие Моше и Йошуа! – воскликнул Йошуа.

 - Мы исполняем важнейший наказ Господа – мы заселяем Святую Землю! – торжественно добавил Эйтан.
   
 - Друзья! – обратился к гостям Яков, - обеспокоенные моим инакомыслием, вы пришли ко мне, дабы разобраться, что творится в душе моей. Да и ваши собственные затруднения хотелось вам разрешить. Помогла нам взаимопомощь? Достигнуто желаемое?

 - Ах, Яков, боюсь, нам это не удалось! – с улыбкой заметил Эльдад, - да и много ли проку в помощи? На какие ходули ни встань, а без своих ног не обойтись!

 - А говорили-то о многом! – усмехнулся Эйтан.

 - Надеюсь, не хмель недавнего Пурима помешал нам, - заметил Яков.

 - Предлагаю впредь не судить, что лучше или хуже – одномыслие или терпимость к мысли одного. Дадим друг другу пять! – воскликнул Йошуа.

Три руки легли на протянутую ладонь Йошуа. Первыми ушли Эйтан и Эльдад.

 - Когда свадьба? Не пора приглашения рассылать? – спросил Яков.

 - Скоро Сара пройдет через судилище принятия веры. Сей синедрион тебе знаком. Затем я должен получить благословение деда. Срок не называю – сглазу боюсь, - сказал Йошуа.

 - Не сглазу, а Аврама-Ицхака ты боишься!

 - Может, ты и прав!
 
Целиком повесть опубликована здесь:
https://s.berkovich-zametki.com/y2020/nomer4/berg/
https://s.berkovich-zametki.com/y2021/nomer1/berg/
https://s.berkovich-zametki.com/y2021/nomer2/berg/
https://s.berkovich-zametki.com/y2021/nomer3/berg/


Рецензии
Увы, ничего человеческое евреям не чуждо:—(((И есть недостойные мнящие себя лучше других. Оттого и страдаем, что нет единства в народе:—(((с уважением:—)) удачи в творчестве:—))

Александр Михельман   11.03.2022 18:08     Заявить о нарушении
Спасибо.

Дан Берг   11.03.2022 18:36   Заявить о нарушении