Енисейск древняя столица Сибири. Издание 2-е Гл. 7

Глава 7.  Город  Енисейск.

С 1645 года на Российском престоле уже Алексей Михайлович Романов, сын царя Михаила Федоровича, основателя и крестного отца  Енисейского острога.  Ему всего 16 лет, но за его спиной стоит опытный царедворец и политик боярин Борис Иванович Морозов, воспитывавший и обучавший Алексея Михайловича с 5-ти летнего возраста. Его влияние на молодого царя было так велико, что этот гениальный манипулятор и аферист фактически единовластно управлял государством Российским до самой своей смерти.
Несмотря на то, что царь Алексей Михайлович за свой кроткий нрав и чрезмерную религиозность получил в народе прозвище «Тишайший», его период правления  вошел в историю России как «бунташный».
Именно в годы его правления произошли в народе страшные   восстания: «хлебный» бунт, «медный» бунт  и как результат народного недовольства – кровопролитная, крестьянская война под предводительством Степана Разина.
С высочайшего благословения и при полной поддержке царя патриархом Никоном была проведена церковная реформа в одночасье напрочь, расколовшая православие. Трудно даже представить, сколько горя  и несчастья принесла России, политика этого «тишайшего» царя Алексея Михайловича.
***
В виду отдаленности Енисейска события, происходившие в центральных регионах России, напрямую его почти не коснулись.
Город рос, расширялся и благоустраивался.
В 1635 году Енисейский острог получил статус города и как символ власти  свою канцелярскую печать и герб: два соболя, между ними стрела, а под ними стрелецкий лук к низу обращенный. Изображение на гербе говорило само за себя, Енисейск - меховая столица России. Основной и главный поставщик валюты в казну государства.
***
Переселенцы из центральной России обустраивались. Летом стоял визг пил и стук топоров. Это вновь прибывшие из России переселенцы строили свои жилища. Кое-где можно было увидеть и чумы остяков, и берестяные конусные «урасы» тунгусов. Они прибыли в город чтобы обменять шкуры, мясо, рыбу на необходимые им товары; ткани, иголки, нитки. В ходу были и боеприпасы.  Многие националы к этому времени уже обзавелись огнестрельным оружием.
Как правило, аборигены жили на  «посаде» за стенами острога и вдоль реки Мельничной. Правда расположенная в устье Мельничной, верфь где строили струги и «дощаники», теснила их дальше, туда, где на речке Лазаревке было стойбище остяков.
Некоторые посадские казаки уже становились пашенными и добровольно обрабатывали землю, не бросая, однако, и казачью службу. Они объединялись в небольшие коллективы и где-нибудь на отшибе создавали деревню в пять-шесть дворов, правда, в таких случаях им отменяли или же сильно сокращали выдачу хлеба, составляющего часть их довольствия. Некоторым, из них даже  оказывалась государственная поддержка в виде подъемных,  стимулируя развитие сельского хозяйства в Енисейском уезде.
Поддерживая, таким образом, крестьян, государство, соответственно, снимало с себя часть обязанностей связанных с поставкой ржи и овса, через Маковский, волок. В связи с увеличением населения уезда, хлеба требовалось все больше и больше, а доставлять его по старинке из Тобольска было очень обременительно и непродуктивно.
К этому времени население уезда уже составляло более четырех тысяч человек. Сам острог уже сильно обветшал, но до сих пор производил впечатление внушительное и грозное. Размеры острога за полвека значительно увеличились. Его длина по периметру составляла более полутора километров, башен теперь насчитывалось восемь, а не три, как ранее. Четыре башни с воротами, т. е. проезжие, еще четыре без ворот — глухие. Кроме хлебных амбаров и воеводского двора был ясачный амбар, а также все избы администрации острога, ну и конечно же, тюрьма.
Так как территория Енисейского острога принципиально увеличилась, то внутри его теперь оказались две церкви — Введения Пречистой Богородицы и Воздвижения.
За стенами острога снаружи существовали два монастыря: Иверский женский монастырь и Спасский мужской монастырь. Еще одна церковь — Богоявления Христова — стояла на берегу Енисея. Под ней находились подвалы для хранения продовольствия, предназначенного для отправки в Красноярский острог. Еще на посаде были склады, тоже с хлебом, для доставки уже в остроги, расположенные по реке Верхняя Тунгуска и ее притокам, и на реке Лена.
Товарооборот внутреннего енисейского рынка в то время составлял почти сто тысяч рублей — деньги по тем временам колоссальные.
В последний год царствования Алексея Михайловича, в 1676 году, Енисейск станет «разрядным» городом. Вся Сибирь теперь разделена на три разряда: Томский разряд — низовья реки Оби, Тобольский разряд — среднее и верхнее Приобье и Енисейский разряд — средний Енисей.
В Енисейский разряд, кроме Енисейского уезда, войдут Иркутский и Албазинский уезды, Красноярский, Нерчинский и Мангазейский уезды — в общем, почти половина всей Восточной Сибири.
Меняется в Енисейске и население. Теперь уже коренными сибиряками считаются не только националы, но и русские, пришедшие сюда около полувека назад,  их дети, и внуки.
Ранее существовавшей практике несения службы по принципу вахты, так называемой «годовальщической», приходит конец. Служилые люди не хотят постоянно ходить в Енисейск с городов Дона, Урала или севера России, чтобы прослужив один год в Енисейске, снова возвращаться в свои дома. Им проще перевезти свои семьи в Сибирь, в Енисейск. Тем более, что город растет, развивается, земли вокруг полно.  Кто не женат, тем вообще проще — они обзаводились семьями здесь, беря в жены или переселенку, или «ясырку», девушку из местного населения.
«Ясырок», как правило, покупали в качестве временной жены, а потом продавали, но были случаи и венчания. И это уже никого не удивляло, ведь они теперь были все православные христианки.
Также практиковалась и покупка у купцов «гулящих женок». Сразу предупреждаю, это не то, что вы подумали. «Гулящая» означало незамужняя, свободная. Их в большом количестве стали в то время завозить в Сибирь специальные купцы с одобрения властей и даже с их поощрения. Проблема демографии интересовала правительство России и в те времена так же, как и сейчас.
  Чем больше проходило времени с момента совместного проживания русских переселенцев бок о бок с коренным населением Сибири, тем больше было случаев смешанных браков, тем сильнее это влияло и на хозяйственный и бытовой уклад в жизни обеих сторон. На культурное и морально-нравственное развитие их детей и внуков, т. е. происходил ассимиляционный процесс, причем в пользу русского этноса. Сибирь поистине становилась русской.
Но не только за счет служилых людей прирастало население Енисейского уезда. Поскольку переселения на новые земли являлось государственной политикой, в Сибирь пошли крестьяне. А так как основная масса крестьян в России на тот период времени была крепостными и принадлежали помещикам, то посылались в Сибирь, в основном, государственные крестьяне. Царь никогда не пошел бы на ущемление прав помещиков, являющихся опорой самодержавия.
Учитывая, что перенести сюда какой-либо скарб из европейской части России для отдельно взятого человека было невозможно, переселяемые в Сибирь крестьяне получали подъемные. Как правило, на обзаведение имуществом крестьянская семья получала в среднем 25 рублей.
Но не только добровольно приезжали в Енисейский уезд переселенцы из России. Нескончаемые бунты и восстания, крестьянская война Степана Разина, неудачная церковная реформа патриарха Никона  все это породило небывалый доселе приток в Сибирь каторжан и беженцев.


Рецензии