Уроки нравственности

В вагоне поезда

   Поезд № 635 Акмола – Омск отходил поздним вечером точно по расписанию. Посадка на станции Кокчетав завершилась. Провожающие вышли из вагонов и пассажиры укладывали дорожные чемоданы, сумки. Кому ехать предстояло всю ночь, устраивались на ночлег, знакомились с попутчиками - соседями.
 
   Нас в купе пока поселилось двое. Вторым оказался мужчина лет  тридцати. Невысокого роста, широкоплечий, с округлым приятным лицом. Звать Геннадием. Уже более двадцати лет живёт он в Сибири, в Братске, а в Кокчетав приезжал погостить к родным. И вот едет обратно.

    Как только поезд тронулся, в купе зашёл проводник и спросил: «Будете брать постельное бельё?»

   –Да, конечно, – ответил я и поинтересовался,– сколько стоит?

   –Восемь тысяч рублей, – был ответ

   «Ого!» – удивился я столь, как мне показалось, высокой цене. Давно не ездил а ближнее зарубежье и отстал, видимо, от постоянного роста стоимости железнодорожного сервиса. Да и сумма, выраженная в тысячах за такую услугу, без привычки, признаюсь, шокировала. Тем не менее, я сделал движение рукой в направлении кармана пиджака. И тут же спохватился: «Вот это да! У меня же нет российских денег, только тенге! Ну что ж, придётся спать на голом матрасе, – успокаивал себя. – Всего-то одну ночь».

   Услышав моё огорчение, сосед - попутчик (он бельё себе уже взял), быстро, причем молча, достал из своего кармана восемь тысяч российских рублей и подал проводнику. Тот всё понял, вручил мне комплект постельного белья и ушёл в следующее купе. Я смутился, был очень тронут удивительной внимательностью совершенно не знакомого человека. В первую минуту не знал, что и сказать. Надо же! Никогда не попадал в такую историю.
 
   Пытаясь из неё выбраться, успокоить совесть, полез в карман с мелькнувшей надеждой: авось, обнаружатся кроме тенге и рубли? И... о, чудо! Там действительно лежали ровно восемь тысяч российских рублей, которые, как позже узнал, мне положила моя заботливая жена перед самым отъездом на вокзал. Я же второпях совсем о них забыл, как и про необходимость брать в вагоне постельное бельё именно за российские рубли. Проверил лишь, на месте ли билет, а в Омске рассчитывал на рубли родственников.

   С радостным облегчением я отдал эти деньги попутчику, тем самым (что считал немаловажным) не остался в долгу. Ну ещё немного поговорили, переведя этот необычный случай в «ЧП» вагонного масштаба. Чего не бывает в дороге! И, довольные  благополучным концом, улеглись спать. Как-никак было приятно: оба при чистом постельном белье. Но мне не спалось. Занимала, интриговала не сумма денег. Важны мотивы поступка. В чём же они?

   Утром, приготовившись к выходу, мы сидели друг протия друга. За окном мелькали уже пригородные пейзажи, поезд сбавлял скорость. А я продолжал думать. Вот мы сейчас выйдем на перрон и расстанемся навсегда. И, к сожалению, я так и не узнаю, что это за человек, мотивов его пусть невеликого, но по-человечески великодушного поступка.
   И я решил спросить: «Геннадий! Вот вечером ты расплатился с проводником, узнав, что у меня нет российских рублей, причём так запросто, будто платил за себя. Ведь если бы я не нашёл в кармане этих рублей, то остался бы в долгу перед тобой и, кто знает, смог бы вернуть…».

    «Ну, что вы!» – не задумываясь, ответил он. – У меня и в мыслях не было про «отдаст – не отдаст». Я просто подумал в этот момент: «Ну, как это он, то есть вы, пожилой человек, по возрасту мне отец, целую ночь будет спать под стук колёс на голом, к тому же, посмотрите, далеко не чистом матрасе. А я, молодой, здоровый, рядом – на свежей простыне. Не мог я поступить иначе. А восемь тысяч не такие уж сейчас большие деньги. Не обеднею».

   Что и говорить, прекрасный ответ! Тут и мотивы поступка. Они могут исходить только от людей щедрой души, готовых прийти на помощь.

   Таких всегда было много. Есть они, как видим, и в наше архитрудное время, среди возросших, к сожалению, чёрствости,  равнодушия. При встрече с такими людьми становится легче на душе, а мир вокруг – светлее.


«Не вязните…»

   Об этой «мелочи» жизни из сферы человеческих взаимоотношений поведал приятель. Довольно отчётливо высветилась она однажды в домоуправлении. На оплату за коммунальные услуги, как это часто бывает, собралась очередь, Как будто между давними знакомыми, завязался откровенный разговор, конечно же, на самую злободневную тему: о тяготах нынешней жизни, главным образом, учитывая обстановку, о постоянном росте цен за коммунальные услуги, которые тяжелым бременем ложатся на семейные бюджеты. Где ещё, как не здесь, отвести душу. Давая выход накипевшему, собравшиеся посылали далеко не лестные слова в адрес верхних и местных властей.

   Заняв очередь, в то же разговорное русло пытался вступить и я. И обратился с каким-то вопросом к стоявшему рядом пожилому мужчине. Он промолчал, Я подумал, что он плохо слышит, и вопрос повторил.

   – Что вы ко мне вязните! – наконец ответил он нервно, резко, грубо. И отвернулся.

   Мне, признаться, стало так неловко, неприятно, будто обругали меня неизвестно за что. Более того, начал искать за собой вину. Может быть, сделал что-то не так?

   Несколько минут успокаивал себя: «Ну, не волнуйся, ты ни в чём не виноват. Да и событие не столь уж ныне редкое. Грубость, хамство – на каждом шагу. Появилось много злых, раздражённых людей. И этот мужчина, скорее всего, из таких. А может быть, принёс сюда половину своей скромной зарплаты или пенсии, и, сжимая в руках эти купюры, мрачно размышлял: как жить дальше, на что кормить семью?»

   – Но слушай, помолчав с минуту, – продолжил приятель, – Самое-то интересное было впереди. На следующий день я пришёл в то же домоуправление и опять занял очередь (накануне кассирша отказалась принимать деньги, сославшись на окончание работы).
   И тут ко мне вполне вежливо обращается пожилой мужчина: «Не знаете ли вы?»… Взглянув на него, я  обомлел: да это же тот самый, который вчера... Не получив ответа сразу, он, не понимая в чём дело, пристально всматривался в меня. Я же мысленно про себя, проговаривал: «...Ещё и обращаешься, как ни в чём не бывало! Как же тебе ответить, чтобы проучить за вчерашнее  хамство? Во мне заговорили, заспорили два голоса. Первый жёстко настаивал; «Плати той же монетой, он того заслужил». Другой: «Ну, будь снисходителен, прости ему вчерашнюю выходку».

   Я повиновался первому голосу, вспомнив известную пословицу: «Как аукнется, так и откликнется!» Поэтому с нарочитой злостью ответил: «Что вы ко мне вязните?!» И стал вглядываться в его лицо. Как понял, вчерашний хам узнал меня, явно смутился, даже съёжился. И, не промолвив ни слова, быстро отошёл в сторону.  Возможно, этот случай будет ему уроком? Как знать.

   Павел Капитонов, газета «Степной маяк», 25.06.1996, город Кокчетав

   К публикации подготовила материал Лариса Капитонова.


Рецензии